Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991




Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.

3.Византизм и славянство. – М., 2001.

4.Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995.

5.Трубецкой Н.С. Пути Евразии. – М., 1992.

6.Шпенглер О. Закат Европы. – Минск, 2000.

7.Шпенглер О. Закат Европы. т.1. – Ростов-на-Дону, 1998.

 

Тема 4. Этногенетическая концепция культуры Л.Н. Гумилёва

 

Красный луч – прогрессивное социальное развитие, желтый цвет с оранжевым золотистым оттенком – культурная традиция, сине-зеленые тона – воздействие климатических изменений вечно колеблющегося воздушного океана и белесый ультрафиолет, невидимый, но обжигающий кожу – пассионарное напряжение. (Л.Н. Гумилев)

 

D Всё бы хорошо было в философии культуры Шпенглера и Данилевского, если бы не одно «но»: что движет культурами, что является их энтелехией (внутренней движущей, жизненной силой, энергией)? Почему одни народы создают великие культуры, – у них откуда-то берется на это энергетический потенциал, – а другие так и прозябают в «первобытном» «растительно-животном» состоянии, ни к чему такому не стремясь, ни на что подобное не претендуя.

Проблему энтелехии народов и создаваемых ими культур, единственный, наверное, из всех исследователей истории и культуры, решил, предложив, по крайней мере, интересную и многое объясняющую гипотезу, Л.Н. Гумилёв, – посредством введения понятия пассионарности.

Пассионарность (от фр. рassion – страсть) – степень энергетического потенциала, активности того или иного человека, того или иного народа, созидающего культуру. Гумилёв даёт множество определений пассионарности, но среди них выделяется следующее: пассионарность – как способность к целенаправленному сверхнапряжению. «Пассионариями в полном смысле слова мы называем людей, у которых этот импульс (способность к сверхнапряжениям) сильнее, чем инстинкт самосохранения». (Л.Н. Гумилев)

Пассионарность, стоит сразу оговориться, не есть нечто сугубо положительное, «хорошее» само по себе, отнюдь; пассионарность есть чистая возможность того, что может быть создано (культура); это просто избыточная энергия, активность человека и этноса; многое зависит от ее вектора («культурной доминанты», по Гумилёву), она может быть разрушительной, даже самоубийственной для одержимого ею народа или человека; но она, – как некое противоречие в системе, – есть движущий фактор ее развития, – оно, это противоречие, может разорвать систему изнутри, но ежели оно мерно и оформлено, находится в гармонии, – в античном смысле, т.е. в единстве противоположностей, мерной их напряженности, – подобно натянутой тетиве лука и рвущихся в разные стороны кончиков древка лука, – то система действует, бурно развивается; а ежели нет этой внутренней энергии (энтелехии), то ни о каком созидании и речи быть не может, только прозябание одно; а тут – вдруг появляется негентропийный родник: пусть лишь как возможность, но хотя бы как возможность: возможность творчества и созидания.

Эта энергия, этот «жизненный порыв», может выливаться и в творение произведений искусства, а может и в захватнические войны, может в религиозный прорыв, пророчества, а может и в создание сильной государственной власти etc. Энергия может быть приложена как угодно, – но если ее нет, повторюсь, то ничего не будет, никакой культуры, тем более высокой, аристократичной, только первобытные пляски да поедание родственников (и в прямом, и в переносном смысле).

Пассионарность – явление, по сути, природное. Шпенглер и Данилевский тоже говорили, что культура органична, «вырастает из земли», есть особый отпрыск, форма природы-жизни. Пассионарность – следствие мутагенного воздействия биосферы на человека, солнечной активности, космической энергии, вкупе с иными биосферными факторами, которые творят определенную, возможно, генетическую мутацию в том или ином топосе.

Замечательный античный философ Гераклит как-то сказал две, казалось бы простые, но очень точные фразы: «всем правит молния» и «всякая тварь (ползающее) бичом пасется».

«Всем правит молния» – следствие гераклитовского представления об Огне (метафоре Огня) как сути мироздания; так вот, «всем правит молния» – это будто сказано о том, что Гумилев впоследствии назовет пассионарным толчком. Выражение «всякая тварь (ползающее, пресмыкающееся) бичом пасется» более «приземлено», сказано, будто, непосредственно о человеческой власти, о том, как пастух пасет свои стада или властитель – подданных; но, взгляните, в кого обращается вчерашнее «пресмыкающееся», которое затронул удар пассионарной, «биосферной», молнии, «бича»: из лягушачьей, перспектива его бытия, по выражению Шпенглера, становится орлиной!

Пассионарный толчок, производящий генетическую мутацию человеческих особей, подобен, по сравнению самого Гумилева, удару бича (молнии!), оставляющего на теле исторического этнического ландшафта своеобразные невидимые рубцы, – вытянутые в длину на несколько тысяч километров и в ширину до 300 километров: действительно, шрам, воспаленный по краям. И люди, доселе прозябавшие в сугубом удовлетворении примитивных потребностей, – поесть, поплодиться etc., – обретают, на всем протяжении этого удара, избыточный энергетический потенциал, неизбывное стремление к чему-то большему, нежели удовлетворение примитивных инстинктов, их горизонт словно сам собой расширяется, пусть во многом и бессознательно, и некая сила словно бросает их на завоевание чужих земель, творение поэм, в путешествия «за три моря» и т.п.

Несколько достаточно комплиментарных друг другу этносов при определенных историко-природных условиях могут сложится в некоторый суперэтнос, т.е. скорее уже именно культурную общность, представляющую собой особое целое, несмотря на множество противоречий и различий. Например, романо-германская (фаустовская) культура создана «романо-германским» суперэтносом, сложившимся из, соответственно романских народов, – итальянцев, испанцев, отчасти французов, – и народов германских, – немцев, англичан (англосаксов), скандинавов, голландцев, отчасти французов etc., – находящихся, на разных этапах своего этнокультурного становления друг с другом, и даже внутри себя, в тех или иных противоречивых отношениях, но, по сути, представляющих собой некое целое; да и этнические корни у этих народов, во многом, подобны: современные французы складывались из германских народов, – франков (давших, кстати, имя Франции), норманнов (викингов), бургундов, вестготов, плюс – романский (римляне) значительный элемент, и еще плюс – жившие на этой территории, захваченные римлянами, галлы (кельты) и т.д.; испанцы складываются из римлян, захвативших Пиренейский полуостров, живших там до римлян кельтов, иберов, затем – значительная доля арабского элемента, захвативших эту территорию в начале новой эры, смешавшихся с теми же вестготами, аланами, свевами и пр.; современные англичане – потомки англов и саксов, германских племен, частично вытеснивших, частично ассимилировавших кельтов-бриттов, плюс – «второе пришествие» на «туманный Альбион» германцев в виде норманнского завоевания Англии, плюс значительный римский элемент и т.д.

Нет и не может быть народов «исконно» живущих на той или иной территории, поскольку а) все народы откуда-то когда-то пришли и б) все народы из кого-то, образно говоря, «вышли», сложившись из предшествовавших им народов и племен, нет этносов «вечных».

Часто, в истории, под одним и тем же именем существуют, сменяя друг друга, совершенно разные уже народы. И, в то же время, что значит «коренной» народ, живущий на «своей исконной» территории? – это, значит, просто данный народ утвердился на этой территории последним.

Культура, в концепции Гумилева, есть производное деятельности этноса, скорее сказать даже – суперэтноса. Великие культуры создаются суперэтносами. «Культурно-исторические типы» Данилевского – суперэтническое производное (вспомните один из его законов образования культурно-исторического типа – «внутреннее культурно-этническое разнообразие»).

 

D Суперэтнос (этнос), затронутый пассионарным толчком, в своем становлении переживает определенные этапы, фазы развития:

1.Фаза пассионарного подъема (в которой может различаться и фаза «пассионарного толчка», первая стадия подъема; вторая его подстадия тогда будет носить название пассионарного «перегрева»; иногда случается и особая стадия, именуемая Гумилевым «инкубационным периодом», т.е. время, в течении которого этнос как бы копит энергию для будущего рывка): длится» 150-400 лет.

2.Акматическая фаза (от греч. akmh - расцвет). Это фаза наибольшей жизненной активности этноса (суперэтноса), внутреннее его бурление, распространение им своего влияния на окрестные территории, ландшафты и народы, впоследствии – создание высокой культуры; пора ее» 300 лет.

3.Фаза надлома. Это эпоха, когда этнос (сложившийся суперэтнос), растратив былую пассионарность, словно бы надрывается, не в силах уже творить так, как творили его великие предки, и держать то, что создано этими предками; иногда эта фаза проходит довольно удачно – без каких-либо особо негативных последствий для суперэтноса (этноса), как, например, в Европе (эпоха позднего Возрождения и Новое Время); иногда эта фаза проходит с довольно значительными потерями для суперэтноса, как, например, в России (с середины ХIХ в. по сию пору); иногда в этой фазе суперэтносы (этносы) просто погибают; надлом – своего рода кризисных возраст, по аналогии с жизнью отдельного человека; время надлома» 150-300 лет.

4.Инерционная фаза. Фаза «золотой осени», по выражению самого Гумилёва, суперэтноса; эта фаза, при довольно удачном прохождении гололедицы «надлома», есть торжество обывателя – человеческого типа, промежуточного пассионариям и субпассионариям, эпоха торжества Homo oeconomicus (торгашей), для которой они, по выражению Гумилева, как для своей любимой стадии, «придумали почетное название цивилизации» (!); фазу характеризует растущее стремление к материальным благам и в то же время явный дефицит мужества; период инерции» 150-350 лет.

5.Фаза обскурации (от лат. obscuro – затмевать, затемнять) – т.е. новая «зима» этноса (суперэтноса), полная победа энтропии над ним, охлаждение; если инерция, говоря словами французского философа Бодрияйра, есть время cool-культуры (прохладной), то фаза обскурации – это уже не прохлада, а полная апатия и лёд, отсутствие народной и индивидуальной воли к жизни, постепенное торжество субпассионариев; распад этноса (суперэтноса) как народа, человека как личности; в этой фазе этнос (суперэтнос) может пребывать, уже даже не будучи, по сути, этносом в полном смысле этого слова, сколь угодно долго, если на его богатство и территории не позарятся другие, более активные этносы (суперэтносы); в фазе обскурации суперэтнос если как еще и существует, то лишь благодаря созданному материально-техническому капиталу, наработанному в предыдущие эпохи.

Можно еще выделить фазу мемориальную (6) – период, когда суперэтнос уже в основной массе распался, однако остались некоторые его анклавы, осколки былого величия, суперэтноса, хранящие какие-то остатки традиций и исторической памяти, мифологию (но уже как вполне сказки), фольклор.

Весь, полный, цикл этногенеза (подъема и спада этноса) составляет» 1000-1500 лет.

Развитие культуры по отношению к этногенезу обычно словно несколько запаздывает, ибо культура есть, в значительной степени, след творческой деятельности этноса (суперэтноса), а след всегда остается только после шага.

 

! «В фазе этнической инерции способность к расширению ареала снижается, и наступает пора воздействий на ландшафты собственной страны. Растет техносфера, т.е. количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари, – разумеется, за счет природных ресурсов… Облик этого упадка обманчив. На него надета маска благополучия и процветания… Но это – утешительный самообман, рассеивающийся после того, как наступает последний, и на этот раз роковой фазовый переход…» (Л.Н. Гумилев)

 

? Раскройте с позиций концепции Гумилёва следующее рассуждение русского философа Н.С. Трубецкого: «Как религия создает культуру, так и культура – этнологический тип, а этнологический тип выбирает или находит «свою» территорию и существенно, по своему, ее преобразует…»

 

D Обратим внимание на некоторые пассионарные толчки, по Гумилёву, создавшие новые суперэтносы и новые культуры (культурно-исторические типы), оказавшие значительное влияние на современное положение вещей, культуру и геополитический расклад в мире (географические координаты даны в современных названиях):

~VIII- IX в. до н.э. Линия – от северной Италии, через Грецию – до Ирана (тогдашней Персии): создание великих культур Древнего Рима, Древней Греции, Персидского царства и др.

~I в. н.э. Линия – от полуострова Ютландия (Дания) – через Стамбул (Константинополь) до Палестины: начало натиска германских и славянских варваров на состарившуюся Римскую Империю, разрушение, в конце концов, ее, создание, впоследствии, Франкского государства (Империи Карла Великого); расселение славян с берегов Дуная по территории России, освоение и захват ими этих территорий, образование, впоследствии, Киевской Руси; образование Византийской (Восточной Римской) Империи; появление и распространение Христианства.

» 800 г. Линия – от Скандинавии, через северо-запад Франции, юг Англии, Испанию, до Португалии: походы викингов, создание, впоследствии, Королевства Швеции, крестовые походы, реконкиста в Испании (освобождение от арабского ига), создание сильных Королевств Испании, Франции, Германии etc.; впоследствии – создание единого романо-германского суперэтноса, колонизация Америки; причем, стоит заметить, этот пассионарный толчок лег на еще довольно горячую Европу, – со времени предыдущего пассионарного толчка прошло всего-то лет 700-800; оттого – довольно сильный перегрев.

» XI-XII в. – Линия – от Байкала, через север Монголии и Приморье: монголо-татары: захват ими Китая, Средней и Передней Азии, лесостепной зоны состарившейся к тому времени Руси.

» 1250 г. – Линия – от Прибалтики и Западных областей России, через Украину до полуострова Малая Азия: расцвет Великого Княжества Литовского, создание Речи Посполитой; России (впоследствии – Российской Империи); Османской Империи, захватившей всю Переднюю Азию, север Африки и юго-восток Европы; создание русского (российского) суперэтноса.

 

? Тематические вопросы:

1) Что такое «антисистема», по Гумилёву? Попробуйте привести примеры антисистем в истории различных культур.

2) При высокой пассионарности монголо-татар, их правовая жизнь определялась законом, который назывался «Яса», предполагавший, в частности, наказание за неоказание помощи соплеменнику: почему подобного рода законы естественны лишь при высоком уровне пассионарности?

Почему то, что называется Совестью и Честью актуализируется лишь при достаточно высоком уровне пассионарности человека?

3) Почему, по Гумилёву, как вы полагаете, «тупость есть стандартный поведенческий стереотип эпохи «обскурации»»? В чём заключается эта «тупость»?

4) Раскройте тезис Гумилева: «История культуры есть борьба творческой энергии с Хроносом».

5) Раскройте тезис Гумилева: «Покорение души народа предваряет покорение страны». Раскройте это с точки зрения современной ситуации, например, в России.

6) Как вы понимаете определение Гумилева: «Этнос есть пассионарное поле одного ритма»?

7) Раскройте тезис Гумилева о том, что «химера» обычно не имеет какой-либо определенной социально-экономической формации.

8) Истолкуйте понятие «химеры» у Гумилева на основе античного мифа о Химере.

 

? Распределите поведенческие стереотипы по соответствующим им фазам этногенеза и обоснуйте своё распределение: «будь самим собой», «будь таким, как я», «будь таким, как мы», «будь тем, кем должен быть», «будь доволен собой». (Фазы: «подъем», «акматическая», «надлом», «инерционная», «обскурация»). Обоснуйте распределение.

 

? Распределите, в зависимости от степени пассионарности человека, следующие стратегии поведения, по возрастанию пассионарности: а) стремление к чему-либо, материальным благам, без риска для жизни; б) самопожертвование; в) стремление к идеалам; г) неспособность сдерживать свои вожделения; д) стремление к победе; е) стремление к материальным благам с риском для жизни.

Обоснуйте своё распределение.

Где в этом списке, как вы полагаете, находитесь вы?

 

? Тематические вопросы:

1) Почему, как пишет Гумилёв, при отсутствии избыточной энергии появляется равнодушие к историческим традициям?

2) Как вы понимаете определение Гумилевым пассионарности как «способности к целенаправленному сверхнапряжению»?

3) Как вы понимаете предупреждение Гумилева о том, что «цивилизованный обыватель» безвреден для всех, кроме самого себя?

4) Почему, по Гумилеву, феномен ханжества появляется лишь при определенном снижении пассионарного уровня этноса, создающего культуру?

5) Как вы полагаете, из чего исходит Гумилев, когда говорит, что худшее в цивилизации – стимулирование противоестественных миграций.

6) Как вы понимаете мысль Гумилева о том, что искусство есть кристаллизованная пассионарность?

7) Раскройте следующую мысль Гумилева: «Лозунг «жизнь для себя» – это легкий путь в черную гибель».

 

? Разъясните, в свете концепции Гумилева, нижеследующее размышление Шпенглера: «То, что Ницше называл «белокурым зверем» и воплощением чего он считал чрезмерно переоцененный им тип человека Ренессанса… был только наделенный чертами хищной кошки отголосок великих немцев эпохи Гогенштауфенов».

? Раскройте, с позиций философии Гумилева, еще одно рассуждение Шпенглера: «С исчезновением государственной формы прекращается и большая история. Человек вновь становится «растением», вцепившимся в почву, тупым и длящимся… люди живут лишь сегодняшним днем… и терпят».

 

¨ График 1. Динамика пассионарного напряжения в культуре (суперэтносе):





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.