Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение специальных внебюджетных фондов




Специальные внебюджетные фонды

Специальные внебюджетные фонды возникли с появлением государства. Расширение государственной деятельности явилось причиной появления новых видов расходов. Вновь возникшие расходы отражались на особых счетах и финансировались из источников, созданных для конкретных целей, то есть образовывались специальные фонды, количество которых постоянно менялось. Одни возникали, другие аннулировались, но в целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фондов. Они носили временный характер, так как выполнение государством возникших мероприятий и прекращение их финансирования вызывало ликвидацию этих фондов.

С развитием цивилизации количество потребностей возрастало, количество задач, решаемых государством, росло, поэтому наблюдалась тенденция роста специальных фондов. Все это привело к сложности в управлении ими и увеличение расходов на управление.

Начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который стал основным финансовым планом государства, имеющим силу закона.

В эпоху капитализма экономическое развитие происходит неравномерно, наблюдаются периоды спада и подъема. Именно кризисные ситуации, возникающие в государствах, бюджетный дефицит – это те факторы, которые привели к возникновению особого звена в финансовой системе - специальных фондов. В странах рыночной экономики и в частности в США специальные фонды, как звено общегосударственных финансов, появились в период Великой депрессии (1929 – 1933 гг.). Они носили экономическую направленность. Цель их создания состояла в поддержании и укреплении экономических позиций предприятий и предпринимателей в условиях нестабильной экономической ситуации при временных финансовых затруднениях. Первый внебюджетный фонд, созданный в США назывался «Фонд реконструктивной финансовой корпорации».

Во Франции после окончания Второй мировой войны был образован фонд модернизации, который после объединения с другими фондами (1955г.) был преобразован в Фонд экономического и социального развития. Этот фонд предназначен для финансирования инвестиционных программ государственного и регионального развития. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов.

Специальные внебюджетные фонды – это совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных органов власти и управления и имеющих целевое назначение, это один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Порядок образования этих фондов и их использование регламентируется финансовым правом.

К специальным внебюджетным фондам относят различные автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета и т.д.

Специальные внебюджетные фонды отличаются друг от друга по срокам действия, правовому положению, целям использования.

В зависимости от срока действия эти фонды подразделяются на временные, функционирующие в течение определенного срока и постоянные.

По правовому положению специальные внебюджетные фонды делятся на государственные и местные.

В зависимости от целей использования специальные внебюджетные фонды бывают экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, личного и имущественного страхования, военно-политические, межгосударственные.

Государство стремится увеличить количество этих фондов для получения в свое распоряжение больших средств, но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждает правительство время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые из них.

С помощью специальных внебюджетных фондов государство способно влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования национальных предприятий; способно обеспечивать природоохранные мероприятия, финансирование которых происходит из специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; может оказывать социальные услуги населению; может представлять займы не только своим, но и зарубежным партнерам и государствам. Несмотря на то, что в современных условиях рыночной экономики все участники экономической жизни должны рассчитывать, прежде всего, на свои силы, такое требование диктуется условиями хозяйственной деятельности.

Возможности и достижения домашних хозяйств и предприятий выявляются в ходе экономического сотрудничества. Рынок предполагает наличие конкуренции, в результате которой, выясняется, кто будет иметь и какие денежные доходы. В условиях рыночной экономики возникает ситуация когда люди не способны по объективным причинам конкурировать с другими, они стают беззащитными перед экономическими проблемами. В этом случае государство осуществляет функцию регулятора экономики, контролирует, чтобы доходы какой - либо части людей не опускались ниже определенной черты, чтобы желающие и способные работать имели работу, чтобы люди на старости лет или в случае болезни не остались без доходов. Государство дает членам общества социальные гарантии, т.е. обязательства по формированию их доходов, условия получения определенных товаров и услуг, рабочих мест.

Социальные гарантии - это обычная реакция государства на те экономические проблемы, которые возникают в результате рыночного саморегулирования. В Украине 5 октября 2000 г. был принят Закон Украины «Про соціальні стандарти та соціальні гарантії». В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Государственные социальные гарантии – установленные законами минимальные значения оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обезпечения, социальной помощи, размеры других видов социальных выплат, установленные законами и другими нормативно- правовыми актами, которые обезпечивают уровень жизни не ниже от прожиточного минимума».

Законодательно принимая социальные стандарты и социальные гарантии государство, тем самым, помогает рынку и экономике в целом воспроизводиться и развиваться.

Основными же способами решения проблем по обеспечению нормального уровня жизни можно представить таким образом:

- социальное страхование и осуществление определенных трансфертных платежей;

- государственное финансирование социальной сферы;

- определение стандартов малообеспеченности и минимальных уровней доходов;

- регулирование отношений занятости.

Возникновение страхования обусловлено идеей перераспределения потерь, падающих на одно лицо в результате какого-то несчастного случая, на целую группу лиц, подверженных той же опасности. Реализация этой идеи на практике привела к необходимости создания сначала материальных, а затем и денежных резервов образуемых из взносов владельцев материальных ценностей для покрытия убытков собственников, лишившихся по какой-то причине всего имущества или его части.

Страхование как экономическая категория отражает процесс формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при возникновении непредвиденных неблагоприятных явлениях различного рода, а также на оказание материальной помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Функционирование системы страхования обусловлено существованием государства и прежде всего в тех отраслях страхования, которые носят обязательных характер, например пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и др. В добровольных видах страхования такой жесткой зависимости нет.

Страхованию свойственны замкнутые денежные перераспределительные отношения. Основная идея страхования заключается в солидарном распределении ущерба между страхователями. Соответствующий страховой фонд, имеющий целевое назначение, образуется из взносов клиентов страховой организации и расходуется на покрытие убытков только пострадавшим участникам данного вида страхования.

Страхованию свойственна возвратность платежей. Размеры взносов, зачисляемых в страховой фонд, рассчитываются таким образом, чтобы все средства, за исключением расходов на проведение страхования, были возмещены страхователям в качестве компенсационных выплат.

Предпринимательство и страхование находятся в неразрывной связи. Наличие рыночных отношений, обуславливающих необходимость действия самостоятельных производителей на свой страх и риск, усиливает значение страховых услуг.

Страхование является эффективным средством реализации социальной политики государства, осуществляет материальную защиту граждан путем выплат пенсий и пособий, систему государственного социального страхования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.