КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние мирового информационного рынка
Успехи, достигнутые в области создания телекоммуникационных сетей, позволили связать компьютеры, находящиеся в различных точках мира, в единое информационное пространство, в котором представлены все субъекты информационного рынка: генераторы, поставщики, информационные брокеры и потребители (рис. 4.4)
Глобальная сеть Интернет образует единое информационное пространство, в котором доступны электронные информационные ресурсы. Профессиональные базы данных научно-технической и деловой информации, электронные библиотеки, ресурсы Интернета, электронные периодические издания в настоящее время являются интегрированными элементами мировых информационных ресурсов, доступными в любой точке мира. Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход на компьютерные технологии при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников. Однако первопричиной скачка в развитии в сфере информационного обслуживания являлся резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Это обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в данную сферу и создание свыше 7500 крупных информационных корпораций. Динамика увеличения числа баз данных показана на рис. 4.5
. Содержание баз отражает потребности пользователей. Если первоначально потребитель запрашивал в основном научно-техничекую информацию, то в настоящее время главный интерес потребителя направлен на деловую информацию, применяемую в бизнесе, торговле и промышленности. Большой интерес также проявляется к патентной и правовой информации. В табл. 4.1 показано распределение баз данных по тематике.
Необходимо отметить, что классификация баз данных по тематике, приведенная в табл. 4.1, представляется условной. Предпринимателя может интересовать информация, не только содержащаяся в разделе «бизнес», но и правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация и т.д. На мировом информационном рынке большая часть генераторов баз данных (и в особенности коммерческих) работает в области деловой и коммерческой информации, но некоторым из них удается достичь коммерческого успеха и в области специальной и научно-технической информации, например корпорации Reed Elsevier (Lexis Nexis). Информация о предметной области, т.е. об объектах и их связях, может быть представлена в двух видах: формализованном и в виде текста на естественном языке. Формализованное описание конкретного объекта включает имя свойства (характеристики) и значение этого свойства для этого объекта. Имя свойства отражает ту грамматическую роль, которую играет значение этого свойства по отношению к данному классу объектов. Значение свойства (характеристики) может задаваться нормированным словарем или произвольно. Например, значение свойства «организационно-правовая форма предприятия, организации» должно выбираться из нормированного словаря, а значение свойства «название организации» является произвольным. Формализованное описание объекта во многом схоже с анкетной формой описания объекта. Некоторые авторы называют формализованное описание информации числовым. Это не совсем точное определение, так как фамилия лица или название организации задаются не числовым значением, но могут быть представлены в формализованном виде. Названия классов объектов, свойств и областей возможных значений этих свойств (характеристик), т.е. язык формализованного описания для каждой предметной области, разрабатывают квалифицированные специалисты данного вида деятельности. С помощью отдельных свойств устанавливаются связи между объектами. Так, например, если описаны два объекта — производитель и товар, то между ними устанавливается связь-отношение, указывающее, что данное предприятие выпускает данный товар. Описание такого формализованного языка после согласования с источниками и потребителями информации в данной предметной области издается в виде нормативного документа, и на основе его создаются базы данных формализованной информации. Описание информации в таких базах в максимальной степени приближено к представлению специалиста о предметной области, в которой он работает. Формализованный язык описания предметной области позволяет: · источнику отбирать лишь ту информацию и описывать ее так, как это необходимо потребителю; · в базах данных отражать информацию в том же виде, в каком она отражена в сознании специалиста данной предметной области; · в информационных системах по указанию потребителя производить автоматическую обработку формализованной информации; · существенно облегчить поиск необходимой информации в базах данных. Другим видом информации о предметной области является информация, представленная в виде текста на естественном языке. Основной тенденцией на рынке информационных ресурсов является увеличение доли текстовой информации в базах данных, в то время как доля фактографической информации снижается и составляет менее 15%. Однако существуют и другие форматы предоставления информационных ресурсов в виде мультимедиа, графики, аудио- и видеоматериалов, набирающие популярность. На мировом информационном рынке регионы и страны представлены неравномерно. Лидером по количеству информационных агентств и информационных ресурсов являются США, за ними следуют страны Западной Европы. Распределение информационных агентств по регионам мира отражено на рис. 4.6. Рассматривая рынок электронной информации, нужно понимать, что в него включены и периодические издания. Периодические издания, наряду с патентной информацией, являются важнейшим источником информации для осуществления инновационной деятельности. При небольшом запаздывании по времени публикации новых знаний они характеризуются значительной глубиной отражения знаний в той или иной области. Особую роль периодические издания играют в экономике, где предъявляются высокие требования к информации. Источниками информации для периодических изданий являются специалисты отрасли, а также специалисты маркетинговых и консалтинговых агентств, ведущих исследования по изучению рынков данной отрасли. Для специалистов предприятий-производителей и потребителей особый интерес представляет информация за последние два года. По данным Росстата, число российских журналов и других периодических изданий на 2008 г. составило 6698 с годовым тиражом 1 млн 442 тыс. экземпляров. Всего в мире в настоящее время издается свыше 330 тыс. периодических изданий. Большую часть составляют научно-образовательные издания (34%), затем идет деловая литература (23%), издания массового характера (20%), справочная литература (15%) и остальные (8%). Периодические издания входят в базы данных деловых новостей и специализированной информации. Таким образом, основным источником своевременно получаемой и достоверной информации в мире являются профессиональные базы, предоставляющие услуги на коммерческой основе. Ведущие поставщики информационных услуг на этом рынке в составе своей информации имеют электронные версии периодических изданий. Dialog DataStar имеет полные тексты 11 тыс. периодических изданий, LexisNexis — 900, Factiva — 8 тыс. периодических изданий.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |