Содержание (терминология для учителя)
| Основные действия (терминология для учащихся)
|
Праистория.
Источники наших знаний о происхождении человека и первобытном обществе. Основные установленные факты. Возможные вопросы (темы проектов): чем человек отличается от животных? Где прародина человечества? Что помогло человеку справиться с похолоданием? Почему «человек разумный» победил всех своих конкурентов? «Хоббиты» с острова Флорес – кто они? Когда и почему появилось искусство? Во что верили первобытные люди? Где и когда появились земледелие и скотоводство? Почему появились знать и рабы? Зачем были построены Стоунхендж и другие мегалиты? Какой город можно назвать самым древним и почему?
Цивилизация как ступень развития и локализованное во времени и пространстве общество. Различия между локальными цивилизациями. Постановка вопроса о причинах расцвета и гибели древних цивилизаций
| Постановка вопросов.
Реализация групповых и/или индивидуальных проектов по теме (формулирование тезиса и его доказательство), презентация результатов. Отбор материала для «Классной книги по истории».
Различные определения понятия цивилизация (через род и видовые отличия).
Тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности
|
Древний Восток.
Источники наших знаний о Древнем Востоке. Основные установленные факты. Возможные вопросы (темы проектов): почему шумеров называют загадочными? Где, почему и как возникает письменность? Где и почему появились первые законы? Как и почему возвысился и пал Вавилон? Какими достижениями жителей Древнего Междуречья мы пользуемся сегодня, и почему?
Почему первое большое и прочное государство возникло в Египте? Почему египтяне стали строить, смогли построить и перестали строить пирамиды? Почему пытались стереть память о фараоне Эхнатоне, но не смогли этого сделать? Какими достижениями жителей Древнего Египта мы пользуемся сегодня, и почему?
Почему погибла цивилизация древнейшей Индии? Где родина ариев? Почему в Индии возник кастовый строй? Почему самый могущественный правитель Древней Индии стал буддистом? Какими достижениями жителей Древней Индии мы пользуемся сегодня, и почему?
Почему в Китае цивилизация возникла позже, чем на Ближнем Востоке и в Индии? За что первый император Китая преследовал и казнил ученых-конфуцианцев и почему их учение все-таки победило в Китае? Был ли смысл в строительстве Великой Китайской стены? Какими достижениями жителей Древнего Китая мы пользуемся сегодня, и почему?
Сравнительный анализ «речных цивилизаций»: сходство и различия.
Почему финикийцы стали народом-мореплавателем и куда они смогли доплыть? Где и почему появились первые деньги? Можно ли научно подтвердить ветхозаветные предания? Что позволило ассирийцам создать первую военную империю, но не дало ее сохранить? Почему Персидская империя оказалась прочнее Ассирийской? Какими достижениями жителей Древнего Ближнего Востока мы пользуемся сегодня, и почему?
| Постановка вопросов.
Реализация групповых и/или индивидуальных проектов по теме (формулирование тезиса и его доказательство), презентация результатов. Отбор материала для «Классной книги по истории».
Определение понятий ном, империя (через род и видовые отличия).
Сравнение «речных цивилизаций», выявление сходных черт и различий.
Тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности
|
Древний Запад (Античный мир)
Источники наших знаний об античном мире. Основные установленные факты. Возможные вопросы (темы проектов): почему погибла крито-микенская цивилизация? Была ли Атлантида? Как разделить правду и вымысел в поэмах Гомера? Чем замечательны греческие мифы? Почему в Греции народ впервые заявил свои права на власть? Почему греки основали множество колоний и какие это имело последствия? Чем замечательны порядки, установившиеся в Спарте и Афинах? Почему греки победили в греко-персидских войнах? Почему свобода и рабство шли в Греции рука об руку? Почему именно в Древней Греции возникли спорт, театр, философия? Почему Греция подчинилась Македонии? Почему Александр Македонский смог завоевать Персию? Почему появились библиотеки? Какими достижениями древних греков мы пользуемся сегодня, и почему?
Можно ли научно подтвердить предания о возникновении Рима и первых царях? Почему в Риме установилась республика? Почему рознь между патрициями и плебеями не погубила, а укрепила Рим? Почему Рим смог подчинить всю Италию? Почему Ганнибал выигрывал сражения, а Рим – войны? Почему покоренные греки стали учителями римлян? Почему в Римской республике начались кровавые гражданские войны? Кого можно назвать первым римским императором? Почему даже после свержения кровавых тиранов не удавалось вернуться к республиканским порядкам? Что придавало прочность Римской империи? Чем замечательно римское право? Почему закончился «золотой век империи»? Можно ли научно подтвердить предания о жизни Иисуса Христа и его учеников? Почему христианство стало распространяться в Римской империи? Почему императоры стали христианами? Почему началось Великое переселение народов? Почему пал Рим? Какими достижениями древних римлян мы пользуемся сегодня, и почему?
| Постановка вопросов.
Реализация групповых и/или индивидуальных проектов по теме (формулирование тезиса и его доказательство), презентация результатов. Отбор материала для «Классной книги по истории».
Определение понятий полис, античность (через род и видовые отличия).
Сравнение цивилизаций Древнего Запада и Древнего Востока, выявление сходных черт и различий.
Тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности
|