Тематика курсовых работ. Структурно-содержательная характеристика карты психолого-педагогического обследования учащихся класса для детей с трудностями в обучении
Структурно-содержательная характеристика карты психолого-педагогического обследования учащихся класса для детей с трудностями в обучении.
Цели диагностической деятельности учителя при работе с группой (классом) детей с трудностями в обучении.
План семинарского занятия
Цель занятия: познакомиться с диагностической и коррекционной работой педагога с младшими школьниками.
Дидактический материал: толковые словари, педагогический и психологический словари, программа курса.
Основные понятия: педагогическое мастерство, профессиональное мастерство, педагогические технологии, педагогическое творчество, педагогические способности, культура речи педагога, культура слушателя, культура собеседника, невербальные средства общения, психическая саморегуляция, самовнушение.
Форма проведения: беседа.
Содержание занятия:
1. Сущность учебно-познавательной деятельности учащихся.
2. Структурные компоненты учебно-познавательной деятельности младших школьников, их признаки.
5. Характеристика программ действий специалистов по осуществлению коррекционной работы в начальной школе
6. Выполнение исследовательской работы.
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте краткую характеристику диагностике как элементу педагогического процесса. Сформулируйте требования к организации и осуществлению диагностических процедур.
2. Разработайте собственный вариант карты-характеристики личности (ориентируясь на возраст Ваших однокурсников).
3. Используя известные Вам методики диагностики личности, заполните разработанную Вами карту-характеристику личности на одного из Ваших однокурсников.
4. Примерная программа действий специалистов по осуществлению коррекционной работы в начальной школе. Ознакомится и проанализировать. Обобщить.
Задачи и основные направления коррекционной работы
1 класс
2 класс
3 класс
4класс
1 раздел. Диагностический
Комплексное медико-психолого-педагогическое обследование всех школьников с целью выделения «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик
Изучение готовности первоклассников к обучению в школе (интеллектуальной, коммуникативной, личностной и др.).
Диагностика особенностей
адаптации детей к
школьной жизни.
Диагностика представлении родителей о готовности
их детей к школе.
Определение школьной мотивации учащихся.
Выявление детей «группы риска».
Составление социально-психологического портрета ученика
Диагностика памяти младшего школьника. Диагностика внимания младшего школьника. Диагностика школьных
трудностей.
Диагностика уровня воспитанности.
Составление социально-психологического портрета ученика
Диагностика мотивационной и волевой сфер младшего школьника. Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника.
Составление социально-психологического портрета ученика
Диагностика интеллектуального развития детей. Диагностика межличностных отношений младшего школьника.
Диагностика склонности к вредным привычкам. Диагностика уровня развития гражданственности и патриотизма.
Составление социально-психологического портрета ученика
2 раздел. Коррекционно-развивающий
Коррекция внутренней позиции ребенка. Коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо).
Речевая коррекция (чтение). Коррекция исходных представлений о количестве, величине и др. (математика).
Коррекция умственного развития.
Коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений.
Подготовка рекомендаций по работе с детьми «группы риска».
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка
Коррекция, развитие и формирование учебных навыков.
Развитие интеллектуальных способностей.
Коррекция и развитие познавательных процессов. Развитие и коррекция эмоциональной сферы. Подготовка рекомендаций по воспитанию детей. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Консультирование родителей по
вопросам воспитания и развития ребенка
Коррекция и развитие мотивационной и волевой сфер младшего школьника. Коррекция и развитие эмоциональной сферы и личности младшего школьника.
Развитие у учащихся сильных сторон характера, уверенности в себе. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Консультирование родителей по вопросам
воспитания и развития ребенка
Коррекция и развитие межличностных отношении в детском коллективе. Профилактика вредных привычек у младших школьников.
Подготовка рекомендации по воспитанию у детей гражданственности и патриотизма.
Коррекционная работа с детьми «группы риска». Консультирование родителей по вопросам воспитания и
развития ребенка
3 раздел. Лечебно-оздоровительный
1 класс
2 класс
3 класс
4класс
Изучение истории развития ребенка и состояния его здоровья.
Определение темпа психофизического развития, соматических и психоневрологических расстройств.
Динамическое медицинское наблюдение, лечение у
педиатра, невропатолога, психиатра. Организация ЛФК
Наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Подготовка рекомендаций по укреплению здоровья детей.
Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Проведение индивидуальных консультаций с детьми и их родителями.
Проведение родительского собрания по теме «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие детей».
Организация ЛФК
Наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Подготовка рекомендаций по укреплению здоровья детей.
Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Проведение индивидуальных консультаций с детьми и их родителями.
Проведение родительского собрания по теме «Здоровый образ жизни ребенка в семье». Организация ЛФК
Наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Подготовка рекомендаций по укреплению здоровья детей.
Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Проведение индивидуальных с детьми и их родителями.
Проведение родительского собрания по теме «Как подготовить ребенка к переходу в пятый класс». Организация ЛФК
4 раздел. Контрольный
Составление плана работы каждого специалиста на год и на каждую четверть. Ведение журнала со следующими разделами: развивающие занятия; консультации (отдельно — детей, педагогов и родителей); направления к специалистам. Составление программы развивающих занятий и учебных курсов с младшими школьниками.
Составление справок по итогам мониторингов проводимых мероприятий и реализуемых программ. Составление диагностических карт учащихся и класса. Составление отчетов и аналитических справок по итогам года. Планирование дальнейшей деятельности.
5. Разработать программы эффективного коррекционно-развивающего воздействия на диагностированные признаки.
Литература:
1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
3. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л. А. Турик, Н. А. Осипова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 281 с.
3.3. Содержание и виды самостоятельной работы студентов.
Формы контроля за самостоятельной работой студентов
Самостоятельная работа студентов заключается в аннотировании и конспектировании основной и дополнительной литературы для составления опорных конспектов-схем, терминологических словарей, подбора диагностических методик, составления характеристик на коллектив и личность, планов воспитательной работы, подбора коммуникативных игр, проведения самостоятельного исследования проблем личности и других форм выполнения творческих заданий. Определены следующие формы самостоятельной работы студентов и контроля за их выполнением:
– составление опорных конспектов-схем (ОКС);
– составление терминологического словаря (ТС);
– составление программы исследования (СПИ);
– выполнение творческого задания (ТЗ);
– проведение самостоятельного исследования (ПСИ).
№
Раздел, тема
Трудоемкость
Сроки выпол-нения (неделя)
Форма предъявления
Сроки предъ-явле-ния (неде-ля)
5 СЕМЕСТР
Проблемы модернизации начального образования.
ОКС, ТС
Младший школьник в процессе овладения социальным опытом.
Психологические условия обеспечения здоровьеоберегающей среды в начальной школе.
ОКС, ТС, СПИ
6 СЕМЕСТР
Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.
ОКС, ТЗ
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
СПИ, ПСИ
Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы.
ПСИ, ТЗ
Педагогический контроль как психологическая проблема.
ОКС, ПСИ
Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся.
ПСИ, СПИ
Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы.
ОКС, ПСИ
Формы организации обучения и воспитания младших школьников.
ОКС, ТЗ
7 СЕМЕСТР
Современные системы образования в начальной школе.
ОКС, ТЗ
Современные информационные технологии в обучении младших школьников.
СПИ, ПСИ
Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня.
ПСИ, ТЗ
Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях.
ОКС, ПСИ
8 СЕМЕСТР
Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление