Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое философия техники




 

Еще пару десятилетий тому назад словосочетание "философия техники" вызывало в нашей стране недоумение, по крайней мере в философской среде, и могло навлечь на себя обвинение или в нефилософичности, или в недостаточной марксистской ортодоксальности, буржуазном подходе к исследованию феномена техники. Сегодня подобного рода обвинения утратили силу. Но очевидно, что смена вывески еще не приводит к изменению стиля мышления и многие продолжают понимать под философией техники то, что носило раньше название философские проблемы научно-технической революции или философские проблемы техники по аналогии с философскими проблемами естествознания.

Философия техники как самостоятельное направление существует уже почти столетие и конституируется не только в названии, но и во множестве текстов и социальных институтов в различных странах мира, прежде всего в Германии и США.

Философия техники - уже установившееся название одного из важных направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношения человека и техники, техники и природы, этические, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологии. Она зародилась в середине XIX в. в Германии как новая форма философской рефлексии техники и научно-технического прогресса. В числе первых ее представителей можно назвать Э. Каппа, Ф. Дессауэра, Э. Чиммера, Э. Дюбуа-Реймона и других. Большой вклад в развитие философии техники внесли такие философы, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, X. Йонас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и другие. В России пионером в философии техники был Петр Климентьевич Энгельмейер.

Для первых этапов развития философии техники были характерны два основных направления - технический оптимизм и технический пессимизм. Характерная черта технического оптимизма — идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривалась как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса. Технический пессимизм характеризовался отрицанием, демонизацией и мистифицированием техники. Представители этого направления проклинали технику как врага человечества и причину всех его бед.

В последнее время наметился более конструктивный подход к обсуждению проблем техники, преодолевающий эти крайности, отвергающий технократические концепции техники. Большое место здесь занимает нравственная и ценностная проблематика. Философия техники в этом виде адресуется, в первую очередь, инженерно-технической интеллигенции. Важную роль в развитии философии техники в Германии играет Союз немецких инженеров (VDI — Verein deutscher Ingenieure), существующий с 1856 г. В ФРГ с 1956 г. в рамках VDI работает специальная исследовательская группа "Человек и техника", в составе которой выделены рабочие комитеты "Педагогика и техника", "Религия и техника", "Язык и техника", "Социология и техника", а также "Философия и техника". Долгое время эту группу возглавлял профессор Ф. Рапп, в ее задачи входит исследование взаимосвязи современного технологического развития и его социальных последствий, осознание и интерпретация на междисциплинарной основе взаимовлияний технических, общественных и культурных связей, при этом особое значение приобретают основы технической деятельности. В рамках этой группы существует рабочий комитет по искусственному интеллекту. Рабочий комитет по основаниям социальной оценки техники образован двумя группами "Социальная оценка техники" и "Человек и техника".

Во многих университетах ФРГ, США, Испании и некоторых других стран существуют соответствующие курсы, исследовательские группы и кафедры философии техники. Например, в Пенсильванском государственном университете США есть большой отдел "Наука, техника, общество", который возглавляет профессор К. Митчем, в университетах Бамберга, Дортмунда, Дюссельдорфа, Карлсруэ (ФРГ) регулярно читаются лекции и проводятся семинары по философии техники, в университете Валенсии (Испания) имеется кафедра философии биологии и техники. Среди современных представителей немецкой философии техники можно назвать X. Закссе, X. Ленка, Ф. Раппа, Г. Рополя, А. Хунинга, В. Циммерли и других.

В России это направление в самом начале нашего столетия развивал в рамках Московского политехнического общества русский инженер-механик П.К. Энгельмейер, который в 1911 г. выступал с докладом по философии техники на Международном философском конгрессе в Болонье, а в 1912 г. выпустил книгу "Философия техники". В 1927-1929 гг. им был организован кружок по общим вопросам техники при Всероссийской ассоциации инженеров, отчеты о работе которого регулярно публиковались в его печатном органе — "Вестник инженеров". В последующий период, вплоть до конца 80-х гг., проблематика философии техники в нашей стране частично обсуждалась в работах по философии, методологии и истории техники. Только в конце 80-х гг. в Институте философии был создан сектор "Философия техники", в котором в настоящее время разворачиваются исследования по философии техники.

В философии техники главное внимание всегда уделялось социально-философским и особенно этическим проблемам техники, однако в последние десятилетия все большее внимание уделяется социальным и методологическим проблемам научно-технического прогресса (в том числе самых современных его областей, например, компьютеризации), технических наук, инженерной деятельности и проектирования. В этом ключе данное направление развивается, прежде всего, в англоязычной литературе (Дж. Агасси, М. Бунге. Л. Виннер, П. Дурбин, Д. Иде, С. Карпентер, Э. Лейтон, К. Митчем, X. Сколимовски, Л. Хикман, Ф. Ферре и др.). В США существует Общество по философии техники, являющееся международным, которое, начиная с 1978 г., публикует ежегодник "Исследования по философии техники".

В центре внимания исследователей по философии техники находятся следующие основные методологические проблемы: соотношение науки и техники, естествознания и технических наук и специфика теоретических исследований в современных технических науках, наряду с проблемами историко-культурного осмысления сущности техники, социальной и гуманитарной оценки техники и инженерной деятельности, ее социальных, экологических и других последствий. В целом это направление характеризуется сегодня стремлением к позитивному осмыслению и разрешению проблем, порожденных развитием новой техники (например, экологических) с рационалистических и гуманистических позиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.