Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть: источники и применение




Тема 6. Лидерство и власть

Организационные отношения руководителя и подчиненных формируются в условиях иерархии, которая наделяет руководителя возможностью использовать власть. Умение использовать власть является важным условием эффективности деятельности руководителя.

Теория власти, вкратце, характеризуется следующими положениями.

Власть - это возможность влиять на поведение других, распоряжаться ресурсами и т.д., это социальный феномен, отражающий взаимодействие индивидов и групп, их влияние друг на друга, он используется для достижений целей как менеджерами, так и подчиненными.

Власть может существовать, но не использоваться, например, если сотрудник демонстрирует необходимое производственное поведение (четко выполняет поставленную перед ним задачу) и если по каким-либо причинам у руководителя недостаточно полномочий (ресурсов, знаний) для осуществления влияния.

Источники власти имеют личностную и организационную основы (неформальную и формальную). Формальный лидер в литературе и в реальной практике называется руководителем. Его роль (круг функций) заранее определена в структуре организации, он имеет соответствующие властные полномочия, в том числе на применение санкций (наказания за нарушение норм). В системе неформальных отношений рано или поздно также выдвигается неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он осуществляет неформальную власть, потому что ему доверяют и (или) подражают. Его санкции тоже носят неформальный характер, И как бы кто-либо ни стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера.

Руководитель часто назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно, феномен руководства есть социальный феномен, а феномен лидерства — психологический. Вместе с тем между этими феноменами много общего: оба они являются средством координации отношений внутри организации, средством управления ими, оба реализуют процессы социального влияния в коллективе и обоим присуща известная субординация отношений. Это сходство функций часто приводит к тому, что лидерство способно переходить в руководство, а руководитель — становиться лидером (формальным и неформальным), что значительно повышает эффективность руководства в целом [15, c. 30].

Власть может иметь различные источники:

· принуждение (власть силы, действенная, но краткосрочная);

· экспертное знание (такая власть определяется уровнем компетентности руководителя);

· пример референтного лица (референтная власть связана со способностью руководителя оказывать воздействие благодаря наличию харизмы – влияния личных качеств);

· информация (информационная власть связана с коммуникационными способностями индивида, базируется на доступе к нужной информации и умении использовать ее);

· связи (власть связей – возможность влияния посредством фактического наличия или воспринимаемых как реально существующих полезных для деятельности личных и организационных связей);

· вознаграждение (ресурсная власть основана на стимулировании благами определенного поведения индивида);

· наказание (такая власть основана на страхе индивида что-либо потерять: работу, уважение, деньги, чем сильнее страх, тем большую силу имеет влияние);

· закон или право принятия решения (формальная власть, основана на правилах и полномочиях).

При необдуманном использовании власти наказания возникает серьезная опасность к ограничению инициативы, творчества, свертыванию деятельности, увеличению текучести кадров. Эффективное управление основано не только на обладании источниками власти (должность, образование, опыт), но и умении активно использовать влияние сообразно ситуации. Способности и навыки эффективного использования всех источников власти являются основой лидерства.

Эффективность руководства в значительной степени зависит от его стиля. Под стилем руководства обычно понимаются «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя» [12, c. 101]. Стилем руководства также называют общий рисунок прямых или неявных действий руководителей, который представляет собой устойчивое сочетание теоретических воззрений, навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении лидера. Каждый стиль руководства так или иначе выражает веру менеджера в возможности субординации (теория Х или Теория Y Дугласа Макгрегора, и теория Z (смешанная теория) У. Оучи ). Но когда мы говорим о предпочитаемом стиле управления, речь идет только о тех его чертах, которые непосредственно затрагивают подчиненных лидера. Сотрудники реагируют не на то, о чем думают руководители, а на свое восприятие действий менеджеров. Ранние классификации стилей руководства основывались на «универсальном» подходе и были направлены на поиск одного «наилучшего» стиля. Однако провозглашенная цель оказалась недостижимой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.