Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия и подходы к конфликту. Структура и динамика конфликта




Тема 7. Управление конфликтами

Конфликт – это особый тип социального взаимодействия, обычно противопоставляемый солидарности, сотрудничеству, кооперации. Конфликт как объект исследований находится в фокусе внимания психологов, социологов, историков, юристов, представителей других наук и рассматривается с разных точек зрения, поскольку очень важно понять: каковы причины и движущие механизмы конфликта, почему он свойственен обществу, несмотря на существование продуктивного сотрудничества.

Интерес к социальному конфликту был проявлен учеными достаточно давно. В конце XIX - начале XX вв. Г. Зиммель одним из первых отметил высокую важность конфликтного взаимодействия для общества. На протяжении XX века интерес к конфликту был достаточно высоким, вплоть до попыток создания специальной дисциплины о конфликтах — конфликтологии, в целом, увенчавшейся успехом. Наиболее известны концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, общая теория конфликта К. Боулдинга. Согласно Г. Спенсеру, конфликт неизбежен и стимулирует развитие общества. По Г. Зиммелю, конфликт определяется как одна из форм разногласий, объединяющая противоборствующие и одновременно взаимосвязанные стороны. Положительная роль конфликта – в стимулировании динамичности и адаптации. К. Маркс развил теорию классовой борьбы, построенную на принципиальном глобальном конфликте, который приводит к расколу общества как предварительному условию гармонии. Р. Парк называл конфликт основным видом взаимодействия [1, c. 141-142].

Как отмечают исследователи, следует различать два теоретических подхода к понятию конфликта:

1. Конфликт — это столкновение..., противоречие..., борьба.,., противодействие... (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности.., несовместимости.., противостояния... — формулировки у различных авторов повторяются.

С точки зрения первого подхода конфликт – явление негативное. Основная технология работы с конфликтом – манипулирование, так называемое «управление конфликтом», цель которого – ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.

2. Конфликт — это система отношений..., процесс развития взаимодействия..., заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. Данный подход обосновывает развитие конфликта как саморегулирующегося механизма, поэтому возможно так называемое «преодоление» конфликта, другими словами, необходимо пережить, прожить конфликт, который не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе — социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Сторонников второго подхода в настоящее время гораздо больше, хотя существует некоторое сохранение ориентации на психологическую манипуляцию, психологическое смягчение деструктивных проявлений конфликта [8].

Несмотря на несходство подходов к определению конфликта, в них явно выделяются единые сущностные свойства:

· наличие противоречия, во всяком случае различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;

· противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту;

· негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия [2, c. 22].

Основное содержание теории конфликтов составляют следующие категории: понятие и структура конфликта, его динамика, функции и типология.

В основу типологии конфликтов могут быть положены различные критерии.

1. По типу участников конфликты представлены в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Типология конфликтов по типу участников

Тип участника Вид отношений Уровень анализа
Внутрисистемный Межсистемный
Личность Внутриличностный Межличностный Психологический
Группа Внутригрупповой Межгрупповой Социально-психологический
Нация Внутринациональный Международный Социальный

 

2. По критерию институциональности различают конфликты:

- абсолютный

- институционализированный.

3. По последствиям конфликт может быть:

- интегративный (конструктивный, функциональный);

- разрушительный (деструктивный, дисфункциональный).

4. Типы конфликтов по Р.Кану и Д.Вольфу:

- межличностные;

- внутриличностные (между личностными чертами и функциональной ролью);

- межролевые (между разными функциональными ролями);

- ценностно-ролевые (между ценностями и ролью);

- ролеподавляющие (роль подавляет личность);

- ролезаполняющие (личность подавляет роль).

5. Типология М. Дойча, который выделял конфликты:

- подлинный (существует объективно и воспринимается адекватно);

- случайный или условный (зависит от обстоятельств);

- смещенный (явный конфликт, за которым имеется скрытый);

- неверно приписанный (по поводу ошибочно истолкованных обстоятельств);

- латентный (скрытый конфликт, «которого нет»);

- ложный (отсутствует объективное основание конфликта, который существует в силу ошибок восприятия) [6, c. 104-106].

Для анализа конфликтов необходимо рассматривать два аспекта: структуру (статику) и динамику конфликтов. Соответственно, в теории сформированы модели двух видов конфликтов: процессуальная и структурная.

В процессуальной модели конфликтов акцент делается на анализе динамики конфликтных эпизодов. Рассмотрение конфликта в динамике означает вычленение стадий конфликта. К их числу можно отнести:

· возникновение объективной конфликтной ситуации;

· осознание объективной конфликтной ситуации;

· переход к конфликтному поведению;

· разрешение конфликта.

Основная цель исследований состоит в идентификации событий в рамках конфликтного эпизода и выявлении влияния каждого события на последующие. При этом в фокусе анализа находятся следующие параметры: а) восприятие, осознание и переживание своей неудачи, недостижения цели; б) концептуализация конфликтной ситуации; в) формы конфликтного поведения; г) ответная поведенческая реакция и др.; д) конечный исход (окончательное соглашение или его отсутствие). В результате анализа участники конфликта могут получить знания, полезные для конфликтного взаимодействия.

Структуру конфликта можно представить следующими элементами: участники (оппоненты), условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий [5].

В структурной модели конфликта акцент делается на анализе условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель исследований в этом случае состоит в идентификации параметров, влияющих на конфликтное поведение, и конкретизации форм этого влияния. В фокусе анализа находятся следующие параметры: а) внешние социальные давления; б) процедуры и правила взаимодействия; в) структура побудительных мотивов поведения.

В конкретных исследованиях используются обе модели конфликта, поскольку во взаимосвязи они дают более реальное представление о конфликте как структуре и процессе. Структурные переменные направляют и формируют динамику конфликтного процесса, а знание его динамики помогает предсказать влияние структурных переменных [7, c. 85].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.