КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативное правовое обеспечение механизмов противодействия коррупции на муниципальном уровне
Анализ вопросов и проблем нормативного правового обеспечения механизмов противодействия коррупции на муниципальном уровне в настоящем разделе проводился на основе следующих методологических позиций. 1. В научных исследованиях и публикациях специалистов феномен коррупции как социальное явление рассматривается и анализируется в "широком" и "узком" понимании. Широкая трактовка этого явления связана с анализом коррупционных проявлений во всех общественных, негосударственных, государственных и публично-властных институтах (коррупция во властных институтах, коммерческих структурах, бытовая коррупция и др.)[1]. Одно из "узких" пониманий коррупции ограничивается исследованием этого явления только в связи с наличием хотя бы у одного субъекта коррупционных отношений публично-властных прерогатив. Именно из «узкого» понимания коррупции исходил автор настоящего раздела. В социологическом аспекте в качестве рабочей гипотезы для целей, поставленных перед циклом семинаров, автором было использовано следующее определение коррупции. Коррупция – это стихийно сложившееся или системно организованное злоупотребление государственными (муниципальными) публично-властными полномочиями (полномочиями представителей власти) для получения любых (материальных и нематериальных) личных выгод и преимуществ или выгод и преимуществ для третьих лиц или групп лиц. Данное определение не может претендовать на строгое нормативное правовое определение коррупции, однако оно содержит главный признак этого явления - злоупотребление (противоправное или противоречащее этическим нормам), связанное с реализацией властных полномочий, полномочий представителя власти, в том числе и злоупотреблений, связанных с непосредственным обеспечением исполнения этих властных полномочий. Как известно летом 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был утвержден Национальный план противодействия коррупции[2]. Позднее была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции[3]. Реализуя мероприятия, предусмотренные Национальным планом противодействия коррупции, в конце 2008 года Федеральным Собранием Российской Федерации был принят пакет «антикоррупционных» федеральных законов[4]. Следует отметить, определение коррупции[5], введенное Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) в законодательную практику, существенно уже определения коррупции, содержащегося в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174) от 4 ноября 1999 года и проектах нормативных правовых актов, в различное время рассматриваемых в парламенте Российской Федерации, а также Модельных законах, принятых Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. Анализ этих документов будет представлен в настоящем разделе. 2. Основываясь на предложенном определении, проблемы коррупции на государственном уровне (федеральном и уровне субъектов Российской Федерации) и муниципальном уровне рассматриваются и анализируются, как общественные явления, имеющие одни и те же источники и основания коррупционных нарушений. Естественно, с учетом территориальных, материальных, организационных и иных масштабов осуществления властных полномочий на каждом уровне публичной власти. 3. В то же время, учитывая конституционно-правовые основания, применительно к разработке правовых мер предотвращения и пресечения коррупционных проявлений для каждого уровня публичной власти должны быть предложены и разные правовые механизмы. Исключительной прерогативой органов государственной власти Российской Федерации является установление уголовной ответственности за коррупцию. Компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствует нормативное правовое регулирование мер и механизмов предотвращения коррупции, которые требуют использования властных организационных, методических, координационных, финансовых и других полномочий. 4. Естественно, что для муниципального уровня должны учитываться особенности, связанные с возможностью и доступностью вовлечения граждан в сферу антикоррупционных мероприятий, с возможностью создания механизмов, в которых население муниципальных образований выступает как важнейший субъект формирования и осуществления антикоррупционной политики и разработанных на ее основе программ и планов.
1. Определения коррупции: признаки и характеристик и. До принятия Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации, как уже выше отмечалось, не существовало специального закона о противодействии коррупции. В законодательстве также отсутствовало определение понятия «коррупции». В 2006 году Российская Федерации ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции[6] от 31 октября 2003 года и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173)[7] от 27 января 1999 года. В этих международных документах также отсутствует определение коррупции. Понятие коррупции вводится через характеристики и признаки коррупционных отношений. Определение коррупции содержится в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174) от 4 ноября 1999 года. Оно дается через перечисление характеристик коррупционных деяний (просьба, предложение, дача или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового). Известный специалист в сфере уголовного права и исследования проблем транснациональной организованной преступности и коррупции профессор Лунеев В.В. полагает[8], что в документах Организации Объединенных Наций и Совета Европы используется следующее определение коррупции: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в интересах третьих лиц и групп». В Модельном законе о борьбе с коррупцией[9], принятом Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1999 году, дается определение коррупции через определение коррупционного правонарушения. Этот модельный закон, в отличие от других документов, содержит так же понятие правонарушения, создающего условия для коррупции (статья 12), и коррупционного правонарушения, которое не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, но которое влечет за собой дисциплинарную ответственность (часть 2 статьи 13). В 2003 году Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ был принят также Модельный закон стран СНГ "Основы законодательства об антикоррупционной политике"[10]. Модельное «антикоррупционное» законодательство стран СНГ получило развитие в принятой в конце 2008 года новой редакции Модельного закона «О противодействии коррупции»[11]. В этом законе дается наиболее полное определение коррупции, включающее в себя получение субъектом коррупционных отношений с использованием своего служебного положения не только материальных благ, но и иных благ в виде услуги, покровительства и обещания преимущества. Положения этого закона, как представляется, могут служить основой для совершенствования российского «антикоррупционного» законодательства. Важнейшими аспектами в разработке механизмов противодействия и пресечения коррупции является законодательное установление признаков и характеристик коррупционных действий и выделение субъектов коррупционных отношений. Достоинством указанного Модельного закона является то, что в нем содержатся перечень и признаки субъектов коррупционных отношений. К субъектам коррупционных отношений законом отнесены наряду с лицами, осуществляющими публичные функции (государственные, муниципальные и иные служащие), при наличии правонарушающего деяния или поведения лица, осуществляющие управленческие и иные установленные законом полномочия в коммерческих и некоммерческих организациях. В Государственной Думе в течение длительного времени рассматривались проекты федеральных законов, имеющие различное наименование, целью принятия которых являлось создание законодательных механизмов, способных существенно снизить уровень коррупции в нашей стране. Эти законопроекты имели не одинаковый уровень юридической проработки. По многим причинам (в том числе и политического характера) их рассмотрение в парламенте прекращалось на различных стадиях законодательного процесса. Один из первых законопроектов назывался "О борьбе с коррупцией"[12] и был внесен депутатами Государственной Думы в 1996 году. Законопроект был принят палатой, Федеральный закон одобрен Советом Федерации в 1999 году. Однако закон был отклонен Президентом Российской Федерации. Государственной Думой 9 августа 1998 года был отклонен законопроект[13], имеющий такое же название, который был внесен Президентом Российской Федерации 28 апреля 1998 года. В 1999 году депутатами Государственной Думы был вновь внесен законопроект с таким же названием - "О борьбе с коррупцией", который почти полностью повторял текст законопроекта, внесенного ранее в 1996 году. В 2001 году депутатами Государственной Думы был внесен проект федерального закона № 164749-3 «Основы законодательства об антикоррупционной политике», который был ими отозван в 2002 году, так же как и проект федерального закона № 216592-3 «Основы законодательства об антикоррупционной политике», имеющий не только такое же наименование, но и практически дословно повторяющий текст проекта федерального закона № 164749-3. Многие положения этих законопроектов нашли отражение в Модельном законе стран СНГ "Основы законодательства об антикоррупционной политике". Все перечисленные законопроекты обоснованно были отклонены или отозваны на различных стадиях законодательного процесса, поскольку не имели собственного предмета регулирования. Именно на это обстоятельство указывалось в заключениях Правового управления Аппарата Государственной Думы и заключениях Правительства Российской Федерации. Отдельно от этой череды законопроектов необходимо сказать о текстах двух законопроектов, внесенных депутатами Государственной Думы в 2001 году. Первый носит название - «Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации»[14], а второй – "О противодействии коррупции"[15]. Основным содержанием проекта федерального закона "Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации" являются не столько юридические нормы и предписания, сколько положения, имеющие этический характер. Данный законопроект был отклонен Государственной Думой в 2005 году. Второй законопроект - "О противодействии коррупции" был принят в первом чтении в 2002 году, однако в дальнейшем его рассмотрение было приостановлено, что не предусмотрено Регламентом Государственной Думы. Данный законопроект существенно отличается от ранее рассмотренных палатой. Предметом его регулирования является создание специальных органов (Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции) и механизмов предотвращения возможных коррупционных проявлений на федеральном уровне, предусматривающих особый порядок отбора кандидатов для назначения на государственные должности. Законопроектом вводятся понятия "коррупционное поведение", "коррупционное правонарушение", "правонарушение, связанное с коррупцией". Этот законопроект содержит определение коррупции, которое является весьма спорным, поскольку связывает коррупцию, во-первых, с достижением корыстных целей сторонами коррупционных отношений, что уже само по себе является оценочной, а не юридически точной характеристикой. Во-вторых, определение связывает коррупцию с достижением каждой из сторон коррупционных отношений своих личных, групповых, корпоративных целей, что, очевидно, не может характеризовать коррупционные отношения, поскольку достижение таких целей в большинстве случаев не может быть признано порочным даже при самых "жестких" этических требованиях. Оценивая содержание законопроектов, необходимо отметить, что помимо других, они содержат два существенных недостатка: - во-первых, определение коррупции в них дается преимущественно через перечисление известных в уголовном праве правонарушений – взятка и др.; - во-вторых, нормы, содержащие меры ответственности за эти правонарушения, носят отсылочный характер к другим законам – Уголовному кодексу, Кодексу об административных правонарушениях и др. Таким образом, по существу в этих законопроектах предлагается дополнительная «коррупционная» классификация существующих категорий правонарушений, перечень которых содержится в других законах. Достоинством законопроектов является то, что в них предлагаются меры, направленные для предотвращения коррупции. Большинство из содержащихся в законопроектах мер могут быть использованы в программах и планах, направленных на предотвращение коррупционных проявлений на муниципальном уровне. Поэтому тексты законопроектов не утратили своего значения. Ниже приводятся результаты их сравнения. Сравнительные данные об определениях (признаках и характеристиках коррупции), содержащиеся в упоминавшихся выше документах, представлены в Таблице № 1. Таблица № 1.
Различным аспектам содержания указанных законопроектов посвящено достаточно большое число публикаций[17]. Анализ определения коррупции, введенного Федеральным законом № 273-ФЗ, в сравнении с определениями, содержащимися в международных актах и проектах федеральных законов, показывает, что законодательное определение коррупции включает в себя только финансовые и материальные признаки коррупционных правонарушений. Такие же элементы коррупционных общественных отношений, как непотизм (кумовство), протекционизм, фаворитизм не получили в законе юридическую квалификацию. Особенностью определения является также и то, что основным субъектом коррупционных правоотношений является физическое лицо, занимающее служебное или должностное положение. Таким лицом может быть физическое лицо, осуществляющие как публичные функции или находящееся на государственной и муниципальной службе, так и физическое лицо, осуществляющее служебные и должностные полномочия в частноправовой сфере общественных отношений. Федеральное законодательство о противодействии коррупции практически не затрагивает огромную сферу гражданско-правовых отношений, за исключением ужесточения уголовных наказаний за коммерческий подкуп[18]. В рамках совершенствования федерального законодательства о противодействии коррупции, было бы полезным ввести также понятие «коррупционно опасное поведение», как поведения способствующего совершению коррупционного правонарушения и создающего условия для коррупции.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |