Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридические механизмы ответственности




Система ответственности органов и должностных лиц, муниципальных служащих муниципальных образований

 

Воспользуемся классификацией видов ответственности органов и должностных лиц муниципальных образований, муниципальных служащих, предлагаемых различными авторами[30]. Основаниями классификации видов ответственности является правонарушение. К видам ответственности относятся[31]: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная. Указанные виды ответственности относятся к видам ответственности лиц, находящихся на муниципальных должностях, и муниципальных служащих. Органы и должностные лица муниципальных образований несут также публично-правовую ответственность - конституционно-правовую и муниципально-правовую ответственность[32], установленную федеральным законом. Исследователи выделяют материальную, а также экологическую ответственность[33].

Представленная и существующие другие классификации в большинстве случаев не выделяют из общих оснований и мер ответственности основания и меры ответственности, обусловленные коррупционными проявлениями. Нормативное правовое установление уголовной ответственности выборных должностных лиц муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления и муниципальных служащих осуществляется только федеральными законами, административно-правовой – федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Очевидно, что каждый вид ответственности требует введения оснований (признаков) отнесения каждого вида ответственности для квалификации их в качестве правонарушений коррупционного характера, либо правонарушений, создающих условия для коррупции.

Такая квалификация должна вводиться на уровне федерального закона для уголовной и административной ответственности, а также может вводиться для административной ответственности в законе субъекта Российской Федерации. Если рассматривать меры гражданско-правовой и материальной ответственности в контексте коррупционных проявлений, то они в большинстве случаев должны быть направлены на возмещение материального ущерба и иного вреда в результате выявленных коррупционных деяний[34].

Уголовная ответственность. В уголовном праве детально разработана система уголовно-правовых санкций. По оценкам экспертов выявляются всего лишь 1-2 % коррупционных преступлений, а к уголовной ответственности привлекаются всего лишь 0,1 – 0, 2 % лиц от реально совершивших преступления[35], которые можно квалифицировать как коррупционные. Причины такого положения подробно рассмотрены С.П. Кушнеренко. Главная из них – сложность выявления и доказывания коррупционных правонарушений. И как отмечается многими исследователями, эти причины не представляется возможным устранить только путем ужесточения мер уголовного преследования.

Административная ответственность. О сходных проблемах, как и для уголовной ответственности, можно говорить, рассматривая и административную правовую ответственность. К административным наказаниям применительно к ответственности за правонарушения, которые можно квалифицировать как коррупционные, относятся: административный арест, дисквалификация, административный штраф, предупреждение.

Не смотря на то, что Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность установления административной ответственности законами субъектов Российской Федерации, остается открытым вопрос об установлении ответственности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих за правонарушения, которые можно квалифицировать как коррупционные. Как известно, согласно статье 1.8 КоАП административная ответственность устанавливается Кодексом или законами субъектов Российской Федерации за административное правонарушение.

Довольно сложно вычленить те правонарушения, за которые может быть установлена административная ответственность муниципальных служащих. Принципы установления ответственности таковы. Во-первых, административная ответственность должна быть установлена только за несоблюдение требований федерального закона или закона субъекта Российской Федерации или иных требований нормативных правовых актов, если это предусмотрено федеральными законами. Во-вторых, в законах субъектов Российской Федерации могут вводиться требования к должному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих, если это предусмотрено федеральным законом, а также меры ответственности за неисполнение этих требований. В-третьих, административная ответственность может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации в случае, если федеральным законом за указанное правонарушение не предусмотрена административная ответственность или иной вид ответственности.

Практика установления законом субъекта Российской Федерации ответственности государственных гражданских служащих и муниципальных служащих не велика. Однако есть и некоторые примеры. Так частью 9 статьи 4 Закона Московской области[36] установлена ответственность члена Комиссии для проведения депутатского расследования, специалиста-эксперта, привлеченного к работе Комиссии, работника аппарата Московской областной Думы, обеспечивающего деятельность Комиссии, за передачу в средства массовой информации либо распространение в иной публичной форме до завершения депутатского расследования информации по предмету депутатского расследования. Для того, чтобы установить аналогичные меры административной ответственности в сфере решения вопросов местного значения, необходимо дополнить КоАП РФ статьями об административных правонарушениях, посягающих на институты местного самоуправления[37].

Наибольшими возможностями для обеспечения правовых мер противодействия и пресечения коррупции на муниципальном уровне органы местного самоуправления и органы государственной власти располагают в сфере применения мер публично-правовой (государственно-правовой и муниципально-правовой) ответственности и применения дисциплинарных санкций.

Конституционно-правовая ответственность. Основанием наступления конституционно-правовой ответственности является конституционно-правовой деликт. К мерам конституционно-правовой ответственности относятся следующие: отрешение от должности, отставка и роспуск, удаление в отставку, введение временного государственного управления, прекращение полномочий органа, должностного лица местного самоуправления, досрочное прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, выражение недоверия и др.[38]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.