КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мизансцена в пространственном оформлении стектакля — это и есть внешняя форма спектакля
Система мизансцен — это взаимосвязанные линии движения и точки местонахождения в сценической среде отдельных действующих лиц. Система мизансцен, с ее пластикой, стилистикой, ритмами, пространственными связями, является: тем каркасом, на котором строится пространственное оформление спектакля. Композиция сценического пространства никогда не возникает как самостоятельное, замкнутое в себе явление. Она создается на заданном каркасе, который образует система мизансцен в спектакле. Мизансцена — движение или взаимное расположение действующих лиц в сценической среде в процессе действия. Композиция сценического пространства зависит от того действия, которое в каждую отдельную минуту спектакля совершается на сцене. Сначала возникает необходимость войти в дверь, а потом; уже дверь появляется на сцене как элемент пространственного оформления. Пространственное оформление спектакля является пластическим оправданием внешних проявлений сценического действия, отношений и характеров действующих лиц. «Мизансцены, — утверждает И. Бергман, — это основа основ. Построишь мизансцену неправильно, она превратится в смирительную рубашку для актера» Мизансцены в спектакле подчиняются определенной стилистической логике. Спектакль может строиться на глубинных мизансценах, вертикальных, диагональных, барельефных. Упорядоченность мизансценической системы позволяет вводить для создания выразительных акцентов резкие нарушения мизансценической стилистики. В спектакле, основанном на спокойном ритме барельефных, параллельных рампе мизансцен, резким контрастом будет выглядеть выход актера из глубины сцены. Мизансцены редко организуются в пустом пространстве: оформление предусматривает так называемые опорные-точки — элементы сценической среды, где естественными будут выглядеть обстановка или начало движения актера,, встреча актеров, начало диалога, конфликтное противопоставление двух фигур и т. д. Точно выстроенные, разнообразные по пластике мизансцены не позволяют спектаклю становиться монотонно-бесконечным, делят его на легко воспринимаемые зрителем части. Если действие спектакля уподобить тексту, то мизансцена — абзац в этом тексте. Не обходится композиция спектакля и без знаков препинания. В ней существуют свои образные запятые, точки, многоточия, восклицательные знаки, необходимые для завершения отдельных частей спектакля, выделения наиболее значительных событий. Роль этих знаков препинания оформление, может выполнять самостоятельно, на собственной, часто контрапунктной, действенно-образной основе. В спектакле ленинградской Акдрамы по пьесе Ф. Расколь-никова «Робеспьер» существовала ключевая сцена «Голосование в Конвенте». Н. Акимов, понимая необходимость для: спектакля композиционного выделения этой сцены, придумал прием, производивший очень сильный эмоциональный эффект. Оформление этого эпизода представляло собой черную раму, на которой, как костяшки на бухгалтерских счетах, были укреплены подвижные и сохранявшие вертикальное положение бутафорские головы депутатов Конвента в пудреных париках и с белыми жабо. Рама висела горизонтально на фоне черного бархата и создавала иллюзию заполненного людьми зала. Первый ряд, обращенный к зрителю, образовывали актеры в черных костюмах с белыми париками и жабо, т. е. все головы — и живые, и бутафорские, находились на одном уровне над сценой. Когда же наступал момент голосования (голосовали, вставая со своих мест) и белые парики актеров первого ряда оказывались на уровне человеческого роста, одновременно поднималась и рама, но так, что ближайшие к живым актерам бутафорские головы поднимались чуть выше человеческого роста, а все остальные — заполняли собой почти всю вертикальную плоскость сцены. С точки зрения бытового реализма — совершившееся на сцене было неправдоподобно (задний ряд не мог встать так, чтобы головы поднялись на 10—12 м), а с точки зрения художественной — прием был редкостный по силе образной выразительности. В спектакле челябинского Драматического театра «Третья, Патетическая» по пьесе Н. Погодина был композиционно-переломный момент, когда на сцене появлялся персонаж, приносивший известие о смерти Ленина. Постановщикам нужно было обозначить событие совершенно иным, чуждым стилистике спектакля способом. Как уже рассказывалось, оформление строилось на одежде темно-красного бархата и таких же по фактуре косых сукнах. Фраза «Ленин умер!» произносилась в обстановке «Квартиры Сестрорецких». Картина эта повторялась в спектакле дважды, и это дало возможность художнику найти необходимое решение. В первый раз «Квартира Сестрорецких» была оформлена в общей стилистике спектакля: обрезанная с двух сторон скошенными темно-красными кулисами, висела бархатная, в глубокую складку, завеса; в бутафорском зеркале-трюмо отражалось окно противоположной стены: сверху свисала ампирная люстра, из кулисы виднелась часть рояля. Во второй раз — вместо тяжелой бархатной завесы с темным зеркалом висел тюль, на котором эта завеса со всеми своими складками и лепниной была написана, создавая такую иллюзию, что даже из первого ряда невозможно было заметить подмену, тем более, что зритель уже привык к стилистике оформления и воспринимал ее почти механически. За тюлем был помещен белый экран, а за ним поставлено большое количество осветительных приборов. И когда на сцене произносилась фраза «Ленин умер!» — мгновенно снимался весь передний свет, а за тюлем вспыхивало на белом экране ослепительное море света. Все написанное на тюле исчезало, и зритель вместо только что существовавшей квартиры Сестрорецких видел белое косое поле пустоты, на котором сильным контрастом выделялись фигуры актеров и черная люстра над ними. Медленно закрывался занавес. Прием вторгался в композицию спектакля совершенно чужеродным, несовместимым с жизнью действующих лиц явлением, и это обстоятельство определяло его образное воздействие на зрителя.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |