КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пространственная композиция воспринимается труднее, но зато и выразительные возможности у нее неизмеримо богаче
Среда и рама — активные компоненты в процессе восприятия произведения. Многое зависит здесь и от самой композиции, от масштаба ее по отношению к окружающей среде, от расстояния от зрителя до композиции, от предварения восприятия ее другими впечатлениями. Средства, используемые при написании живописной картины, к которой зритель приходит специально на выставку или в музей, принципиально отличаются от средств, применяемых при создании рекламного плаката, который появляется неожиданно перед зрителем, едущим в троллейбусе мимо рекламного стенда. За последнее время рамы, в которые живописцы вставляют свои произведения, стали проще, скромнее по фактуре и цвету, почти совсем исчезли резные и золоченые, так характерные для Эрмитажа и Русского музея. Эти изменения — не признак скромности и застенчивости художников. Изменилась картина — она стала проще. Подробная, с богатой золоченой резьбой или лепкой и сложными профилями рама отвлекала бы внимание зрителя от картины. В средние века существовали цеха живописцев и рамщиков. Среди рамщиков были мастера, создававшие подлинные шедевры прикладного искусства, и очень немногие художники рисковали вступить своей картиной в соревнование с рамой такого мастера. Ведь рама могла выйти из такого соревнования победительницей... Когда «Сикстинская мадонна» после реставрации перед отправкой в Дрезден была выставлена в московском Музее изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, где она висела на главной лестнице и могла быть увидена через головы густой толпы, стоявшей на площадке вплотную к картине, или в бинокль с другой стороны лестничного каре,— получить хоть какое-то впечатление от этого творения Рафаэля, рассчитанного на неторопливое восприятие, было невозможно. Через несколько лет мне довелось встретиться с «Мадонной» в Дрездене. Длинная анфилада музея, наполненная шедеврами живописи мирового класса, неуклонно вела к залу, где в торжественном одиночестве ждала зрителя «Сикстинская мадонна». Переход из зала в зал, после осмотра полотен Тициана, Дюрера, Джорджоне каждый раз ставил зрителя лицом к лицу с ней. А она все приближалась с каждым новым переходом из зала в зал... За три зала до «Мадонны» экспозиция кончалась. На фоне пустых стен стояли банкетки, и можно было сесть, и отдохнуть, и подумать. А потом встать и войти в зал с шедевром Рафаэля. Все было рассчитано на наилучшее восприятие картины, и эффект был поразительный. В театре очень часто происходит похожее. Существует понятие выездной спектакль, когда по взаимной договоренности один театр играет спектакль на сцене другого. И вот тут конкуренция «рамы» и «картины» проявляется в самых острых формах. Очень трудно вписать оформление спектакля Театра им. Ленинского комсомола, привыкшее к окружению бетонных колонн портальной арки, покрытых беленой штукатуркой, неэстетичной железной направляющей противопожарного занавеса, в золотую раму и красный бархат.занавесов и портьер «Александринки». При таком категорическом изменении характера среды все дефекты оформления, попавшего в «богатые апартаменты», десятикратно усиливаются и наносят спектаклю серьезный ущерб. Композиция может быть создана как в пространстве, так и на плоскости. Но восприятие зрителем плоскостной и пространственной композиций резко отличаются друг от друга. На плоскости взгляд зрителя скользит по изображению, не перестраиваясь на восприятие глубины. Живописный эффект на плоскости — острее, чем в пространстве: живописные пятна сталкиваются на плоскости «вплотную» и воспринимаются глазом зрителя единообразно как цветовые отношения, цветовые гармонии. Если те же цветовые пятна перенести в пространство, и между ними возникнет расстояние, глубина, то изменение их воздействия на глаз зрителя можно сравнить с воздействием звука на ухо слушателя при исполнении концерта для двух роялей, когда один рояль находится рядом со слушателем, а другой — в соседней комнате. При восприятии пространственных композиций глаз зрителя проделывает более сложную работу: скользя по элементам композиции, находящимся от него на одном расстоянии, он ежесекундно должен перестраивать свое фокусное расстояние для восприятия более глубинных объектов композиционной системы. Эта работа еще более усложняется, если пространственная композиция воспринимается в движении (движется ли зритель или объект восприятия). Плоскостная композиция воспринимается всегда единообразно (меняется ракурс картины по отношению к местоположению зрителя, но не внутреннее соотношение элементов композиции). Ракурсное искажение картины, зависящее от точки зрения на нее, когда прямоугольная рама может восприниматься как трапециевидная, в одинаковой степени отражается на всех элементах картины. В одном из музеев Англии хранится двойной мужской портрет. На уровне написанного на картине пола, между реалистически написанными фигурами, находится странный светлый предмет, напоминающий рыбу, черствую булку или еще невесть что. Но при рассмотрении картины в резком ракурсе сбоку все предметы и фигуры искажаются до бестелесности и бесформенности, а странный предмет обретает нормальные формы человеческого черепа. Но это фокус, специальный трюк, восприятие которого лишает зрителя восприятия всех остальных деталей картины. Пространственная композиция ведет себя иначе. При изменении точки зрения на нее изменяется все соотношение составляющих ее элементов, открывая новую композиционную систему. На этом подчас строится сюжет в скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве. В полной мере это относится и к театру. Спектакль «Лисистрата» в оформлении художника И. Рабиновича, представлявшем собой систему разновысотных станков, лестниц и колонн, размещенных на вращающемся круге, получал при изменении положения круга по отношению к зрительному залу все новые и новые композиционные комбинации среды и актерского действия. Но и в организованной, законченной композиции можно находить отдельные фрагменты, имеющие самостоятельный смысл и значение. Архитектурный портал, являющийся частью здания, скамейка у фонтана — часть парковой композиции, группа мебели, скомпонованная «в законченную систему и входящая составным элементом композиции в интерьер,— все это примеры такого порядка.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |