Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для композиции, воспринимаемой зрителем, небезразразлично, в какой среде она существует и что с ней сосед­ствует




Ж). Любая композиция, какого бы характера она ни была, всегда находится в зависимости от окружающей среды, от условий, в которые она помещена. Этой средой может быть море и скалистый берег для архитектурного сооружения, зо­лотая рама для произведения живописи, темнота зрительного зала для кинофильма, радостный бело-золотой зал театра, осыпанный сотнями огней, — для мрачного провала сцены в трагедийном спектакле, и т. д.

Чем уже диапазон используемых в произведении искус­ства средств, тем ярче воспринимаются элементы, вырываю­щиеся за пределы границ этого диапазона. Крик персонажа спектакля покажется зрителю нечеловечески громким, если ради этого режиссер весь спектакль построит на негромком тоне монологов.

В кинокомедии «Его звали Роберт» режиссера И. Оль­швангера Роберт был в небесно-синем костюме и появлялся на фоне желтого песка, загорелых тел, красных, оранжевых, коричневых одежд других персонажей фильма.

Разрушить соотношение отдельных частей композиции мо­жет случайное или намеренное появление во второстепенных ее элементах неожиданных и оригинальных приемов, избы­ток впечатлений, мешающий восприятию главного, и т. д.

г). В каждом произведении должно присутствовать ком­позиционное равновесие. Отсутствие равновесия в той или иной композиции рождает у зрителя ощущение незакончен­ности, несформулированности, сомнительности художествен­ного результата. Гармоническое чередование в композиции большого и малого, пустого и заполненного, цветного и моно­хромного, светлого и темного; компенсация активности эле­ментов в одних частях композиции активностью в других; выверенность пропорций отдельных составляющих, вырази­тельная определенность количеств и качеств тона и цвета и порождают в композиции равновесие, а у зрителя — доверие к этой композиции как чему-то неопровержимому, бесспор­ному, законченному, истинному. «Законченность, — говорил К. С. Станиславский, — одно из первых условий художествен­ности в театре».

д). Любая композиция должна обладать цельностью, цельностью многоплановой: смысловой, стилистической, тех­нологической и т. д.

Зритель должен понимать, почему именно эти персонажи по воле художника образовали «население» картины; зри­телю должно быть понятно, почему часть мозаичного панно написана масляными красками: не потому же ведь, что смальта кончилась. Введение в произведение средств вырази­тельности, противоречащих стилистике, принятой автором, должно быть всегда оправдано с точки зрения образно-смысловой необходимости. Появление черно-белых кадров в цветном фильме и цветных — в черно-белом должно быть оправдано художественной необходимостью, понятной и при­нимаемой зрителем. Финальные цветные кадры фильма Н. Михалкова «Пять вечеров» определяют множество смы­словых граней произведения: его стилистику, точку отсчета авторского времени, восприятие зрителем двух временных пластов картины: сегодняшнего восприятия вещей и самих событий, изображенных в эстетике кино 40-х гг.

е). Художник должен определить диапазон средств, вы­бираемый им для данной композиции. Чтобы нерасчетливо не втискивать в произведение все возможности материала (все существующие на свете краски — в живописную кар­тину, все богатство звуков, тембров, гармоний — в музыкаль­ную пьесу), необходимо сразу же ограничить круг исполь­зуемых средств художественной выразительности. Нужно ощутить, что эта картина будет охристо-серая с контрастным черным пятном; а этот вальс зазвучит на высоких нотах и исполняться будет только струнными инструментами и т. д. Когда диапазон выразительных средств определен и ограни­чен, очень ярко выглядят отступления от закономерностей. Они образуют акценты, смысловые ударения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.