КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции цвета в спектакле очень разнообразны: цвет может быть изобразительным, может быть выразительным, ничего конкретно не изображая
Скользкое, зеленое, колючее серо-стальное, матовое плотное коричневое, блестящее воздушное желтое, тяжелое темно-красное, сочетание матового черного и блестящего черного — все эти цвето-фактуры уже не просто острые характеристики, а исчерпывающие характеристики. Фактура не бывает бесцветной. Она может быть неокрашенной и иметь свой натуральный цвет: цвет дерева, металла, мешковины. Но фактура может быть и окрашенной,, приобретать неисчислимое количество оттенков цвета, и в этом случае сила ее эмоционального воздействия увеличивается во много раз. За последнее время отношение к фактуре несколько изменилось: на сценах стали появляться фактуры либо натурально-документальные, изображающие что-то узнаваемо-конкретное, либо условно-образные — капроновые нити, сетки разного плетения, комбинации естественных и синтетических.материалов. Фактура подлинная или изобретенная потеснила на сцене театральные подделки и имитации, иллюзорную и декоративную живопись. Иносказание и метафора — сильнейшие средства театральной выразительности в руках сегодняшнего художника-постановщика. И в создании этих метафор свет играет, пожалуй, важнейшую роль. Свет в спектакле — главное и наиболее действенное выразительное средство, которым располагает театральный художник, хотя бы потому, что позволяет зрителю видеть то, что происходит на сцене: видеть актеров, среду, в которой они существуют, предметы, их окружающие. Свет делает мир сцены не только видимым, он делает его выразительным, художественно организованным. Свет выявляет материальные качества фактуры, делает предметы на сцене неповторимо индивидуальными. Большинство предметов, составляющих пространственное оформление спектакля, вне света просто физически не существует. Я уж не говорю о различных световых эффектах, проекциях или целиком световых деталях оформления, подобных световым колоннам в театре Жана Вилара. Многие театральные вещи — от страусовых перьев на шляпах мушкетеров до космических ракет — без света, в бытовом понимании, — вещи бессмысленные, вещи-миражи, вещи-привидения. Если в спектакле нужны блестящие в свете факелов сабли и хрустальные бокалы с красным вином — художник-постановщик вместе с художником по свету и художником-бутафором постараются придумать, как из жести, стальной проволоки, черной обожженной проволоки, обрезков зеркала, лампочек, красного лака и света сделать не сабли, а сверкающие блики на саблях, алое пламя вина в хрустальной сетке, а не бокал с портвейном. Материальность, осязаемость предметов на сцене ярче всего проявляется в фактуре их поверхности. Фактура остро воспринимается зрителем, являясь сильнейшим эмоциональным раздражителем. Скользкое, колючее, матовое, плотное, блестящее, воздушное, тяжелое, сочетание глухого и ажурного— все эти фактуры — точные и выразительные характеристики. Фактура, если она явна по строению и хорошо освещена,— всегда образна. Образна и в костюме, и в одежде сцены, и в обработке отдельных деталей оформления, например, страшный своей непонятностью вязаный шерстяной занавес из «Гамлета» художника Д. Боровского, холодный металл «Человека из Ламанчи» Д. Лидера, белая марля «Бойни № 5» М. Китаева... Увлечение подлинными фактурами, утверждает, например, Е. Куманьков, родилось как протест против бутафории. Настоящее становится на сцене гарантией правды. Вряд ли бутафория, даже в силу ее плохого качества и отсутствия «истинности», может быть во всех случаях принципиальной «неправдой» на сцене. Все зависит от того, что, где, ради чего. Театр не терпит догм.
Вопрос выбора фактуры, выбора тех или иных выразительных средств, мне кажется, надо решать исходя из конкретного спектакля, учитывая, насколько закономерен данный прием, помогает ли он достоверности атмосферы действия, ведет ли к синтезу предельного жизненного правдоподобия с предельной театральностью. Д. Боровский В Будапеште Д. Боровский вместе с режиссером Иштваном Хорваи поставил спектакль по пьесе А. Чехова «Три сестры». Оформление «Трех сестер» представляет собою предметную симультанную установку, помещенную в дощатую среду, совмещающую в себе признаки интерьера и экстерьера. На сцене вперемежку стоят стол со стульями, кушетка, пианино. В течение спектакля оформление не меняется. И вместе с тем меняется категорически. С начала и до конца спектакля на планшет сцены, на мебель, на актеров сверху, с колосников, падают желтые листья. В спектакле проживают май, потом январь, потом сентябрь... А листья все падают, падают, невзирая на время года, засыпают планшет, вещи, людей... В первом акте Маша и Вершинин разговаривают, сидя на кушетке; в последнем акте мизансцена не меняется, но вместо кушетки — холмик, засыпанный осенним листом; Тузенбах, уходя на дуэль, хочет сыграть что-то, но долго разгребает листья на клавиатуре. Непрерывная осень этой жизни. Художник не следует автору пьесы, не переносит действие из одной комнаты в другую, потом в сад. Он ищет наиболее емкое решение, избавляясь от всего, что отвлекает зрителя от существа этой постановки этой пьесы. Фактура двух предметов определяет характер оформления: старое дерево и палый лист. Но какое богатство ассоциаций рождают они, сталкиваясь и сплетаясь с действием спектакля!
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |