КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции театральной изобразительной информации
Единственное подлинное свидетельство удач или провалов художника на сцене — реальный спектакль, предназначенный реальному зрителю. Все другие, косвенные, свидетельства— недостоверны, обманчивы, а подчас являются прямой мистификацией, преследующей цели, весьма далекие от театра (например, договор на эскизы к выставке). Художник начинает работу над созданием оформления спектакля с эскиза, в котором стремится найти образ внешнего облика спектакля. Эту работу над эскизом он, как и художник-живописец, ведет до тех пор, пока произведение на театральную тему не удовлетворит его. Спектакль рождается и закрепляется в его сознании как серия станковых картин или иллюстраций к пьесе. И когда такие эскизы попадают в театр, то, очаровав своей красочной выразительностью художественный совет, ставят в отчаянное положение художественно-постановочную часть, которой предстоит искать живописному произведению театральный эквивалент, что обычно не удается или удается только частично и с большими компромиссами и искажениями. У театрального художника-постановщика работа над спектаклем связана с двумя различными материалами. С одной стороны — живопись эскиза, с другой — реальный, осязаемый, трехмерный, фактурно-цветной, освещенный, подвижный мир сцены. На пути к спектаклю необходимо совершить практически невозможное: перевести свое точное видение внешней формы спектакля из одного материала в другой. А ведь перевод произведения даже в близкую по характеру форму наносит ему невосполнимый ущерб.
Считаю, что разрешив однажды переделку «Фомы Гордеева» в драму, я тем самым совершил непростительную ошибку, так как полагаю, что подобных переделок не должно быть, и что право каждого автора говорить с публикой в той форме, в какой он находит это удобным, должно быть признано неприкосновенным. М. Горький Вот почему бывает так сложно оценить намерения художника в процессе подготовки спектакля, а затем составить себе представление о внешнем облике спектакля, уже сошедшего со сцены, по эскизам. Живопись обманчива. Обладая огромной силой эмоционального воздействия и собственным художественным обаянием, она очень часто дезориентирует сначала театр и коллектив соавторов художника, а потом исследователя, прикрывая своими, чуждыми театру, но очень действенными качествами отсутствие или ущербность в эскизе театральных идей. Обманчив и макет: маленький, почти ювелирный самоварчик, произведение художника-макетчика, на сцене превращается в обычный, всем известный самовар, и сейчас же теряет все свои существовавшие в макете обаяние и притягательность. Существует два типа художников театра, отличающиеся друг от друга не только методом работы, но и способом творческого мышления. Как часто хорошая живопись эскиза гибнет благодаря несостоятельности театрального мышления автора. Иногда несколько удачных пятен на эскизах делают эскиз интересным и доставляют неподдельную радость зрителю. Эти же прелестные пятна, увеличенные в 30—35 и более раз чужой рукой исполнителя и принудительно демонстрируемые на протяжении определенного, не предусмотренного автором, времени, превращаются в источник больших огорчений художника и театра. М. Левин В результате художник, понявший, в чем дело, смущенно молчит, а не понявший и продолжающий упорствовать в утверждении своего творческого метода — начинает оскорбленно жаловаться на то, что театр не сумел понять и осуществить его замысел. Художники такого типа могут быть очень хорошими художниками, но работать в театре им мешает антитеатральное мышление. 2. У художника противоположного типа замысел возникает в сознании сразу в театральном материале. Художник воображением создает облик спектакля именно таким, каким он будет в результате, минуя в этом процессе фактуру холста эскиза, направление мазка, фактуру красочного слоя... «В глубине сцены, завешанной серо-голубой гардинной сеткой, будут расставлены перекрываемые складками сетки мутно-желтые фонари на чугунных с лепниною столбах, а впереди, в пространстве, свободном от складок сетки, будет стоять невысокий, в две ступени, с паркетным покрытием, овальный станок, на котором будет стоять потертый ломберный столик красного дерева и четыре старых венских стула. Над столом будет висеть чугунная лампа стиля «модерн» под белым фарфоровым абажуром». Такое конкретное видение театральной реальности требуется только зафиксировать, чтобы сделать достоянием окружающих. Но в этом случае процесс фиксации столь точного замысла — самое сложное. Передача изобразительными средствами на плоскости эскиза абсолютно точного ощущения пространства, цвето-фактуры предметов, сложной световой атмосферы требует от художника времени и очень высокого изобразительного мастерства. Эскиз в этом случае всегда получается хуже замысла: не передавая со всей убедительностью выразительность сценического пространства, он одновременно теряет обаятельную притягательность живописного произведения. Для убедительного изображения театральных реалий нужно либо снабженная устными комментариями точность проекта, либо высочайшее мастерство иллюзорной объемно-пространственной живописи, проявить которое в условиях театрального производства художник просто не имеет возможности. Но такой метод работы художника над оформлением спектакля представляется подлинно театральным, так как практически при переходе от проекта к воплощению смены материала не происходит, и сценический результат ущерба не терпит. Страдает только живописно-выставочное качество эскиза, но это к театру имеет весьма косвенное отношение.
Эскиз декорации — не макет и не картина......работая над театральным эскизом, живописец тем более удаляется от задач чистой живописи, чем лучше он сознает специфические задачи сцены. Я. Тугендхольд
Подлинно театральный художник-постановщик восполняет неточности проекта, невозможность изобразить на плоскости эскиза абсолютную идею пространственного замысла личным участием в создании оформления спектакля. И доведение каждой детали оформления, каждого костюма, каждого блика света до соответствия замыслу является наиболее важной частью его театральной деятельности. Никто не задумывается над тем, что наиболее ответственную часть своей работы художник проводит в монтировочных мастерских, среди тряпок и брусков, в гардеробах, на сцене, в осветительской будке; работа художника поэтому умирает вместе со спектаклем, а эскизы и макеты являются лишь слабыми или искаженными воспоминаниями о замыслах художника. М. Левин Сложность изучения истории пространственного оформления спектаклей основана на информативной неточности изобразительной проектной части работы художника. Искусствоведы, занимаясь в основном эскизами, наполняют театральные музеи материалами, обладающими достоинствами произведений изобразительного искусства, но, к сожалению, в очень слабой степени соответствующими реальному облику спектаклей. Эскизы же другого типа редко попадают в музеи, так как являются деловыми проектами, а не произведениями живописи. За последнее время оформлением спектаклей в театре стали заниматься почти все: в первую очередь режиссеры, утверждая тем самым свое единоличное авторство в спектакле; потом зведующие художественно-постановочной частью, ссылаясь на свое профессиональное знание сцены, ее техники и технологии; актеры («Я сам знаю, в каких условиях мне играть!»); директора театров (неизвестно почему) и чуть ли не гардеробщики и пожарные. Но результаты были всегда неудовлетворительны. Даже если у такого автора оформления и появлялась удачная конструктивно-постановочная идея, для художественной реализации этой идеи в спектакле ему всегда недоставало того, что долгим специальным обучением и творческой практикой воспитывается в художнике, — точного и глубокого знания законов композиции, пластики, чувства колорита и живописной гармонии, чувства пропорций и масштабов и т. д., и т. п. ...неправ Гордон Крэг, полагая, что и работу художника должен делать режиссер. У каждого из них вполне достаточно своей работы; и чтобы делать ее не по-дилетантски,, чтобы быть подлинными мастерами в своем искусстве, каждому из них с трудом хватит жизни. Попытки соединения в одном лице художника и режиссера неизбежно приводили к печальным результатам. <...) Так было и так будет, ибо искусство не терпит дилетантизма, а дилетантизм неизбежен, когда стремишься объять необъятное. Это знал еще Козьма Прутков. А. Таиров
Изобразительная информация — проект пространственного оформления спектакля, выполняемый художником-постановщиком в процессе создания спектакля, — сложный, многодельный и трудно поддающийся последующим анализу и расшифровке исследователем материал. Но этот материал — единственное зримое руководство при создании в натуре оформления спектакля, единственный документ, по которому коллектив театра может уяснить и оценить намерения постановщиков будущего спектакля. Практический опыт выработал совершенно определенную систему информационно-изобразительных документов, без которых нельзя обойтись в процессе творчества и производства. Первое — это эскиз. Эскиз — информация, необходимая режиссеру и художнику для нахождения общих точек зрения на пьесу, для определения направления работы над созданием среды будущего спектакля, ее пространственно-стилевых особенностей. Эскизы на этом этапе — бесчисленны, подчас очень трудно читаемы, требующие словесных разъяснений и комментариев наброски, изображающие различные варианты внешней формы спектакля, постепенно приближающие соавторов к истине. Но на каком бы этапе ни находилась работа, одно качество эскиза всегда неизменно: его формат обязательно пропорционален формату портала сцены. Постепенно количество эскизов сокращается, они обретают некоторую детализацию и масштабно-пропорциональную определенность и начинают представлять собой подобие изобразительной сюиты, в которой прослеживается композиция спектакля: главные и поворотные точки действия, акценты на основных мизансценах, пики и падения драматического напряжения — своеобразная кардиограмма театрального действия. Когда схема внешнего облика спектакля решена, художник на ее основе, договорившись с режиссером, пишет еще одну серию эскизов. Эти эскизы адресованы уже не соавтору-режиссеру, понимающему художника с полуслова, а всему коллективу театра. Эскизы-поиски могли быть сделаны во время разговора хоть спичкой на папиросной коробке — объяснения и расшифровка всегда неизбежны в творческом диалоге на этом этапе. Эскизы, адресованные всем, должны нести в себе полную информацию о характере пространства, форме и цвето-фактуре заполняющих пространство предметов и, самое главное, о световом решении спектакля. Если в спектакле предполагается пространство сцены, заполненное разнообразной мебелью, — в эскизе может быть ясно виден подлокотник кресла или ножка стула, попавшие в луч света, а все остальное растворится в темноте, и в изображенный момент действия видно не будет.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |