Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художник-постановщик — единственный человек в теа­тральном коллективе, который заранее знает, как будет вы­глядеть будущий спектакль




Если бы он обладал знаниями и умениями мастеров всех исполнительских профессий — был бы профессиональ­ным столяром, слесарем, бутафором, осветителем, а также имел неограниченное время, — процесс оформления спек­такля можно было бы уподобить процессу создания избы деревенским плотником: начертил на земле палочкой план строения, отесал бревна, возвел сруб, навесил двери, вста­вил окна, украсил все резьбой — и дом готов.

Теоретически такую методику работы представить себе можно. Но только теоретически. Театр — организованное, планово работающее производство и, естественно, стремится работать наиболее рациональным способом. Поэтому для такого фантастического метода создания оформления спек­такля, во-первых, нет времени, во-вторых — есть художе­ственно-постановочная часть, помощники-исполнители, могу­щие квалифицированно выполнить по предложенному проекту любую работу; а, в-третьих, до начала оформления в натуре необходимо объяснить всем соавторам и исполни­телям, что же именно затевает художник и что должна вы­полнить к премьере художественно-постановочная часть. Для этого художник-постановщик должен совершенно точно представлять себе будущий сценический результат и уметь исчерпывающе информировать соавторов и мастеров-испол­нителей о своих сценических намерениях.

Залог успеха в работе над спектаклем — результат твор­ческих усилий всех создателей произведений. Этой цели слу­жит режиссерская экспликация — устно излагаемый замысел, а также изобразительная информация, которую предлагает художник-постановщик и которая помогает создать у участ­ников спектакля представление о том, какой будет среда будущего спектакля, как будут выглядеть действующие лица, каков будет характер мизансцен, общая атмосфера и стилистика. Кроме этой задачи — погрузить участников спектакля в его пока еще не существующий мир — у изобра­зительной информации есть и другая, более утилитарная задача: быть производственным проектом в процессе оформ­ления спектакля. По выполненным художником-постановщи­ком эскизам, макетам, чертежам мастера художественно-постановочной части будут изготовлять все те детали, кото­рые потом, собранные на сцене и освещенные согласно эскизам художника, станут средой театрального действия.

В театре художник-постановщик существует как бы в двух сферах. С одной стороны, — результат его профессио­нальной деятельности является неотторжимой частью кол­лективного произведения искусства — театрального спек­такля. Работая над спектаклем, художник создает пластику и цвет декораций, компонует архитектуру сценической среды с учетом движения актеров.

С другой стороны, в проектно-производственный период создания оформления он должен быть высококвалифициро­ванным мастером изобразительного искусства, в совершен­стве владеющим средствами изображения на плоскости любых фактурных цветных объемов в любых пространственно-световых ситуациях. Результатом этой стороны его деятель­ности и является изобразительная информация — живопис­ные эскизы состояний оформления, эскизы персонажей, ма­кеты, чертежи, рисунки реквизита и т. д.

Все, что делает художник-постановщик как мастер изо­бразительного искусства, играет в процессе создания спек­такля подсобную, информационную роль и произведением изобразительного искусства не является, хотя и выполняется на уровне высокого мастерства. То, что художник-постанов­щик изображает на плоскости эскиза или в пространстве макета, является проектом. И даже не проектом произведе­ния искусства (как рисунок тарелки у керамиста или пла­стилиновый эскиз бронзовой статуи у скульптора), а проек­том элемента, детали, который впоследствии, соединенный с другими элементами или действиями актеров, войдет в ткань произведения театрального искусства.

Если художник, создавая живописную картину, скульп­туру, эстамп, литературное произведение, стремится что-то выразить, то театральный художник на плоскости эскиза должен только изобразить то, что потом, в спектакле, будет участвовать в выражении.

И вот здесь, в столкновении двух сфер его деятельности и заложен основной конфликт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.