Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Весь комплекс изобразительной информации должен соз­давать полное и ясное представление о том, какие средства, какой материал лягут в основу зрелищного образа спек­такля




Материальную же часть показывает другой вид изобра­зительной информации — макет. Это сильно уменьшенное (в масштабе 1:20) материально-фактурное изображение всех предметов, составляющих оформление спектакля.

Эскиз главным образом изображает настроение, атмо­сферу, в которую погружены все предметы, составляющие оформление, изображает характер световых состояний от­дельных моментов спектакля.

Макет выполняется тщательно, с передачей цвета, харак­тера и мелких подробностей предметов, их взаимного рас­положения на сцене, с возможностью продемонстрировать движение элементов оформления, если таковое входит в ткань спектакля.

Два эти вида изобразительной информации друг без друга практически бессильны, только соединенные воедино, они дают исчерпывающую информацию. Макет показывает, из каких материальных элементов будет состоять оформле­ние спектакля, а эскизы объяснят, как будет выглядеть оформление в отдельные моменты действия в различных све­товых состояниях. Но даже подробные макеты и эскизы не избавят постановщиков от словесных объяснений: ни ма­кет, ни эскиз не могут объяснить, какие события, какое дей­ствие будет происходить в предлагаемой среде.

Макет и эскизы знакомят коллектив театра с замыслом постановщиков, вводят их в мир будущего спектакля, а по­том передаются в соответствующие отделы и цеха театра для работы по осуществлению оформления спектакля в ма­териале.

Макет, снабженный технологическим описанием и рабо­чими чертежами, идет в производственные цеха, где в соот­ветствии с ним элементы оформления выполняются в натуре, а эскизы оформления поступают в распоряжение художника по свету, которому предстоит найти способы осуществления на сцене заданного в эскизах характера освещения. И в этой работе перед художником по свету всегда встает очень много разнообразных проблем, в особенности касающихся колористической стороны оформления. В макете кресло обито красным бархатом, а на эскизе, изображающем ноч­ную сцену, обивка кресла приобретает теплый коричневый оттенок; какие же нужны светофильтры и какие и где уста­новленные осветительные приборы, чтобы добиться именно этого живописного эффекта? И таких вопросов, возникаю­щих при одновременном анализе макета и эскизов в работе художника по свету возникает неисчислимое множество.

Театральный художник-постановщик рассматривает всю изобразительную информацию как деловой этап на пути к цели, и поэтому стремится в эскизах и макетах избав­ляться от всего, что может дезориентировать, дать основа­ния быть неправильно понятым, явиться ненужным, отвле­кающим украшением — атавизмом живописной картины, дальним родственником которой является театральный эскиз.

Театральная изобразительная информация прежде все­го целесообразна.

Вот, например, мой портсигар.Предположим, что он вам очень понравился и вам хочется заказать мастеру совершенно точно такой же по качеству и по размерам. Что вы для этого делаете? Вы приходите к мастеру и говорите: «Любезный мастер, сделайте мне хороший портсигар из карель­ской березы, шести дюймов в длину, четырех в ширину и двух в толщину». Не так ли? Для того чтобы заказ лучше удержался в его памяти, вы можете взять листик бумаги, ка­рандаш и разграфленную линейку и начер­тить все размеры, надписав: длина, ширина, толщина. Ведь не придет же вам в голову написать этот портсигар для мастера на по­лотне масляными красками или пастелью, хотя вы и отличный художник?

А. Куприн

 

Но среди театральных художников очень часто встре­чаются живописцы жанрового склада. Так рождается эскиз-обманщик, который радостно встречается не очень компе­тентными в театре людьми, а затем прямо отправляется на выставку или даже в музей. С художниками такого типа мы уже успели познакомиться в начале нашего разговора. Это люди, принципиально считающие живопись первоосновой театральной деятельности, а выставку и музей — местом встреч своих произведений со зрителем.

Самая удачная работа художника по оформлению спектакля, в зависимости от вы­бранных средств, в стадии эскиза может ока­заться живописным произведением, интерес­ным для общеживописной выставки, или, при иных путях решения, она может по своим живописным достоинствам не превосходить уровня архитектурного проекта, и тогда ей может не быть места на такой общей выстав­ке, и в том и в другом случае истинная ее ценность определяется соответствием произ­ведения тем задачам, во имя которых оно возникло.

Н. Акимов

 

Существует еще один вид театральной изобразительной информации. Это эскиз персонажа, выполнение которого тоже входит в круг обязанностей художника-постановщика. К выполнению его можно подходить по-разному.

Можно, выяснив в беседах с режиссером и исполнителем роли их представление о характере и внешнем облике пер­сонажа, решить, что же нужно добавить к внешности актера Н., чтобы получился... Иван Грозный, устраивающий худож­ника и не противоречащий тому, что родилось в мечтах ре­жиссера и актера. И тогда рисуется актерское лицо с не­обходимыми изменениями и добавлениями, рисуется фигура, также получившая некоторые изменения, в характерной для придуманного Грозного позе. Костюм соединяет в себе по­желания актера и общий замысел художника, чтобы орга­нично вписаться в задуманный спектакль. Эскиз выпол­няется в манере, дающей возможность передать количество и качество цвета отдельных элементов костюма, желательно даже передать характер фактуры (блестящее—матовое). Кроме того, очень удобно, когда эскиз сделан в масштабе. Это облегчает работу пошивочному цеху: портным не при­ходится ежеминутно обращаться к художнику за консульта­цией, выясняя, на каком расстоянии друг от друга приши­вать пуговицы. Этот путь создания проекта внешнего облика персонажа представляется естественным и целесообразным.

Встречается в практике путь противоположный, когда ху­дожник начинает работу над обликом персонажа без зна­комства с физическими данными актера, его видением ха­рактера и внешности действующего лица. Создается рисунок, часто отличное произведение графического искусства — ил­люстрация к пьесе, выражающая субъективное представле­ние художника о персонаже.

Главный упор в таком эскизе делается опять-таки на его художественно-выставочные качества, а внешность актера, соответствие эскиза характеру и пропорциям актерской фи­гуры, технологическая, проектная сторона костюма остаются вне поля зрения и интересов художника. Такой эскиз, яв­ляясь самостоятельным произведением графического искус­ства, по отношению к театру приобретает признаки высоко­мерной директивы, равнодушной к актерам, спектаклю и театральному искусству вообще.

«При свидании с художником, — рассказывает К. С. Ста­ниславский, — я не вытерпел и сказал ему: „Не вы должны диктовать нам, а наоборот, наше актерское чувство продик­тует вам, что чудится мне, исполнителю роли, и что нужно для постановки. Ваше дело вникнуть в наш замысел, понять его сущность и подсказать рисунком то, что трудно объяс­нить актеру словами. Вы, как и актер, не самостоятельные творцы. Мы зависим от драматурга и добровольно сливаемся с ним; вы же зависите от автора и актера и тоже добро­вольно должны слиться с ними"».

У эскиза персонажа есть еще одна функция — этическая. Это убежденно утверждал режиссер Н. В. Петров. Очень часто художники, сделав эскизы для основных персонажей, для исполнителей массовых сцен ограничиваются ведо­мостью-выпиской с заголовком «Подбор»: 1) Актер Ва­сильев В. В. — ватник—1, сапоги кирзовые грязные—1, шарф шерстяной рваный—1, очки в железной оправе—1. 2) Актер Иванов И. И. — и т. д., и т. д.

Театр — место, где самой его природой узаконено челове­ческое неравенство. У одного актера — роль на двадцати страницах, у другого — даже без «Кушать подано!» Одни на постоянном виду у зрителя и прессы, другие — вечно в задних рядах массовки. Но тех и других единит и уравни­вает беззаветная любовь к театру, которому они оба посвя­тили жизнь. Какое доброе и прекрасное дело совершит ху­дожник, если, не поленившись, сделает для всех участников спектакля, сколько бы их ни было, одинаковые по качеству и уважительности к делу замечательные эскизы, подчеркнув тем самым равенство всех актеров перед искусством Театра!

Эскизы оформления, эскизы персонажей, эскизы рекви­зита и гримов, сколько бы их ни нужно было сделать, соз­дает своими руками художник-постановщик (если ему не помогает специальный художник по костюму). Объемную же изобразительную информацию, макет, под его руководством выполняет художник-макетчик. В процессе изготовления ма­кета существует также несколько этапов. Сначала выве­ряется планировка — схема расположения на планшете сцены всех элементов оформления с учетом пожарных про­ходов, связи оформления с источниками электроэнергии, воз­можности размещения в пространстве сцены деталей оформ­ления всего спектакля.

По выверенной планировке и вертикальному осевому разрезу сцены, на котором отмечаются вертикальные раз­меры деталей оформления, из простого картона выклеи­вается черновая выгородка, определяющая габариты основ­ных объемных и плоских частей оформления. Затем, после внесения неизбежных поправок, изготавливается, тоже из картона, чистовая выгородка, в которой схема черновой вы­городки уже обретает детали, подробности и более точную прорисовку. Чистовую выгородку обсуждают с режиссером и заведующим художественно-постановочной части и, после достижения полной договоренности, начинается постройка макета, — главного проектного документа, во всех подробно­стях изображающего материальную часть пространственного решения спектакля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.