КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Весь комплекс изобразительной информации должен создавать полное и ясное представление о том, какие средства, какой материал лягут в основу зрелищного образа спектакля
Материальную же часть показывает другой вид изобразительной информации — макет. Это сильно уменьшенное (в масштабе 1:20) материально-фактурное изображение всех предметов, составляющих оформление спектакля. Эскиз главным образом изображает настроение, атмосферу, в которую погружены все предметы, составляющие оформление, изображает характер световых состояний отдельных моментов спектакля. Макет выполняется тщательно, с передачей цвета, характера и мелких подробностей предметов, их взаимного расположения на сцене, с возможностью продемонстрировать движение элементов оформления, если таковое входит в ткань спектакля. Два эти вида изобразительной информации друг без друга практически бессильны, только соединенные воедино, они дают исчерпывающую информацию. Макет показывает, из каких материальных элементов будет состоять оформление спектакля, а эскизы объяснят, как будет выглядеть оформление в отдельные моменты действия в различных световых состояниях. Но даже подробные макеты и эскизы не избавят постановщиков от словесных объяснений: ни макет, ни эскиз не могут объяснить, какие события, какое действие будет происходить в предлагаемой среде. Макет и эскизы знакомят коллектив театра с замыслом постановщиков, вводят их в мир будущего спектакля, а потом передаются в соответствующие отделы и цеха театра для работы по осуществлению оформления спектакля в материале. Макет, снабженный технологическим описанием и рабочими чертежами, идет в производственные цеха, где в соответствии с ним элементы оформления выполняются в натуре, а эскизы оформления поступают в распоряжение художника по свету, которому предстоит найти способы осуществления на сцене заданного в эскизах характера освещения. И в этой работе перед художником по свету всегда встает очень много разнообразных проблем, в особенности касающихся колористической стороны оформления. В макете кресло обито красным бархатом, а на эскизе, изображающем ночную сцену, обивка кресла приобретает теплый коричневый оттенок; какие же нужны светофильтры и какие и где установленные осветительные приборы, чтобы добиться именно этого живописного эффекта? И таких вопросов, возникающих при одновременном анализе макета и эскизов в работе художника по свету возникает неисчислимое множество. Театральный художник-постановщик рассматривает всю изобразительную информацию как деловой этап на пути к цели, и поэтому стремится в эскизах и макетах избавляться от всего, что может дезориентировать, дать основания быть неправильно понятым, явиться ненужным, отвлекающим украшением — атавизмом живописной картины, дальним родственником которой является театральный эскиз. Театральная изобразительная информация прежде всего целесообразна. Вот, например, мой портсигар.Предположим, что он вам очень понравился и вам хочется заказать мастеру совершенно точно такой же по качеству и по размерам. Что вы для этого делаете? Вы приходите к мастеру и говорите: «Любезный мастер, сделайте мне хороший портсигар из карельской березы, шести дюймов в длину, четырех в ширину и двух в толщину». Не так ли? Для того чтобы заказ лучше удержался в его памяти, вы можете взять листик бумаги, карандаш и разграфленную линейку и начертить все размеры, надписав: длина, ширина, толщина. Ведь не придет же вам в голову написать этот портсигар для мастера на полотне масляными красками или пастелью, хотя вы и отличный художник? А. Куприн
Но среди театральных художников очень часто встречаются живописцы жанрового склада. Так рождается эскиз-обманщик, который радостно встречается не очень компетентными в театре людьми, а затем прямо отправляется на выставку или даже в музей. С художниками такого типа мы уже успели познакомиться в начале нашего разговора. Это люди, принципиально считающие живопись первоосновой театральной деятельности, а выставку и музей — местом встреч своих произведений со зрителем. Самая удачная работа художника по оформлению спектакля, в зависимости от выбранных средств, в стадии эскиза может оказаться живописным произведением, интересным для общеживописной выставки, или, при иных путях решения, она может по своим живописным достоинствам не превосходить уровня архитектурного проекта, и тогда ей может не быть места на такой общей выставке, и в том и в другом случае истинная ее ценность определяется соответствием произведения тем задачам, во имя которых оно возникло. Н. Акимов
Существует еще один вид театральной изобразительной информации. Это эскиз персонажа, выполнение которого тоже входит в круг обязанностей художника-постановщика. К выполнению его можно подходить по-разному. Можно, выяснив в беседах с режиссером и исполнителем роли их представление о характере и внешнем облике персонажа, решить, что же нужно добавить к внешности актера Н., чтобы получился... Иван Грозный, устраивающий художника и не противоречащий тому, что родилось в мечтах режиссера и актера. И тогда рисуется актерское лицо с необходимыми изменениями и добавлениями, рисуется фигура, также получившая некоторые изменения, в характерной для придуманного Грозного позе. Костюм соединяет в себе пожелания актера и общий замысел художника, чтобы органично вписаться в задуманный спектакль. Эскиз выполняется в манере, дающей возможность передать количество и качество цвета отдельных элементов костюма, желательно даже передать характер фактуры (блестящее—матовое). Кроме того, очень удобно, когда эскиз сделан в масштабе. Это облегчает работу пошивочному цеху: портным не приходится ежеминутно обращаться к художнику за консультацией, выясняя, на каком расстоянии друг от друга пришивать пуговицы. Этот путь создания проекта внешнего облика персонажа представляется естественным и целесообразным. Встречается в практике путь противоположный, когда художник начинает работу над обликом персонажа без знакомства с физическими данными актера, его видением характера и внешности действующего лица. Создается рисунок, часто отличное произведение графического искусства — иллюстрация к пьесе, выражающая субъективное представление художника о персонаже. Главный упор в таком эскизе делается опять-таки на его художественно-выставочные качества, а внешность актера, соответствие эскиза характеру и пропорциям актерской фигуры, технологическая, проектная сторона костюма остаются вне поля зрения и интересов художника. Такой эскиз, являясь самостоятельным произведением графического искусства, по отношению к театру приобретает признаки высокомерной директивы, равнодушной к актерам, спектаклю и театральному искусству вообще. «При свидании с художником, — рассказывает К. С. Станиславский, — я не вытерпел и сказал ему: „Не вы должны диктовать нам, а наоборот, наше актерское чувство продиктует вам, что чудится мне, исполнителю роли, и что нужно для постановки. Ваше дело вникнуть в наш замысел, понять его сущность и подсказать рисунком то, что трудно объяснить актеру словами. Вы, как и актер, не самостоятельные творцы. Мы зависим от драматурга и добровольно сливаемся с ним; вы же зависите от автора и актера и тоже добровольно должны слиться с ними"». У эскиза персонажа есть еще одна функция — этическая. Это убежденно утверждал режиссер Н. В. Петров. Очень часто художники, сделав эскизы для основных персонажей, для исполнителей массовых сцен ограничиваются ведомостью-выпиской с заголовком «Подбор»: 1) Актер Васильев В. В. — ватник—1, сапоги кирзовые грязные—1, шарф шерстяной рваный—1, очки в железной оправе—1. 2) Актер Иванов И. И. — и т. д., и т. д. Театр — место, где самой его природой узаконено человеческое неравенство. У одного актера — роль на двадцати страницах, у другого — даже без «Кушать подано!» Одни на постоянном виду у зрителя и прессы, другие — вечно в задних рядах массовки. Но тех и других единит и уравнивает беззаветная любовь к театру, которому они оба посвятили жизнь. Какое доброе и прекрасное дело совершит художник, если, не поленившись, сделает для всех участников спектакля, сколько бы их ни было, одинаковые по качеству и уважительности к делу замечательные эскизы, подчеркнув тем самым равенство всех актеров перед искусством Театра! Эскизы оформления, эскизы персонажей, эскизы реквизита и гримов, сколько бы их ни нужно было сделать, создает своими руками художник-постановщик (если ему не помогает специальный художник по костюму). Объемную же изобразительную информацию, макет, под его руководством выполняет художник-макетчик. В процессе изготовления макета существует также несколько этапов. Сначала выверяется планировка — схема расположения на планшете сцены всех элементов оформления с учетом пожарных проходов, связи оформления с источниками электроэнергии, возможности размещения в пространстве сцены деталей оформления всего спектакля. По выверенной планировке и вертикальному осевому разрезу сцены, на котором отмечаются вертикальные размеры деталей оформления, из простого картона выклеивается черновая выгородка, определяющая габариты основных объемных и плоских частей оформления. Затем, после внесения неизбежных поправок, изготавливается, тоже из картона, чистовая выгородка, в которой схема черновой выгородки уже обретает детали, подробности и более точную прорисовку. Чистовую выгородку обсуждают с режиссером и заведующим художественно-постановочной части и, после достижения полной договоренности, начинается постройка макета, — главного проектного документа, во всех подробностях изображающего материальную часть пространственного решения спектакля.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |