КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческие связи художника-постановщика с театроведением — наиболее сложные и запутанные из всех возможных отношений — составляют систему: практика — теория театра
Театральное представление не знает ни «вчера», ни «завтра». Театр есть искусство сегодняшнего дня, вот этого часа, вот этой минуты, секунды... «Вчерашний день» театра— это предания, легенды, тексты пьес, «завтрашний день» — мечты художника. Но явь театра — это только «сегодня». Вс. Мейерхольд В кратком разговоре о пространственном оформлении спектакля нам предстоит коснуться одной из наименее изученных сторон театрального искусства, сферы его, не имеющей до сих пор точного, принимаемого всеми наименования, а заботы художника, связанные с созданием декораций, и по сей день составляют «странную профессию», как много лет назад охарактеризовал ее один из крупнейших мастеров сцены Николай Павлович Акимов. Нам же, чтобы как-то упорядочить терминологический хаос, придется условно принять уже упомянутый термин пространственное оформление спектакля (для краткости — просто оформление спектакля), хотя он ничем не лучше и не точнее определяет существо предмета, чем декорация, декоративное оформление, вещественное оформление, сценография спектакля, театрально-декорационное искусство, художественное оформление и т. д. и т. п. Того же, кто в театре занимается сочинением оформления спектакля или сценографии (кому как больше понравится), а потом руководит осуществлением замысла в натуре, с полным правом и довольно точно можно именовать художником-постановщиком театра (по аналогии с режиссером-постановщиком). Объясняется это следующими обстоятельствами: 1. Материальные следы практической деятельности художников-постановщиков в спектакле со временем совершенно естественно исчезают со сцен театров вместе со спектаклями. 2. Следы проектной работы художников-постановщиков (эскизы, макеты, чертежи) упорно не открывают таящееся за ними действенно-театральное существо, а часто являются откровенной дезинформацией, в силу различных внетеатральных соображений их авторов искажающей истинное положение вещей (особенно живописные эскизы). 3. Отсутствует регулярная и объективная фиксация следов деятельности художников-постановщиков в спектакле. Огромное количество спектаклей в огромном количестве театров сходит со сцены, не оставляя после себя никаких следов — фотографий, зарисовок, описаний и т. д. А если спектакль и фотографируют — снимки напоминают содержимое семейных альбомов: безлико снятые актеры (крупный и средний план), которые, конечно, никакой информации о решении спектакля в целом не несут. Более профессиональная фотоинформация, появляющаяся в прессе, касается, к сожалению, в основном крупных столичных театров и нашумевших спектаклей, а кроме того очень часто несет информацию, касающуюся только мастерства фотографа. 4. Крайне мал круг теоретиков и критиков, занимающихся проблемами пространственного оформления спектакля. К тому же это либо театроведы, плохо разбирающиеся в вопросах пластических искусств, либо искусствоведы, имеющие весьма туманное представление о театре и проблемах театрального искусства. Специалистов же, профессионально знающих, «как это делается», в той и другой области практически нет. Искусствоведы считают произведением искусства театрального художника «картинку», театральный эскиз, причисляя его к явлениям изобразительного искусства. Спектакль же, в котором реализуются главные — театральные — качества художника, ими практически не рассматривается. Театроведы же стараются вообще не касаться проблем пластики спектакля, его пространственно-колористических качеств по причине своей недостаточной осведомленности в этой сфере театрального искусства. В результате тема оформления спектакля и творчества художника-постановщика театра или вообще не получает освещения, или освещается с неправильных, непрофессиональных позиций. 5. Большое количество сохранившихся в музеях и театрах проектных материалов (эскизов), выполненных художниками-постановщиками в период сочинения и проектирования спектакля, очень часто не может служить объективным и достоверным свидетельством, отражающим облик оформления. Приближение этих эскизов к самостоятельным произведениям живописного или графического искусства, применение острой деформации предметов, преувеличенной экспрессии, колористических эффектов — все это скорее уступки выставочным требованиям, нежели обусловленность нуждами сцены.
Театр есть театр... и его единственное место действия — это сцена, на которой происходит представление... <...> Я хочу, чтобы он (художник.—Д. А.) приходил на сцену во славу ее единственного властелина — актера, своим искусством не оттесняя его, а создавая в творческом содружестве с режиссером ту сценическую атмосферу, при помощи которой искусство актера с наибольшей полнотой могло бы найти и раскрыть себя. А. Таиров Любой творческий процесс в искусстве предполагает наличие трех обязательных компонентов, без которых произведение создано быть не может. Художник, инструмент, материал определяют и возможность создания, и характер произведения искусства. Каждый художественный образ, каждая художественная мысль существуют только в том материале и в той форме, в которой они задуманы и созданы художником. (У художника-живописца инструмент — холст, кисти, краски; материал, т.е. выразительные средства, — цветовые сочетания, фактура поверхности, силуэт, пятно. У художника-гравера инструмент — деревянная доска или линолеум, штихели, бумага, краска, пресс; выразительные средства — штрих различной формы, линия, белое и черное в разных комбинациях.) Художник всегда мыслит материалом. Трудно себе представить, что первое видение Суриковым «Боярыни Морозовой» возникло в скульптурных формах, а «Мыслитель» Родена— в черно-белых штрихах гравюры. Роден мог на первых порах взять в руки глину или карандаш. Но все равно за пластикой глиняного эскиза или за линией карандашного наброска ему всегда виделась конечная бронза. Или мрамор. Или гранит. Никто не мог догадаться, что имела в виду Вера Мухина, пока над Сеной на иофановском постаменте не засверкала ее великая скульптура зеркалом нержавеющей стали. Что могли рассказать об этом зрителю пластилин или карандаш! Выбор материала никогда не бывает случаен, связь его с темой и стилистикой произведения естественна и неразрывна. «Я даже верю, — писал Ф. М. Достоевский,—что для разных форм искусства существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме». Но никогда условность материала не обедняет произведение, а, наоборот, придает ему наибольшую остроту и выразительность в передаче самого существенного (с точки зрения художника) в изображаемом. И действительно, нам сегодня трудно представить себе коненковского «Стеньку Разина» изваянным из белого мрамора, а «Вечную весну» Родена — деревянной; не укладываются в четырехстопный ямб «Братья Карамазовы», а пушкинское «Я помню чудное мгновенье» непредставимо в прозаическом варианте... Театр — искусство, где художник — инструмент — материал находятся в отношениях наиболее сложных. Художников— много, инструментов — много, материалов, из которых художники создают единую ткань спектакля, — тоже много. Но соединение всех этих компонентов воедино — не механическое сложение, а скорее химическая реакция, дающая в результате качественно новое произведение. Кислород и водород — совершенно определенные, обладающие индивидуальными свойствами элементы. Но стоит соединить два атома водорода с атомом кислорода, как мы получим воду, в которой уже нельзя отыскать и следов элементов, ее составивших.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |