КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Таиров
Любое пространственное оформление спектакля для зрителя представляется заполняющим сцену во всех измерениях: горизонтальная плоскость сцены, на которой существует актер, и вертикальная плоскость сцены, заполненная элементами оформления, подчеркивающими характер и габариты горизонтальной плоскости и усиливающими ощущение глубины пространства, — вот та часть сценической композиции, которая дополняется до завершения и замыкается фигурами актеров. Главным фактором, определяющим в театре характер зрелища и композиции каждого отдельного момента действия, является взаимное расположение зрительской и сценической зон театрального пространства. Восприятие зрителем зрелищного объекта в театральном пространстве может носить различный характер в зависимости от особенностей архитектуры и механизации театрального здания. Поиски новых форм театральной архитектуры имеют в своей основе одни и те же главные принципы: сделать более гибким и многовариантным соотношение зрительской и сценической зон театрального пространства; обеспечить максимально удобное для всех восприятие зрелища; организовать сценическую зону, дающую возможность создания любых действенно-пластических построений. Так, возникли, не получившие, к сожалению, практической реализации, проекты театров Н. П. Акимова, где подвижное кольцо сцены окружало зрительный зал, создавая в портальной раме бесконечное движение; Н. П. Охлопкова, в котором вращающийся зрительный зал находился внутри окружавшей его неподвижной сцены, и т. д., и т. п. Варианты восприятия зрелища в театральном пространстве сводятся к следующим схемам: а) зрительская зона неподвижна — сценическая зона неподвижна; б) зрительская зона неподвижна — сценическая зона подвижна; в) зрительская зона подвижна — сценическая зона неподвижна; г) зрительская зона подвижна — сценическая зона подвижна. Эти схемы возникли на основе опыта кинематографа, разработанных им возможностей использования подвижной и неподвижной камеры по отношению к неподвижному или движущемуся объекту. Существуют два основных вида этого расположения, соответствующие двум типам пространственных композиций: а) композиция ориентированная; б) композиция неориентированная, или замкнутая. Примером замкнутой, неориентированной композиции может служить уличное происшествие, когда зрители стихийно располагаются вокруг объекта, поскольку все точки зрения на объект равноценны. Композиция ориентированная — группа людей встречает приходящих или приезжающих, когда зрители (встречающие) группируются на стороне, противолежащей объекту, лицом к нему. Эти два типа пространственных композиций явились основой создания двух видов театрального пространства: пространства, где зрительская зона окружает сценическую (так называемая сцена-арена), и пространство, в котором зрительская зона противолежит сценической (сцена-коробка). Сцена-коробка и сцена-арена — это не просто технологические варианты организации театрального пространства (типа: зритель подвижен — объект неподвижен). Это принципиальные полярные идеи организации театрального пространства: использование того или иного варианта соотношения зрительской и сценической зон может оказать решающее влияние на образный смысл сценической композиции. Так, выход царя Бориса к народу будет для зрителя на сцене-арене пластически неопределенен и невыразителен в отличие от такого же выхода на сцене-коробке, где любое движение всегда определенно по направлению (ко мне или от меня) и единообразно воспринимается всеми зрителями. Каждый из этих двух типов театрального пространства имеет свои специфические возможности и неравнодушен к характеру как драматургии, так и используемых в спектакле выразительных средств. В спектакле по пьесе Н. Погодина «Аристократы», поставленном Н. Охлопковым, на специально организованной в обычном театральном зале сцене-арене, благодаря ее особенностям, возникли качества, недостижимые применительно к этому спектаклю на сцене-коробке. В спектакле возник образ лагеря заключенных, — замкнутое пространство, со всех сторон окруженное наблюдателями. И противоположной по образной сути представала перед зрителем Дания-тюрьма, созданная В. Рындиным на сценекоробке в спектакле того же Н. Охлопкова «Гамлет», где мир древнего Эльсинора был наглухо отгорожен от современного мира огромными крепостными воротами. Характер драматургии А. Чехова и любой психологической драмы находится в противоречии с возможностями сцены-арены. В таких спектаклях зритель должен видеть глаза актеров, без всяких акустических потерь слышать направленную в его сторону актерскую речь, и сцена-коробка, с ее односторонней ориентацией, здесь более чем уместна. Сцена-коробка — более универсальный тип сцены. На ней могут существовать и драматический спектакль, и музыкальный, и цирк, и эстрада, и в принципе любой вид зрелищного искусства. Сцена-арена ограничена в своих возможностях, так как требует от зрелища весьма специфических качеств. Так, например, на сцене-арене актер почти лишен возможности пользоваться мимикой и вынужден заменять ее символической, знаковой маской. Недаром именно арена античного театра породила и условно-символический цвет костюма, и маску, и котурны. Ориентированное зрелище, а, следовательно, и сцена-коробка, — более высокая и развитая форма зрелища, позволяющая создавать контакты со зрителем многообразнее, чем это позволяет неориентированное зрелище на сцене-арене. По сцене-коробке можно тихо пройти мимо зрителя... На сцене-арене этого сделать нельзя: можно только выйти на арену и уйти с арены. Спор о главенствующей в театральном зрелище плоскости сцены (вертикальной или горизонтальной) был спором принципиальным, на долгие годы определявшим в театрах ту или иную систему отношений оформление — актер. Приход в театр художников-живописцев, часто преследовавших в своей театральной деятельности цели, не совпадающие с целями театрального искусства, резко обострил этот спор. Конфликты, возникавшие у театров с художниками-живописцами, поиски новых принципов актерской игры требовали и новых форм отношений между действием и средой, между актером и оформлением спектакля. А. Таиров в соавторстве с ярчайшими и самобытнейшими художниками-живописцами создавший на сцене Камерного театра целый ряд спектаклей по системе оформление — фон спектакля, в конце концов пришел к категорически противоположной точке зрения:
Главной частью сцены, подлежащей разработке при каждой постановке, должен быть пол сцены, так называемая сценическая площадка, потому что именно на ней движется и осуществляет в видимой форме свои творческие задания актер.
Но ведь за актером на рельефе планшета всегда имеется или эмоционально воздействующая на зрителя пустота, или какие-то зримые вещи, которые можно смело отнести к категории фона. Вряд ли можно признать истиной утверждение единственно правильным для спектакля принцип оформление — фон или принцип оформление — разработанный рельеф планшета. Живая среда, в которой существует человек в действительности, никогда не разделяется в его сознании на вертикальные и горизонтальные составляющие — она едина по отношению к человеку. Поэтому пространственное оформление спектакля, какой бы характер оно ни принимало в зависимости от создаваемого им совместно с актерским действием образа, является для актера средой, в которую он органично вписывается и в которой существует по логике данного спектакля. Оформление, в зависимости от действия, может быть придвинутой к раме плоскостью, к которой вплотную прижат актер; может быть наклонным рельефным крутым пандусом, уходящим в самую глубину сцены, по которому актер зримо и выразительно перемещается в любом направлении; может быть лестницей, поднимающейся под колосники...
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |