КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типовые задачи. По данным задачи требуется рассчитать средние значения по каждому признаку:
Задача 1. По данным задачи требуется рассчитать средние значения по каждому признаку: К – количество студентов в институте; С – процент студентов в институте, не получающих стипендию; Р – средний размер стипендии одного студента-стипендиата.
Решение
1) Среднее количество студентов в институте определяется по средней арифметической простой:
2) Средний процент студентов, не получающих стипендию, определяется с помощью средней арифметической взвешенной, причем в качестве весов используется численность студентов в институте. Средний процент студентов, не получающих стипендию равен 14%. 3) Средний размер стипендии в среднем на одного студента-стипендиата вычисляется по средней арифметической взвешенной, причем в качестве весов используется количество студентов, получающих стипендию в каждом институте. В первом институте количество студентов, получающих стипендию равно 700 – 0,2*700 = 700-140 = 560 чел., где 140 – число студентов, не получающих стипендию в первом институте. Во втором институте количество студентов, получающих стипендию равно 1200 – 0,10*1200 = 1200 – 120 = 1080 чел., где 120 – число студентов, не получающих стипендию во втором институте. Во третьем институте количество студентов, получающих стипендию равно 2150 – 0,15*2150 = 2150 – 322,5 = 1827,5 чел. где 322,5 – число студентов, не получающих стипендию в третьем институте. Таким образом, средний размер стипендии по трём институтам составляет 300,58 руб. Рассмотрим усложнённый вариант исходных данных и особенности выбора формулы для вычисления среднего значения признака. Для этого необходимо составить исходное соотношение средней в виде отношения двух признаков, отражающего сущность осредняемого признака, его логическое содержание. Например, средняя заработная плата определяется как отношение фонда оплаты труда к численности работников: Или средние трудозатраты на выпуск единицы изделия можно определить как отношение суммарных трудозатрат на выпуск всей партии изделий на количество выпущенных изделий. Суммарные трудозатраты на выпуск Средние трудозатраты всех изделий (∑ Т) на единицу изделия (Т) = Количество изделий (К) Если при вычислении среднего значения признака в качестве весов-соизмерителей берётся числитель исходного соотношения, то используется формула средней гармонической взвешенной. Используя в качестве весов-соизмерителей знаменатель соответствующего отношения при вычислении среднего значения признака выбирается формула средней арифметической взвешенной. Задача 2. По данным задачи требуется рассчитать средние значения по каждому признаку: С – число студентов на факультете; Г – среднее число студентов в группе; Д – доля студентов-иностранцев на факультете, %; Б – средний балл успеваемости одного студента в сессию.
Решение
1) Среднее количество студентов на факультете определяется с помощью средней арифметической простой: 2) Для того чтобы правильно выбрать формулу для вычисления среднего числа студентов в группе, необходимо составить исходное соотношение средней, отражающее сущность осредняемого признака. Исходное соотношение для нахождения среднего числа студентов в группе будет выглядеть следующим образом: Зная количество студентов на факультете, т.е. числитель данного отношения, при вычислении среднего числа студентов в группе по четырём факультетам () будем использовать среднюю гармоническую взвешенную.
Таким образом, в каждой группе в среднем учатся 20,5 человека. Однако можно определить и знаменатель исходного соотношения - количество групп на каждом факультете. Оно вычисляется путём отношения числа студентов на факультете к среднему числу студентов в группе. Таким образом, определим количество групп на каждом факультете: Определив знаменатель исходного соотношения, вычислим среднее число студентов в группе по четырём факультетам по средней арифметической взвешенной, используя в качестве весов-соизмерителей количество групп на факультете.
Результаты вычисления среднего числа студентов в группе по средней арифметической взвешенной и средней гармонической взвешенной полностью совпадают. 3) Средняя доля студентов-иностранцев на факультете (%) определяется с помощью средней арифметической взвешенной – в качестве весов используется число студентов на факультете:
то есть средний процент студентов-иностранцев по всем факультетам равен 6,9%. 4) Средний балл успеваемости одного студента в сессию по всем факультетам можно представить в виде исходного соотношения:
Общий (суммарный) балл, полученный Средний балл всеми студентами в сессию (ОБ) успеваемости = одного студента (Б) Число студентов (С)
По условию задачи имеется знаменатель данного отношения (C), соответственно при вычислении среднего значения признака выбирается средняя арифметическая взвешенная и в качестве весов используется число студентов (С).
Таким образом, средний балл, получаемый студентами в сессию по всем факультетам равен 4,3. При этом среднее значение признака () можно вычислить по средней гармонической взвешенной, используя в качестве весов числитель исходного соотношения. Числитель исходного соотношения – общий (суммарный) балл (ОБ), полученный всеми студентами в сессию может быть вычислен путём умножения среднего балла одного студента в сессию (Б) на число студентов на факультете (C). Вычислим суммарные баллы, полученные всеми студентами в сессию для каждого факультета.
Отсюда средний балл вычислим как:
Результаты вычисления среднего балла () по средней арифметической взвешенной и средней гармонической взвешенной полностью совпадают.
Задача 3.
Имеются данные о перевозке грузов железнодорожным транспортом (млн. т.) в Российской Федерации:
Определить среднегодовой темп (коэффициент) роста объёма перевозок железнодорожным транспортом.
Решение
Определим цепные коэффициенты роста объёма грузовых перевозок, которые показывают, во сколько раз объём перевозок текущего года изменился по отношению к объёму перевозок предыдущего года. Так как коэффициенты роста связаны между собой знаком произведения, средний коэффициент роста вычисляется по средней геометрической: Таким образом, среднегодовой темп роста объёма перевозок грузов железнодорожным транспортом в Российской Федерации в период с 2007 по 2010 годы составил 99%.
Задача 4.
Подача жидкого топлива для технологического процесса осуществляется в цехе тремя трубопроводами с диаметрами 2 см, 5 см и 6 см. При капитальном ремонте здания цеха эти трубопроводы будут заменены на 3 новых трубопровода одинакового диаметра при сохранении их общей пропускной способности. Определить средний диаметр трубы (диаметр новой трубы). Решение Пропускная способность трубы зависит от площади сечения трубы (), а соответственно определяющим показателем пропускной способности трубы является её радиус. Радиус первой трубы: Площадь сечения 1-ой трубы определяется как Радиус второй трубы: Площадь сечения 2-ой трубы определяется как Радиус третьей трубы: Площадь сечения 3-ой трубы определяется как Сохранение общей пропускной способности новых труб достигается сохранением их общей площади сечения, то есть Таким образом, на выходе необходимо сохранить сумму квадратов радиусов, а значит при расчёте среднего значения признака применим среднюю квадратическую. Итак, средний диаметр трубы равен:
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 6318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |