КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материаловедение
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины: – дать представление о свойствах и структуре различных материалов, используемых в различных отраслях промышленности; – ознакомить с вопросами оценки качества, потребительских свойств материалов; – познакомить с процедурой коммерческой экспертизы материалов – их применимости, спросу, доступности, себестоимости, потребительской стоимости. Задачи дисциплины – научить студентов: – дать сведения об используемых материалах в различных отраслях промышленности; – ознакомить с классификацией материалов по наиболее характерным признакам; – дать представления о свойствах и качестве материалов; – дать представление о трудоемкости обработки и себестоимости готовых изделий; – ознакомить с технологическими методами обработки материалов; – дать представление о спросе и потребительской стоимости промышленных материалов и изделий из них.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины «Материаловедение» студент должен: · знать: – основные термины, определения, понятия, составляющие основу дисциплины и профессионального языка; – взаимосвязи химического состава, структуры и свойства материалов; – закономерности изменения структуры и свойств материалов под воздействием внешних факторов; – физико-механические и технологические свойства металлических и не металлических материалов, способы их упрочнения и обработки; – основные принципы выбора и критерии оценки работоспособности материалов в изделиях; – принципы обозначения стандартных марок промышленных материалов; · уметь: – пользоваться ГОСТами, базами данных на материалы и другими справочными источниками; – выполнить обоснование выбора материала и технологии его обработки с учетом назначения готового изделия, выполненного из этого материала; – обосновать экономичность, работоспособность и экологичность материала на всех этапах жизненного цикла выполненного из него изделия; · получить навыки: – технического анализа и коммерческой экспертизы качества и потребительских свойств материалов; – оценки перспективности использования применяемых и новых материалов при создании нового или модернизации используемого изделия.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Введение Предмет и содержание дисциплины «Материаловедение». Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов. Введение. Материаловедение- наука о связи состава, строения и свойств материала. Теоретические основы материаловедения.
Тема 1. Кристаллическое строение материалов. Строение и свойства сплавов. Основоположники отечественного направления материаловедения. Строение и свойства материалов. Элементы кристаллографии: кристаллическая решетка, анизотропия, металлические кристаллы, полиформизм металлов. Влияние типа связи на структуру и свойства кристаллов. Термин «сплав». Твердые растворы, промежуточные фазы, дефекты кристаллов: точечные, линейные, поверхностные и объемные. Диффузия в металлах и сплавах. Жидкие кристаллы. Структура полимеров, стекла, керамики. Формирование структуры литых материалов. Лабораторное занятие 1: Изучение микроструктуры сплавов. Экспресс методы определения вида сплавов. Лабораторное занятие 2: Изучение свойств металлов и сплавов после холодной пластической деформации и последующего отжига.
Тема 2. Диаграммы состояния сплавов. Железоуглеродистые сплавы. Типы сплавов: твердые растворы, эвтектики, химические соединения. Типы диаграмм состояния. Компоненты и фазы в сплавах железа с углеродом: железо, углерод, феррит, аустенит, цементит, графит. Лабораторное занятие 1: Построение диаграмм состояния на основе метода термического анализа. Структура и свойства легкоплавких припоев. Лабораторное занятие 2: Изучение микроструктуры чугунов.
Тема 3. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Теоретические основы и технология термической обработки стали. Схема построения диаграммы состояния, правило фаз, правило концентраций, правило отрезков. Эвтектическая реакция – реакция выделения двух твердых фаз определенной концентрации одновременно. Диаграммы состояния железо-цементит и железо-графит. Практическое использование диафрагмы состояния железоуглеродистых сплавов. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов. Определение и классификация: закалка, отжиг, отпуск, старение. Оборудование для термической обработки. Азотирование стали, цементация, цианирование. Диффузионная металлизация, хромирование, алитирование, силицирование, борирование. Лабораторное занятие 1: Изучение структурных составляющих по диаграмме состояния железо углерод. Лабораторное занятие 2: Изучение способов закалки стали. Тема 4. Конструкционные материалы. Общие требования. Конструкционные, легированные и инструментальные стали. Общие требования. Конструкционная прочность материалов и критерии ее оценки: прочность, твердость, ударная вязкость, надежность, усталость материалов. Методы повышения конструкционной прочности материалов. Классификация конструкционных материалов. Конструкционные стали; легированные стали; инструментальные стали. Свойства, маркировка и области применения конструкционных материалов. Лабораторное занятие: Изучение микроструктуры легированных сталей. Тема 5. Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы. Получение алюминия и его сплавов. Свойства алюминиевых сплавов, область использования в автомобильном машиностроении. Классификация и маркировка. Получение меди и сплавов на ее основе. Классификация и маркировка медных сплавов. Использование меди и ее сплавов в автомобильном машиностроении. Лабораторное занятие: Изучение проблемной задачи «Закалка и старение алюминия».
Тема 6. Полимерные и резиновые материалы. Строительные материалы. Пластические массы, состав пластмасс, технологические свойства, область использования полимерных материалов. Резина и резиновые материалы. Классификация резины. Методы получения изделий из резины. Свойства резины. Строительные материалы, используемые в основных несущих конструкциях зданий, и отделочные материалы. Лабораторное занятие: Определение вида пластмасс экспресс методами. Определение марки бетона.
Тема 7. Стандартизация и сертификация материалов. Методы контроля качества материалов. Государственная система стандартизации и аттестации. Категории и виды стандартов. Международная система стандартизации материалов. Стандарты материалов и их испытаний. Государственная система сертификации. Сертификация материалов в системе управления качеством продукции. Методы контроля структуры и свойств материалов. Методы выявления внутренних дефектов в материалах без разрушения. Контроль свойств исходных материалов, технический контроль в процессе производства и в готовом изделии.
Тема 8. Экспертиза качества материалов. Управление качеством материалов. Потребительские характеристики промышленных материалов. Экспертиза качества материалов с позиции потребителя. Определение основных характеристик функционального назначения. Методы и критерии оценки качества материалов. Связь качества материала или изделия с химическим составом и свойствами исходных материалов. Единая система управления качеством продукции. Классификация материалов по уровню их качества и по потребительским свойствам. Выбор номенклатуры потребительских показателей качества материалов. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: – самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; – повторение и углубленное изучение лекционного материала; – изучение тем (6-8) с использованием рекомендуемой основной и дополнительной литературы с дальнейшим написанием реферата; – подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Основные виды естественных каменных материалов, применяемых в строительстве. 2. Применение тяжелых и легких цементных бетонов в строительстве. 3. Использование теплоизоляционных материалов в различных отраслях экономики. 4. Использование полимерных и лакокрасочных материалов различного назначения. 5. Сертификация материалов в системе управления качеством продукции. 6. Влияние высоких и низких температур на характеристики механических свойств материалов. 7. Способы управления качеством материалов: химическим составом, технологией обработки, формированием структуры и потребительских свойств. 8. Дефицит и взаимозаменяемость материалов в производстве и при ремонте изделия. 9. Наукоемкость создания новых материалов. 10. Экологические показатели использования материалов.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: – опрос на лабораторных занятиях и при защите каждой лабораторной работы; – отчет по результатам выполнения лабораторных работ; – рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: – зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Елизаров, Ю. Д. Материаловедение для экономистов: учебник / Ю. Д. Елизаров. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. 2. Материаловедение и технология металлов: учебник / под ред. Г. П. Фетисова. – М.: Высшая школа, 2002. 3. Материаловедение: учебник / под ред. Б. Н. Арзамасова. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. Дополнительная: 1. Лепеш, Г. В. Материаловедение: метод. указ. по изучению курса / Г. В. Лепеш. – СПб.: СПбГИСЭ, 2001. 2. Лепеш, Г. В. Конструкционные материалы: практикум по лаб. работам / Г. В. Лепеш. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004. 3. Солнцев, Ю. П. Материаловедение: учебник / Ю. П. Солнцев. – СПб.: Химиздат, 2002. 4. Черепахин, А. А. Материаловедение: учебник / А. А. Черепахин. – М.: Академия, 2004.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лекции проводятся с использованием диафильмов и плакатов по основным темам дисциплины. Лабораторные занятия проводятся с использованием следующего оборудования и технических средств: 1. Металлографический микроскоп; 2. Прибор Роквелла; 3. Оптический микрометр; 4. Наборы микрошлифов: отхоженные стали; чугуны; термически обработанные стали; легированные стали; 5. Альбомы микрофотографий различных материалов: термически обработанные и не обработанные углеродистые стали, легированные стали, чугуны, алюминиевые сплавы, медные сплавы, титановые сплавы. 6. Образцы: сталь 40Х различной термической обработки; алюминиевый сплав АМГ-3 при разной степени деформации; алюминиевые сплавы Д1 1110, Д16 1160, Д18 1180; образцы полимерных материалов; 7. Проектор «Лектор – 600».
Составители: д.т.н., проф кафедры «Техническая механика» Л.А. Голдобина, к.т.н., доцент кафедры «Техническая механика» Д.А. Иванов. Рецензент: к.т.н., доцент кафедры «Технической механики» Ю.А.Петренко.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |