КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление персоналом
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области теоретических процессов: – изучение основных понятий управления персоналом, анализ кадрового потенциала, профориентации; – формирование навыков подготовки обоснованных управленческих решений, использования оптимальных стилей руководства на предприятиях торговли. Задачи дисциплины – научить студентов: – методам работы с теоретическим учебным материалом; – навыкам практического применения полученных знаний; – выработке определенного склада управленческого мышления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Управление персоналом» студент должен: · знать: – историю развития и современные тенденции управление персоналом; – особенности управления персоналом в сфере торговли; – прогрессивные технологии управления персоналом; – принципы, методы, стили и функции эффективного управления персоналом; – технологию реинжиниринга персонала; – методы разработки и проведения корпоративных мероприятий; – сущность управления малыми рабочими группами; – основы организационного обучения; – методы планирования карьеры; · уметь: – провести диагностику системы управления персоналом конкретной торговой организацией; – разработать и реализовать мотивационную программу; – провести процедуру подбора, отбора и найма персонала с учетом особенностей отраслевого рынка труда; – произвести оценку надежности персонала; – сформировать службу персонала; – составлять штатное расписание и организационную структуру торговых организаций различных масштабов; · получить навыки: – проведения собеседований с претендентами на должность; – организаций корпоративных мероприятий; – проведение аттестации сотрудников; – составление перспективных и текущих планов работы с персоналом торговой компании; – формирования социальных пакетов; – работы с ТК РФ и документами кадрового делопроизводства; – работы с рекрутинговыми компаниями и иными субъектами отраслевого рынка труда; – формирования дифференцированной системы оплаты труда.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение в управление персоналом История возникновения управления персоналом как теоретического и практического направления знания. Связь теории управления персоналом с теорией менеджмента, маркетинга, психологии, социологии, экономики и экономики труда. Обзор современного состояния управления персоналом в России и за рубежом. Международная модель управления персоналом.
Тема 2. Основные понятия управления персоналом Цель и задачи управления персоналом современной организации. Персонал предприятия как объект управления. Понятийный аппарат теории управления персоналом. Принципы управления персоналом.
Тема 3. Система управления персоналом в современной организации Организационная структура службы управления персоналом, методы ее оптимизации. Место и роль управления персоналом в системе правления предприятием. Функции, принципы, стили и методы управления персоналом. Системная модель управления персоналом. Кадровое, документационное, информационное, технико-технологическое и правовое обеспечение функционирования системы управления персоналом.
Тема 4. Движение персонала в организации Взаимосвязь стратегии организации, ее организационной структуры и штатного расписания. Работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры. Подбор, отбор, найм и увольнение персонала. Профессиональная и организационная адаптация персонала. Практическое занятие 1: Деловая игра «Персонал-технология отбора и найма». Практическое занятие 2: Проведение экспертной оценки различных источников внешнего набора персонала, выбор оптимального источника набора.
Тема 5. Диагностика потенциала управления персоналом Методы и формы анализа, оценки и диагностики кадрового потенциала организации. Диагностическая модель управления персоналом, базовые характеристики персонала и оценочные критерии эффективности управления персоналом. Аттестация и сертификация персонала. Практическое занятие 1: Деловая игра «Персонал-технология отбора и найма». Практическое занятие 2: Построение диагностической модели персонала конкретного торгового предприятия. Практическое занятие 3: Выбор основных направлений и форм оценки персонала для различных подразделений, апробация выбранных направлений и форм по заданным параметрам персонала.
Тема 6. Развитие персонала Планирование деловой карьеры. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Организационное обучение. Корпоративные мероприятия, технологии проведения и методы оценки результативности. Реинжиниринг персонала как инновационная технология управления персоналом. Практическое занятие 1: Решение ситуационного портфеля. Практическое занятие 2: Анализ эффективности проведения различных видов обучения. Практическое занятие 3: Разбор вариантов оценки потребностей торговых предприятий в обучающих программах.
Тема 7. Мотивация персонала. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Социальная, психологическая и экономическая мотивация сотрудников. Методы и механизмы практической реализации в управлении персоналом основных положений теории мотивации. Разработка и внедрение в практику мотивационных программ. Система оплаты труда, оптимизация и дифференциация оплаты. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 5. Прикладные аспекты теории мотивации. 6. Реализация на практике различных теорий мотивации. 7. Повышение эффективности управления персоналом за счет внедрения мотивационных программ. Литература: 1. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2006. 2. Мескон, М. Х. Основы менеджмента: учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2006. Практическое занятие 1: Расчет вознаграждения для различных категорий персонала с использованием заданных показателей и структуры.
Тема 8. Конфликты в коллективе Сущность конфликта, конфликты в коллективе. Методы диагностики и оценки конфликтов. Механизмы разрешения трудовых конфликтов. Законодательно-правовые и социально-психологические методы решения конфликтных ситуаций. Особенности управления малыми группами. Практическое занятие 1: Ролевая игра «Коммуникация». Практическое занятие 2: Сравнение причин и последствий различных видов производственных конфликтов. Практическое занятие 3: Раскрытие методов разрешения конфликтов на предприятиях различных типов и в различных условиях.
Тема 9. Организация труда персонала Сущность организации труда. Методы нормирования труда. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. Условия труда, трудовая дисциплина, охрана труда. Практическое занятие 1: Расчетно-практическая работа «Оценка надежности персонала торговой компании». Практическое занятие 2: Конкретизировать задачи службы управления персоналом к его отдельным категориям.
Тема 10. Эффективность политики управления персоналом в организации. Анализ эффективности управления персоналом. Методы и механизмы оценки эффективности управления персоналом. Содержательный и формальный контроль в управлении персоналом. Оценка эффективности управления персоналом. Параметрическая модель управления персоналом. Тенденции и перспективы развития управления персоналом в отечественной и международной практике.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: – самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; – повторение и углубленное изучение лекционного материала; – подготовку к семинарским занятиям; – написание реферата; – решение практических задач и подготовку к практическим занятиям; – подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Организация деятельности управления персоналом в современной компании. 2. Структура службы управления персоналом и методы ее оптимизации. 3. Функции управления персоналом, методы оценки их реализации. 4. Формальные и неформальные принципы управления персоналом. 5. Стили управления персоналом и их взаимосвязь с отраслевой спецификой. 6. Методы управления персоналом: теория и практика. 7. Кадровое обеспечение управления персоналом в организациях. 8. Документационное обеспечение работы с персоналом. 9. Информационное обеспечение управления персоналом: оперативность, достоверность, сохранность. 10. Коммерческая тайна организации и ее роль в управлении персоналом. 11. Законодательно-правовое обеспечение функционирования системы управления персоналом. 12. Сущность организации труда персонала. 13. Методы нормирования труда и их применение в малом бизнесе. 14. Методы учета использования рабочего времени. 15. Особенности рынка дополнительных образовательных услуг. 16. Методы оценки и поддержания трудовой дисциплины. 17. Охрана труда как элемент эффективного управления персоналом. 18. Методы и механизмы оценки эффективности управления персоналом. 19. Содержательный и формальный контроль в управлении персоналом. 20. Тенденции и перспективы развития управления персоналом в отечественной и международной практике. 21. Рынок труда Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. 22. Эффективность управления персоналом в России: проблемы и перспективы. 23. Влияние профсоюзов на тенденции в практике управления персоналом. 24. Реинжиниринг компании и управление персоналом. 25. Сущность событийного менеджмента и его влияние на управление персоналом.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских и практических занятиях; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. История возникновения и развития управления персоналом. 2. Роль и место управления персоналом в областях менеджмента, маркетинга, психологии, социологии, экономики и экономики труда. 3. Современное состояние управления персоналом в России. 4. Современное состояние управления персоналом за рубежом. 5. Цель и задачи управления персоналом. 6. Объект, субъект и предмет управления персоналом. 7. Организационная структура службы управления персоналом. 8. Методы оптимизации службы управления персоналом. 9. Функции управления персоналом: структура и содержание. 10. Принципы управления персоналом: формальные и неформальные. 11. Стили управления персоналом, оптимальная стилистика управления персоналом. 12. Методы управления персоналом: сущность и практическое применение. 13. Законодательно-правовое обеспечение управления персоналом. 14. Документационное обеспечение деятельности по управлению персоналом. 15. Подбор и отбор персонала: методы, технологии. 16. Способы качественного отбора персонала в организации. 17. Каналы выхода на рынок труда и оценка их эффективности. 18. Рынок труда Санкт-Петербурга и Северо-западного региона. 19. Найм персонала: методы, технология. 20. Увольнение персонала: методы, технология. 21. Адаптационная работа с персоналом. 22. Методы диагностики кадрового потенциала организации. 23. Базовые характеристики персонала, формы сбора и анализа данных. 24. Методы оценки эффективности работы персонала. 25. Оценочные критерии эффективности управления персоналом. 26. Профессиональная надежность персонала: понятие, методы оценки. 27. Аттестация и сертификация персонала. 28. Формы и цель планирование деловой карьеры сотрудников. 29. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала как перспективное направление кадровой политики. 30. Организационное обучение как инновационная технология обучения персонала. 31. Корпоративные мероприятия, цель, технология подготовки и проведения, методы оценки результативности. 32. Реинжиниринг персонала как инновационная технология управления персоналом. 33. Сущность мотивации персонала. 34. Социальная мотивация сотрудников. 35. Психологическая мотивация сотрудников. 36. Экономическая мотивация сотрудников. 37. Реализация в управлении персоналом основных положений теории мотивации. 38. Алгоритм разработки и внедрения в практику мотивационных программ. 39. Сущность оплаты труда. 40. Возможности оптимизации системы оплаты труда. 41. Конфликты в коллективе: опасности и возможности. 42. Методы диагностики и оценки конфликтов. 43. Законодательно-правовые методы решения конфликтов. 44. Социально-психологические методы решения конфликтных ситуаций. 45. Особенности управления малыми группами. 46. Сущность организации труда. 47. Методы нормирования труда. 48. Методы учета использования рабочего времени. 49. Условия труда персонала: принципы и тенденции. 50. Эффективность политики управления персоналом в организации. 51. Анализ эффективности управления персоналом. 52. Методы и механизмы оценки эффективности управления персоналом. 53. Содержательный контроль в управлении персоналом. 54. Формальный контроль в управлении персоналом. 55. Тенденции и перспективы развития управления персоналом в отечественной практике. 56. Тенденции и перспективы развития управления персоналом в международной практике. 57. Эффективность управления персоналом в отрасли: проблемы и перспективы. 58. Расстановка и перемещение кадров. 59. Методы организационного обучения в управлении персоналом. 60. Особенности управления персоналом в организациях сферы торговли.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная литература: 1 Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 ч. – М.: Омега-Л, 2005. 2 Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2005. Основная: 1. Бухалков, М. И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб. пособие / М. И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2005. 2. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами: учебник / Л. В. Карташова. – М.: ИНФРА-М, 2005. 3. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2006. 4. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: практикум: учеб. пособие / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. 5. Шлендер, П. Э. Аудит и контроллинг персонала организации: учеб. пособие / П. Э. Шлендер. – М.: Вузовский учебник, 2006. Дополнительная: 1. Гаврильчак, И. Н. Управление персоналом: метод. указ. по изучению курса / И. Н. Гаврильчак, Г. А. Павлова. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004. 2. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: учебник / Б. М. Генкин. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2002. 3. Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2004. 4. Лукашевич, В. В. Управление персоналом: учеб. пособие / В. В. Лукашевич. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. 5. Михайлина, Г. И. Управление персоналом: учеб. пособие / Г. И. Михайлина. – М.: Дашков и К, 2006. 6. Мишурова, И. В. Управление мотивацией персонала / И. В. Мишурова. – М.: МарТ, 2003. 7. Мескон, М. Х. Основы менеджмента: учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2006. 8. Музыченко, В. В. Управление персоналом: лекции: учебник / В. В. Музыченко. – М.: Академия, 2006. 9. Тульчинский, Г. Л. PR фирмы: технология и эффективность / Г. Л. Тульчинский. – СПб.: Алетейя, 2001. Периодические издания: 1. Управление развитием персонала: журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, наглядные пособия в виде таблиц, плакатов, диаграмм, блок-схем.
Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент торговли» О.В. Кучина. Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Менеджмент торговли» И.Ф. Феклистов.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |