Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление затратами на предприятиях сферы сервиса




Дисциплины специальности, устанавливаемые вузом

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – дать теоретические основы и практические рекомендации по планированию и контролю затрат предприятий с тем, чтобы принимаемые управленческие решения были эффективными.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- анализировать и планировать затраты предприятия по местам возникновения и центрам ответственности;

- составлению калькуляций, сметы затрат;

- регулированию и контролированию расходов;

- планировать уровень рентабельности производства и т.п.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате освоения дисциплины «Управление затратами на предприятиях сферы сервиса» студент должен:

· знать:

- теоретические основы в области управления затратами;

- состав затрат, их классификацию для разных целей управления;

- расчет и анализ различного рода затрат;

· уметь:

- рассчитывать и оценивать уровень затрат, их вес и значимость при выполнении функций управления;

- рассчитывать точку безубыточности, бюджет затрат по заработной плате, бюджет общепроизводственных расходов;

- организовывать работу управлению затратами;

· получить навыки:

- российской и зарубежной практикой проведения работ по управлению затратами;

- основами финансового планирования и контроля;

- владения системами калькулирования и бюджетирования затрат.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
Лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение   - - -    
2. Роль и место анализа и планирования затрат в системе управления предприятием   - - -    
3. Классификация производственных затрат для определения себестоимости   -   -    
4. Классификация затрат для принятия решений и планирования   - - -    
5. Классификация затрат для контроля и регулирования   - - -    
6. Калькулирование себестоимости продукции   -   -    
7. Системы калькулирования себестоимости   -   -    
8. Бюджетирование и контроль затрат   -   -    
9. Бюджет затрат по заработной плате. Бюджет общепроизводственных расходов.   -   -    
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
  Для заочной формы обучения
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -     -
                 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение

Предмет и содержание дисциплины «Управление затратами на предприятиях сферы сервиса». Методологические и методические положения управления затратами в транзитивной экономике.


Тема 2. Роль и место анализа и планирования затрат в системе управления предприятием.

Принципы управления затратами на предприятии. Принципы и методы учета, анализа и контроля затрат. Принципы классификации видов затрат. Деление затрат в зависимости от целей управленческих решений. Место планирования затрат в комплексном социально-экономическом плане развития предприятия.

 

Тема 3. Классификация производственных затрат для определения себестоимости.

Затраты входящие и истекшие, прямые и косвенные, основные и накладные, производственные и непроизводственные, одноэлементные и комплексные. Рассмотрение различных методик, применяемых при классификации затрат в зависимости от поставленных руководством целей.

Практическое занятие 1:

Расчет и оценка входящих и истекших затрат.

Практическое занятие 2:

Расчет и оценка прямых и косвенных затрат.

Практическое занятие 3:

Расчет и оценка условно-постоянных и условно-переменных затрат, удельных и общих.

Практическое занятие 4:

Расчет и анализ производственных и непроизводственных затрат.

 

Тема 4. Классификация затрат для принятия решений и планирования.

Особенности переменных и постоянных затрат, затрат, принимаемых в расчет (релевантных), безвозвратных затрат, вмененных, приросших, маржинальных, а так же планируемых и не планируемых затрат.

Тема 5. Классификация затрат для контроля и регулирования.

Затраты регулируемые и нерегулируемые. Эффективные и неэффективные затраты. Особенности планирования переменных и постоянных, регулируемых и релевантных затрат.

 

Тема 6. Калькулирование себестоимости продукции.

Экономическая сущность калькулирования себестоимости продукции. Себестоимость цеховая, производственная и полная. Задача калькулирования, ее виды. Сущность метода простой, простой 2-х ступенчатой и простой многоступенчатой калькуляции. Попроцесный, попередельный и позаказный методы калькулирования себестоимости. Калькулирование полной и производственной себестоимости. Бесполуфабрикатный и полуфабрикатный вариант калькулирования.

Практическое занятие 1:

Составление калькуляции попроцесным методом.

Практическое занятие 2:

Составление калькуляции попередельным методом.

Практическое занятие 3:

Составление калькуляции позаказным методом.

Практическое занятие 4:

Составление нормативной калькуляции методами стандарт-костинг и директ-костинг.

 

Тема 7. Системы калькулирования себестоимости.

Нормативная система калькулирования себестоимости (стандарт-костинг). Система калькулирования переменных затрат (директ-костинг). Маржинальная прибыль. Метод «фифо». Метод «лифо».

Практическое занятие 1:

Систематизация и анализ резервов роста эффективности производства.

Практическое занятие 2:

Выявление резервов роста эффективности производства.

Практическое занятие 3:

Определение цены продукта затратными методами.

Практическое занятие 4:

Условно-постоянные и переменные затраты. Расчет точки безубыточности.


Тема 8. Бюджетирование и контроль затрат.

Роль бюджетирования и его преимущества. Генеральный и частные бюджеты. Бюджетный цикл организации. Этапы бюджетирования. Бюджет производства. Бюджет закупок материалов.

Практическое занятие 1:

Расчет бюджета производства.

Практическое занятие 2:

Расчет бюджета закупок материалов.

Практическое занятие 3:

Расчет бюджета общепроизводственных расходов.

 

Тема 9. Бюджет затрат по заработной плате. Бюджет общепроизводственных расходов.

Связь бюджета доходов и расходов предприятия с бюджетом по заработной плате. Взаимосвязь плана по труду с бюджетом затрат по заработной плате. Планирование бюджета общепроизводственных расходов в зависимости от плана производства в натуральных и стоимостных единицах.

Практическое занятие:

Расчет бюджета затрат по заработной плате.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- решение практических задач по составлению калькуляции с помощью различных методов в зависимости от цели управления затратами

- выполнение реферативных и проверочных работ по изучаемым темам;

- выполнение расчетов на ПК по составлению смет, планированию и контролю баланса, калькулированию себестоимости продукции;

- выполнение контрольной работы;

- подготовка к зачету.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Сущность и виды операционных затрат.

2. Калькулирование с/с продукции.

3. Основная концепция снижения с/c продукции (услуг)

4. Основы сохранения бюджета организации.

5. Составление смет.

6. Расчет и оценка показателей с/с продукции.

7. Стоимостные показатели управленческого и финансового учета.

8. Контроль затрат и доходов фирмы.

9. Планирование и контроль баланса.

10. Финансовое планирование и контроль.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- выполнение контрольных заданий и задач;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Керимов, В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник / В. Э. Керимов. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2007.

2. Либерман, И. А. Управление затратами: учеб.-практ. пособие / И. А. Либерман. – М.: МарТ, 2006.

3. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия: учеб. пособие / М. И. Трубочкина. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Дополнительная:

1. Друри, К. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учебник / К. Друри. – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2. Попова, Л. В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учеб.-метод. пособие / Л. В. Попова. – М.: Дело и Сервис, 2006.

3. Маркарьян, Э. А. Управленческий анализ в отраслях: учеб. пособие / Э. А. Маркарьян. – М.: МарТ, 2004.

4. Ялунер, Е. В. Управление затратами на предприятиях сферы сервиса: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Е. В. Ялунер.. - СПб.: СПбГАСЭ, 2004.

Периодические издания:

1. Российская экономика: прогнозы и тенденции: журнал.

2. Экономика и жизнь: журнал.

3. Экономика и управление: журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются электронные средства обучения:

- http://www.top-manager.ru/ – статьи из журнала Топ-менеджер

- http://www.ecsocman.edu.ru- федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

- http://www.vopreco.ru / – Вопросы экономики": всероссийский ежемесячный журнал

- http://eup.ru/ – Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал

 

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сферы сервиса» Е.В. Ялунер.

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сферы сервиса» И.Ю. Левитина

 

 

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – ознакомить студентов с системой подготовки экономистов-менеджеров и сформировать представление о формах, методах и средствах работы экономиста-менеджера в народном хозяйстве страны.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- методам и формам обучения в высшем учебном заведении;

- ориентироваться в основных концепциях и направлениях современной теории менеджмента;

- ориентироваться в тенденциях социально – экономического развития Российской Федерации, происходящих в стране экономических реформах, возрастающей роли сервиса в современном обществе.

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Введение в специальность» студент должен:

· знать:

- основные тенденции социально-экономического развития РФ в условиях перехода к рыночной экономике;

- квалификационную характеристику экономиста-менеджера, объекты будущей профессиональной деятельности;

- основы рационального управления экономическими процессами в сфере сервиса и организации в ней систем управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития РФ;

· уметь:

- планировать и грамотно организовывать время самостоятельной работы;

- оформлять рефераты и курсовые работы, списки литературы;

- применять логику экономического анализа для оценки причин и тенденций развития социальных и общественно-политических процессов в обществе;

· получить навыки:

- использования справочных, библиографических систем для поиска информации;

- применения теоретических знаний в области экономики и менеджмента в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Социально-экономическое развитие РФ в условиях перехода к рыночной экономике.   - - -    
2. Возрастание роли сферы сервиса в современном обществе   - - -    
3. Система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием РФ   - - -    
4. Основные принципы организации подготовки экономистов-менеджеров по специальности 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)   - - -    
5. Основные принципы организации самостоятельной работы студентов   - - -    
  Всего:   - - -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - - -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
                 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Введение

Цели и задачи дисциплины. Тематический план и методические материалы, необходимые для освоения дисциплины. Связь дисциплины с другими дисциплинами специальности.

 

Тема 1. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике.

Народное хозяйство Российской Федерации на этапе перехода к рыночной экономике. Основные понятия и признаки рыночной экономики. Роль менеджмента в управлении рыночными процессами. Процессы разгосударствления, приватизации, акционирования. Роль менеджеров в этих процессах. Приватизация: ее сущность, этапы, эффективность, основные недостатки при ее осуществлении. Организационно-правовые формы предприятий. Малые предприятия: роль и значение в развитии рыночных отношений в экономике России. Конкуренция и монополии. Естественные монополии и их роль в развитии экономики в России.

 

Тема 2. Возрастание роли сферы сервиса в современном обществе

Факторы развития сферы услуг. Рост общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса. Изменение соотношения трудовой и досуговой деятельности. Возрастание требований к охране окружающей среды. Усложнение социально демографических процессов в современном обществе. Более высокий рост занятости в сфере услуг по сравнению с промышленным производством. Рост сферы услуг как отражение процесса углубления общественного разделения труда. Предприятие сферы сервиса в условиях рыночной экономики. Цель функционирования предприятия. Понятия производства и производственной структуры. Типы организации производства.

 

Тема 3. Система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в Российской Федерации.

Роль государства в организации подготовки специалистов с высшим образованием. Государственные и негосударственные высшие учебные заведения. Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики – центр подготовки специалистов для сферы сервиса в северо-западном округе Российской Федерации. Подготовка к профессиональной деятельности экономистов-менеджеров по специальности 080500.65 (060800) – Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса).

 

Тема 4. Основные принципы организации подготовки экономистов-менеджеров по специальности 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса).

Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника. Требования к обязательному содержанию основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера. Сроки освоения и требования к условиям ее реализации. Организация учебного процесса, структура учебного плана, виды аудиторных занятий с преподавателем (лекции, практические занятия, семинары, консультации, курсовые проекты, производственная практика, дипломное проектирование и др.). Контроль знаний студентов.

 

Темя 5. Основные принципы организации самостоятельной работы студентов.

Определение круга необходимых источников информации по учебной дисциплине. Организация и ведение библиографической картотеки. Оформление списка литературы, правила библиографического описания различных печатных материалов и литературных источников. Организация самостоятельной работы студентов по разработке курсовых проектов, контрольных работ, подготовки к практическим и семинарным занятиям, написанию рефератов, научных статей и др.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- повторение и углубление изучения лекционного материала;

- подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- выполнение контрольных заданий;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативная литература:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.

2. Гражданский кодекс РФ: в 3 ч. – М.: Омега-Л, 2005.

3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: утв. постановлением Министерства Труда РФ от 21 авг. 1998 г., № 37.

Основная:

1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие / Г. А. Аванесова. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

2. Яковенко, Е. Г. Введение в специальность экономиста / Е. Г. Яковенко,
Н. Е. Христолюбова. – М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная:

1. Авьерино, М. К. Введение в специальность: метод. указ. по изучению курса / М. К. Авьерино. - СПб.: СПбГАСЭ, 2003.

2. Резник, С. Д. Введение в специальность менеджмент организации / С. Д. Резник,
И. А. Игошина, В. С. Резник. – М.: Логос, 2005.

 

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сервиса» М.К. Авьерино.

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сервиса» И.Ю. Левитина.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.