КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление затратами на предприятиях сферы сервиса
Дисциплины специальности, устанавливаемые вузом
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – дать теоретические основы и практические рекомендации по планированию и контролю затрат предприятий с тем, чтобы принимаемые управленческие решения были эффективными. Задачи дисциплины – научить студентов: - анализировать и планировать затраты предприятия по местам возникновения и центрам ответственности; - составлению калькуляций, сметы затрат; - регулированию и контролированию расходов; - планировать уровень рентабельности производства и т.п.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Управление затратами на предприятиях сферы сервиса» студент должен: · знать: - теоретические основы в области управления затратами; - состав затрат, их классификацию для разных целей управления; - расчет и анализ различного рода затрат; · уметь: - рассчитывать и оценивать уровень затрат, их вес и значимость при выполнении функций управления; - рассчитывать точку безубыточности, бюджет затрат по заработной плате, бюджет общепроизводственных расходов; - организовывать работу управлению затратами; · получить навыки: - российской и зарубежной практикой проведения работ по управлению затратами; - основами финансового планирования и контроля; - владения системами калькулирования и бюджетирования затрат.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение Предмет и содержание дисциплины «Управление затратами на предприятиях сферы сервиса». Методологические и методические положения управления затратами в транзитивной экономике. Тема 2. Роль и место анализа и планирования затрат в системе управления предприятием. Принципы управления затратами на предприятии. Принципы и методы учета, анализа и контроля затрат. Принципы классификации видов затрат. Деление затрат в зависимости от целей управленческих решений. Место планирования затрат в комплексном социально-экономическом плане развития предприятия.
Тема 3. Классификация производственных затрат для определения себестоимости. Затраты входящие и истекшие, прямые и косвенные, основные и накладные, производственные и непроизводственные, одноэлементные и комплексные. Рассмотрение различных методик, применяемых при классификации затрат в зависимости от поставленных руководством целей. Практическое занятие 1: Расчет и оценка входящих и истекших затрат. Практическое занятие 2: Расчет и оценка прямых и косвенных затрат. Практическое занятие 3: Расчет и оценка условно-постоянных и условно-переменных затрат, удельных и общих. Практическое занятие 4: Расчет и анализ производственных и непроизводственных затрат.
Тема 4. Классификация затрат для принятия решений и планирования. Особенности переменных и постоянных затрат, затрат, принимаемых в расчет (релевантных), безвозвратных затрат, вмененных, приросших, маржинальных, а так же планируемых и не планируемых затрат. Тема 5. Классификация затрат для контроля и регулирования. Затраты регулируемые и нерегулируемые. Эффективные и неэффективные затраты. Особенности планирования переменных и постоянных, регулируемых и релевантных затрат.
Тема 6. Калькулирование себестоимости продукции. Экономическая сущность калькулирования себестоимости продукции. Себестоимость цеховая, производственная и полная. Задача калькулирования, ее виды. Сущность метода простой, простой 2-х ступенчатой и простой многоступенчатой калькуляции. Попроцесный, попередельный и позаказный методы калькулирования себестоимости. Калькулирование полной и производственной себестоимости. Бесполуфабрикатный и полуфабрикатный вариант калькулирования. Практическое занятие 1: Составление калькуляции попроцесным методом. Практическое занятие 2: Составление калькуляции попередельным методом. Практическое занятие 3: Составление калькуляции позаказным методом. Практическое занятие 4: Составление нормативной калькуляции методами стандарт-костинг и директ-костинг.
Тема 7. Системы калькулирования себестоимости. Нормативная система калькулирования себестоимости (стандарт-костинг). Система калькулирования переменных затрат (директ-костинг). Маржинальная прибыль. Метод «фифо». Метод «лифо». Практическое занятие 1: Систематизация и анализ резервов роста эффективности производства. Практическое занятие 2: Выявление резервов роста эффективности производства. Практическое занятие 3: Определение цены продукта затратными методами. Практическое занятие 4: Условно-постоянные и переменные затраты. Расчет точки безубыточности. Тема 8. Бюджетирование и контроль затрат. Роль бюджетирования и его преимущества. Генеральный и частные бюджеты. Бюджетный цикл организации. Этапы бюджетирования. Бюджет производства. Бюджет закупок материалов. Практическое занятие 1: Расчет бюджета производства. Практическое занятие 2: Расчет бюджета закупок материалов. Практическое занятие 3: Расчет бюджета общепроизводственных расходов.
Тема 9. Бюджет затрат по заработной плате. Бюджет общепроизводственных расходов. Связь бюджета доходов и расходов предприятия с бюджетом по заработной плате. Взаимосвязь плана по труду с бюджетом затрат по заработной плате. Планирование бюджета общепроизводственных расходов в зависимости от плана производства в натуральных и стоимостных единицах. Практическое занятие: Расчет бюджета затрат по заработной плате.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала; - решение практических задач по составлению калькуляции с помощью различных методов в зависимости от цели управления затратами - выполнение реферативных и проверочных работ по изучаемым темам; - выполнение расчетов на ПК по составлению смет, планированию и контролю баланса, калькулированию себестоимости продукции; - выполнение контрольной работы; - подготовка к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного обучения)
1. Сущность и виды операционных затрат. 2. Калькулирование с/с продукции. 3. Основная концепция снижения с/c продукции (услуг) 4. Основы сохранения бюджета организации. 5. Составление смет. 6. Расчет и оценка показателей с/с продукции. 7. Стоимостные показатели управленческого и финансового учета. 8. Контроль затрат и доходов фирмы. 9. Планирование и контроль баланса. 10. Финансовое планирование и контроль.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на практических занятиях; - выполнение контрольных заданий и задач; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты). УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Керимов, В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник / В. Э. Керимов. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2007. 2. Либерман, И. А. Управление затратами: учеб.-практ. пособие / И. А. Либерман. – М.: МарТ, 2006. 3. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия: учеб. пособие / М. И. Трубочкина. – М.: ИНФРА-М, 2007. Дополнительная: 1. Друри, К. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учебник / К. Друри. – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2005. 2. Попова, Л. В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учеб.-метод. пособие / Л. В. Попова. – М.: Дело и Сервис, 2006. 3. Маркарьян, Э. А. Управленческий анализ в отраслях: учеб. пособие / Э. А. Маркарьян. – М.: МарТ, 2004. 4. Ялунер, Е. В. Управление затратами на предприятиях сферы сервиса: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Е. В. Ялунер.. - СПб.: СПбГАСЭ, 2004. Периодические издания: 1. Российская экономика: прогнозы и тенденции: журнал. 2. Экономика и жизнь: журнал. 3. Экономика и управление: журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются электронные средства обучения: - http://www.top-manager.ru/ – статьи из журнала Топ-менеджер - http://www.ecsocman.edu.ru- федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» - http://www.vopreco.ru / – Вопросы экономики": всероссийский ежемесячный журнал - http://eup.ru/ – Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал
Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сферы сервиса» Е.В. Ялунер. Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сферы сервиса» И.Ю. Левитина
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – ознакомить студентов с системой подготовки экономистов-менеджеров и сформировать представление о формах, методах и средствах работы экономиста-менеджера в народном хозяйстве страны. Задачи дисциплины – научить студентов: - методам и формам обучения в высшем учебном заведении; - ориентироваться в основных концепциях и направлениях современной теории менеджмента; - ориентироваться в тенденциях социально – экономического развития Российской Федерации, происходящих в стране экономических реформах, возрастающей роли сервиса в современном обществе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Введение в специальность» студент должен: · знать: - основные тенденции социально-экономического развития РФ в условиях перехода к рыночной экономике; - квалификационную характеристику экономиста-менеджера, объекты будущей профессиональной деятельности; - основы рационального управления экономическими процессами в сфере сервиса и организации в ней систем управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития РФ; · уметь: - планировать и грамотно организовывать время самостоятельной работы; - оформлять рефераты и курсовые работы, списки литературы; - применять логику экономического анализа для оценки причин и тенденций развития социальных и общественно-политических процессов в обществе; · получить навыки: - использования справочных, библиографических систем для поиска информации; - применения теоретических знаний в области экономики и менеджмента в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Введение Цели и задачи дисциплины. Тематический план и методические материалы, необходимые для освоения дисциплины. Связь дисциплины с другими дисциплинами специальности.
Тема 1. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике. Народное хозяйство Российской Федерации на этапе перехода к рыночной экономике. Основные понятия и признаки рыночной экономики. Роль менеджмента в управлении рыночными процессами. Процессы разгосударствления, приватизации, акционирования. Роль менеджеров в этих процессах. Приватизация: ее сущность, этапы, эффективность, основные недостатки при ее осуществлении. Организационно-правовые формы предприятий. Малые предприятия: роль и значение в развитии рыночных отношений в экономике России. Конкуренция и монополии. Естественные монополии и их роль в развитии экономики в России.
Тема 2. Возрастание роли сферы сервиса в современном обществе Факторы развития сферы услуг. Рост общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса. Изменение соотношения трудовой и досуговой деятельности. Возрастание требований к охране окружающей среды. Усложнение социально демографических процессов в современном обществе. Более высокий рост занятости в сфере услуг по сравнению с промышленным производством. Рост сферы услуг как отражение процесса углубления общественного разделения труда. Предприятие сферы сервиса в условиях рыночной экономики. Цель функционирования предприятия. Понятия производства и производственной структуры. Типы организации производства.
Тема 3. Система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в Российской Федерации. Роль государства в организации подготовки специалистов с высшим образованием. Государственные и негосударственные высшие учебные заведения. Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики – центр подготовки специалистов для сферы сервиса в северо-западном округе Российской Федерации. Подготовка к профессиональной деятельности экономистов-менеджеров по специальности 080500.65 (060800) – Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса).
Тема 4. Основные принципы организации подготовки экономистов-менеджеров по специальности 080502.65 (060800) Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса). Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника. Требования к обязательному содержанию основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера. Сроки освоения и требования к условиям ее реализации. Организация учебного процесса, структура учебного плана, виды аудиторных занятий с преподавателем (лекции, практические занятия, семинары, консультации, курсовые проекты, производственная практика, дипломное проектирование и др.). Контроль знаний студентов.
Темя 5. Основные принципы организации самостоятельной работы студентов. Определение круга необходимых источников информации по учебной дисциплине. Организация и ведение библиографической картотеки. Оформление списка литературы, правила библиографического описания различных печатных материалов и литературных источников. Организация самостоятельной работы студентов по разработке курсовых проектов, контрольных работ, подготовки к практическим и семинарным занятиям, написанию рефератов, научных статей и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; - повторение и углубление изучения лекционного материала; - подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - выполнение контрольных заданий; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная литература: 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. 2. Гражданский кодекс РФ: в 3 ч. – М.: Омега-Л, 2005. 3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: утв. постановлением Министерства Труда РФ от 21 авг. 1998 г., № 37. Основная: 1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие / Г. А. Аванесова. – М.: Аспект-Пресс, 2005. 2. Яковенко, Е. Г. Введение в специальность экономиста / Е. Г. Яковенко, Дополнительная: 1. Авьерино, М. К. Введение в специальность: метод. указ. по изучению курса / М. К. Авьерино. - СПб.: СПбГАСЭ, 2003. 2. Резник, С. Д. Введение в специальность менеджмент организации / С. Д. Резник,
Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сервиса» М.К. Авьерино. Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сервиса» И.Ю. Левитина.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |