Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лица, обязанные исчислять налоги 4 страница




В настоящее время вопрос о принципах налогообложения по-преж­нему актуален. В различных странах ученые и специалисты государст­венных органов обращаются к исследованию этой проблемы, ключе­вой в процессе совершенствования налогового законодательства.

! О Н.И.Тургеневе и его книге см.: У истоков финансового права. Сер, «Золотые страницы российского финансового права». М.: Статут, 1998.



Глава 3. Принципы налогообложения


3.1. Развитие принципов налогообложения 71


 


Развитие принципа справедливости идет в направлении наиболее точного определения понятий «доход», «накопления», «платежеспо­собность», изучения и разрешения таких проблем налогообложения, как проблема эффективных налоговых ставок, переложения налогов, влияния инфляционных процессов на налогообложение, избежания налогов и уклонения от налогообложения и др.

Так, использование различных налоговых лазеек приводит к не­обходимости повышения ставок налогов, чтобы компенсировать не­дополучение доходов бюджетом. В результате добросовестные нало­гоплательщики вынуждены нести дополнительные обязательства. Ре­ализация принципа справедливости в данном случае — это внесение изменений в налоговое законодательство, предотвращающих исполь­зование так называемых налоговых схем с целью уклонения от уплаты налогов.

В условиях инфляции номинальные доходы налогоплательщиков возрастают, хотя покупательская способность остается прежней или даже уменьшается. Тем не менее такие доходы облагаются подоходным ■ налогом по более высоким ставкам, налогоплательщик вынужден уп­лачивать «инфляционный налог». Принцип справедливости требует, чтобы законодатель налоговой индексацией юти другими методами учитывал «эрозию доходов».

Акцизы — фискальные надбавки к цене товаров — уплачивают в бюджет производители подакцизных товаров. Однако тяжесть налого­обложения может перекладываться на потребителей этих товаров, ко-, торые оплачивают акцизы1 в составе цены товара. Это пример эконо­мического переложения налогов. Принцип справедливости был бы на­рушен, если бы акцизами облагались товары первой необходимости, одинаково востребованные как состоятельными, так и малообеспечен­ными гражданами. Налог несправедлив, поскольку уплата одинаковой суммы налога означает изъятие большей доли из дохода бедняка и меньшей доли из дохода богача.

Принцип справедливости никогда не утратит своей актуальности и. не будет полностью исследован, поскольку он имеет чрезвычайно по­движное содержание, изменяющееся вслед за условиями жизни обще­ства. «Трудно найти другое такое понятие, к которому законодатели столь часто прибегали на словах и которое так часто оказывалось ущем­ленным на практике, как справедливость. Пожалуй, справедливость можно назвать «синей птицей» юриспруденции: она так же желанна и так же неуловима. Справедливость давно уже признана основным принципом законодательства, но вряд ли сейчас можно найти страну, где могут, не кривя душой, признать, что у них этот принцип нигде не остается затушеванным.. В полной мере это относится и к налоговому


праву. Не только в России, но даже в странах благополучной Европы граждане очень редко бывают довольны своей налоговой системой, причем в качестве основного ее недостатка чаще всего указывается именно ее несправедливость»1.

Принцип определенности современные исследователи тесно связы­вают с проблемой стабильности налогового законодательства. Налого­плательщик должен точно знать не только условия взимания того или иного налога, но и быть уверенным в том, что эти'условия останутся неизменными в течение определенного периода. Глобальная неопреде­ленность воспитывает недоверие к- государству и представляет собой серьезное препятствие развитию производства и повышению благосо­стояния граждан.

Необходимо учитывать, что стабильность налогового законодатель­ства важна не сама по себе, а как средство достижения общей эконо­мической стабильности. Это периодически требует внесения поправок в налоговое законодательство для устранения обнаружившихся неточ­ностей, пробелов, применения новых мер регулирующего воздействия, перераспределения тяжести налогообложения и т.п.

Поэтому налоговая система должна быть-гибкой, способной ис­пользовать меры налоговой политики в целях стабилизации и эконо­мического роста. Непростая задача ученых, политиков, правоприме­нителей состоит в том, чтобы вырабатывать и совершенствовать такие методы проведения налоговой реформы, которые бы не в ущерб возможностям налогоплательщиков предвидеть свое экономическое будущее позволяли бы эффективно влиять на налоговую систему в целях реализации экономической политики. '

Современные исследователи выделяют ряд новых аспектов прин­ципа эффективности. Признано, что сопутствующие уплате налогов затраты плательщиков не должны быть велики. Однако' н'а практике такие затраты могут даже превышать административные расходы, свя­занные со сбором налогов, контролем за юс уплатой. Так, предприятия для выполнения возложенных на них законом функций по удержанию подоходного налога из заработной платы рабочих и служащих вынуж­дены нести расходы по содержанию соответствующих работников бух­галтерии. Нечеткое, непонятное'налоговое законодательство вынуж­дает налогоплательщиков нести расходы на оплату консультантов, а при возникновении споров с налоговыми органами — на оплату адво­катов. Изменения налогового законодательства, помимо указанных за-

] Сотов А. И. Что есть "справедливость? (Реализация принципа справедливости в На­логовом кодексе и действующем налоговом законодательстве) // Ваш налоговый адво­кат. Вып. 4. М., 1998. С. 16.


72 Глаза 3. Принципы налогообложения


3.1. Развитие принципов налогообложения



 


трат, вынуждают плательщиков нести расходы по адаптированию их учетных систем к изменившимся условиям.

В результате возникают новые специальности, складываются целые отрасли экономики для обслуживания налогоплательщиков: аудиторы, консультанты, налоговые адвокаты и др.

Такие расходы, увеличивающие налоговый гнет, редко когда под-считываются в масштабах национальной экономики. По данным анг­лийских исследователей, они составляют приблизительно от 2,5 до 4,4% собираемых сумм налогов1.

В ходе совершенствования налогового законодательства баланс расходов должен смещаться от расходов налогоплательщика к админи­стративным расходам. Естественно, их совокупный размер не должен увеличиваться.

Дальнейшее развитие получил и принцип нейтральности налого-обложения. Признано, что налогообложение из-за высоких размеров может приводить к «эффекту замещения», когда налогоплательщики исключительно из-за налоговых факторов реструктурируют свою дея­тельность с целью снижения расходов по уплате налогов. Это выража­ется, например, в том, что работники стараются сократить объем своего рабочего времени, так как из-за налогообложения нет стимулов уве­личивать заработки; посильную домашнюю работу человек старается сделать сам, а не с помощью привлеченных мастеров, поскольку с за­рабатываемых для их оплаты средств надо уплачивать налог, так что экономичнее потратить время не на зарабатывание средств, а на само­стоятельное выполнение работы; предприниматели отказываются ог перехода к более выгодному бизнесу, если остающаяся при этом после налогообложения сумма не сможет покрыть издержек, понесенных в связи с изменением рода деятельности.

Помимо «эффекта замещения» высокое налогообложение застав­ляет компании искать формы оплаты труда, не связанные с выплатой.денег и трудноуловимые для налогообложения. Используются формы предоставления работникам различных благ и привилегий, которые трудно оценить в денежном выражении, например, предоставление служебного автомобиля,"" бес процентных ссуд и т.п. Так, в США около трети вознаграждений руководящему составу и рядовым сотрудникам компаний предоставляется именно в этих формах".

1 См.: Kirkbride J., Ohwofoyeku A. Revenue Law. Principles and Practice. Tudor, 199S.
P. 8.

2 См.: Русакова И.Г. Подоходный налог у нас и за рубежом // Менеджер. 1992. JN» 9—
10. С. 10.


Неадекватный налоговый гнет побуждает налогоплательщиков ак­тивно искать различные способы избежания налогов, как законные, так и не вполне.

Подрыв стимулов к труду в результате высокого налогового гнета оборачивается, таким образом, недополучением доходов бюджетом. Зависимость поступлений в бюджет от величины налоговых ставок была в схематичном виде представлена экономистом из Южно-Кали­форнийского университета (г. Лос-Анджелес) А. Лэффером. Состав­ленный им широко известный график зависимости доходов бюджета от прогрессивности налогообложения получил название «кривая Лэф-фера» (см. рис.).

Доходы, подлежащие налогообложению

Зависимость доходов бюджета от прогрессивности налогообложения:

В -- налоговая база; заинтересованность в легальном заработке; D — доходы

бюджета; Т— прогрессивность налогообложения (ставка налога, %).

Концепция,-отраженная на графике, подразумевает, что до опре­деленного предела (Т1) повышение ставки налога увеличивает, хотя и замедляющимися темпами, сумму доходов бюджета. Побудительные мотивы участников экономического процесса при этом серьезно не затрагиваются, поэтому заинтересованность в легальном заработке, общий объем производства (верхняя кривая) сокращаются медленнее, чем возрастает норма налогообложения.

За пределами Т{ налог начинает подавлять экономическую актив­ность, налоговая база сужается. Следовательно, несмотря на рост ста-




Глава 3. Принципы налогообложения


3.2. Понятие и правовое значение основных принципов налогообложения и сборов 75


 


Схема 1—5

, ^^tiMfPTa сокращаются. Принимая во внимание психоло­
вок доходы оюджсш г-.

MVTn не будет работать только для того, чтобы плашть гию людей — ншчи nv j г

„„„,, глелать вывод, что чем выше налоговые ставки, тем налоги, — легко сделав

сил-нее побудительные мотивы для уклонения от налогов, тем оиль-шую долю в валовом национальном продукте составляют доходы i ене-

вой экономики.

Г шение же налогов, снижение налоговой ставки оказывают

стимуТшуюЩИЙ эффект. Во-первых, поскольку чистая доходность тпула и капитала возрастает, повышается их рыночное предложение, тешиояется объем производства и, как следствие, увеличивается на-л ->говая база Во-вторых, улучшается распределение капитана по сфе-пам хозяйственной деятельности, так как сужается разрыв между низко и высокообдагаемыми отраслями. В-третьих, сокращается ук­лонение от налогов, возрастает доля «таксируемой* экономической де­ятельности.

Of '"шая сказанное, необходимо отметить, что принципы налога-

™ лкпппн способствуют достижению наиболее общих задач, обложения и cuui^^d

стоящих перед обществом. Именно с учетом того, насколько налоговая система ориентирована на достижение этих задач, оценивают эту сис­тему и определяют направления ее совершенствования.

Можно выделить четыре фундаментальные задачи, четыре страте­гических направления развития общества:

1) увеличение объема продукции и услуг, необходимых населению;

2) обеспечение справедливого распределения произведенных то­варов и услуг среди индивидов и групп населения;

3) защита прав и свобод граждан при наличии представительной системы ответственного правительства и правления закона;

4) сохранение и укрепление Федерации1.

Поиндипы налогообложения и сборов должны быть направлены на создание такой налоговой системы, которая бы способствовала наи-бопее полному достижению всех четырех фундаментальных задач в со­вокупности.

ю-

hnnuvniooeaiibi Канадской королевской комиссией по налошоб; жсш^ЛсйГ; C—S. С«, ЗЫРшфА, ft*, E. Textbook on Revenue L™. L.. 1997.

Необходимо учитывать, что принципы налогообложения играют не тотько познавательную роль, роль научных абстракций. Они выступа­ют и юридическим инструментом. Будучи закрепленными в конститу­циях и законах принципы налогообложения оказывают непосредст­венное влияние на практику налогообложения (см. схему 1-5).


 

Неудобство
Неэффективность

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ ПРИНЦИПОВ

Несправедливость

Неопределенность

большие затраты на налоговое администрирование
нарушение «справедливости по горизонтали"
обременительные ■ способы уплаты налогов

неясные, неконкретные нормы законов

возможности для бюрократического произвола
нарушение -справедливости по вертикали"
несоблюдение «принципа нейтральности налогообложениям

нестабильное

налогозое

широкие возможности применять -налоговые схемы»
разорительные взыскания

законодательство

неадекватные методы контроля

«эффект замещения»

инфляционные налоги

большие сопутствующие расходы налогоплательщиков

высокое косвенное

налогообложение

товаров первой

необходимости

сверхвысокие ставки налогов

неспособность налоговой системы

учитывать" экономические и социальные

перемены

3.2. Понятие и правовое значение основных (конституционных) принципов налогообложения и сборов

■ Часть 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что федеральным законом РФ должны быть установлены общие принципы налогообло­жения и сборов. Однако в ней не указано, для чего они устанавлива­ются, каково их правовое значение-Ответ на эти вопросы дает практика Конституционного Суда Рос­сийской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации


76 - Глава 3. Принципы налогообложения


3.2. Понятие и правовое значение основных принципов налогообложения и сборов 77


 


отметил, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации»1.

Направленность общих принципов налогообложения и.сборов — огра­ничение свободы государства в области финансов. Они на конституцион­ном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы спра­ведливого, умеренного и соразмерного налогообложения.

Конституция РФ весьма скупо (по сути, только в ст. 57) говорит о принципах налогообложения. Однако в ней закреплены общие качала, которые должны быть реализованы (воплощены) в любой отрасли за­конодательства. Речь идет о закрепленных в Конституции РФ равен­стве прав и свобод человека и гражданина, запрете на их ограничение не иначе, как федеральным законом, единстве' экономического про­странства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, признании и защите государством всех форм собственности, свободе экономической деятельности и др.

Законы о налогах, как и любые другие законы, не свободны от того, чтобы их смысл, содержание и применение оценивались сквозь призму прав и свобод человека и гражданина. В п. 5 постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П Конституционный Суд РФ отметил, что, «регулируя на­логообложение, субъекты Российской Федерации в полной мере долж­ны руководствоваться требованиями статьи 18 Конституции Россий­ской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов».

Поэтому перечисленные конституционные начала специфическим образом преломляются в финансовой сфере и обусловливают принци­пы налогообложения. «Для финансовой системы из существующего регулирования делаются специфические выводы, они касаются суще­ствования финансового права. Наряду с писаным, таким образом, су­ществует более широкое, неписаное финансовое право Основного за­кона»2.

С этой точки.зрения общие принципы налогообложения и сборов, подлежащие закреплению в федеральном законе, являются развитием положений Конституции РФ в специфической области.

i П. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 13, Ст. 1602.

2 Государствен и ое право Германии: В 2 т. М.: ИГП РАН, 1995. Т. 2. С. 113.


Например, принцип единства налоговой политики развивает одну из основ конституционного строя РФ — принцип единства экономи­ческого пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Принципы налогообложения и сборов содержат наиболее общие кон­ституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием. Поэтому, говоря о нарушениях общих принципов налогообложения и сборов, есть все основания одновре­менно говорить о нарушении соответствующих базовых конституцион­ных положений.

Конституция РФ использует термин «общие принципы налогооб­ложения и сборов». Этим подчеркивается одна из характеристик этих принципов: они лежат в основе нормотворческой деятельности и Феде­рации, и ее субъектов, и органов местного самоуправления. Применение понятия «общие принципы» оправдано тем, что речь о них идет в ст. 72 Конституции РФ о совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

К общим принципам налогообложения могут быть отнесены поло­жения как вытекающие из Конституции РФ и являющиеся гарантиями реализации основных начал социального, государственного и нацио­нального устройства, так и не вытекающие из Конституции, но при­нятые в соответствии с ней и закрепленные в федеральном законе.

Принципы первой группы по своей природе и происхождению яв­ляются основными. Этот термин характеризует их значимость для пра­вовой системы и их отношение к Основному закону.

Вторая группа принципов имеет «связанный» характер. Они не могут противоречить принципам, базирующимся на Конституции РФ, развивают основные принципы налогообложения и сборов, являются принципами «второго уровня», поэтому их нельзя признать основ­ными.

Например, п. 7 ст. 3 ПК РФ установлен принцип толкования зако­нодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика. Этот принцип развивает конституционное положение об установлении на­логов и сборов исключительно законами, однако носит сугубо при­кладной характер. Хотя значение этого принципадля развития системы налогов трудно переоценить (поэтому ограничительное толкование мы и относим к принципам), говорить о нем как об основном было бы неверно.

Основные принципы налогообложения и сборов существенны для на­логовой системы в целом или для нескольких ее элементов. Иные прин­ципы, не относящиеся к основным, лежат, в основе правового регули­рования конкретных элементов налоговой системы.


'° Глава 3. Принципы налогообложения


3.2. Понятие и правовое значение основных принципов налогообложения и сборов 79


 


Так. принцип однократности налогообложения применяется шдько в стандартах системы налогов, в то время как основной принцип един­ства налоговой политики подлежит учету и при установлении кон­кретных налогов, и при решении вопроса о компетенции органов власти и управления различных уровней, и при учреждении налоговых органов.

Помимо общих принципов налогообложения выделяют также спе­циальные принципы, характеризующие- отдельные институты налого­вого права, например, принципы налоговой ответственности, прин­ципы ведения налогового учета'.

В условиях федеративного государства органы власти субъектов Фе­дерации (а также органы местного самоуправления) обладают опреде­ленными полномочиями в налоговой сфере. Но право органов субъ­ектов Федерации устанавливать налоги не безгранично. Рубежи очер­чены с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства.

Таким образом, общие принципы налогообложения и сборов служат, с одной стороны, основой налоговой компетенции субъектов Федерации, а с другой —- ограничивают эту компетенцию.

Как отметил КС РФ, «право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципа­ми» (абз. 3 п. 4 постановления от 21 марта 1997 г. № 5-П).

Установление общих принципов налогообложения и сборов от­носится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «и» ч. I ст. 72 Конституции РФ). Эти принципы должны быть за­креплены в федеральном законе (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ).

Однако принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно определяемой Конституцией РФ, находятся в ведении Российской Феде­рации. Этот вывод основан на положениях п. «а» ст. 71 Конституции РФ, где сказано, что принятие и изменение Конституции РФ и феде­ральных законов, а также контроль за их соблюдением находятся в ведении Российской Федерации.

Поскольку в основе разграничения полномочий в налоговой сфере лежат наиболее общие конституционные принципы, то этот вопрос относится к предмету федерального ведения.

Общие принципы налогообложения и сборов одинаково обязатель­ны для соблюдения и Федерацией, и ее субъектами, и органами мест­ного самоуправления. Это отражено и в их названии. Устанавливая эги

I См.: Демин Л. Общие принципы ншюгеобложения (анализ судеб но -арбитра практики) // Хозяйство и право. 1998. № 2. С. 95.


принципы, Федерация не может предусмотреть для себя более льгот­ные условия.

Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению независимо от того, закреплены они в федеральном законе или нет.

Конституционный Суд РФ имеет в своей практике примеры фор­мулирования таких принципов на основе конституционных положе­ний и применения их при вынесении решения о конституционности того или иного акта.

Например, Закон г. Москвы от 14 сентября 1994 г. № 15—67 «О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфра­структуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство» признан некон­ституционным, поскольку принят без учета принципа соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (поста­новление Конституционного Суда РФ.от 4 апреля 1996 г. № 9-П). В Конституции РФ этот принцип непосредственно не сформулирован, однако он определен рядом конституционных положений.

Конституция РФ не только определяет основные принципы нало­гообложения и сборов, но и содержит основы интерпретации приме­нительно к налогообложению начал, которые имеют общеправовое значение. Например, принцип равенства обязанностей граждан не яв­ляется специфическим принципом налогообложения. Однако равен­ство в налоговом праве реализуется по-особому: не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков (учет возможности уплатить налог). К такому выводу пришел Консти­туционный Суд РФ в постановлении от 4 апреля 1996 г. № 9-П.

Основные принципы налогообложения и сборов не могут быть на­рушены независимо от того, нашли они закрепление в федеральном законе или нет. Закрепление б федеральном законе лишь должным образом обеспечивает их реализацию. Однако, поскольку они служат воплощению и защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма, имеются- все ос­нования говорить об их подзаконном характере.

По этой причине применение основных принципов налогообложе­ния и сборов не может зависеть даже от степени их конкретизации в Конституции РФ. К тому же общие принципы налогообложения и сборов направляют и сдерживают законодательную власть, имея для нее эталонное значение. Закрепление этих принципов в федеральном законе является своего рода их констатацией, а не установлением по воле законодателей.

Основные принципы -налогообложения и сборов выполняют роль гарантий реализации и соблюдения основ конституционного строя,


80 Глава 3. Принципы налогообложения


3-3. Классификация основных принципов налогообложения и сборов 81


 


прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма различными способами в законодательной, правоприменительной и судебной прак­тике.

Законодательным органам основные принципы, во-первых, задают направления нормотворчества: в конкретных законах эти принципы должны развиваться и конкретизироваться. Законодатель не может от­казаться от воплощения а законе того или иного основного принципа. Во-вторых, основные принципы выступают критериями оценки зако-' нодательных актов. Положения закона, не соответствующие основным принципам налогообложения, должны признаваться неконституцион­ными и не подлежащими применению.

Основные принципы непосредственно определяют структуру и объем полномочий налоговых органов. Максимальное воплощение принципов должно быть провозглашено целью деятельности этих ор-. ганов. Они же лежат в основе оценки законности конкретных действий и решений налоговой администрации.

Судебные инстанции используют основные принципы налогообло­жения и сборов в качестве презумпции при разрешении споров, воз­никающих из-за пробелов в законодательстве. Поскольку Конституция РФ — акт прямого действия, вытекающие из нее принципы налогооб­ложения могут служить непосредственным основанием судебного ре­шения.

Основные принципы налогообложения и сборов служат эталоном при рассмотрении вопроса о применении подзаконного акта, его оцен­ки на соответствие Конституции РФ и закону. Они же должны приме­няться и при рассмотрении исков о признании недействительными актов нормативного характера органов власти и управления.

3.3. Классификация основных принципов налогообложения и сборов

В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения и сборов можно разделить на три группы:

принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ кон­ституционного строя;

принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков;

принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал фе­дерализма.

Эта классификация основана на традиционном для конституцион­ного права выделении круга проблем, поскольку основные принципы


налогообложения и сборов развивают более общие конституционные начала и являются их логическим продолжением.,

Возможны и другие основания деления на группы принципов на-, логообложения'и сборов5.

3.3.1. Основные принципы налогообложения и сборов,

обеспечивающие реализацию и соблюдение основ

конституционного строя

К этой группе могут быть отнесены следующие принципы.

1. Принцип публичной цели взимания налогов и сборов. В соответст­
вии с этим принципом налоги устанавливаются для обеспечения пла­
тежеспособности субъектов публичной власти и должны иметь обще­
ственно возмездный характер. Государство не может иметь потребнос­
ти, отличные от потребностей общества, и расходовать налоговые по­
ступления на иные цели.

Данный принцип развивает положения о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых.граждан, развитие системы социальных служб и т.д. (ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ)..

Этот принцип крепко связывает налоговое право с бюджетным. Именно б рамках бюджетных процедур парламентарии как представи­тели налогоплательщиков одобряют планы расходования бюджетных средств, контролируют выполнение органами исполнительной власти бюджетных назначений.

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов налогоплательщика и общества. В обязанности платить налог вопло-' щен публичный интерес всех членов общества. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых пра­воотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества»2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.