КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лица, обязанные исчислять налоги 5 страница
2. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов. ■ 1 См., например: Козырин Л.Н. Налоговое прало зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. С. 77; Налога и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 66. 2 Пункт 3 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке, конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи! 1 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой позиции» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197. 82 Глава 3. Принципы налогообложения 3.3, Классификация основных принципов налогообложения и сборов 83
нуждения к определенному действию. Регулирующая функция налога не может возобладать над фискальной. Данный принцип развивает положение Конституции РФ о праве на труд, смысл которого — право каждого на получение индивидуального дохода, а также положение о бюджете как основе функционирования государственного аппарата, условии выполнения государством его социальных функций. Согласно этому принципу взимание налогов и сборов должно проходить на постоянной основе. Это возможно только в том случае, если налогообложение не будет затрагивать капитал, являющийся источником дохода, не будет «резать курицу, несущую золотые яйца». Поэтому если налоговое бремя, хотя и разное для всех налогоплательщиков, ведет к свертыванию производства, заставляет отказываться от занятия той или иной деятельностью, то есть основания говорить о нарушении принципа приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов. Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г. № 7-П по делу о страховых взносах отметил, что соразмерность налогообложения означает и его нечрезмерность (абз. 3 п. 3). Если порядок исчисления налоговой базы приводит к изъятию такой части доходов, " что подрывает стимулы к труду, то есть основания'говорить о чрезмерности налогообложения. В отношении страховых взносов КС РФ пришел к выводу, что «предусмотренный оспариваемыми нормами тариф страховых взносов приводит к такому изъятию доходов занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов, что оно, по сути, становится не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необоснованным лишением их частя заработанного» (абз. 7 п. 3). Суд сделал заключение, что установленные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении указанных категорий плательщиков чрезмерны. В отношении физических лиц — плательщиков подоходного налога нечрезмерность налогообложения означает, прежде всего, наличие гарантий от изъятия той части дохода, которая покрывает жизненно необходимые расходы лица: на питание, жилье, одежду и т.п. Налоговую базу, т.е. часть объекта, подлежащую налогообложению, ■ составляет не весь полученный плательщиком доход, а лишь так называемый свободный доход. Человеку как минимум должны быть оставлены достаточные средства для поддержания жизнедеятельности своей и семьи (необлагаемый минимум доходов). С другой стороны, этот принцип означает, что финансовая цель может быть присуща только налогам и сборам. Другие платежи, взи- маемые принудительно (штрафы, конфискации, другие санкций), не могут рассматриваться как источник пополнения доходов бюджета. Развивая этот принцип, НК РФ закрепляет, что «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3). Это требование имеет два аспекта1. Во-первых, налоги должны быть эффективны с позиции самоокупаемости. Собранные суммы налога должны превышать затраты на его сбор. Во-вторых, при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики в целом (макроэкономические последствия), так и для отдельных налогоплательщиков (микроэкономические последствия). 3. Принцип ограничения специализации налогов и сборов. По общему. Целевые налоги не исключаются, однако их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями. Для введения целевого налога необходимо обосновать с конституционных позиций необходимость финансирования конкретного мероприятия именно за счет целевых отчислений налогоплательщиков, а не иных источников. Обоснованием данного принципа является закрепленное б Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114), что достигается с помощью единой доходной базы. Этот принцип ограничивает коммерциализацию государственного управления. Это означает, что «1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение выгоды»2. 4. Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов '■ Комментарий к части первой НК РФ / Под ред. А.В. Брызгалки а. М.: Аналитика-Пресс, 5999. С. 47-48. 1 Комментарий к Конституция Российской Федераций. М.: БЕК, 1994. С. 30. Глава 3. Принципы налогообложения 3.3. Классификация основных принципов налогообложения и сборов
(ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение же является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ. Утверждение налогов законом служит также инструментом уста-, новления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги, ограничения личного усмотрения. НК РФ устанавливает, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы» (п. Л ст. 3). 5. Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре. Дан Указанный принцип ограничивает прямое и косвенное делегирование полномочий по установлению налогов. Он обеспечивает также принятие и введение в действие законов о налогах в соответствии с закрепленными правилами (ст. 57, 106 Конституции РФ). 6. Прннщщ ограничения форм налогового законотворчества. Данный Указанный принцип не закреплен в Конституции РФ. Однако Конституционный Суд РФ высказался в пользу его установления. 3,3.2, Основные пришиты налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков В данную-группу объединены следующие принципы. 1. Принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов. Этот принцип не допускает установления различных условий налогообложения в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождс-.ния налогоплательщика и иных оснований, носящих дискриминационный характер1. Основа этого принципа — ст, 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции'РФ. Так, ч. 2 ст. 8 предусмотрено, что в РФ признаются и защищаются равным ^образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 19 закрепляет, что все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод чело- - века и гражданина. Согласно ч. 2 ст. 6 каждый гражданин Р© обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Понятие «основания, носящие дискриминационный характер» означает такие основания версификации условий налогообложения, которые не учитывают или в недостаточной степени учитывают экономическую способность плательщика выполнить обязанность перед бюджетом. Так, при рассмотрении дела о платежах в социальные фонды Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что равное право на трудовую пенсию для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями в Пенсионный фонд Российской Федерации. «При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей». КС РФ пришел к выводу, что этим нарушается ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий1. Данный принцип закреплен и в НК РФ, который устанавливает, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала» (п. 2 Исключением из этого правила является допущение устанавливать особые виды или дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. 2. Принцип всеобщности налогообложения. Этот принцип означает, что каждый член общеспза обязан участвовать в уплате налогов наравне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей. Принцип всеобщности налогообложения предопределен ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый. обязан платить законно установленные налоги и сборы, а также ч. 2
1 См- аб3- 6 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П // СЗ Рф. 1997. № 13. Ст. 1602. ' 1 См. абз. 3 и 9 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П // СЗ РФ. 199S. № 10. Ст. 1242. 86 Глава 3. Принципы налогообложения 3.3. Классификация основных принципов налогообложения и сборов 87
ст. 8 Конституции РФ, определившей, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Так, льготы, основанные не на имущественном, а на социальном положении плательщика, должны быть объектом самого пристального внимания законодателей и общества. Нарушение принципа всеобщности налогообложения — одна из характерных примет современного российского законодательства. Подобно тому, как неконституционна налоговая дискриминация в зависимости от рода труда и занятий, так же неконституционно и предоставление налоговых льгот в зависимости, от профессии, должности и подобных критериев. Однако в Российской Федерации от уплаты подоходного налога были освобождены, например, судьи. Для них же в два раза был снижен размер налога на имущество1. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» федеральные суды и органы прокуратуры "в 2000 г. были освобождены от уплаты страховых взносов с заработной платы судей,, прокуроров и следователей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичное освобождение получили силовые министерства и ведомства (ст. 30)2. С 2001 г. указанные категории граждан формально не освобождаются от уплаты налога на доходы, однако получают ежемесячные денежные компенсации в размере уплаченного налога3. Имеются также примеры неконституционного освобождения от уплаты налогов отдельных лиц. Однако НК РФ декларирует, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании все- -общности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3). 3. Принцип равного налогового бремени. Если принцип равноправия преследует цель соблюдения формального (юридического) равенства налогоплательщиков, то принцип равенства направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства плательщиков в максимальной ■ степени учесть обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства. «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства 1 См. ст. 2, б Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных 2 СЗ РФ. 2000. N° I (ч. 1). Ст. 10. 3 См. постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г. в социальном государстве в отношении ооязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. б (ч. 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов» (п. 5 постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. ■Nb 9-П). Анализируя сбор за регистрацию граждан, установленный в Москве, Конституционный Суд РФ указал на его несоответствие принципу равенства, так как Закон г. Москвы «не учитывает финансового потенциала различных налогоплательщиков и фактически устанавливает подушную систему налогообложения, что при чрезмерно высоком налоге означает взыскание существенно большей доли из имущества неимущих или малоимущих граждан и меньшей доли — из имущества более состоятельных граждан». Таким образом, равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков, и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога при сравнении экономических потенциалов. Равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных над ого плательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различные плательщики. Поэтому принцип равенства называют также принципом равного налогового бремени. Принцип равного налогового бремени необходимо учитывать не только при определении условий взимания тех или иных налогов, но и при формировании,системы налогов. Так, чрезмерное количество налогов, взимаемых с оборота, чревато нарушением этого принципа. Налоговой базой этих налогов является выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоги с оборота изымают часть выручки предприятия без учета доходности. Вполне вероятна ситуация, что при низком уровне рентабельности в уплату таких налогов будут изъяты весь доход и часть капитала. Поэтому, например, в НК РФ предусмотрено крайнее ограничение числа и размеров таких налогов. - Налоговый кодекс РФ устанавливает, что «налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3). Конституции зарубежных государств отводят принципу равного налогового бремени второе место после принципа установления налогов законами, что свидетельствует о его особом значении. Так, согласно Глава 3. Принципы налогообложения 3.3. Классификация основных принципов налогообложения и сборов 89
ст. 31 Конституции Испании «каждый участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая, ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию*1. Статья 53 Конституции Итальянской Республики определяет, что «все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своей налоговой платежеспособностью»2. В Португалии признано, что подоходный налог должен способствовать уменьшению неравенства, быть единым и прогрессивным, учитывающим потребности и доходы членов семьи; обложение налогом предприятий должно основываться на их реальном доходе (ч. I и 2 ст. 107 Конституции Португальской Республики)5. 4. Принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения нрав и свобод. Основное содержание принципа соразмерности состоит в том, что налогообложение не должно быть несоразмерным, т.е. таким, чтобы оно могло парализовать реализацию гражданами конституционных прав". Налоговый кодекс Российской Федерации считает недопустимыми налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3). Принцип соразмерности оценивает налогообложение не с позиции его влняния'на экономическую жизнь налогоплательщика (это сфера применения принципов приоритета финансовой цели и равного налогового бремени), а с позиции влияния на социально-политический статус налогоплательщика: налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами конституционных прав. Влияние налогообложения на реализацию гражданами своих конституционных прав возможно как непосредственно (с помощью юридических механизмов), так и опосредованно (через экономическое влияние). В первом случае принцип соразмерности означает, что нельзя ставить в зависимость от уплаты конкретного налога возможность реализовать какие-либо закрепленные в Конституции РФ права или свободы человека и гражданина. Установление фискального «барьера доступности» основных прав и свобод является грубейшим нарушением Конституции РФ. i Конституции государств Европейского Союза. М.: ИНФРА-М—Норма, 1997. С. 378. 2 См.: Там же. С. 43]. 3 См.; Там же. С. 549. 4 См.: п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П // Взимание налога может привести к искажению смысла основного права или свободы. Так, Конституционный Суд РФ в п. 3 постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П указал, что «установленные нормативными актами Правительства Москвы, Правительства Московской области и Главы администрации Московской области положения об уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина фактически устанавливают совершенно иной — разрешительный — правовой режим регистрации граждан, который не соответствует основному праву каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно выбирать место жительства». Налогообложение ограничивает право собственности, закрепленное в ст. 35 Конституции РФ. Как на любое ограничение основных прав человека и гражданина, на налогообложение распространяются требования ст. 55 Конституции РФ о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных.интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Поэтому любой закон о налогах необходимо сопоставлять с указанными в ст. 55 Конституции РФ основными ограничениями прав и свобод. Принцип соразмерности по своему содержанию тесно связан с принципами приоритета финансовой цели взимания налога и равного налогового бремени, поскольку, все эти принципы-регламентируют условия определения размеров налоговых обязательств. Однако они регулируют различные аспекты этого процесса. 3.3.3. Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма Закрепленные в Конституции РФ основы федеративного устрой 1. Принцип единства налоговой политики. Этот принцип развивает установленный в Конституции РФ принцип единства экономического пространства (ч. 3 ст. 8). Это непременный атрибут единого государства с рыночной экономикой, условие свободного и динамичного развития общества. . Суть этого принципа не в сосредоточении у федерального центра финансовых полномочий, а в создании единых обязательных стандар- 90 Глава 3. Принципы налогообложения АЛ. Понятие и иравоиое значение элементов юридического состава налога 91
тов финансовой деятельности, обеспечивающих баланс прав и интересов всех участников финансовых отношений. Конституция РФ предусматривает, что на территории Российской Федерации не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо Иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74). Следовательно, недопустимо установление налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации. К таким налогам, в частности, относятся региональные налоги, которые позволяют формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов (абз. 4 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. j\r9 5-П). Налоговый кодекс РФ формулирует этот принцип так: «Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций» (п. 4 ст. 3). Единство налоговой политики обеспечивается единой систембй федеральных налоговых органов. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не вправе создавать службы и структуры, альтернативные федеральным налоговым органам. 2. Принцип единства системы налогов. Данный принцип обусловлен задачей унификации налоговых изъятий. Конституционный Суд РФ решил, что такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги — с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой (абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П). Федеральным законом может быть установлен перечень региональных и местных налогов, носящий исчерпывающий характер. «Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей»1. 1 Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П // СЗ РФЛ997. № 13. Ст. i602. 3. Принцип разделения налоговых полномочий. В федеративном государстве полномочия в сфере налогообложения не могут сосредоточиваться исключительно у федерального законодателя. Нельзя говорить о реальной самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления, не имеющих собственной доходной базы. Однако право субъектов Федерации на установление налогов всегда производив, поскольку субъекты Федерации.связаны общими принципами налогообложения и сборов (абз. 3 и. 4постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П). Глав а 4 ЭЛЕМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА НАЛОГА 4.1. Понятие и правовое значение элементов юридического состава налога Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить: • обязанное лицо,.размер налогового обязательства и порядок его исполнения; • границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика. Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести: • к возможности уклонения от уплаты налога на законных осно - к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона. Хотя число налогов велико и" структура их различна, тем не менее слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение. Статья 57 Конституций РФ гласит: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», однако не определяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге. Исходя из смысла ст. 57 установить налог — это не значит только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог — это значит установить и определить все существенные элементы его юридического 92 Глава 4. Элементы юридического состава налога 4.1. Понятие и правовое значение элементов юридического состава налога 93
состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.)-' Так, в ст. 13—15 части первой НК РФ содержится перечень федеральных, региональных и местных налогов. Однако нельзя сказать, что Кодекс устанавливает эти налоги. Непосредственно на основании указанных статей ни один налог не может взиматься, поскольку в них не определены существенные условия исчисления и уплаты налогов. Разъясняя содержание ст. 57 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства»1. Только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 части первой НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога». Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы одного из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате. Пункт б ст. 3 НК РФ также закрепляет, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Таким образом, вопрос о технике налогового законотворчества является одним из ключевых моментов Налогового права. Те элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными (либо сущностными) элементами юридического состава налога. К ним относятся: • налогоплательщик (субъект налога); • объект налога; • предмет налога; - масштаб налога; 1 Постановление Конституционного Суда РФ от И ноября 1997 г. № 16-П «Но делу о проверке конституционности статьи 11 Закона Российской Федерации от I апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в ред. от 19 июня 1997 г.» Ц СЗ РФ. 1997. № 46. 5339-
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |