Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налогоплательщик 2 страница





б)скидкой; в) освобождением.

47. Налоги, суммы которых исчисляются налоговыми органами, называ­ются:

а) окладными;

б) твердыми;

в) раскладочными.

43. Если фискальный агент не удержал своевременно сумму налога, то налогоплательщик:

а) обязан погасить недоимку;

б) обязан погасить недоимку и заплатить пени;

в) не несет никакой обязанности.

49. Необходимости подавать налоговую декларацию нет при:

а) не кумулятивной системе исчисления налога;

б) кумулятивной системе исчисления налога;

в) смешанной системе исчисления налога.

50. Обязанность уплачивать авансовые взносы налога устанавливается в
том случае, если закон предусматривает способ уплаты налога:

а) по декларации;-

б) удержание у источника выплаты;

в) кадастровый.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Все начиналось с десятины: Пер. с нем. / Обил ред. Б.Е. Панина. Мл Про­гресс, 1992.

2. Гаджиев ГЛ., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — го­сударство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Феде-рации:.Учеб. пособие. М.: ФБК-Пресс, 1998. С. 181-349.

 

3. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и прак-■ тики.'М.: Манускрипт, 1993. С. 3—37.

4. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрЙнфорР, 2001.

5. Кучерявснко Н.П, Налоговое право: Учебник. Харьков: Легас, 2001.

6. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. 2-е изд., перераб. и доп.
■ М..: Финансы и статистика, 1996. Гл. 1. С. 3-38; Гл. 2. С. 38—86..

7. Налоги и налоговое праао: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. Гл. 1-3. С. 16-115.

8. И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов и др. / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник
. для вузов. М.: Книжный мир, 1993. С. 56—75.

10. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб.
пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.


] 40 Список рекомендуемой литературы


П. Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. М., 1993. Гл. 1—6. С. 4—33 V-
43-51. '.:';/;

12. Толкушкия А.В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. '..;у.

13. ТолкушкинА.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь - • Юристъ, 2000. ';'.;,•

14. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права, в
■Сер. «Золотые страницы российского финансового права». М.: СтатуГ) "\

1998. С. 107-274. '':'$•.

15. Хшичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М'.: БЕК, 1997.;;:f;


Раздел II НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Глава 5
I • ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

5.1. Понятие налоговых правоотношений

Статья 2 части первой. НК РФ определяет,.что законодательство о ;, налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, ■■.«ведению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения,;' возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов на-:; лотовых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и при-;>. влечения к ответственности за совершение налогового правонаруще-

./"• НИЯ.

Отношения по установлению налогов, т.е. по определению суще­ственных элементов юридического состава тех или иных налогов, воз­никают между органами законодательной (представительной) и испол­нительной власти. Законодательство регулирует вопросы компетенции этих органов при разработке проектов нормативных актов о налогах и сборах, их обсуждении и принятии.

Отношения по установлению и введению налогов возникают также между Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправле­ния. Правовыми актами регулируются вопросы о разграничении пол­номочий в налоговой сфере, о праве конкретизировать и уточнять ус­ловия взимания ■ налогов, вводить или отменять взимание того или иного фискального платежа.

Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это — самые массовые отношения, поскольку обя­занность платить законно установленные налоги и сборы является все­общей.

Основные участники отношений — налогоплательщики. Благодаря

их взносам государственная машина получает «горючее», приводящее

" в движение весь механизм государственного управления.


142 Глава 5. Понятие и обшие характеристики налоговых правоотношений

Другим обязательным участником натоговых отношений выступает;';
государство, представленное налоговыми органами. -;}£

Налоги — это необходимое условие существования государства. В ••.••
соответствии с Конституцией РФ государство выступает выразителем •;
суверенитета народов Российской Федерации, обеспечивает проведе- •
ние политики демократической, правовой и социальной направлен-. *"-:
ности. Уплата налогов в этом случае удовлетворяет интересы всех чле- X.
нов общества. Поэтому обязанность платить налога имеет публично-пра- >;;
вовой, а не частноправовой характер.;*Й

Это проявляется в том, что обязанность платить налоги распростра- Г.
няется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требова- -^
ния государства. Это, в свою очередь, определяет б езэкв и валентность i:;
платежа налога, односторонний характер обязательства и обусловли- V?
вает использование принуждения как гарантии выполнения обязан-/;!;
ности платить налоги. Налоговые правоотношения основаны на вдаст-':Л/
ном подчинении одной стороны другой. Налоговым органам, дейст- ''"'_'.
вующим от имени государства, принадлежат властные полномочия,;;j
основанные на законе. Границы этих властных полномочий определя- ,:}<
ются с учетом того, чтобы их реализация не отменяла и не умаляла прав '■■*./.
и свобод человека и гражданина1. Именно соблюдение этого требова- '%
'ния является чертой демократического правового государства и отди- '''/:
чает его от предшествующих ему форм правления и способов осущест-.;;ф
вления государственной власти.;>:/

Налогоплательщик обязан подчиняться требованиям законода- 'J\ тедьства о налогах и сборам. Налоговые органы контролируют выпол-../ нение этой обязанности. Для налогоплательщиков обязательны те тре­бования налоговых органов, которые основаны на законе. В соответ- ••"':• ствии со ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщики имеют право.'• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и : ихдолжностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федераль­ным законам.

Таким образом, суть позиции участников налоговых отношений со- '. стоит не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субор­динации), а в подчинении обеих сторон закону. При этом налоговые ор- '. ганы контролируют выполнение налогоплательщиками требований налогового законодательства и имеют право действовать властно-обя­зывающим образом. Налогоплательщики имеют право оспаривать за-


5,1. Понятие налоговых правоотношений 143

сонность действий налогового органа в административном или судеб­ном порядке.

Природой налоговых правоотношений обусловлен метод их регу­лирования — метод властных предписаний. Он выражается в том, что Права и обязанности участников налоговых правоотношений опреде­ляются законами и другими актами государственных органов. Конеч­но, налогоплательщик самостоятельно выбирает вид деятельности, приносящей ему доход, но он не определяет налоговых последствий своего выбора.

Для метода властных предписаний характерно преобладание обя-зываний, а не дозволений (как, например, в гражданском праве) или запретов (как в уголовном праве). Это не исключает наделения нало­гоплательщиков правами, которые выступают гарантиями соблюдения социальных, экономических и других прав физических и юридических лиц при выполнении ими обязанностей по уплате налогов. Иными словами, права обусловлены обязанностями.

Наряду с властными предписаниями налоговому праву известны и договорные отношения, допускающие некоторую инициативу обязан­ных субъектов. Однако эта инициатива строго ограничена законом. НК РФ, например, допускает возможность заключения договоров между налогоплательщиками и финансовыми органами о предоставлении инвестиционного налогового кредита. При этом Кодекс ограничивает усмотрение сторон, вводит строгие рамки возможных соглашений (ст. 65—68 части первой НК РФ).

Характеристика налоговых отношений была бы неполной, если бы мы не указали на право налогоплательщика оспаривать конституци­онность законодательных установлений. А.С. Пушкин в одном из сти­хотворений писал: «Я не ропщу о том, что отказали бога мне в сладкой участи оспоривать налоги»1. В,демократическом правовом государстве налогоплательщик обязан выполнять требования действующего зако­нодательства, но он обладает правом обратиться в органы конституци­онной юстиции с требованием проверить соответствие нормы закона о налоге конституции государства. Право государства облагать граждан налогами не является безусловным (оно не дано от Бога). Именно кон­ституционные ограничения свободы государства в области налогооб­ложения и возможность налогоплательщиков контролировать соответ­ствие практики налогообложения этим нормам позволяют использо­вать термин «налогоплательщик» в качестве синонима слову «гражда­нин».


 


1 Пункт 3 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 первой статьи 1 1 Закона Рос­сийской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой поли­ции» // СЗ РФ. 1997. № 1". Ст. 197.


Душкин АС Соч. в 3-х т. М.: Худ. лит., 1974. Т. 1. С. 376.


J44 Глава 5. Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений


5.1. Понятие налоговых правоотношений



 


Такой взгляд на налоговые правоотношения не был присущ нало­говому Праву советского периода. В условиях тоталитарного режима в налоговом законодательстве принято было видеть прежде всего адми­нистрирование, выражение односторонней воли государства. В этих условиях налогоплательщик находился в положении «второсортного» субъекта, а превалировали престиж и гипертрофированный интерес государства и государственного аппарата.

Учение о налогах, получившее официальное признание в советский период, можно охарактеризовать как этатистское (государствен ничес-Кое). Этой теории присущ приоритет интересов государства. Потреб­ностями государства объяснялись все процессы, происходящие в на­логовом праве. Правовое положение налогоплательщиков зависело от государственной политики. Государство рассматривалось как монопо­лист публичной власти, ничем не связанный в своем одностороннем волеизъявлении. Считали, что в отношениях с гражданами государство выполняет мессианскую роль, выступает «благодетелем», выполняю­щим общественные функции в порядке одолжения подвластным.

Если попечение об общем благе с этатистской точки зрения обес­печивалось альтруистическими соображениями, граждане ко-нравст­венным поведением власть имущих и т.п., то строжайшее выполнение гражданами своих обязанностей обеспечивалось силой закона, армией чиновников, идеологической мощью государства, военным и каратель­ным аппаратом.

В налоговых отношениях превалировали обязанности граждан над их правами, признавалась абсолютная свобода государства в определе­нии круга прав, свобод и обязанностей граждан, отсутствие границ для вмешательства государства в жизнь индивида. Высказывалось мнение, что «в тех пределах, в каких действия государства обосновываются ис­ключительно целями общего блага, ему нельзя противопоставлять лич­ность как равноправного субъекта права, здесь может идти речь только о правовом нормировании обязанностей»'. Поэтому только «самоог­раничение» государства приводит к законодательному регулированию финансовой деятельности, замене властеотношения государства к гражданам правоотношением.

Согласно этатистскому подходу основные права и свободы граждан ни в коем случае не служат гарантиями от вмешательства государства, пределами его нормотворчества, они, скорее, выступают в качестве направлений деятельности законодателя, направлений, в которых та или Другая отрасль продвигается затем в большей или меньшей степени

i Зягряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы б теории и законода­тельстве. М., 1925. С. 76.

/


в зависимости от текущей политики государства в данной сфере. Прин­цип равенства выступал наделе равенством в бесправии.'Финансово-правовое положение налогоплательщика определялось предписания­ми исключительно обязывающими, которым адресат должен был под­чиняться.

Таким образом, возможность государства налагать долговые обяза­тельства на граждан, не ограниченная формально, ограничивалась только их платежеспособностью, степенью развития производитель­ных сил.

Подобная теория представляется не более как наукообразным ва­риантом выражения принципа «добыча — победителю». Подобным принципом руководствовался, например, киевский князь Игорь при обложении древлян. Тогда пределы вмешательства в налоговую сферу были определены угрозой физического уничтожения вмешивающего­ся. С формальной же стороны пределы никак не определялись, что доказала княгиня Ольга, пришедшая к древлянам с большой дружиной, что, конечно, значительно уменьшало перспективы быть убитой и тем самым увеличивало размер взыскиваемой дани.

Обобщая сказанное, надо отметить, что принципы взаимосвязи на­логоплательщика и государства, на которых основывалось советское финансовое право., отчасти перешедшие по наследству к российскому

праву, следующие.

Во-первых, приоритеты во взаимоотношениях личности и государ­ства по поводу финансов были целиком отданы интересам государства. -Сами финансовые отношения были проникнуты идеями патернализма и государственного монополизма. Личность налогоплательщика рас­сматривалась как «второсортный» пассивный субъект финансовых правоотношений, адресат властной компетенции.

Во-вторых, поскольку финансовое законодательство выступало лишь средством реализации государственной политики, отличавшейся динамизмом и нестабильностью, объективно за принятием любого фи­нансового закона следовало обилие подзаконных актов, корректирую­щих, объясняющих особенности его применения, а фактически изме­нявших закон.

В-третьих, права граждан в области финансовых, в частности на­логовых, правоотношений были явно потеснены обязанностями. Пуб­лично-правовые права налогоплательщика не находили отражения в

В-четвертых, порядок реализации прав граждан в области финан­сов, при всей скромности этих прав, базировался на принципе «мини­мум доверия — максимум контроля».

законе.


5. Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений


5.2. Признаки налоговых правоотношений 147


 


В-пятых, поскольку правовое регулирование в области финансов
было результатом «самоограничения» государства, не существовало
юридической ответственности государства перед личностью." Речь
можно было вести лишь о недопущении индивидуального произвола'
чиновников. "■

В-шестых, порядок выполнения гражданином своих финансовых обязанностей перед государством и ответственность за нарушение фи-; нансовых законов были наиболее детально разработанной частью фи­нансового законодательства.

Изучая налоговое право Российской Федерации, необходимо учи­
тывать, что многие его недостатки связаны именно с прежней идеоло­
гией- Совершенствование налогового права немыслимо без коренного -
изменения точки зрения на характер отношений налогоплательщика
и государства. " •

5.2. Признаки налоговых правоотношений;

Какие отношения можно назвать отношениями по установлению, введению и взиманию налогов? Какие проблемы подлежат урегулиро-" ванию именно налоговым законодательством? На эти вопросы необ-У. ходимо дать четкие ответы.

Во-первых, правоприменительная практика выявила проблему кон- •;
куренции различных отраслей законодательства, так или иначе связан-..
ньгх с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в четком разгра-'
ничении сферы регулирования гражданским и налоговым законода­
тельством. ".. "

Налоговые отношения являются имущественными, как и гражданско- '
правовые отношения. Необходимо выделить среди имущественных от-
ношений именно те, которые должны быть урегулированы налоговым
законодательством. Эта задача очень непроста и ответственна, так как
регулирование налоговым ■законодательством не свойственных ему от- -
ношений может создать угрозу стабильности правовой системы в •
целом, чревато нарушениями прав и законных.интересов граждан'и.
организаций'. ■ ■.

Во-вторых, необходимо иметь четкое представление о компетенции. контрольных и правоохранительных органов, реализующих свои права

1 По этой проблеме см.: Витрянский В.В.. Герасименко С.А. Налоговые органы, на­
логоплательщик и гражданский кодекс. М.: МЦФЭР, 1995: Курбатов Л.Я. Основные
Ьормы взаимодействия гражданского и налогового законодательства // Хозяйство и
пав»' 1996. № 6; Витрянский В,В. Парадоксы нормотворчества // Экономика и
^внь.199б.№4К. '


в налоговой сфере. Границы реализации прав этих органов очерчены их задачами и функциями. Любые права налоговых органов — прово­дить проверки, изымать документы, предъявлять иски и т.п. могут быть реализованы только в пределах выполнения задач налогового органа: контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и 'своевременностью внесения в бюджеты на­логов и других платежей^

Любому властному органу свойственна тенденция расширять, свои полномочия, распространять их на смежные области. Поэтому понятие «отношения в области налогообложения* может на практике тракто­ваться бесконечно широко, чему имеются многочисленные примеры.

Определение рассматриваемых нами понятий — одно из непремен­ных условий конкретизации задач и функций налоговых органов,

Налоговые отношения обязательственны. Суть обязательства состоит в уплате налога: «каждый, обязан платить законно установленные на­логи и сборы» (ст.. 57 Конституции РФ).

Понятие «обязательство» — традиционно понятие гражданско-правовое. Однако налоговые и гражданские отношения имеют эконо­мическую общность. Налоговое право, как и гражданское, регулирует отношения, связанные с распределением благ. Поэтому налоговое за­конодательство заимствует цивилистический технико-юридический инструментарий. Это необходимо для создания четкой и стройной сис­темы налогообложения, отвечающей потребностям современного об­щества. Так достигается строгое определение прав и обязанностей участников налоговых отношений.

Понятие «налоговое обязательство» не подменяет понятия «граж­данско-правовое обязательство», а позволяет наиболее точно выразить специфику и экономическое содержание налоговых отношений*.

Можно назвать характеристики налогового обязательства., свойст­венные и гражданско-правовым обязательствам.

Как уже отмечалось, налоговое обязательство является имущест­венным и связано с передачей в пользу субъекта публичной власти де­нежных (как правило) средств.

Налоговое обязательство является относительным, т.е. имеет строго определенный, состав участников. Платеж налога всегда проводится адресно.

Налоговое обязательство — правоотношение, активного типа. На­логоплательщик-обязан совершить действие — заплатить налог, а на­логовый орган имеет право требовать выполнения этой обязанности.

1 Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж: Изд-во Воронежского гос.
■ ун-та, 1997. С. 283. -


148 Глава 5. Понятие и общие характеристик!! налоговых правоотношений


6.1, Экономическая деятельность и налогообложение 149


 


Налоговое обязательство целенаправленно. Налогоплательщик вно­сит платежи в пользу государства для формирования ресурсов субъек­тов публичной власти.

Налоговое обязательство является гарантированным. Побуждением к его выполнению выступают санкции, установленные законодатель­ством.

Но у налогового обязательства есть существенные формальные от­личия от обязательства гражданско-правового. Налоговое обязательст­во предусматривает обязанность совершить определенные действия (представить отчетность, заплатить налог и т.н.). Ему не свойственны требования воздержаться от совершения определенных действий. Поэ­тому говорят, что налоговому обязательству присуще только положи­тельное содержание1.

Налоговое обязательство является односторонним. Обязательству заплатить налог не противостоит встречное удовлетворение. Право кредитора (государства) требовать уплаты налога — это властное веле­ние, а не результат договоренности. Эти формальные различия -~- про­явления более глубоких сущностных различий налоговых и граждан­ско-правовых обязательств (схема.И—1).

Схема П~1

 

 

 

 

ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
       
    Имущественный характер  
       
    односторонняя обязательствеиность  
       
    субъективная определенность (относительность)  
       
    активность  
       
    целенаправленность
     
    гарантированность  
     
  положительное содержание  

Глава 6 ОБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

6.1. Экономическая деятельность и налогообложение

В сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогово­го обязательства.

Возникновение обязательства, в том числе налогового, связывается с определенными юридическими фактами (событиями, действиями, состояниями). Закон о налоге лишь указывает, с каким фактом связаны налоговые последствия, но не регулирует самих отношений, приводящих к налоговым последствиям. В противном случае речь игла бы не о пра­вовом регулировании обязательств по уплате налога,- а о регулировании отношений другого рода.

Источником' уплаты любого налога выступает доход лица, который является (как правило) результатом его экономической деятельности.

В.В. Витрянский и С.А. Герасименко справедливо отмечают, что «налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятель­ности в большинстве случаев являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные»'1. Поэтому, отмечают авторы, «контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесе­ния в соответствующий бюджет налогов и других обязательных плате­жей практически невозможен без определенного контроля за предпри­нимательской деятельностью»2. Однако это не означает, что налоговое законодательство изменяет или каким-то. иным образом регулирует ус­ловия ведения предпринимательской деятельности. Наоборот, налого­обложение является последствием предпринимательства, и задача со­стоит лишь в правильной гражданско-правовой квалификации дейст­вий предпринимателя для точного определения налоговых последст­вий. Правильно отмечено, что «налоговые отношения складываются в экономической сфере общественной жизни, где в качестве доминиру­ющих прочно закрепились гражданско-правовые отношения»3. Кон­ституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 4 ап­реля 1996 г. № 9-П отметил, что налогообложение всегда является ог­раничением права собственности. Однако право собственности пер-


 


Карасева М.В. Указ. соч. С. 21


i Витрянский В.В:, Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Граж­данский кодекс. М.: МЦФЭР, 1995. С. 4. - Там же. С. 6. 3 Там же. С. 3.


150 Глава 6. Объекты налоговых правоотношений


6.2. Бухгалтерский учет и налогообложение 151


 


вично по отношению к правудосударства требовать отторжения части •
собственности в виде налога (п. 5 постановления). -;Д

Данным выводом утверждается положение, что вопросы собствен­ности и предпринимательства не являются объектом регулирования нало- ""••• говым правом.

Основы деятельности по извлечению дохода (прибыли) регудиру- ••••
ются гражданским, а не налоговым правом. В ст. 2 ГК РФ определено, &
что предпринимательская деятельность —■ это систематическая дея- '"■/<
тельность с целью извлечения прибыли. Понять суть этой деятельности
и, следовательно, определить форму, метод извлечения дохода в ходе ':':
этой деятельности можно только на основе анализа гражданско-пра-;;
вовых, а не налоговых норм. • 7'}

Налоговое право не регулирует предпринимательской деятельное- 'Z,.. ти, не заставляет зарабатывать, не определяет форм и методов хозяй-:f. ствования. Оно лишь учитывает итоги деятельности и обязывает пред- %> принимателя «делиться» с государством частью добытого. Но если нет.'£ ничего добытого, а хозяйственная деятельность не принесла результа- /.'С тов, налоговое право не наказывает за лень, за промахи, за неудачи. %

Эффективность предпринимательской деятельности оказывает "V
прямое влияние на величину поступающих в бюджет налогов. Однако
налоговое право исходит'из фактической эффективности, учитывает |;
реально полученные результаты и не требует от налогоплательщика #
приложения усилий для достижения максимального результата. 4&

Если налогоплательщик понес необдуманные расходы, то эти рас-.•••:
ходы должны полностью приниматься к учету в целях налогообложе- V'=
ния, несмотря на то, что достичь того же результата можно было бы и А'
меньшими средствами. Это — проблема конкурентоспособности про-.ц
изводителей, но не проблема налогового права. ' S

В судебных инстанциях рассматривалось дело о правомерности от- ;: несения затрат по оплате авиаперелета туристов в состав себестоимости услуг туристской организации. Организация оплатила чартерные рей- -•• сы по туристским маршрутам, однако полностью заполнить выкуплен-.„• ные самолеты ей не удалось. Налоговая инспекция посчитала, что '• общую сумму затрат по оплате указанных рейсов необходимо разделить на две части: затраты, которые приходятся на заполненные места, и.; затраты, приходящиеся на неиспользованные посадочные места. Вто­рая часть затрат, по мнению налогового органа, не должна уменьшать '7 полученную выручку. Сточки зрения инспекции, эти затраты являются -непроизводственными, так как они не принесли дохода.

Ошибка налогового органа состояла в том, что право на включение '
фактически понесенных затрат в себестоимость продукции ставилось
в зависимость от эффективности деятельности компании. ■;


:... Производственный характер затрат определяется предназначением этих затрат для извлечения дохода, а не результатом деятельности. Транспортные расходы являются для туристской организации произ­водственными и подлежат включению в состав себестоимости полнос­тью, независимо от того, какого коммерческого успеха удалось достичь.

6.2. Бухгалтерский учет и налогообложение

При отторжении части.собственности в виде налога неизбежно встает вопрос об оценке этой собственности, т.е. об определении ре­зультатов хозяйствования. Поскольку налог взимается в денежной форме, то и результат предпринимательской деятельности должен.найти денежное выражение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.