Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия справедливого рассмотрения спорое




Ч


 

•^Ж

а£


,„„.,тннМ налоговых отношений
Государственные органы как ^™^и* свои основные функ"
. подразделить на структуры, Ре"в^реоссийской ф^^Ц

итоговой сфере (органы М^^^тшоженнога комитет
згам и сборам, органы Государственного „._.„„,,,„ „''

кой Федерации) и структуры, наделенные отдельными пол-ими в отношении шшегообложения (финансовые органы,

-1КИ налогов и сборов).

^..UUM«органами, выполняющей

;циальными правоохранительными иуюп

у „,„«ппесечения'и расследования
цй предупреждения выявления, npei^v,. * «

/ лт; ^тзд' D пплГяк и сборах, являются федераль-;нии законодательства о налох ах и сиира,,

,гзны налоговой полиции.
■ „фнческом виде состав участников налоговых правоотношений

авлен на схеме И_з. Об их нравах и обязанностях говорится в

: ' шей главе. г -

7.1. Налогоплательщики

„гплйтгпжения) — это лицо, на к-1-
Н адгошштельщик (субъект нало10обложени>и счетсобс-

ltl/iv лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собс
^iiiii/k средств. - _ ffl устанавлшзает, что и=-

Итоговый кодекс Российской Ф^^ УпрйЗНа10ТСЙ органнм-
^«жлшелыциками и плательщиками сборов пр ^вшл,.

ьй, л физические лица, накоторых 9^^ JH пераой нк
«I-, обязанность уплачивать.надо и^ «сЛЬШИК0В ш ^ -
& i I аким ооразом, самое общее ^т*™*,шц и наЯо«ИК*-

*» ■**«, оголенные подразделен», о ^^^ " -■ • :осТавлягоШИе ^^^«ШМЫ^ ' ■ "^РЫ (работы, услуги). Это°^ ые бюДже; ■■>. ':^У№г,ие налогов в Р "'^ овгаш1МШШ, „о И п
, ' ^УПление налогов в ре» — орпшюашШ, НО И»^местонахождению головного офиса ор ^ „ - - *j;.,,ikc,"UI Фил"алов" ПОДрЮЛе „т нкколькосамояс-**«<^'ЦО °—ЮС^":: «—,с новш нар
плательщиков, jio ^<— птЖения денег «.--i^'uu налоговые последствия *J^^резульШс

становилось все более казуисти •ития экономики.

-* "-ленне на налогоплательщиков - физических,шц
hicob-""™""'1-'-"........... /;„aw.i тт—4


П £

О


 

    о  
  jS со  
  О О е
J3 и О а_
X ^ с; s:
го ГО СП s
i— О. X ГГ
с dj    
О   3 Ю Ч^ о
  е & с
    I/O  

cd Q

S >•

I5 "

га <=. ± d =f ffl О о

с;
о

га s -н о й °

 

О Щ

О

G.

а

g 5 и

1Р|х

с; а) 5 о.

R а> о

£-8-

,Й ffl о

III

Ь л JS. § а. =: о

О. Ь r a,„ a да

го Я S 2 = ffl P

ее ° ^ - о °- ^

о о 2 >. ^

 

 

 

■ZL 0! X
ш Ш л
fi 1ЙСТ с
ю 0)
>. ?-
О   0)
  О X q;

Щ- х о 3 к а. о s ь

сЗ а. о

га с i_

з- о о

> Q. в

га ^ u

хг ^ о

s ™ с;

с; «

 

  X    
  X  
  X J3  
  X X  
"^ 0) I— ffl
-^ со щ о
го 1_     э
а. о. о о
О уда 0) ■е-
  о X  
  о ю  

 

щ  
J3  
т J3
X 0) га
N U
о а.
S о
го  
н-  

i E,

Р- Q.I

& О'

S

а.

 

ш  
л  
нсов ганы
га Q.
X С
е  

га го g.=ri о о

=1 о а


Глава 7. Участники налоговых право отношений


7.1. Налогоплательщики



 


Схема Ц^

| НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

независимые

по управленческой обособленности —^взаимозависимые

нк р0ССИйской Федерации под организациям и- нал огоплатель-
понимаются юридические лица. Порядок распределения на-
щиками ежей между бюджетами различных территорий, на кото-
логовых _'ческое тф ведет деятельность через расположенные там
рьгх юрид обособленные подразделения, устанавливается при,

ФС^но к конкретным налогам.

п мимо российских юридических лиц, плательщиками налогов в

повлеченных обстоятельствах могут быть также иностранные

РФ при о р ' кдические ЛИца, компании и другие корпоративные

организац ■ обдадаюЩИе гражданской правоспособностью; междуна-

образова, изаЦИИ, их филиалы и представительства, созданные на

ТеР гГ^Тконодательстве многих зарубежных стран группа предпри-
- -I самостоятельных юридических лиц, связанных между собой
ЯТИИ пионно финансово и технически, может рассматриваться как
организац ^ый нал0Г0Плателыцик. Это объясняется тем, что, во-
консолид ^ловиях спедИализации производства итоговый результат
первых, У ^ ен на стадии реализации готового продукта, а во-вто-
М°* vtoh такой группы существует множество вариантов планнро-
рых, вну^ого'вьа платежей, поэтому налогообложение отдельных
ВаНИНков группы может оказаться неэффективным.
УЧа°Г™1ЬНЫЙ закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-
тленных группах» предусматривает, что участники финанеово-
ПР°Мштпснной группы, занятые в сфере производства товаров (работ,
ПР° 1 могут быть признаны консолидированной группой налогопла-
услуг), > у Однако до настоящего времени налоговое законо-

телъшиков (,сь и;-


дательство не установило конкретных правил образования и деятель­ности консолидированного налогоплательщика..

Консолидированными налогоплательщиками могут быть не только Юридические, но и физические. лица. Например, законодательство США предусматривает право супругов представлять совместную дек­ларацию о доходах. К их общему доходу применяется специальная шкала налогообложения.

Часть вторая НК РФ не предусматривает такого варианта налого­обложения в России. Наличие организационных и родственных связей налогоплательщиков НК РФ учитывает в ином аспекте. Статьей 20 части первой Кодекса введено понятие «взаимозависимые лица». Ими признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности пред­ставляемых ими лиц. Кодекс указывает на такие отношения; одно лицо непосредственно или косвенно участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно фи­зическое лицо подчиняется другому по должностному положению; лица состоят в брачных отношениях,, отношениях родства или свойст­ва, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. В перечисленных случаях лица признаются взаимозависимыми в tcicry закона. Однако таковыми лица могут быть признаны и решением суда, когда имеются доказательства, что они находятся под контролем третьего липа либо лицо каким-то образом контролируется другим лещом. Например, два дочерних предприятия одного юридического лица могут быть признаны взаимозависимыми, несмотря на то^ что ни одно из них не участвует в имуществе другого/

Результаты сделок между взаимозависимыми лицами оцениваются с учетом особых правил, установленных ст. 40 части первой НК РФ.

Из общего круга налогоплательщиков — организаций и физичес­ких лиц выделяют по различным основаниям отдельные категории. Это выделение вводится, как правило, в целях предоставления налоговых льгот, а также установления различных форм и методов налогообло­жения. Статья 56 части первой НК РФ устанавливает, что льготы по налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. Нормы законодательства,о налогах и сборах, определяющие основа­ния, порядок и условия применения льгот, не могут быть индивиду­альны.

Критерии выделения категорий налогоплательщиков не произ­вольны. Они выбираются с учетом принципов равного налогового бре­мени, всеобщности налогообложения.


Глаза 7. Участники налоговых пр а воотноше ний______________

. „„„.„ первой НК РФ устанавливает, что налога и сборы
Статья J ' ^ иминаЩ10нными и различно применяться исходя
не.могугоьиь w ^^ нацй0нальиых, религиозных и иных подоб-
из социальны- ., Р 'скаетсЯ устанавливать дифференцированные

ных критериев. ^ ^ налоговые льготы в зависимости от формы ставки HaJ^ тражданства физических лиц или места происхождения

капитала. не могут лежать в основе выделения категорий

Все эти Ф иов КритерИямимогутслужитьлишьэконоьшческие-
наяогоплатель шщце имуШественное состояние налогоплатель- •
основания, у Jero развития, особенности ведения бизнеса и др; ,
щика, пеР" налогоплательщиков - физических лиц наиболее

Б «шшется деление на лиц, имеющих статус предлринимате-;

значимым яв щиу таК0Г0 СТатуса. Законодательство устанавли-

Лей, и лиц, н ; к гюта этих налогоплательщиков, ведения ими;

вает различные j деятеЛЬН0Сти, расчета налоговых обязательств, со-*'.
^^^иТявдедставления отчетности. " j;

ставленияи F плательщиК0В-орГанизаций выделяют категории,
В группу нных организаций. Законодательство, учитывая'

pOCCtlSrT/oHMbHbn. характер бизнеса иностранных организаций, or-.;
интернацио» остц налогового контроля их деятельности, уста-•-•

ранйченные в подсчета их прибыли и доходов, специфи-.

^^XJZ™™ налогов в бюджет и др. •
ческие Mei. ^ метоцов налогообложения оказывает влияние.

На лрятельности налогоплательщика. Законодательство выде-
также вид д; ■ иниматеяьской деятельности, в которых затруднен '
ляет сферы * l ^ получаемых доходов. Это, как правило, деятель-
контроль за * быт0ВШ услуг, розничная торговля и некоторые
кость по ок^_ыюсти.с высоким оборотом наличных денег. В со-
другие ^1%*?*1ЫМ законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «0
ответствии с. ^ененный доход дщ определенных видов деятель-
едином нали ш единого Налога на территориях соответствую-.
ности» со дн ^ юрИДИЧеСкях лиц и предпринимателей указанной
щих субъект ^'ся большинство федеральных, региональных и
категории н J"Hc6opOB Они заменены единым налогом на вменен- -
местных нало отдичИ£ меТ0Да налогообложения позволяет выде-
НЫЙ Д°обую категорию налогоплательщиков - субъектов единого на^

ЛО№Л,Г^№Иос^Гюридического лица определяют и виды уггла-

m этим чипом налогов. Так, предприятия игорного оизнеса

чиваемьк -si»- - ^ чгорпът бшнеС; предприятия сырьевых отраслей

уплачиваю дм них налоги на пользование недрами, на

уплачиваю! <л^«*- г


7.1. Налогоплательщики " 167

•'.- воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный,.. доход от добычи углеводородов; экспортеры и импортеры уплачивают ■ таможенные пошлины и сборы.

Предприятия отдельных отраслей могут создавать самостоятельную '; - категорию налогоплательщиков в тех случаях, когда есть основания ' • говорить о существенных отличиях форм и методов налогообложения. г Так, у предприятий сырьевых отраслей значительная доля доходов изы-■'-. мается в виде рентных налогов, учитывающих объективные факторы ■. - хозяйствования, не зависящие от самого налогоплательщика: более бо-■;■ '--: пятое месторождение, удобное месторасположение объекта добычи

-идр-

Сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают единый

сельскохозяйственный налог, построенный с учетом особенностей их

. --. деятельности (гл. 26! второй части НК РФ «Система налогообложения

' г, для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйст-

: v. венный налог)»'.

7Л.1. Основные права и обязанности

налогоплательщиков

; %: ' Основой правового статуса налогоплательщика является конститу- \ ционная обязанность платить налоги и сборы: «Каждый обязан платить;.':; законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ). Все •"•' остальные установленные законами обязанности налогоплательщика

■ -. так или иначе.направлены на то, чтобы обеспечить неукоснительное, 'С: правильное и своевременное выполнение этой основной обязанности.- ■ ::- Установленные законами права налогоплательщиков имеют целью поддержание баланса прав и интересов в их взаимоотношениях с на-

•:' логовьши органами.

Основные права и обязанности едины для всех налогоплательщи­ков независимо от их групп, категорий и т.н. Законодательством о кон-кретных налогах эти права и обязанности конкретизируются, уточня-' ется их содержание применительно к отдельным группам и категориям

':' ' налогоплательщиков.

В широком смысле права плательщиков налогов и сборов — это права

- на реализацию в законодательстве основных (конституционных) прин­ципов налогообложения. Права налогоплательщиков соблюдаются,. если законодательство принимается и исполняется с учетом принци­пов равного налогового бремени, равноправия, соразмерности и др.

.. Однако под правами налогоплательщиков понимают также кон­кретные правила взаимоотношений налогоплательщиков с налоговы­ми органами, имеющие целью гарантировать соблюдение граждан-


Глава 7. Участники налоговых правоотношений


7.1. Налогоплательщики



 


ских, экономических, социальных прав и интересов граждан в нало­говых отношениях. Если конституционные принципы налогообложе­ния и сборов применяются, как правило, опосредованно, то нормы закрепляющие права налогоплательщиков, действуют непосредствен­но, прямо. Они являются выражением общих принципов в их повсе­дневном виде.

Права налогоплательщиков — это гарантии правильной, точной реализации налогового законодательства. Поэтому- в ряде стран во­прос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту. Так, во Франции, Канаде, США приняты декларации прав налогоплатель­щиков, в обобщенном виде перечисляющие и раскрывающие важ­нейшие правила взаимоотношений плательщиков налогов и налого­вых органов'.

Можно выделить следующие основные права налогоплательщиков (схема II—5).


" Право на информацию. Налогоплательщики имеют право на полную Л точную информацию о налоговом законодательстве, о предоставля­емых им законами правах и налагаемых обязанностях.

Налоговый кодекс Российской Федерации в этом отношении вы­деляет право налогоплательщика на получение текущей информации о законодательстве и право на получение разъяснений по конкретным вопросам, возникающим в практике налогообложения (схема II—6).

Схема II—б

 

  ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ  
             
Получ е н и е те кущи й информации о законодател ьстве   ■ Получение разъяснений -по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
             

 


 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
       
    Право на информацию  
       
  L Право на вежливое и уважительное отношение  
       
    Право на беспристрастное применение закона  
       
    Право на признание действий добросовестными  
       
    Право на конфиденциальность и невмешательство  
  -    
  Право на справедливое рассмотрение споров  
     
    Право применять налоговое законодательство наиболее выгодным для налогоплательщика способом  

t Cestnick, Timothy/. A Declaration of Taxpayer Rights. Tax and Investment Ideas. Canada, 1997. P. 243.


Согласно ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов информацию о действующих на­логах и сборах, о законодательстве и иных актах, содержащих нормы о налогах й сборах, а также о нравах и обязанностях налогоплательщи­ков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

-Также налогоплательщики имеют право получать от налоговых ор­ганов письменные разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах.

Важно отметить» что всю информацию налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщикам бесплатно.

Праву налогоплательщиков на получение информации корреспон­дирует обязанность налоговых органов проводить разъяснительную ра­боту о применении законодательства о налогах и сборах, а также о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, бесплат­но информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сбо­рах, предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять по­рядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уп­латы налогов и сборов (ст. 32 части первой НК РФ).

Право на получение информации важно с различных точек зрения.

Во-первых, получение необходимых для налогообложения сведений бесплатно снижает расходы налогоплательщиков, косвенно связанные с.выполнением обязанности платить налоги и сборы (на оплату кон­сультантов, приобретение литературы и т.п.). Это способствует реали­зации принципа эффективности налогообложения.


170 Глава 7. Участники налоговых правоотношений


7Л. Налогоплательщики



 


Во-вторых, это право способствует реализации принципа опреде­ленности условий налогообложения, поскольку налогоплательщиц получая разъяснения по интересующему его вопросу, имеет возмож­ность уяснить требования налогового законодательства.

В-третьих, это право — условие реализации принципа справедли­вости в случае привлечения налогоплательщика к ответственности. На­логовый кодекс РФ в качестве одного из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, указывает вы­полнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопреки применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом, или другим уполномоченным государственным органом, цщ их должностными лицами в пределах их компетенции (ст. 111 части. первой НК РФ). Отсутствие вины является обстоятельством, исклю­чающим привлечение лица к ответственности за совершение налого­вого правонарушения {ст. 109 части первой НК РФ).

. Право налогоплательщиков на получение информации требует от налоговых органов проведения специальных мероприятий, создания условий реализации этого права: издания и распространения методи­ческих пособий, организацию лекций, семинаров, консультационных пунктов и т.п. НК РФ не устанавливает каких-либо конкретных правил в этом отношении. Поэтому Министерство Российской Федерации по налогам и сборам своими актами определяет правила предоставления информационных услуг налогоплательщикам ''.-

Право на вежливое и уважительное отношение. Налогоплательщик имеет право на вежливое и уважительное отношение во всех случаях общения с налоговыми органами, касается ли это ситуаций, когда предъявляются требования о предоставлении документации, прово­дятся проверки, другие контрольные мероприятия, либо в иных обсто­ятельствах.

Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и вни­мательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и участникам налоговых отношений, не унижать их чести и достоинства (ст. 33 части первой НК РФ).

- К сожалению, не изжито мнение, что налогоплательщики и нало­говые органы находятся но разные стороны баррикад. Это создает на­строение враждебности между участниками налоговых отношений. Такая ситуация является следствием бюрократизированной налоговой системы, когда у одной стороны отношений сосредоточены права, а у

1 См.: Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. Утв. приказом МНС России от 5 мая 1999 г. № ГБ-3-15/120 // Финансовая Россия. 1999. № 20.


другой — обязанности. Надо полагать, что вежливые и уважительные отношения участников налоговых отношений будут налаживаться с улучшением общей политико-правовой ситуации в государстве.

Право на беспристрастное применение закона. Налогоплательщики jOieioT право требовать правильного применения закона. Налоговые органы могут претендовать на уплату налогоплательщиками точных сумм налога, не больше и не меньше тех, которые определены на основе закона.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщики имеют право требовать от должностных лип налоговых органов соблю­дения законодательства о налогах и сборах при выполнении ими слу­жебных обязанностей (ст. 21). Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (ст. 32 части первой НК РФ), их должностные лица обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (ст. 33 части первой НК РФ).

Гарантией реализации этого права налогоплательщиков выступает, во-первых, установление ответственности должностных лиц и иных работников налоговых органов за неправомерные действия или без­действие. Налоговое законодательство не устанавливает никаких спе­цифических мер ответственности именно для должностных лиц и со­трудников налоговых органов. Эти меры, общие для всех должностных лиц, установлены трудовым, административным, уголовным законо­дательством.

Другой гарантией права на точное применение закона является право требовать возмещения в полном объеме убытков (включая упу­щенную выгоду), причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (ст. 21, 103 части первой НК РФ). Порядок реализации таких тре­бований установлен законодательством.

Важной гарантией права на точное применение закона является возможность самозащиты: налогоплательщик имеет право не выпол­нять неправомерные.акты и требования налоговых органов и их долж­ностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. Право не реагировать на незаконные требования — эффек­тивная возможность защищать свои права, но требующая осмотритель­ности и знания законодательства. Налоговый кодекс РФ устанавливает ответственность за невыполнение ряда законных требований налого­вых органов: за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или.в помещение (ст. 124 части первой НК РФ), непредставление налоговому органу сведений о на­логоплательщике (ст. 126 части первой НК РФ) и др. Поэтому лицо, отказывающееся выполнять акты и требования налоговых органов и


172 Глава 7. Участники налоговых правоотношений


7.!. Налогоплательщики 173


 


их должностных лиц, должно быть уверено в незаконности этих тре. бований. НК РФ не содержит никаких правил разрешения конфликта в случае отказа налогоплательщика подчиниться незаконным требова­ниям налоговых органов. В такой ситуации было бы правильным одно­временно воспользоваться правом обжаловать решения налоговых ор-ганов и действия (бездействие) их должностных лиц с тем, чтобы выше­стоящий налоговый орган или суд способствовал разрешению кон­фликта.

Право на признание действий добросовестными. Налогоплательщик имеет право на то, чтобы к нему относились как к добросовестному налогоплательщику, если только нет доказательств обратного.

Статья 108 части первой НК РФ устанавливает, что каждый нало­гоплательщик считается невиновным в совершении налогового право­нарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязан­ность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте на­логового правонарушения и виновности налогоплательщика в его со­вершении, возлагается на налоговые органы.

Презумпция добросовестности налогоплательщика не сводится только к презумпции невиновности. Самое существенное проявление этой презумпции — в подходах к определению налоговой базы. Так, согласно ст. 40 части первой НК РФ для целей налогообложения при­нимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное,.предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Кодекс устанавливает исчерпывающий пере­чень случаев, когда у налоговых органов есть основания подозревать налогоплательщика в неправильном указании цены.

Презумпция добросовестности проявляется и при оценке существа заключенных налогоплательщиком сделок, характера деятельности на­логоплательщика. Уклонения от уплаты налогов нередко совершаются через придание тем или иным сделкам и операциям такого «внешнего вида», который приводит к снижению или освобождению от налоговых обязательств. В таком случае подлежит оценивать существо отноше­ний, а не их форму. Однако не исключены злоупотребления правом оценивать существо сделок и непрофессиональные подходы к этой проблеме. Чтобы ограничить такие проявления и учитывая, что нало­гоплательщик по общему правилу поступает добросовестно, НК РФ устанавливает, что налоговые органы не могут в бесспорном порядке взыскивать доначисленные суммы налогов, если доначисление сделано в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации


сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, юри­дической квалификации статуса и характера деятельности налогопла­тельщика (ст. 45 части первой НК РФ)'. Только суд вправе признать сделку притворной или мнимой и определить последствия, в том числе налоговые.

Право на конфиденциальность и невмешательство. В ходе реализации своих полномочий налоговые органы получают доступ к информации о налогоплательщике. Налогоплательщики вправе рассчитывать, что ставшая известной налоговым органам информация персонального и экономического характера будет использована исключительно в целях, определенных законом.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщики впра­ве требовать соблюдения налоговой тайны (ст. 21 части первой НК РФ), а налоговые органы обязаны ее соблюдать (ст. 32 части первой НК РФ). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым орга­ном сведения о налогоплательщике, за исключением перечисленного в НК РФ исчерпывающего круга сведений (ст. 102 части первой НК РФ). Интересно отметить, что к налоговой тайне не отнесены сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах, допущенных на­логоплательщиком, и мерах ответственности за эти нарушения. Это объясняется тем, что любому наказанию должна; быть присуща пре­вентивная функция. Публикуя сведения о допущенных нарушениях и наложенных взысканиях, налоговые органы преследуют цель предуп­реждения потенциальных нарушителей налогового законодательства. Однако нередко при этом преследуется и другая цель — дополнитель­ное воздействие на самого налогоплательщика. Иногда это делается с заведомым желанием принудить налогоплательщика отказаться от об­жалования незаконного решения налогового органа в расчете на то, что преимущества отмены такого решения не превзойдут ущерба для деловой репутации, нанесенного публикациями.

Такая практика, безусловно, незаконна. Она нарушает требования невмешательства налоговых органов в жизнь и деятельность налого­плательщика. Существо этого требования сводится к тому, что При проведении налогового контроля не допускается причинение непра­вомерного вреда налогоплательщику (иному обязанному лицу) либо имуществу, находящемуся в его владении, использовании или распо­ряжении (ст. 103 части первой НК РФ).

Право налогоплательщика на невмешательство основано на кон­ституционных положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защите чести и доброго имени (ст. 23 кон­ституции РФ), запрете сбора, хранения, использования и распростра-


[74 Глава 7. Участники налоговых правоотношений


7.1. Налогоплательщики 175


 


нения информации о частной жизни лица (ст. 24 Конституции Рф) неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ).

В развитие этих положений НК РФ устанавливает, что доступ долж­ностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые.помещения помимо или против' воли проживающих в них фи­зических лиц не допускается (п. 5 ст. 91 части первой НК РФ).

Необходимо отметить, что установленное Конституцией РФ право на неприкосновенность жилища в соответствии со ст. 55 (ч. 3) и 56 (ч. 3) Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом. Так, право входить в жилые помещения, используемые для индивиду­альной и предпринимательской деятельности, против воли прожива­ющих в них граждан предоставлено сотрудникам органов налоговой полиции на основании п. 5 ст. 11 Закона РФ от 24 нюня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции». О случаях проникнове­ния в жилые помещения они обязаны уведомить прокурора в течение 24 ч с момента проникновения.

Право на справедливое рассмотрение споров. Налогоплательщик вправе в административном и/или судебном порядке {ст. 21 части пер­вой НК РФ) обжаловать решения налоговых органов и действия (без­действие) их должностных лиц, если считает их неправильными.

Законодательство устанавливает' процедуры обжалования актов и деяний, нарушающих права налогоплательщиков и других участников налоговых отношений.

Налоговый кодекс РФ провозглашает, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (ст. 22 части первой НК РФ).

Существо нрава на обжалование состоит не столько в возможности налогоплательщика реализовать те или иные предусмотренные зако­ном процедуры, сколько в обязанности соответствующего налогового органа или суда беспристрастно рассмотреть представленные возраже­ния и принять решение, руководствуясь требованиями законности к

обоснованности.

Нередки случаи, когда этими требованиями пренебрегают в угоду соображениям целесообразности. Принимаются решения, позволяю­щие приумножить или сохранить доходы бюджетов. Эти решения на­рушают не только законодательство, но и Конституцию РФ. Например, постановлением от 12 октября 1998 г. № 24-П КС РФ признал не со­ответствующей Конституции РФ практику применения арбитражны­ми судами п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В широком смысле «пробюджетные» решения по спорам налогоплательщиков и налого­вых органов нарушают право налогоплательщиков платить только за-


£онно установленные налоги и сборы. Анализ практики рассмотрения налоговых споров позволяет сделать вывод, что право налогоплатель­щиков на беспристрастное рассмотрение споров реализуется в РФ не в полном объеме.

Право на справедливое рассмотрение споров предусматривает Предоставление налогоплательщику информации,о содержании и размере предъявляемых ему претензий. Эта информация должна быть представлена в виде и объеме, позволяющих налогоплательщику аде­кватно на нее реагировать. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщики имеют право получать копии актов налоговой Проверки и решений налоговых органов, а также требований об уп­лате налогов (ст. 21 части первой НК РФ). Налоговые органы соот-ветственно обязаны направлять налогоплательщику и иному обязан­ному лицу копии актов налоговой Проверки и решения налогового органа, а также требования об уплате налогов и сборов (ст. 32 части' первой НК РФ).

Право на справедливое рассмотрение споров предусматривает воз­
можность своевременной реакций на предъявляемые претензии. На­
логоплательщик имеет право присутствовать при проведении выезд­
ной налоговой проверки и предоставлять налоговым органам и их
до;ошостиым лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а
также по актам проверок с тем, чтобы спорные вопросы были решены
до момента вынесения решения о взыскании недоимок и наложении
санкций. ■ "

Рассмотрение спора.можно назвать справедливым, если его сто­роны имеют возможность обсуждать проблемы профессионально и на равном уровне." Налогоплательщики —.это специалисты прежде всего в той отрасли деятельности, которая приносят им доход. К дис­куссии с налоговыми органами готов далеко не каждый налогопла­тельщик. Поэтому НК РФ предоставляет налогоплательщику воз­можность защищать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя (ст. 21 части первой НК РФ) (схема 11—7).

Право применять, налоговое законодательство наиболее выгодным для налогоплательщика способом. Из всех прав налогоплательщика наибо­лее важным является право платить наименьшую сумму налога, исчис­ленную в соответствии с законом. В концентрированном виде существо этого права выразил английский судья лорд Томлин в. решении по делу «Служба внутренних доходов против герцога Вестминстерского» (1936 г.): «Каждый человек имеет право, если он хочет, организовать свою деятельность так, чтобы налог, рассчитанный на основе соответ­ствующего закона, был бы меньше, чем при другой организации дея-


176 Глава 7. Участники налоговых правоотношений

тельности». Это право (или свобода) налогоплательщиков искать мак­симально выгодные налоговые последствия своей деятельности явля­ется.основой сферы приложения знаний о налогах — налогового цда„ нирования.

Схема #-.;

возможность реализовать установленные
_______________ процедуры ___________ "

беспристрастное рассмотрение


7.1. Налогоплательщики. 177

Схема II—8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.