КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подзаконные нормативные акты о налогообложении 4 страница
Порядок определения даты вступления в силу закона об изменении условий взимания налога с налоговым периодом, равным году
Закон не может вступить в силу, так как не наступил новый налоговый период
Вариант 2
В отношении сборов (разовых платежей), применительно к которым налоговый период не устанавливается, изменения могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства -{п. 1 ст. 5 части первой НК РФ).
Глава 8, Налоговое законодательство Порядок вступления в силу закона об установлении нового налога Вариант 1
Завершение месячного периода
20 декабря 2002 г.
Закон не может вступить в силу, так как не наступило 1 января года, следующего за годом его принятия
Вариант 2
15 ноября 15 декабря "1 января
Закон не может вступить в силу так как не наступил новый налоговый период Перечисленные ограничения, однако, не касаются актов законодательства улучшающих положение налогоплательщиков. Поскольку такие акты имеют или могут иметь обратную силу, они вступают.в действие по общеустановленным правилам: по истечении 10-дневного срока с момента официального опубликования, если иноене установлено в самом законодательном акте. 8.2. Понятие налогового законодательства 223 Стабильности условий налогообложения способствует и включение в законодательство так называемых дедушкиных оговорок. Это нормы, устанавливающие, что в случае изменения законодателем условий налогообложения, ухудшающих положение налогоплательщика, Прежние правила исчисления и взимания налога могут применяться налогоплательщиком в течение определенного периода. Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры ответственности (ведение налогового учета; составление счетов-фак-:,тур, иных документов; составление и представление отчетности и др.). Кроме того, введение новых налогов может повлиять и на экономические показатели деятельности налогоплательщика (повышение цен на товары, снижение конкурентоспособности и др.)'. Установленная законодателем «дедушкина оговорка» не может быть произвольно отменена. Это следует из определения Конституционного Суда РФ от 1 июля Конституционный Суд РФ установил, что в момент государственной регистрации заявителя жалобы действовал Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»4. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на 1 Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. № 37-0 по жалобе 2 См.: Определение Конституционного Суда РФ по жалобе гражданина Варганова 3 СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343. 4 СЗРФ. 1996. № 1.Ст. 15. Глава 8. Налоговое законодательство 8.2. Понятие налогового законодательства
вмененный доход для определенных видов деятельности» изменил условия налогообложения индивидуальных предпринимателей и определил, что со дня вступления его в силу не применяется указанная норма Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Налоговая инспекция уведомила предпринимателя о необходимости уплаты налога по новым правилам. Конституционный Суд РФ указал, что норма об отмене абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «о государственной цоддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового правила регулирования. Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из ст. 8 (ч. 1), 34 (ч. 1), 57 Конституции РФ. Пример дедушкиной оговорки содержится и в ст. 9 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»1. 8.2,4. Толкование законодательства о налогах и сборах Законы о налогах и сборах должны не только формально содержать все существенные элементы налогового обязательства. Конституционный Суд РФ определил еще один критерий, которому должно соответствовать содержание законов о налогах и сборах: «Законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечить, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к не согласующемуся с принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ)»2. Но как быть в том случае, если введенный в действие закон о налоге все же неконкретен и непонятен? В связи с этим возникает ряд проблем, и прежде всего — проблема толкования такого закона и используемых при этом презумпций. : СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493. 2 П. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13~П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О "ставках земельного налога а Санкт-Петербурге в 1995 г.» // СЗ РФ. 1997. >& 42. Ст. 4901. Законы о налогах должны быть понятны всем, так как обязанность платить налоги всеобщая. Основа стабильности, ясности, конкретности закона — это его текст. Любое толкование, не основанное на тексте закона, есть произвол, независимо от оправдания необходимости такого толкования. Толкование текста закона может быть подчинено строгим правилам, в-противном случае открывается простор произволу толкователя, по-своему понимающего объективные законы экономики, общественные интересы и человеческую мораль или другие факторы, положенные в основу толкования. При толковании норм законодательства о налогах необходимо руководствоваться следующим. В ряде постановлений Конституционный Суд РФ отметил, что налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства1. Другая правовая позиция Конституционного Суда РФ состоит в юм, что установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными2. Отсюда следует, что толкование статьи закона о налоге, в отношении смысла которой имеется неопределенность, должно проводиться строго на основании и в пределах закона. В постановлении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П отмечено, что налогообложение всегда ограничивает право собственности, закрепленное в ст. 35 Конституции РФ (п. 5). Право собственности первично по отношению к праву государства требовать от- i См.: п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от I 1 ноября 1997 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи П! Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года»; п. 3 постановления Конституционного Суда от 18 февраля 1997 г. >й 3-П «По деду о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 1010. 2 См.: п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»; п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 г. № 3-П // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1909. 3-111 Глава 8. Налоговое законодательство 1.2. Понятие налогового законодательства
торжения части собственности в виде налога. На это ограничение, как;, Постановление Конституционного Суда РФ позволяет сделать В' практике российского законотворчества нередки случаи, когда Как справедливо отметил немецкий государствовед К. Фогель,'яс-; ность содержания нормативного акта о налоге, границы полномочий, административных органов могут быть установлены лишь в пределах разумного. Но «это не означает, однако, что любая неточность право.: вого выражения ввиду спешки или расчета на политический эффект принимается и должна исправляться судебной практикой. Из предложенной конституционным правом строгой привязки налогового регу-, лирования к закону следует, что осуществление налоговых законов не может быть целиком отдано на усмотрение государственных органов управления (.следует добавить: и судебных органов. - Примеч. авт.). В налоговом нраве ради соблюдения конституции действует принцип законности... И в толковании налоговых законов действуют осооые нормы. Цель такого закона не может обусловить его понимание, так как толкование, связанное с целью получения дохода, вело бы к постоянному расширению налоговых.обязанностей»1. По смыслу постановления Конституционного Суда РФ, в тех случаях, когда законодатель не установил и/или не определил хотя бы один из существенных элементов налогового обязательства, налогоплательщик имеет все законные основания уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом. Государственное право Германии: В 2 т. М.: ИГП РАН, 1994. Т. 2. С. 127. Налоговый кодекс РФ в целом воспринял этот подход. Он установил, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) :(п. 6, 7 ст. ЗНКРФ). ; ■ Однако в самой норме п. 7 ст. 3 НК РФ есть изъяны. «Сомнения, противоречия и неясности*, упомянутые в ее тексте, могут быть либо устранимыми, либо неустранимыми. Устранение сомнений, противоречий и неясностей достигается толкованием нормы закона. Толкование — уяснение смысла и содержания правовой нормы с целью устранения сомнений для правильного применения. Следовательно, неустранимыми являются сомнения, противоречия и неясности, которые ' нельзя исключить толкованием. Если они неустранимы, то не может быть дальнейшего толкования, так как оно уже проведено и не дало результатов. Поэтому понятие «толкование в пользу налогоплательщика сомнений, противоречий и неясностей», примененное в п. 7 ст. 3 НК РФ,.имеет особое содержание, состоящее не в толковании нормы в строго юридическом смысле, а в выборе условий налогообложения исходя из права налогоплательщика действовать в ситуации правовой неопределенности наиболее выгодным для себя способом. - Неточности, допущенные в НК РФ, порождают различные догадки о том,.какие же сомнения, противоречия и неясности акта законодательства неустранимы. Это приводит к принятию судебных решений, отличающихся разнообразием подходов. В постановлении от 28 марта 2000 г. №.5-П Конституцинный Суд РФ указал1, что при обнаружении юридико-технических неточностей, затрудняющих уяснение действительного смысла правовой нормы, правоприменитель, толкуя норму, обязан придерживаться определенных правил. Толкование не должно противоречить аутентичному смыслу и целям законоположений, сути возникающих на их основе правоотношений (п. 8 мотивировочной части), результаты толкования не должны нарушать конституционных принципов, расходиться с конституционно-правовым смыслом нормы (п. 9 мотивировочной части) — это критерии (пределы) толкования. Законоположения долж- 1 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 28 марта 2000 г. № 5-П «О проверке конституционности подпункта «к» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Конфетти» и гражданки Я.К Савченко» // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1533. " Глава 8. Налоговое законодательство ны толковаться в их системной связи и нормативном единстве (п. 7 мотивировочной части) — это условия толкования. Нетрудно заметить, что и критерии, и условия толкования правовых норм имеют в своей основе тексты нормативных актов. Любое толкование, не основанное на тексте закона, есть произвол, независимо от оправдания необходимости такого толкования. Если результаты.толкования противоречат аутентичному смыслу толкуемой нормы (т.е. грамматическому смыслу выражающих ее отдельных слов, их лексическим связям) или аутентичному смыслу иных норм, находящихся в системной связи и нормативном единстве с толкуемой, есть основания говорить о нарушении границ и условий толкования. Если без таких нарушений истолковать норму невозможно, то следует сделать вывод о наличии неустранимых сомнений. Этот же вывод следует сделать и при обнаружении других нарушений пределов и условий толкования. В ст. 6 НК РФ определено, что одним из проявлений несоответствия Кодексу нормативного правового акта о налогах и сборах является противоречие общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса (пп. 9 п. 1). Таким образом, НК РФ не допускает толкований, выходящих за рамки буквального смысла положений Кодекса. Налоговый кодекс РФ закладывает основы толкования законов о налогах. Как показала практика, одна из проблем — толкование понятий, присущих различным отраслям права (гражданскому, трудовому, семейному и др.) и используемых в налоговом законодательстве. Нередко высказывается суждение, что при толковании этих понятий необходимо исходить из целей, содержания и иных характеристик соответствующего налогового закона. Однако необходимо учитывать, что ситуация, когда один термин имеет несколько значений (одно из которых — «в целях налогообложения»), приводит к созданию казуистичного законодательства. Оно становится непонятным для тех граждан, кому непосредственно адресовано. Поэтому по возможности термины других отраслей должны применяться в налоговом законодательстве в общеправовом значении. Это правило закреплено в НК РФ, ст. И которого определяет, что «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». 8.2. Понятие налогового законодательства 229 Необходимость придания тем или иным понятиям специфического налогового значения объясняется тем, что перераспределительным отношениям, регулируемым посредством налогового права, присущи свои принципы и задачи. Например, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и.равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 части первой НК РФ). Этот принцип был бы нарушен, если бы налоги различно взимались с физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, и лиц, не зарегистрированных в таком качестве, но ведущих на свой риск самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение дохода. Поэтому НК РФ понятие «индивидуальные предприниматели» трактует расширительно (п. 2 ст. 11 части первой НК РФ). То же можно сказать и в отношении термина «дивиденд». Если гражданское законодательство отождествляет дивиденд с выплатами по акциям, то в соответствии с п.. 1 ст. 43 части первой НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. Таким образом, НК РФ охватывает понятием «дивиденд» и суммы, выплачиваемые обществами с ограниченной ответственностью при распределении прибыли. Кодекс устанавливает единый режим налогообложения распределенной предприятиями прибыли, поскольку не допускает дифференцированного налогообложения в зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы предприятий. 8.2.5. Состав налогового законодательства Правоприменительная практика высветила проблему взаимоотношения закона о налоге и закона, не посвященного в целом налогообложению, но устанавливающего отдельные нормы, которые имеют значение для налогообложения. Традиционно при расхождении между актами, изданными одним и тем же законотворческим органом, применяется акт, изданный позже, а при расхождении между общим и специальным актом предпочтение отдается специальному. Однако в данном случае акценты смещены: подлежат ли вообще применению положения, регулирующие налогообложение, если они содержатся в законах, не посвященных налогообложению как таковому? Иначе говоря, следует ли к налоговому законодательству относить только те акты, которые регулируют исключительно налоговые отно- 230 Глава S. Налоговое законодательство 8.2. Понятие налогового законодательства
шения, или же это более широкая отрасль, включающая все законода- ';;- Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетно-;Av Однако сам же Верховный Совет Российской Федерации, а затем ":%? и Федеральное Собрание Российской Федерации многократно допус--.'! ^.< кали отступления от установленных правил. Первое такое отступление:гД было допущено сразу же по принятии постановления ВС РФ от 10 июля ДД 1992 Т. В тот же день был принят Закон РФ «Об образовании»2. В п. 3 Д=Д В дальнейшем было принято более двух десятков законов, включающих налоговые нормы, в частности: законы РФ от 6 августа ' 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях» (ст. 24), от 22 января Федерации» (ст. 2, 6). Налоговые нормы содержатся также в ежегодно принимаемых за-. конах о бюджете. Этими актами устанавливаются нормативы распре-'.'. деления налоговых поступлений между бюджетами различных уровней, а также ставки некоторых налогов, льготы, размеры пеней за просрочку платежа налогов. Проблема состава налогового законодательства относится к разряду принципов налогообложения. Вопрос о включении норм о налогообложении в неналоговые законы (как правило, речь идет о льготах) важен в отношении не только доходов бюджета, но и равенства обязанностей граждан. С позиции ст. 57 Конституции РФ вряд ли можно найти удовлетворительное объяснение, почему, например, граждане, занимающие должности судей, налоговых полицейских, таможенников, обладали привилегией не платить подоходный налог, как это было Предусмотрено рядом неналоговых законов. Практика показала, что должный, контроль за предоставлением льгот можно обеспечить только в том случае, если этот вопрос будет регулироваться исключительно законами, посвященными налогообложению в целом. Достичь этого можно было бы закреплением соответствующего ограничения в Конституции РФ или же федеральным конституционным законом. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.. Однако ч. 1 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому налоговые нормы, содержащиеся в неналоговых законах, должны применяться в соответствии с общими правилами применения законов. Это же подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П. Суд признал положение ч. 1 ст. 111 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» о введении налогового платежа (сбора за пограничное оформление) не противоречащим Конституции РФ. Тем самым фактически подтверждено, что правило ч. 1 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, применяются без всякого исключения. Нормы о налогах, содержащиеся в неналоговых законах, должны применяться непосредственно. Таким образом, хотя в целом ограничительная позиция заслуживает поддержки, выход видится только во внесении соответствующей поправки в Конституцию РФ. Данная проблема известна и за рубежом. Существует практика ограничения форм налогового законотворчества. Так, ч. 7 ст. 34 Конституции Испании предусматривает, что «налоги могут быть изменены лишь соответствующим налоговым законом»'.
i Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 32. Ст. LS74. 2 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797. ! Конституции буржуазных государств: Учеб. пособие / Сост. В.В. Маклаков. М.: Юрид. лит., 1982. С. 311. Глава 8. Налоговое законодательство
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |