КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По единым ставкам 2 страница
Экономический Суд СНГ полномочен также рассматривать споры'-: По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ при~;.; К компетенции Экономического Суда СНГ относится также ;-толкованне положений соглашений, других актов Содружества и -его институтов. Толкование дается при принятии решений по конк- -' ретиым делам, а также по запросам высших органов власти и управле-" ния государств, высших хозяйственных органов, арбитражных судов И'Др. :'). Примером служит Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. № 01-1/2-97 о толковании положений Соглашения от 6 января 1995 г. о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании ввозных таможенных пошлин,-налогов и сборов. Решения Экономического Суда СНГ о толковании норм между-., народных соглашений — элемент правовой базы СНГ^ (схема Ш—-9). 1 Утверждено Соглашением от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ, 2 Утвержден постановлением Пленума Экономического Суда СНГ от 5 июля 1994 г, 3 См.; СафиулшнД.Я. Статус Экономического Суда Содружества Независимых Го
Контрольные тесты Контрольные тесты
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ правильный или наиболее полный ответ5 1. Налоговое законодательство включает: а) законы и указы Президента РФ; б) нормативные правовые акты высших органов власти и управления Рф в) законы и иные нормативные правовые акты законодательных (пр.едста- ' 2. Органы исполнительной власти полномочны издавать нормативные' а) обнаружен пробел в урегулировании каких-либо отношений; б) законодатель делегировал им полномочия путем специального указания в) бюджетный дефицит превысит показатель, установленный Бюджетным 3. Представительный орган может делегировать органу исполнительной' а) налог; б) налог или сбор; в) отдельные элементы юридического состава налога. 4. Федеральные налоги могут быть установлены только: •? а) федеральным законом; б) актом Федерального Собрания РФ; в) федеральным законом или всероссийским референдумом. 5. Заключение Правительства РФ о законопроекте требуется, если зако а) введения и отмены налога, освобождения от его уплаты; б) налогов — источников федерального бюджета; в) налогообложения физических лиц. 6. В отношении законопроектов о налогах и сборах Конституция РФ до а) только правительственную инициативу; б) только парламентскую инициативу; в) смешанную инициативу. 7. Рассмотрение законов о федеральных налогах и сборах в Совете Феде а) обязательная стадия законотворческого процесса; б) проводится по инициативе Совета Федерации; в) проводится по инициативе Государственной Думы. 8. "Проведение референдума по вопросам местного налогообложения и 1 Ответы к контрольным тестам см. на с. 591. а) допускается, если это не противоречит уставу муниципального образо б) допускается по вопросам разового добровольного внесения средств в) не допускается ни в каких случаях. 9. Конституционное требование о недопустимости придания обратной а) новые налоги;- б) новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков; в) новые налоги или изменяющим условия взимания существующих на 10. Придание законам о налогах обратной силы означает принятие закона: . б) после совершения событий или действий, в результате которых возникла обязанность уплатить налог; в) после представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации или расчета налога. 11. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответствен а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя; б) не могут иметь обратной силы; в) имеют обратную силу во всех случаях. 12. Акты законодательства, снижающие размеры ставок налогов и сборов: а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя; б) не могут иметь обратной силы; в) имеют обратную силу во всех случаях. 13. Федеральные законы, устанавливающие новые налоги или сборы, а) не ранее срока наступления нового налогового периода; б) не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия; в) не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее 14. Законы, изменяющие условия взимания установленных налогов, могут а) не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее б) не ранее 1-го числа очередного налогового периода и не ранее одного в) не;ранее 1-го числа очередного налогового периода и не ранее одного, 15. Отправной момент толкования закона о налогах и сборах: а) первичность собственности; б) цель принятия закона; в) конституционный принцип всеобщности налогообложения. '9-111 Контрольные тесты Контрольные тесты 259
16. Включение норм о налогообложении в законы РФ, не посвященные в а) не допускается, так как противоречит Конституции РФ; б) допускается в случаях, прямо предусмотренных НК РФ; в) допускается, так как не противоречит Конституции РФ. 17. Налоговый кодекс РФ является: а) специальным налоговым кодексом; б) общим налоговым кодексом; в) смешанным налоговым кодексом. 18. Законы субъектов Федерации о налогах и сборах принимаются: а) в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, за б) в соответствии с общими принципами и процедурами, закрепленными в) в соответствии с Налоговым кодексом РФ. 19. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения; а) не относятся к налоговому законодательству; б) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда в) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда 20. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные а) в случае выявления пробела или иных неустранимых противоречий и б) в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; в) в случае необходимости обеспечить выполнение закона о налоге или 21. Подзаконные нормативные акты, издаваемые в развитие законов и а) на основании и в соответствии с законодательством; б) исполнительным органом соответствующего уровня на основании ком в) исполнительным органом соответствующего уровня на основании де 22. Постановление Правительства РФ по вопросам налогообложения, при а) после принятия Федеральным Собранием РФ постановления о его одоб б) если в течение одного месяца с момента его официального опублико в) в течение установленного срока после официального опубликования, 23. Налогоплательщики обязаны соблюдать требования принятых налого а) о методах исчисления и порядке уплаты налогов и сборов; б) о единообразном применении законодательства о налогах и сборах; в) о формах заявлений о постановке на учет в налоговые органы, расчетов 24. Органы налоговой полиции: а) не обладают полномочиями по изданию обязательных для исполнения б) обладают полномочиями по изданию обязательных для исполнения на в) обладают полномочиями по изданию обязательных для исполнения на 25. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налого а) основных принципов налогообложения и сборов; б) определения новых правил налогообложения взамен признанных не в) фрагмента резолютивной части постановления Конституционного Суда 26. Индивидуальный предприниматель может обратиться в Верховный Суд а) постановлений Правительства РФ; 0) инструкций Министерства по налогам и сборам РФ; в) инструкций Министерства по' налогам и сборам РФ, Государственного таможенного комитета РФ и федеральных органов государственных внебюджетных фондов. - 27. Если международный договор Российской Федерации устанавливает а) во всех случаях применяются правила международного договора; \' б) правила международного договора применяются, если он является в) если в договоре предусмотрен его приоритет над национальными зако 28. Положения международного договора Российской Федерации по.во а) официального' опубликования текста договора; б) ратификации договора; 9- Список рекомендуемой литературы Список рекомендуемой литературы
в) принятия закона, акцептирующего нормы договора. 29. Ограниченными налоговыми соглашениями называют международные а) закрытые для присоединения других стран, не подписавших договор а б) посвященные отдельным налогам; в) посвященные отдельным налогам либо налогообложению отдельных 30. К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение споров а) по заявлениям организаций и граждан, не нашедшим правовой защиты б) по заявлениям организаций и граждан о несоответствии законодатель- в) вытекающих из межгосударственных отношений по заявлениям госу СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гаджиев ГА., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ФБК-Пресс, 1998. Гл. 2. С. 51-75; Гл. 7 — § 2, 3, 5, 7; Гл. 9 - § 6. 2. Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. Ч. 8. Разд. Б. Гл. I, II. С. 361-366. 3. Государственное право Германии: В 2т. М.: ИГП РАН, 1994. Т. 2. С. 126— 128. 4. Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. М: Финансы, ЮНИТИ, 1998. Разд. 1. С. 37— 50; Разд. 2. С. 137-147. 5. Козырин Л.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. Гл. ЗУ. С. 73-92. 6. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.Б. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1999. Комментарий к ст. 1—7, 11. 7. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. Гл. 4 - § 4.5-4.8. С. 144-176. 8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий / Под ред. В.И. Слома. М.: Статут, 1998. Комментарии к ст. 1-7, П. 9. Орлова Н.Н. Споры о признании недействительными актов государственных органов и должностных лиц. Подведомственность и подсудность. Роль судов общей юрисдикции // Ваш налоговый адвокат. Консультации, реко- мендации: Налоги и сборы в решениях Верховного Суда РФ / Под ред. СП Пепеляева. Вып. 1(7). М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. С. 74-94. / 10. Топорнин Б.Н. Налоговое право в правовой системе России // Налоговый кодекс. Сегодня и завтра. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. С. 4-12. 11. Фомина О.А. Источники налогового права зарубежных стран. М., 1996. Глава 10. Определение и общие характеристики системы налогов 263 Раздел IV СИСТЕМА НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством. Организационно-правовое единство системы налогов выражается ••' \ Подобно тому как в законодательном акте определение налога да- • ется с целью ограничить несанкционированное налоготворчество, вы-деление групп налогов преследует ту же цель. НК РФ выделяет феде- V ралъные, региональные и местные налоги и определяет компетенцию законодателей разных уровней в отношении этих групп. Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая система». Налоговая система — это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения. Существенными условиями налогообложения, характеризующими. • принципы налогообложения; • порядок установления и введения налогов; • система налогов; • порядок распределения налоговых поступлений между бюдже-. тами различных уровней; • права и обязанности участников налоговых отношений;
■ формы и методы налогового контроля; ■ ответственность участников налоговых отношений; • способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений. Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов — только элемент налоговой системы. Система налогов включает большое число разных налогов. Идеи единого налога,, заменяющего множество фискальных платежей, оказались несостоятельными. Лица получают доходы разными способами и в разных формах. Нет универсального приема, который позволил бы учесть при налогообложении все обстоятельства хозяйствования. Единый налог обернулся бы насилием над многообразием форм хозяйственной жизни, нарушил принцип равного налогового бремени, и поэтому его следует считать несправедливым. К тому же уклонения от уплаты единого налога были бы очень ощутимы для бюджета, поскольку при этом происходит уклонение от уплаты как бы всех налогов сразу. Риск для государства слишком высок. К тому же возрастают побудительные стимулы к уклонению, так как сумма единого налога значительно превысила бы суммы отдельных налогов. И.М. Кулишер отмечает, что «народы недаром предпочитали во все времена одному налогу множественность их, памятуя, что человек, который был бы сокрушен тяжестью, заключающейся в одном предмете, легко выносит ее, когда она распределена по всему телу»1. Однако обилие налогов способно нанести вред экономическим и социальным отношениям. Запутанная, усложненная система налогов неизбежно порождает Hapyniei-шя налогового законодательства. В данном случае законность нарушается из-за неразумных действий законодателя. Это оборачивается негативным отношением граждан к правовой системе в целом. ' Система налогов может быть перегружена неэффективными налогами, и тогда затраты на их административное обслуживание превысят сумму поступлений. Это характерно для российской системы налогов. Доходы от некоторых мелких налогов (порядка 15) столь незначительны, что при их начислении нарушается принцип «самоокупаемости». В частности, к таким налогам относят сборы за парковку автотранспорта, с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за право пользования местной символикой, за право проведения кино- и телесъемок "И др. (см. схему IV—1). О подобных платежах русский финансист пет- ! Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. Пг.: Наука и школа, 1919. С. 149. 264 Глава 10. Определение и общие характеристики системы налогов Глава-10. Определение и общие характеристики системы налогов 265
ровской эпохи И.Т. Посошков писал: «токмо людям турбация (смущение) великая:-мелочный сбор, мелок он и есть»1. С введением части второй НК РФ предполагается реформировать систему налогов, взимаемых в России, заменить длинный ряд'мелких неэффективных налогов налогами, важными в фискальном отношении. До введения части второй НК РФ сохраняют силу ст. 19 —21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», содержащие перечень российских налогов. Система этих налогов представлена на схеме IV—1, Система налогов, установленная в части первой НК РФ, приведена на схеме IV—2. Система налогов представляет собой плод исторического национального развития. Однако есть и общеэкономические факторы, обусловливающие выбор конкретных видов налогов, их соотношение и значение. В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов2. Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета." Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Ка-.! наде и других странах. Евроконтиненталъная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от кос-. венных налогов — 22%, а от прямых налогов — всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель — Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной ! Антология мировой правовой мысли: В 5 т. / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999, Т. IV С. 283. 2 Оганян К.И. Налоговое бремя в России: Кто должен платить налоги? // Налоговый вестник. 1999. № 9. С. 11 — 13. системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов. Доли косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46, 42 и 49%. Смешанная модель, сочетающая черты разных моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. В консолидированном бюджете Российской Федерации на 2003 г. доля прямых налогов составляет 42,5% (в том числе с физических лиц — 12,5%), косвенных налогов — 38,4% (в том числе НДС — 29,5%, акцизы — 8,9%). Очевидно, что в России используется смешанная модель системы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. Структура прямых налогов зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений. Поскольку в СССР основная масса собственности находилась в руках государства, то и основная масса доходов бюджета формировалась за счет доходов от этой собственности, т.е. за счет платежей государственных предприятий (более 70%). Налоги на доходы населения были незначительны — 8__9%. По этой же причине в СССР практически отсутствовали имущественные налоги: если почти все, что можно считать избытком над самым необходимым, находилось в руках государства, налогообложение теряло смысл1. Неразвитостью сферы социального страхования объяснялась малая доля взносов от социального страхования. Экономическое единство системы налогов — непременное условие реализации принципа обоснованности в макроэкономическом масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения на экономику страны в целом.. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим это влияние, является налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется через бюджетные механизмы. Без этого показателя «невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, 1 См.: Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. М.: Анкия, 1992. С. 33. Глава!0. Определение и общие характеристики системы налогов Глава 10. Определение и общие характеристики системы налогов 267 Схема IV— 1
НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОР1 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Налог на добавленную стоимость. 2. Акцизы на отдельные группы и виды товаров. 3. Налог на доходы банков. 4. Налог на доходы от страховой деятельности. 5. Налог с биржевой деятельности (биржевой налог) 6. Налог на операции с ценными бумагами. 7. Таможенная пошлина. 8. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. 9. Платежи за пользование природными ресурсами. 1 "I. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. 12. Гербовый сбор. 13. Государственная пошлина. 14. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. 15. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, 16. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. 17. Налог на игорный бизнес. 18. Сбор за пограничное оформление. 19. Плата за пользование водными объектами. 20. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. 21. Налог на отдельные виды транспортных средств. 22. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.
268 Глава 10. Определение и общие характеристики системы налогов
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |