КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иностранный элемент в налогообложении 1 страница
°- 9 Ai s I f
1 Абз. 2 п. 7 постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 1996 г. № 16-П ' 2 Лексин В.К, Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государст- ' .у В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики. Предоставление субсидий и субвенций регионам для пополнения их собственных ресурсов способствует проведению единой политики. Глава 12. Правовые основы налогового федерализма 12.2. Формы распределения налогов между бюджетами различных уровней 313
Таким образом, главная трудность заключается в поиске разумного компромисса между стремлением органов местного самоуправления и органов власти и управления регионов добиться финансовой самостоятельности и задачей предотвращения финансового сепаратизма, губительного для государства в целом. 12.2. Формы распределения налогов между бюджетами различных уровней Каковы бы ни были конкретные варианты решения задачи нахождения бюджетно-налогового компромисса, используемые при этом правовые механизмы немногочисленны/Существуют три основные формы распределения налогов между бюджетами различных уровней, условно именуемые «разные налоги», «разные ставки», «разные доходы». Разные налоги. Суть этой формы состоит в том, что каждый уровень власти (например, Федерация, субъекты Федерации, местные органы власти) вводит свои налоги. Тем самым формируются несколько независимых уровней налогов —. федеральный, региональный, местный. Существуют два основных варианта этой формы. 1. Полное разделение прав и ответственности различных уровней влас Однако общая сумма налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, не должна достигать конфискационных значений, приводить к разорению налогоплательщика. Поэтому при такой системе федеральным законодательством могут устанавливаться верхние ограниче-ния общей суммы налоговых изъятий. 2. Неполное разделение прав и ответственности различных уровней При выборе этой формы важно правильно определить, какие налоги могут устанавливаться на местном, региональном или федеральном уровне. Делать это следует с учетом организационных, экономических, социальных и других факторов. Выбор может быть обусловлен технико-юридическими аспектами. Так, для правильного исчисления и взимания НДС необходима информация о предпринимательской деятельности в рамках национальной экономики. Введение НДС на местном уровне создаст такие трудности исчисления этого налога, которые практически непреодолимы. К примеру, поскольку НДС — территориальный налог, для определения объекта налогообложения необходимо точно определить его географическое происхождение. Это довольно сложно сделать при транснациональных операциях и еще более сложно —- в условиях, когда деятельность ведется налогоплательщиком одновременно на территории нескольких административно-территориальных образований страны. По такого рода причинам НДС может вводиться только на федеральном уровне. Прогрессивный подоходный налог с физических лиц также может < вводиться только на федеральном уровне, так как при ином решении трудно контролировать правильность уплаты этого налога. Граждане при этом получат слишком широкие возможности налогового планирования из-за территориальных различий в налогообложении. При установлении налогов на местном или региональном уровне еще одна проблема может возникнуть из-за недобросовестной конкуренции местностей и регионов, когда законодатели попытаются расширить свою налоговую базу за счет источников, расположенных на чужой территории. Выбор может предопределяться и экономическими соображениями. «Федеральное правительство, как правило; стремится контролировать те налоги, которые в большей степени, связаны с макроэкономи- " ческой политикой стабилизации, распределением ресурсов или доходов. Нижестоящие органы власти, в свою очередь, нуждаются в относительно стабильных источниках поступлений, каковыми являются, например, доходы граждан, земля, недвижимость и др.»1. Местные поимущественные налоги взимаются с лиц, проживающих в данной местности. В результате требования к подотчетности должностных лиц местного самоуправления возрастают, налоговая база определяется точнее, сужаются возможности избежать налогообложения. Считается, что налоги на недвижимость целесообразно взимать на местном уровне; Налог с продаж наиболее подходит для регионального налогообложения. Большие территории регионов практически исключают избежание этого налога путем организации торговли в соседних безналоговых регионах: потребители предпочтут уплату небольшого налога неудобствам дальних поездок за покупками. Региональный'уровень позволяет точнее учитывать социальную и иную значимость того или иного облагаемого товара, гибко манипулировать ставками, льготами. Федеральному законодателю это сделать труднее. 1 Дексин В.Н., Швецов А.Н. Указ. соч. С. 173. 314 Глава 12. Правовые основы налогового федерализма 12.2. Формы распределения налогов между бюджетами различных урозней 315
Разные ставки. Суть этой формы состоит в том, что основные ус^./ В отличие от предыдущего варианта, когда каждый уровень отли-?г чается видами налогов, в данном варианте в бюджеты разных уровней..,=. поступают одни и те же налоги. По сути, речь идет о местных и региональных надбавках к государ-./•-. Определенные преимущества получают и сами региональные" и ' ¥■■ Необходимо учитывать также, что при установлении правил нало-..^ Гообложения местные законодатели в большей степени подвержены V-влиянию и давлению местных лоббистов, чем далекие региональные ';Г или федеральные власти. Поэтому централизованное установление \vv правил налогообложения способствует и сохранению налоговой базы; региональных и местных бюджетов. Вариантом данной формы является наделение нижестоящих орга-.../•• Разные доходы. При данной форме свобода местных органов власти •••'-совсем незначительна, ибо в этом случае между бюджетами разных \ уровней делятся суммы собранных налоговых поступлений. Порядок ' и условия этого деления устанавливаются центральной властью, либо •• по потребностям конкретных регионов, либо по определенным нор- • мативам (численность населения, объем налоговых поступлений и др.). Другой способ деления доходов состоит в установлении распределяемых налогов. Между бюджетами разных уровней распределяется не собранная сумма, а будущие суммы на этапе уплаты налогов. Для этого в границах общей ставки налога выделяется региональная или местная ставка, на основе которой исчисляется сумма, подлежащая уплате в региональный или местный бюджет. Ставки распределяемых налогов могут устанавливаться на длительный период или изменяться ежегодно в целях сбалансирования доходов и расходов. Как правило, в этом случае нормативы утверждаются при принятии закона-о бюджете на очередной финансовый год. Такие налоги называют регулирующими. В отличие от формы «разные ставки» в данном случае все решения о правилах налогообложения (в том числе и по распределяемой части) принимаются тем органом власти, чьи налоговые поступления подле-жатраеггределению. Поэтому поступления от распределяемых налогов, по сути, представляют собой финансовую помощь, они идентичны трансфертам (схема V—3). Обычно используются комбинации всех трех, реже,— двух форм. Применение единой формы не позволяет построить налоговую систему, которая была бы стабильной и надежной, а также способствовала бы достижению компромисса интересов местностей, регионов и страны в целом. Выбор вариантов больше зависит от национальных, исторических, географических и других подобных особенностей, чем от форм государственного устройства. Например, Федеративная Республика Германия и Соединенные Штаты Америки — федеративные государства — весьма различаются в подходах к выбору форм разделения налогов между уровнями власти. Немецкая система отличается высокой централизацией. В ее основе лежат распределяемые налоги. Американская, наоборот, чрезвычайно децентрализована. Она основана на праве шта-тов вводить любые налоги и по любым ставкам. При этом установлены некоторые конституционные рамки1. Европейские страны.существенно различаются как пропорциями в распределении хозяйственно-экономических функций, социальных. ролей между центральной государственной администрацией и местными органами власти, так и ролью налогов среди источников доходов бюджетов разных уровней. В зависимости от величины расходов, которые ложатся на бюджеты разных уровней, выделяют три группы стран: — страны, в которых расходы местных органов власти весьма значительны и составляют 20—30% ВВП, например Дания, Норвегия, Швеция; 1 См.: Рефът Роберт У. Указ. соч. С. 2S. ti.
Глава 12. Правовые основы налогового федерализма
а) га
S ^ о ш о о D. -^ L- о S
а; СП
13Л. Единство системы налогов 317 — страны со средним уровнем расходов местных органов власти (14—20% ВВП), такие как Нидерланды, Великобритания, Италия, Ирландия; — страны с незначительной долей местных расходов (менее 10% ВВП). К ним относятся Бельгия, Германия, Франция, Португалия, Испания1. Однако налоги — не единственный источник доходов бюджетов. В бюджеты поступают различные неналоговые доходы, например доходы от государственного или муниципального имущества, займы. Значительная часть доходов местных бюджетов формируется за счет государственных трансфертов. Налоги — важный, но не всегда основной источник местных бюджетов. В разных странах различны как количество местных налогов, так и их доли в бюджетах. Так, в Великобритании введены только два местных налога, во Франции — более 50, в Бельгии — около 100. Доля налогов в местных бюджетах составляет в Италии 9% (из них собственно местные — 2%), в Германии — около 20%, во Франции и Дании — более 40%2. Глава 13 НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13,1. Единство системы налогов Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ устанавливают полномочия Федерации и ее субъектов. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации относится установление общих принципов налогообложения и сборов. По этому вопросу Конституцией РФ предусмотрено принятие федерального закона. В ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, также устанавливается федеральным законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. 1 См.: Семеко В.Г. Местные финансы стран европейского сообщества // Финан 2 См.: Там же. 1с; 318 Глава 13. Конституционные основы системы налогов в Российской Федерация ЕЗД. Единство системы налогов 319
Формально из этого положения, прочитанного в отрыве от других Анализ конституционных норм, проведенный Конституционным : Отсутствие каких-либо ограничений по налоговым изъятиям про- • Установление местных налогов должно базироваться в первую очередь на общих принципах методологии исчисления и взимания. Бесконтрольное введение новых налогов, с учетом недостаточного уровня правовых и экономических знаний у депутатов местных органов власти • может привести к установлению непосильного налогового бремени для ' налогоплательщиков, к налоговому произволу на местах, уменьшению.. предпринимательской активности»5. В постановлении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 т. № 9-П отмечено, что «субъекты Российской Федерации не вправе определять налоговые изъятия произвольно, в нарушение принципов, • закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным 1 Брызгалии Л.В., Бурда ков С.Г. Правовое ре1"у;шровашш порядка установления и взимания местных налогов и сборов // Финансы. 1996. Ni 1. С. 30. ;., законом. Установление налогов и сборов в отсутствие каких-либо ог налоговой сфере составляют конституционные принципы налогооб-: " ложения: принцип единой финансовой политики, включая налоговую,, обосновывающий единство налоговой системы (п. «б» ч. 1 ст. 114 Кон-•V ституции РФ); принцип равного налогового бремени, запрещающий, в частности, версификацию налогообложения в зависимости от мес- 4 •• тонахождения налогоплательщика, определенный ч. 2 ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции РФ; принцип законного характера налогов, предусмат-'-•- ривающий соответствие законов субъектов Федерации о налогах "•: общим принципам налогообложения и сборов, закрепленным в феде-- ральном законе (ч. 3 ст. 57, ст. 75 Конституции ?Ф)\ • -; Поскольку принципы налогообложения и сборов в части, непо- ;-: ответствии с п. «а» ст. 71 находятся в ведении Российской Федерации, •;■ то права субъектов Федерации связаны этими общими принципами (; ' Конституционный Суд РФ отметил, что выявление конституционного смысла гарантированного Конституцией Российской Федерации • органам государственной власти субъектов Федерации права устанав ' - гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, а также кон-.. ституционного принципа единства экономического пространства. Исходя из необходимости достижения равновесия между указанными • конституционными ценностями налоговая политика стремится к уни . цип налогообложения и сборов, как исчерпывающий перечень региональных натогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей. ! П. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г..№ 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области к города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1909. 2 Постановление Конституционного Суда РФ от 2i марта 1997 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца ьторого пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой сие-. темы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602. 320 Глава 13. Конституционные основы системы налогов в Российской Федерации 13.2. Полномочия по определению условий взимания региональных налогов 321
Конституционнй Суд РФ сделал обоснованный вывод, что перечень налогов республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, других субъектов Федерации может быть исчерпывающим. Этот вывод объясняется также и тем обстоятельством, что «надо-, гообложение всегда означает определенные ограничения права собственности, закрепленного в статье 35 Конституции РФ. В связи с этим на законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах в полной мере распространяется положение ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ.о. том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям» (п. 5 постановления № 9-П). Таким образом, налоги (их виды) как ограничение права собственности могут устанавливаться только федеральным законом. Законы о налогах и сборах субъектов Федерации производим от федеральных законов. Правовая позиция Конституционного Суда _РФ имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе и местных. Органы местного самоуправления также не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом1. Базируясь на этих конституционных положениях, НК РФ определяет исчерпывающий перечень федеральных,,региональных и местных налогов и сборов и закрепляет, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом (п. 5 ст. 12 НК РФ). В случае незаконного установления таких налогов и сборов налогоплательщики вправе отказаться от их уплаты, поскольку ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 3). Принцип единства системы налогов сосуществует с принципом разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. Это не налоговый, а бюджетный принцип, закрепленный в ст. 30 БК РФ. Он означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ор- 1 Данный вывод подтвержден определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. № 22-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда. S99S. № 3. ганами государственной власти субъектов Федерации и органами мест- • ного самоуправления. Принцип единства системы налогов характеризует объем и харак- . тер полномочий представительных органов государственной власти по определению условий налогообложения. Принцип разграничения доходов характеризует объем и характер прав государственных и административно-территориальных образований на получение средств, аккумулируемых посредством налогообложения. 13.2. Полномочия Федерации и субъектов Федерации по определению условий взимания региональных налогов Федеральный законодатель устанавливает исчерпывающий перечень налогов и сборов. Однако насколько федеральный закон может вторгаться в установление региональных и местных налогов, определять конкретные условия налогообложения? Могут ли на федеральном.уровне устанавливаться и определяться какие-либо элементы этих налогов? Необходимо учитывать, что отсутствие регулирования взимания региональных и местных налогов на федеральном уровне может привести ж нарушениям конституционных прав и свобод граждан. Например, Закон об основах налоговой системы относит к местным налог на рекламу, В Москве этот налог установлен по принципу рези-дентства: все рекламодатели, зарегистрированные-в Москве, уплачивают налог по месту регистрации независимо от места размещения рекламы. А в ряде регионов налог основан на территориальном принципе: рекламные издания, выходящие там, обязаны выставить рекламодателю счет за размещение рекламы, увеличив его на сумму налога "на рекламу, независимо от места регистрации рекламодателя. Таким образом, московский рекламодатель, воспользовавшийся услугами такого издания, обречен на двойное налогообложение, что нарушает принципы однократности и соразмерности налогообложения.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |