КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международных налоговых соглашение 2 страница
В налоговом праве экономическая связь лица с территорией конкретного государства определяется посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налоговая юрисдикция государства в отношении нерезидентов действует только на его территории; "по отношению к резидентам она может действовать и за его пределами. Например, физические лица — резиденты обязаны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных как на территории России, так и зарубежом!. Определение территории государства имеет двоякое значение: во-первых, для квалификации лиц в качестве резидентов или нерезидентов, во-вторых, для квалификации объектов налогообложения, как . возникающих или не возникающих на территории соответствующего . государства. В связи с этим наиболее важным представляется вопрос определения территории, которая используется для квалификации налогоплательщиков как резидентов и нерезидентов и на которую распространяется налоговая юрисдикция государства в отношении нерезидентов. .По данному вопросу нет единого решения ни в международном праве, ни в законодательстве России. Тем не менее исходя из анализа нормативных актов и международных соглашений можно предтголо- ■ жить два подхода к определению территории государства в налоговых целях (схема VI—7). Первый подход может заключаться в том, что к такой территории . относится только так называемая государственная территория. Государственная территория России включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними2. В соответствии с этим подходом законодательство государства не может использовать континентальный шельф и исключительную экономическую зону для определения статуса налогоплательщиков, а также распространять на них свою налоговую юрисдикцию в отношении нерезидентов. Объясняется такой подход тем, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона не входят в госу-
1 См.: Международное право / Под ред. Г.Й. Тункина. М: Юрид. лит., 1994. С. 365. См.: ст. 209 Налогового кодекса РФ. ■ См.: ч. I ст. 67 Конституции РФ. 360 Глава 16, Регулирование налоговых отношений с иностранным элементом 16.1. Принцип территориальности в международном налоговом праве 361
дарственную территорию. В соответствии с нормами международного нрава, установленными Конвенцией ООН 1982 г. по морскому праву государства обладают лишь определенными суверенными правами на эти территории, которые в основном сводятся к правам на разведку разработку и сохранение природных ресурсов этих территорий. Эти суверенные права не подлежат расширительному толкованию. Схема VJ—J ТЕРРИТОРИЯ
Исключительная экономическая зона териртория субъектов Федерации внутренние воды территориальные моря воздушное пространство В качестве аргументов в пользу этой точки зрения могут служить положения соглашений об избежании двойного налогообложения. Так, некоторые из них распространяют налоговую юрисдикцию договаривающихся государств не только на их государственную территорию, но и на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону1. В ряде соглашений договаривающиеся государства распространяют свою налоговую юрисдикцию только на континентальный шельф2. Данные нормы можно толковать как расширяющие налоговую юрисдикцию государств. В соответствия со вторым подходом считается, что национальное законодательство государства может использовать континентальный шельф и исключительную экономическую зону для определения ста- 1 См.: п. 1 ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Польшей or 22 мая 2 См.: п. 2 ст. 22 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Ко туса налогоплательщика, а также распространять на данные террито-. рии свою налоговую юрисдикцию в отношении нерезидентов. Данный подход может быть обоснован тем, что в Конвенции 1982 г. не регулируется статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны в налоговых целях, поэтому могут применяться общие нормы международного экономического права. Так, в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. (п. 1 ст. 2) установлен принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право регулировать и контролировать, иностранные инвестиции, а также деятельность транснациональных корпораций в пределах своей национальной юрисдикции. Государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном, шельфе, поэтому оно вправе использовать данные территории для определения налогового статуса находящихся на них лиц и распространять свою налоговую юрисдикцию в отношении нерезидентов, имеющих объекты налогообложения на этих территориях. Распространение юрисдикции только на континентальный шельф, как предусмотрено в некоторых соглашениях об избежании двойного налогообложения, следует толковать как ограничение налоговой юрисдикции государства. Представляется, что наиболее правильным был бы компромиссный подход. Основной смысл перечисленных суверенных прав заключается в возможности государства извлекать для себя материальные блага именно от разведки, разработки и сохранения природных ресурсов данных территорий. Следовательно, государство вправе предоставлять эти природные ресурсы в пользование иностранным государствам, юридическим и физическим лицам заплату и иным образом извлекать выгоду от использования этих территорий. Поэтому при отсутствии специального международного соглашения государство не вправе использовать данные территории для определения налогового статуса на- -холящихся на них лиц, но вправе взимать с пользователей природных ресурсов те налоги, которые, по сути, носят характер встречного предоставления за использование природных ресурсов (арендная плата за использование государственной собственности). В Российской Федерации такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых и платежи за пользование природными ресурсами. Дискуссионным является и вопрос о том, вправе ли государство взимать налог на прибыль (подоходный налог) с нерезидентов, ведущих деятельность на данных территориях. 362 Глава 16. Регулирование налоговых отношений с иностранным элементе 16.2. Территориальная принадлежность объекта налогообложения 363
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации не- - • • -достаточно четко определяет территорию для целей налогообложения Так, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 67) Российская Федерация об- • ладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в поряд- •' ке, определяемом федеральными законами и нормами международно- ; го права. Только один федеральный налоговый закон прямо распространил -У Ори заключении Российской Федерацией международных согда- ! %; шений по налоговым вопросам преобладает тенденция расширения -Ж налоговой юрисдикции по налогу на прибыль и подоходному налогу' %>■ как на континентальный шельф, так и на исключительную экономя- Л-ческую зону. В частности, эта тенденция отражена в некоторых про- '•'■':■■[ граммных документах: Протоколе стран СНГ от.15 мая 1992 г. «Об;; унификации подхода и заключения соглашений об избежании двои-: ного налогообложения доходов и имущества» (ст. 3) и постановлении Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения ; доходов и имущества» (пп. «Ь» п. 1 ст. 3). 16.2. Территориальная принадлежность объекта налогообложения С учетом ограниченной налоговой юрисдикции государства в от-. ношении нерезидентов одним из наиболее принципиальных вопросов международного налогового права является определение территориальной принадлежности объектов налогообложения. Его сложность во многом обусловливается тем, что предмет налогообложения, т.е. совокупность фактических признаков объекта налогообложения, не всегда имеет материальное воплощение, по которому можно было бы определить его территориальную принадлежность. По фактическим признакам можно установить территориальную принадлежность только.тех объектов налогообложения, предмет которых с точки зрения гражданского права квалифицируется как вещь. Но если объектом налога на имущество иностранных юридических лиц являются имущественные и исключительные права, то но физическим признакам определить территориальную принадлежность объекта налога на имущество довольно трудно. Российское законодательство использует ряд формальных критериев для определения места возникновения объектов налогообложения. Причем выбор этих формальных критериев довольно часто обусловлен возможностью правоприменительных органов контролировать возникновение объекта налогообложения у нерезидентов. Рассмотрим формальные критерии на примере налогов на прибыль/доходы иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Основная концепция налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц состоит в следующем. Все доходы иностранного юридического лица на территории другого государства могут быть разделены на так называемые активные доходы и пассивные доходы (схема VI—8). Схема VI—8 ДОХОДЫ ИНОСТРАННЫХ -ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Пассивные
— От реализации товаров
От выполнения работ
•— От оказания услуг Прочие К пассивным относятся доходы, не связанные с ведением иностранным юридическим лицом какой-либо деятельности в России. С точки зрения гражданского права пассивные доходы квалифицируются как поступления в виде дивидендов, процентов по вкладам в банках, процентов по ценным бумагам, платы за предоставление права на использование различных объектов интеллектуальной собственности, аренд- 364 Глава 16. Регулирование налоговых отношений с иностранным элементом 16.3. Постоянное представительство
ной платы, платы за несистематическое отчуждение имущества, н'ахо- -"' дящегося на территории России, и пр. В качестве формального критерия для определения пространствен К активным относятся доходы, которые связаны с осуществлением в; 16.3. Постоянное представительство 16.3.1. Понятие постоянного представительства Решение вопроса о праве государства взимать налог с дохода иностранного юридического лица зависит от характера деятельности этого лица на территории государства. При этом учитывается вид деятельности и ее продолжительность (постоянство). Для оценки характера такой деятельности применяется институт постоянного представительства. Международные соглащения ограничивают налоговую юрисдикцию договаривающихся государств путем распределения прав по на- догообложению отдельных видов доходов и имущества между государством резидентства, государством местонахождения постоянного пред-- ставительства и государством источника дохода. Общее правило налогообложения доходов от предпринимательской деятельности состоит в том, чтр доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве только в том случае, если они получены из источников в данном государстве или через расположенное в нем постоянное представительство. Во втором случае источник дохода может возникать где бы то ни было. Важно лишь, чтобы такой источник дохода возникал в связи с деятельностью постоянного представительства. ' Это положение закреплено практически во всех налоговых соглашениях, заключенных Российской Федерацией (см., например, п. 1 ст. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и пред-. отвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество1 от 28 июня 1993 г.), атакже в Законе о налоге на прибыль. Данный принцип построен на следующем допущении; до того момента, когда у иностранного лица появится постоянное представительство в другом государстве, такое лицо не рассматривается как участвующее-в экономической жизни этого другого государства в такой мере, чтобы подпадать под его неограниченную налоговую юрисдикцию. Институт постоянного представительства очень близок институту ■ резидентства. Однако институт постоянного представительства фактически как бы соединяет принцип территориальности и принцип резидентства. Выражается это. в том, что для возникновения постоянного представительства не имеют значения формальные требования (например, регистрация, важная для определения резидентства). Главным для возникновения представительства является фактическая деятельность резидента одного государства на территории другого государства. При этом если само. иностранное юридическое лицо в налоговых целях является нерезидентом, то его постоянное представительство фактически рассматривается как резидент государства, в которОхЧ ведется деятельность, поскольку несет такие же налоговые обязанности, как и юридические лица —- резиденты. (Согласно ст. 307 НК РФ у иностранных организаций, ведущих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом нало-
1 П. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № II. Ст. 525. 2 Например, сумма вклада в виде записи по депозитному счету в российском банке. i СЗ РФ. 1997. № 44. Ст. 5021. 366 Глава 16. Регулирование налоговых отношений с иностранным элементом 16.3. Постоянное представительство 367
гообложения по налогу на прибыль является доход, полученный в ре, "; •' зультате ведения деятельности в РФ через постоянное представитель-.:'/ ство, за минусом расходов этого постоянного представительства. В то - же время в соответствии со ст. 309 НК ¥Ф у.иностранных организаций '' имеющих доход от источников в Российской Федерации (т.е. не веду- '■;':, щих деятельности через постоянное представительство), по общему'/"' правилу, объектом налогообложения служит полученный ими доход без •/•;•. учета расходов.) !.•/';//: В целях налогообложения постоянное представительство рассмат/ ""=.;' ривается как обособленный субъект, ведущий самостоятельную пред- /!:/. принимательскуюдеятельность. Прибыль постоянного представитель- •..•• ства — это прибыль, которую оно могло бы получить, если бы было /"'•'' отдельным самостоятельным.лицом, ведущим такую же или аналогии-' '*'/ ную деятельность при таких же или подобных условиях и действующим'.:/. абсолютно независимо от лица, постоянным представительством ко- =/// торого оно является., V/Ш/ Институт постоянного представительства используется исключи- 'xfi тельно для определения налогового статуса иностранного юридичес-:7/; кого лица и не имеет организационно-правового значения. Наличие V/' или отсутствие аккредитации иностранного юридического лица для'-/!/ целей налогообложения значения не имеет. ':"Wf- Термин «постоянное представительство», который появился в pe~"'Vi// зультате перевода английского термина «permanent establishment»1,. Z'/k представляется не совсем удачным, поскольку не выражает сути одре- ;>л. деляемого явления. ^. "'"?%:", Под постоянным представительством в целях налогообложения по-' • "/. нимается способ ведения иностранным, лицом предпринимательской де- / ятельности на территории другого государства. Для возникновения /•';/ постоянного представительства необходимо соблюдение ряда условий.' •'• Первым следует назвать место деятельности, что подразумевает Наличие помещений, средств, установок и т.п., используемых для деятельности иностранного лица, независимо от того, используются ли они исключительно для этой цели или нет. Местом деятельности может. быть, например, место на рынке или постоянно используемая площад- /: ка таможенного склада (для хранения.товаров, подлежащих обложе-: нию таможенными сборами и пошлинами) и т.п. Существует своего рода «позитивный перечень» мест деятельности, образующих постоянные представительства: место управления, филиал, офис, завод, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, любое место добычи полезных ископаемых, а также строительная площадка1. Этот перечень необходимо рассматривать не как перечень видов постоянного представительства, а как перечень мест деятельности, которые при соблюдении ряда условий могут стать постоянными представительствами. Обязательное условие возникновения постоянного представительства иностранного юридического липа, которое должно соблюдаться в любом случае, — место деятельности предполагаемого представительства должно находиться на территории Российской Федерации. Второе условие возникновения постоянного представительства — постоянство деятельности: постоянное представительство может считаться существующим только в том случае, если его деятельность не носит временного характера. Критерий постоянства деятельности определен в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ, в котором дается определение обособленного подразделения организации как территориально обособленного от нее подразделения, в местонахождении которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. В то же время, согласно п. 3 ст. 306 второй части НК РФ, постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярной предпринимательской деятельности через ее отделение. Международные соглашения не устанавливают каких-либо конкретных сроков, с превышением которых место деятельности становится постоянным (за исключением сроков существования строительных площадок). Третье обязательное условие возникновения постоянного представительства — ведение иностранным лицом 'предпринимательской деятельности через такое постоянное место деятельности. Налоговое законодательство не дает определения предпринимательской деятельности, однако н. 1 ст. 11 части первой НК РФ устанавливает, что институты, понятия и термины гражданского законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. То есть для определения характера деятельности необходимо руководствоваться
1 Так, если слово «permanent» однозначно переводится как «постоянный», то ключевое слово «establishment» имеет несколько значений — «хозяйство», «заведение», «предприятие», «учреждение», «организация», но ни одно из них полностью не характеризует рассматриваемое явление. Однако термин «представительство» наиболее далёк от сути рассматриваемого явления. 1 OECD Model Taxation Convention on Income and on Capital / Par. 1 of the Article 5. Перечень с небольшими изменениями используется в международных соглашениях, а также в законодательстве Российской Федерации {п. 2 ст. 306 НК РФ). 368 Глава 16. Регулирование налоговых отношений с иностранным элемепт< 16.3. Постоянное представительство 369
положениями ГК РФ о предпринимательской деятельности как само-.. стоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч. 3 п 1 ст. 2 ГК РФ) (схема VI-9). В налоговых целях при определении понятия «постоянное предста Схема VI—9 ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Условие ведения именно предпринимательской деятельности является решающим, поскольку даже при соблюдении всех предыдущих условий возникновения постоянного представительства деятельность, не направленная на. получение прибыли, не приводит к возникновению постоянного представительства. Российское законодательство (п. 2 ст. 306 части второй НК РФ) дает следующее определение постоянного представительства. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с: ':■ • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов; • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой иностранной организации или арендуемых ею складов;
• осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера (ее особенности будут рассмотрены ниже). Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности существо-;.•"ваиия постоянного представительства в отношении физических лиц. В то же время практически все соглашения об устранении двойного..; ■'; налогообложения при определении постоянного представительства говорят о постоянном представительстве лица с постоянным местопре- л быванием в одном из договаривающихся государств. Это означает, что 1 - такие нормы соглашений распространяются как на юридических, так; и на физических лиц и на лиц, не являющихся юридическими1.. 16.3.2. Формы постоянных представительств ',;,■■ Постоянные представительства можно разделить на имуществен- )/;.; ные и субъектные. При этом к имущественным относятся все формы;:; присутствия, которые возникают в результате наличия на территории./. другого государства постоянного места деятельности иностранной ор~! '•';• ганизации. К ним относятся филиалы иностранных компаний, пред- \.1 ставительства, различного рода офисы, строительные площадки, места J Г; добычи полезных ископаемых и т.п. К субъектным формам предста-;••-" вительства относится деятельность зависимого агента (схема VI—10). Строительная площадка. Одним из наиболее распространенных видов постоянного представительства являются строительные площадки (а также сборочные или монтажные объекты). Строительная пло-. щадка, не будучи ни филиалом, ни.представительством, иностранного -.. лица, образует тем не-менее постоянное представительство и соответ- %\. ственно имеет особый налоговый статус. ■., Согласно.п. 1 ст. -308 части второй НК РФ под строительной пло- ■ щадкой иностранной организации на 'территории Российской Феде- .' рации понимается: 1) место строительства новых, атакже реконструкции, расширения,. ■.судов, судов внутреннего плавания и космических объектов); 2) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, 1 См., например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Пра-; | вительетвом Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов,| i .' на доходы//СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1402.;|: | ■...; (
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |