КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы установления мер ответственности за нарушения налогового законодательства 2 страница
3аЦ]Нарушения норм налогового законодательства могут совершаться *як действием, так и бездействием. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет, непредставление налоговой декларации -пимеры нарушений законодательных требований бездействием. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов нало-пбложения может быть совершено как действием (неправильное от-.жение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета), так и бездействием (недокументирование и неотражение в учете хозяйственных операций). Объективная сторона правонарушения характеризуется двумя трупами признаков: обязательными и факультативными. : К обязательным относятся общественно опасное деяние, общество опасные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Совокупность этих признаков - необходп-пе условие всестороннего описания наказуемого поведения. Некоторые правонарушения влекут негативные последствия мате-«ьного характера (причинение вреда здоровью, повреждение или ничтожение имущества и т.п.). Вредные материальные ггоследст-ия - обязательный признак таких правонарушений. Одни и те же прйствия могут признаваться или не признаваться правонарушением ■пбйсимости от того, наступили ли определенные законом вредные последствия. Эта группа нарушений называется материальными правонарушениями. Основные составы нарушений налогового законодательства связаны с невыполнением обязательства по полной и своевременной уплате налогов. Налицо. вредные материальные последствия совершенных действий. Такие последствия являются обязательным условием привлечения нарушителей к ответственности. Например, ст. 122 НК РФ в качестве наказуемого деяния называет занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога, иные неправомерные действия. Статья указывает и на последствия этих действий — неуплату или неполную уплату налога: Причем занижение налоговой базы и неуплата налога налогоплательщиком должны не только фактически быть, но должны быть связаны между собой. Так, если налогоплательщик занизил базу для исчисления налога на имущество, но это по каким-то причинам не привело к недоимке, и в то же время у него есть недоплата ло налогу на прибыль, то, очевидно, причинной связи между деянием и последствиями нет. В такой ситуации нет единства признаков объективной стороны правонарушения, а значит, нет и самого нарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. Другую группу составляют так называемые нематериальные (формальные) правонарушения. Иногда законодатель прямо не указывает на вредные последствия деяния. Например, согласно ст. 120 НК РФ наказуемым считается грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения. В статье не указываются те вредные последствия, которые должны наступить в результате таких действий..Однако в данном случае вредным последствием является не реальный ущерб (например, в виде недоимки), а угроза, опасность вреда (создание затруднительных условий для проведения налогового контроля, предпосылок для неправильного исчисления налогов и т.п.). Иными словами, вредные последствия могут различаться по степени реализации вовне. Независимо от того, насколько четко законодатель указал вредные последствия, при наложении взысканий за нарушения налогового законодательства необходимо указывать, какой вред нанесен охраняемым общественным отношениям. С учетом ответа на этот вопрос должны приниматься решения о степени общественной опасности совершенного поступка и, следовательно, о размере взыскания. Факультативные признаки объективной стороны правонарушения — это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. Они присутствуют не во всех составах нарушений налогового законодательства. Однако если в конкретном составе какой-либо из них предусмотрен, он становится обязательным признаком объективной стороны правонарушения. Гчава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... 18.3.. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 413
Среди этих признаков в налоговом праве важное значение имеет неоднократность, т.е. повторяемость однородных действий в течение определенного законом периода. Например, грубое нарушение правил учета характеризуется в ст. 120 НК РФ как систематическое (два раза более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в учете хозяйственных операций. Систематичность в данном случае проявляется как форма неоднократности. От неоднократности следует отличать повторность. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года правонарушения, однородного тому, за которое оно уже подвергалось взысканию. Неоднократность характеризует само правонарушение, является его признаком. Так, если имел место единичный случай неправильного отражения в учете хозяйственной операции, то такое действие не может рассматриваться как грубое нарушение организацией правил учета и' не влечет ответственности по ст. 120 НК РФ. Повторность же служит' обстоятельством, отягчающим ответственность за правонарушение (п 2 ст. 112 НК РФ; п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). ' От правонарушений, состоящих в неоднократности деяний, следует Длящимся называют правонарушение, состоящее в единоразовом деянии, сопряженном с последующим длительным невыполнением лицом обязанностей, установленных законом. Так, нарушение налогоплательщиком или должностным лицом организации-налогоплательщика установленного Налоговым кодексом РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе является длящимся правонарушением (ст. 116 НК РФ; ст. 15.3 КоАП РФ). В данном случае. нарушитель пропускает срок подачи заявления и не выполняет обязанности регистрации в последующем. другие примеры длящихся правонарушений — уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. П7НКРФ;ч.2ст. 15.3 КоАП, рф) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118НКРФ;ст. 15.4 КоАП РФ), непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ; ст. 15.5 КоАП РФ). Степень общественной опасности указанных правонарушений зависит от периода, в течение которого нарушитель не выполнял своих обязанностей. Поэтому в отношении длящихся нарушений налогового законодательства важным признаком объективной стороны является период совершения нарушения. Так, пропуск срока представления налоговой декларации наказывается мягче, если налогоплательщик все же самостоятельно представил ее до истечения 180 дней с даты, опреде- денной на основании закона. По истечении этого срока нарушителю грозит более тяжелое наказание. Продолжаемое правонарушение состоит из серии деяний, каждое из которых оценивается как самостоятельное нарушение. Число таких деяний несущественно для квалификации действий как правонарушения, но может учитываться при назначении наказания. Например, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, ответственность за которое установлена ст. 123 НК РФ, относится к продолжаемым правонарушениям, если налоговый агент в течение длительного периода пренебрегал своими обязанностями. Однако неоднократность невыполнения этих обязанностей не может быть обязательным условием привлечения его к ответственности. Достаточно, если в единичном случае обязанности были нарушены. Число же таких случаев может повлиять на решение о сумме штрафа. Место, время, обстановка совершения налогового правонарушения напрямую не указаны ни в НК РФ, ни в КоАП РФ как признаки каких-либо нарушений налогового законодательства. Однако эти факторы должны учитываться при индивидуализации ответственности в качестве смягчающих или отягчающих вину обстоятельств. 18,33. Субъект нарушения налогового законодательства Субъект правонарушения — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию. Субъекта нарушения налогового законодательства характеризуют свойства, позволяющие применить меры ответственности. Эти свойства различны для физических и юридических лиц. Так, признак достижения лицом, установленного законом возраста свойствен только физическим лицам. Поэтому для четкого установления характеристик субъектов нарушений налогового законодательства прежде всего выделяют группы субъектов: физические лица и юридические лица. Физические лица как субъекты нарушений налогового законодательства подразделяются на две категории. К первой относятся те, которые участвуют в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов; ко второй ■— те, которые участвуют в этих отношениях в качестве должностных лиц. Административная ответственность должностных лиц за нарушения законодательства о налогах и сборах установлена в КоАП РФ. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ определяется понятие должностного лица, к которому может быть, применена административная ответственность за совершение предусмотренных КоАП РФ административ- 414 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... <..- .3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 415
ных правонарушений. Под должностным липом в КоАП РФ понима- '' ется лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными :1 •-•-полномочиями выполняющее функции представителя власти, т.е,.на~ -У-' деленное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависи- ''''■ -мости от него. К должностным лицам относятся также лица, выпол-" '"'-няющие организационно-распорядительные или административна- 'ч-. хозяйственные функции в государственных органах, органах местного' '•'- ■ самоуправления, государственных и.муниципальных организациях, а ;'"'-;':.' также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских форми- \;. рованиях РФ. Руководители и другие работники: иных организаций, совершив-'"?: Выделяют должностных лиц государственных органов и должност- 'v: ■■■ Необходимо учитывать, что должностные лица государственных' Жя органов могут реализовывать особые полномочия. Они имеют право ::JH предъявлять юридически властные требования и применять меры ад- \.'■';' министративного воздействия к органам и лицам, не находящимся в.- [.'] их подчинении. Это полномочия административной власти. Ответст-. •••• венность за нарушения, допущенные должностными лицами при.реа- '.";'-, лизации полномочий административной власти,.налоговым законода-...л.':-тельством не устанавливается. Так, ответственность руководителя На- /'■■■ лотовой инспекции за злоупотребления властью при разрешении спора ' с налогоплательщиком будет рассматриваться как ответственность за должностное правонарушение. Однако ряд нарушений при реализации полномочий администра- • -тивной власти может расцениваться как нарушения налогового'законодательства. Так, если должностное лицо налогового органа по сговору с налогоплательщиком пренебрегает своими обязанностями,"оно должно быть привлечено к ответственности за соучастие в нарушении норм законодательства о налогах и сборах. В постановлении от 4 июля 1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской. Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал: «Действия должностных лиц органов государственной "ддасти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налога гражданином или с организации, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления... а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, — то и по соответствующим статьям УК РФ, Предусматривающим ответственность.за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления...» (п. 14). Властные требования должностных, лиц могут быть адресованы и лицам, подчиненным по службе. При реализации полномочий по управлению организацией должностные лица обязаны соблюдать, исполнять и в установленных случаях обеспечивать исполнение натогового законодательства на порученном им участке подчиненными работниками. " Административную ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах несут- должностные лица — руководители и главные бухгалтеры. Так, на должностных лиц организаций, виновных в искажении сумм начисленных налогов и сборов-либо любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, может быть наложен административный штраф за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ). Они же несут уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ). Необходимо помнить, что уголовное законодательство, устанавливая ответственность за налоговые преступления, не связывает понятие должностного лица с формальным занятием должности. Таковым при-знается лицо, фактически ведущее деятельность по реализации полномочий властного характера в процессе руководства порученным участком или подчиненными работниками. Пленум ВС РФ в постановлении от 4 июля 1997 г. № 8 указал, что к ответственности за уклонение от уплаты налога с организации могут быть привлечены руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер либо лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера (п. 10). В тех случаях, когда допущенное должностным лицом нарушение норм законодательства о налогах и сборах не связано с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей, оно привлекается к ответственности не как должностное лицо, а как, например, налогоплательщик. Так, если руководитель предприятия уклоняется от уплаты налога с личных доходов, то он отвечает перед законом как налогоплательщик, 416 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения.. 18.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 417
а не как должностное лицо. Если при этом он использует свое должностное положение (например, дает указание бухгалтеру не документировать операцию), то данное обстоятельство может повлиять на характер и размер ответственности, но не на статус нарушителя налогового законодательства. К ответственности за нарушения налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так и не обладающие им, могут быть привлечены только при условии достижения установленного законом возраста и вменяемости. Как законодательство об административных нарушениях, так и уголовное законодательство предусматривают, что лицо может быть привлечено к ответственности с 16-летнего возраста. В отношении административных правонарушений в области налогов и сборов указанное правило установлено и в ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, и в п. 2 ст. 107 НК РФ, а в отношении налоговых преступлений — в ч. 1 ст. 20 УК РФ. Существует мнение, что ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах целесообразно установить с 14-летнего возраста. При существующих же правилах открываются слишком широкие возможности для проведения различных операций через малолетних лиц в целях минимизации налогов и уклонения от ответственности за налоговые правонарушения, для оформления на их имя недвижимости и т.п.1 С такой позицией трудно согласиться. К ответственности может привлекаться только лицо, способное в силу возраста осознавать противоправность своих поступков. Налоговое законодательство довольно сложно для понимания. К тому же в средних учебных заведениях так и не приступили к преподаванию налогового права, хотя введение в учебные программы соответствующего курса предусмотрено пп. «в» п. 3 постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2119-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Ответственность лиц, уклоняющихся от уплаты налога с участием лиц, не достигших возраста привлечения к ответственности, может наступать самостоятельно. Поэтому нет оснований для снижения установленного возраста привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства. Способность человека отдавать отчет в своих действиях и руководить ими определяется не только возрастом. Другим признаком явля- 1 Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999. С. 505. ется вменяемость, т.е. состояние психики, при котором человек может осознавать значение своих поступков, руководить ими. Невменяемый не может нести ответственности за правонарушение, поскольку в совершении такого поступка не участвовало его сознание или воля (ст. 2.8 КоАП РФ; ст. 21 УК РФ). Существует мнение, что вменяемость характеризует не субъекта правонарушения, а субъективную сторону, поскольку определяет психическое отношение лица к содеянному. Эта позиция нашла отражение в НК РФ. В соответствии со ст. Ill HK РФ способность лииа отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими характеризует субъективную сторону нарушения налогового законодательства. Вряд ли можно согласиться с таким подходом. Субъективная сторона предполагает самооценку. В данном же случае речь идет об определенных болезненных состояниях. Невменяемость характеризует человека как здорового или больного. Можно сделать вывод, что субъектом ответственности за нарушения налогового законодательства является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В установленных законом случаях субъект может характеризоваться дополнительными признаками (статус должностного лица и т.п.). Субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства выступают также организации. К организациям НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, иностранные компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, международные организации, их филиалы и представительства. Организации могут выступать субъектами ответственности не только в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. За нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ответственность несут банки, выполняющие кассовое обслуживание бюджета. Организации выступают субъектами только административной ответственности за нарушения налогового законодательства. Уголовное преследование юридических лиц, известное законодательству некоторых зарубежных стран, в России не допускается. Однако необходимо учитывать, что привлечение организации к административной ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной и иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ). 14-111 418 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... - '.. 18.3.4. Субъективная сторона нарушения налогового законодательства '..' / Субъективная сторона -— это психическое отношение лица к совев- Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 декабря 1996 г - Нельзя принять справедливое решение по делу без рассмотрений''' Эти положения Конституционного Суда РФ учтены в части первой НК РФ и в КоАП" РФ. Статья 106 НК РФ устанавливает, что налоговым-' правонарушением является только виновное действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и иных лиц. В соответствии с '■ ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административными правонарушениями в области налогов и сборов, за совершение которых в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, признаются только виновные действия или бездействие должностных лиц организаций-налогоплатель-щиков, налоговых агентов, банков и других организаций. За заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, повлекших занижение или неуплату таможенных платежей, и за невнесение в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации при надлежащем таможенном декларировании, административная'от- ' ветственность по ч. 2 ст. 16.2 и по ст. 16.22 КоАП РФ наступает для физических и юридических лиц также только при наличии их вины в, совершении данного административного правонарушения. Поэтому при обнаружении в ходе проведения проверок нарушений налогового. законодательства налоговые органы в актах проверок и в протоколах об административных правонарушениях должностных лиц организаций должны фиксировать не только факты нарушения, называть на-.. 18.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 419 рушенные законы, но и указывать обстоятельства, позволяющие судить 0'вине налогоплательщика и должностного лица организации-налогоплательщика в совершении правонарушения. Если налогоплательщик — юридическое лицо, то в соответствии с п. 4 ст. 110 НК РФ его вина в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо его представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения. При заявлении юридическим лицом в таможенной декларации недостоверных сведений, повлекших занижение или неуплату таможенных платежей, юридическое лицо привлекается к ответственности в виде административного штрафа с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо в виде конфискации предметов административного правонарушения в соответствии с "ч, 2 ст. 16.2 КоАП РФ. При неуплате юридическим лицом в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, юридическое лицо Привлекается к ответственности в виде административного штрафа на основании ст. 16.22 КоАП РФ. Вина юридического лица в совершении данного административного правонарушения определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ как непринятие им всех зависящих от него мер по уплате в установленные сроки налогов и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ при наличии у него возможности для их своевременной уплаты. Рассматривая вопрос о вине привлекаемого лица к ответственности, предусмотренной в НК РФ за налоговые правонарушения, необходимо обратить внимание на: - • обстоятельства, исключающие вину; • форму вины; * влияние формы вины на вид и размер ответственности; • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; * порядок установления вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Лицо не признается "виновным в совершении налогового правонарушения, если его действия (бездействие) есть следствие стихийного бедствия иди других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (п: 1 ст. 111 НК РФ). Практически это имеет отношение к бездействию, например к непредставлению деклараций, отчетов, других документов, необеспечению сохранности данных бухгалтерского учета и т.п. НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, могущих повлиять на поведение налогоплательщика или другого обязан- 14- 420 Глаза 18- Основания, виды и принципы ответственности за нарушения..Л ноголица, однако указывает, что для освобождения от ответственности V:; Чрезвычайным можно признать событие, исключительное по свое- : му характеру,, не имеющее аналогов или же повторяющееся редко,'не. систематически, резко отличное от каждодневных явлений. Такое.событие необязательно должно быть неожиданным. Напротив, его./:., можно предвидеть, ожидать', прогнозировать. Важно лишь, чтобы при';,' этом оно было непреодолимым. Это означает, что разумными усилия-.' -ми лица нельзя устранить наступление такого события или избежать •.'•■; его последствий. Названная ситуация не присуща исключительно налоговому праву. Специфично для налогового права другое обстоятельство, исютю-Ov Налогоплательщики имеют право на 'полную и точную информа-.?..; НК РФ в этом отношении выделяет право налогоплательщика на' получение текущей информации о законодательстве и право на получение разъяснений по конкретным вопросам, возникающим в драк-.;. тике налогообложения. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать. : от налоговых органов информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Налогоплательщики имеют также право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Всю информацию налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщикам бесплатно. Если нарушивший закон налогоплательщик действовал на основании разъяснений или указаний налогового или иного государственного органа, то налицо так называемая юридическая ошибка, добросовестное заблуждение относительно смысла закона. Юридическая ошибка не 18.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 421 рассматривается как проявление умысла или неосторожности, поскольку добросовестное заблуждение исключает осознание лицом противоправности своих действий. Не стоит путать заблуждение с незнанием закона. Последнее имеет место тогда, когда лицо вообще не знает о существовании надлежащим образом принятого и опубликованного закона, тогда как должно и объективно могло знать о нем. Незнание закона не освобождает от ответственности. В случае заблуждения в понимании смысла закона вина лежит не на налогоплательщике, а на законодателе, принявшем неконкретный закон, допускающий разночтения, неоднозначность толкования и т.п. В постановлении от 8 октября 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О. ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» Конституционный Суд РФ отметил, что «законодательные органы в целях реа-. "лизации конституционной обязанности граждан платить законно ус-... тановленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными, неопределенность норм в.'законах о налогах может привести к не согласующемуся с принципом Г правового государства (ст. I. Конституции РФ) произволу государст-;" венных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплатель-, тиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом (ст. 19 •'. Конституции РФ)».
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |