Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы установления мер ответственности за нарушения налогового законодательства 2 страница




3аЦ]Нарушения норм налогового законодательства могут совершаться *як действием, так и бездействием.

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклоне­ние от постановки на учет, непредставление налоговой декларации -пимеры нарушений законодательных требований бездействием.

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов нало-пбложения может быть совершено как действием (неправильное от-.жение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета), так и бездействием (недокументирование и неотражение в учете хозяйст­венных операций).

Объективная сторона правонарушения характеризуется двумя труп­ами признаков: обязательными и факультативными. : К обязательным относятся общественно опасное деяние, общест­во опасные последствия, причинная связь между деянием и насту­пившими последствиями. Совокупность этих признаков - необходп-пе условие всестороннего описания наказуемого поведения.

Некоторые правонарушения влекут негативные последствия мате-«ьного характера (причинение вреда здоровью, повреждение или ничтожение имущества и т.п.). Вредные материальные ггоследст-ия - обязательный признак таких правонарушений. Одни и те же прйствия могут признаваться или не признаваться правонарушением ■пбйсимости от того, наступили ли определенные законом вредные последствия. Эта группа нарушений называется материальными право­нарушениями.


Основные составы нарушений налогового законодательства связа­ны с невыполнением обязательства по полной и своевременной уплате налогов. Налицо. вредные материальные последствия совершенных действий. Такие последствия являются обязательным условием при­влечения нарушителей к ответственности.

Например, ст. 122 НК РФ в качестве наказуемого деяния называет занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога, иные неправомерные действия. Статья указывает и на последствия этих действий — неуплату или неполную уплату налога: Причем занижение налоговой базы и неуплата налога налогоплательщиком должны не только фактически быть, но должны быть связаны между собой. Так, если налогоплательщик занизил базу для исчисления налога на иму­щество, но это по каким-то причинам не привело к недоимке, и в то же время у него есть недоплата ло налогу на прибыль, то, очевидно, причинной связи между деянием и последствиями нет. В такой ситуа­ции нет единства признаков объективной стороны правонарушения, а значит, нет и самого нарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ.

Другую группу составляют так называемые нематериальные (фор­мальные) правонарушения. Иногда законодатель прямо не указывает на вредные последствия деяния. Например, согласно ст. 120 НК РФ наказуемым считается грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения. В статье не указывают­ся те вредные последствия, которые должны наступить в результате таких действий..Однако в данном случае вредным последствием явля­ется не реальный ущерб (например, в виде недоимки), а угроза, опас­ность вреда (создание затруднительных условий для проведения нало­гового контроля, предпосылок для неправильного исчисления налогов и т.п.). Иными словами, вредные последствия могут различаться по степени реализации вовне.

Независимо от того, насколько четко законодатель указал вредные последствия, при наложении взысканий за нарушения налогового за­конодательства необходимо указывать, какой вред нанесен охраняе­мым общественным отношениям. С учетом ответа на этот вопрос долж­ны приниматься решения о степени общественной опасности совер­шенного поступка и, следовательно, о размере взыскания.

Факультативные признаки объективной стороны правонаруше­ния — это дополнительные критерии, характеризующие условия и об­стоятельства совершения правонарушения. Они присутствуют не во всех составах нарушений налогового законодательства. Однако если в конкретном составе какой-либо из них предусмотрен, он становится обязательным признаком объективной стороны правонарушения.


Гчава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения...


18.3.. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 413


 


Среди этих признаков в налоговом праве важное значение имеет неоднократность, т.е. повторяемость однородных действий в течение определенного законом периода. Например, грубое нарушение правил учета характеризуется в ст. 120 НК РФ как систематическое (два раза более в течение календарного года) несвоевременное или неправиль­ное отражение в учете хозяйственных операций. Систематичность в данном случае проявляется как форма неоднократности.

От неоднократности следует отличать повторность. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года правона­рушения, однородного тому, за которое оно уже подвергалось взыска­нию.

Неоднократность характеризует само правонарушение, является

его признаком. Так, если имел место единичный случай неправильного отражения в учете хозяйственной операции, то такое действие не может рассматриваться как грубое нарушение организацией правил учета и' не влечет ответственности по ст. 120 НК РФ. Повторность же служит' обстоятельством, отягчающим ответственность за правонарушение (п 2 ст. 112 НК РФ; п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

' От правонарушений, состоящих в неоднократности деяний, следует
также отличать длящиеся и продолжаемые правонарушения, >С

Длящимся называют правонарушение, состоящее в единоразовом деянии, сопряженном с последующим длительным невыполнением лицом обязанностей, установленных законом. Так, нарушение нало­гоплательщиком или должностным лицом организации-налогопла­тельщика установленного Налоговым кодексом РФ срока подачи за­явления о постановке на учет в налоговом органе является длящимся правонарушением (ст. 116 НК РФ; ст. 15.3 КоАП РФ). В данном случае. нарушитель пропускает срок подачи заявления и не выполняет обя­занности регистрации в последующем.

другие примеры длящихся правонарушений — уклонение от по­становки на учет в налоговом органе (ст. П7НКРФ;ч.2ст. 15.3 КоАП, рф) нарушение срока представления сведений об открытии и закры­тии счета в банке (ст. 118НКРФ;ст. 15.4 КоАП РФ), непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ; ст. 15.5 КоАП РФ).

Степень общественной опасности указанных правонарушений за­висит от периода, в течение которого нарушитель не выполнял своих обязанностей. Поэтому в отношении длящихся нарушений налогового законодательства важным признаком объективной стороны является период совершения нарушения. Так, пропуск срока представления нало­говой декларации наказывается мягче, если налогоплательщик все же самостоятельно представил ее до истечения 180 дней с даты, опреде-


денной на основании закона. По истечении этого срока нарушителю грозит более тяжелое наказание.

Продолжаемое правонарушение состоит из серии деяний, каждое из которых оценивается как самостоятельное нарушение. Число таких деяний несущественно для квалификации действий как правонаруше­ния, но может учитываться при назначении наказания.

Например, невыполнение налоговым агентом обязанности по удер­жанию и (или) перечислению налогов, ответственность за которое ус­тановлена ст. 123 НК РФ, относится к продолжаемым правонаруше­ниям, если налоговый агент в течение длительного периода пренебре­гал своими обязанностями. Однако неоднократность невыполнения этих обязанностей не может быть обязательным условием привлечения его к ответственности. Достаточно, если в единичном случае обязан­ности были нарушены. Число же таких случаев может повлиять на решение о сумме штрафа.

Место, время, обстановка совершения налогового правонарушения напрямую не указаны ни в НК РФ, ни в КоАП РФ как признаки каких-либо нарушений налогового законодательства. Однако эти фак­торы должны учитываться при индивидуализации ответственности в качестве смягчающих или отягчающих вину обстоятельств.

18,33. Субъект нарушения налогового законодательства

Субъект правонарушения — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию. Субъекта нарушения налогового законода­тельства характеризуют свойства, позволяющие применить меры от­ветственности. Эти свойства различны для физических и юридических лиц. Так, признак достижения лицом, установленного законом возраста свойствен только физическим лицам. Поэтому для четкого установле­ния характеристик субъектов нарушений налогового законодательства прежде всего выделяют группы субъектов: физические лица и юриди­ческие лица.

Физические лица как субъекты нарушений налогового законодатель­ства подразделяются на две категории.

К первой относятся те, которые участвуют в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов; ко второй ■— те, которые участвуют в этих отношениях в качестве должностных лиц.

Административная ответственность должностных лиц за наруше­ния законодательства о налогах и сборах установлена в КоАП РФ. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ определяется понятие должностного лица, к которому может быть, применена административная ответст­венность за совершение предусмотренных КоАП РФ административ-


414 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... <..-


.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 415


 


ных правонарушений. Под должностным липом в КоАП РФ понима- '' ется лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными :1 •-•-полномочиями выполняющее функции представителя власти, т.е,.на~ -У-' деленное в установленном законом порядке распорядительными пол­номочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависи- ''''■ -мости от него. К должностным лицам относятся также лица, выпол-" '"'-няющие организационно-распорядительные или административна- 'ч-. хозяйственные функции в государственных органах, органах местного' '•'- ■ самоуправления, государственных и.муниципальных организациях, а ;'"'-;':.' также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских форми- \;. рованиях РФ.

Руководители и другие работники: иных организаций, совершив-'"?:
шие административные правонарушения в связи с выполнением орга-.
низационяо-распорядительных или административно-хозяйственных /-:
функций, несут административную ответственность за нарушения ыа-.: г>.':>
лотового законодательства как должностные лица (примечание к ■■•^
ст. 15.3 КоАП РФ). --.,../да

Выделяют должностных лиц государственных органов и должност- 'v: ■■■
ных лиц предприятий, учреждений, организаций. И те, и другие могут <}:Л
быть субъектами ответственности за нарушения налогового законода-=. fyj
тельства. ■ \'^-t

Необходимо учитывать, что должностные лица государственных' Жя органов могут реализовывать особые полномочия. Они имеют право ::JH предъявлять юридически властные требования и применять меры ад- \.'■';' министративного воздействия к органам и лицам, не находящимся в.- [.'] их подчинении. Это полномочия административной власти. Ответст-. •••• венность за нарушения, допущенные должностными лицами при.реа- '.";'-, лизации полномочий административной власти,.налоговым законода-...л.':-тельством не устанавливается. Так, ответственность руководителя На- /'■■■ лотовой инспекции за злоупотребления властью при разрешении спора ' с налогоплательщиком будет рассматриваться как ответственность за должностное правонарушение.

Однако ряд нарушений при реализации полномочий администра- • -тивной власти может расцениваться как нарушения налогового'зако­нодательства. Так, если должностное лицо налогового органа по сго­вору с налогоплательщиком пренебрегает своими обязанностями,"оно должно быть привлечено к ответственности за соучастие в нарушении норм законодательства о налогах и сборах. В постановлении от 4 июля 1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской. Федерации уголовного законодательства об ответственности за укло­нение от уплаты налогов» Пленум Верховного Суда Российской Феде­рации указал: «Действия должностных лиц органов государственной


"ддасти и органов местного самоуправления, умышленно содействовав­ших уклонению от уплаты налога гражданином или с организации, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступле­ния... а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, — то и по соответствующим статьям УК РФ, Предусматривающим ответственность.за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах мест­ного самоуправления...» (п. 14).

Властные требования должностных, лиц могут быть адресованы и лицам, подчиненным по службе. При реализации полномочий по уп­равлению организацией должностные лица обязаны соблюдать, испол­нять и в установленных случаях обеспечивать исполнение натогового законодательства на порученном им участке подчиненными работни­ками. "

Административную ответственность за нарушения законодательст­ва о налогах и сборах несут- должностные лица — руководители и глав­ные бухгалтеры.

Так, на должностных лиц организаций, виновных в искажении сумм начисленных налогов и сборов-либо любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, может быть наложен административный штраф за грубое нарушение правил веде­ния бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ). Они же несут уголовную ответственность за ук­лонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ).

Необходимо помнить, что уголовное законодательство, устанавли­вая ответственность за налоговые преступления, не связывает понятие должностного лица с формальным занятием должности. Таковым при-знается лицо, фактически ведущее деятельность по реализации полно­мочий властного характера в процессе руководства порученным участ­ком или подчиненными работниками.

Пленум ВС РФ в постановлении от 4 июля 1997 г. № 8 указал, что к ответственности за уклонение от уплаты налога с организации могут быть привлечены руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер либо лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера (п. 10).

В тех случаях, когда допущенное должностным лицом нарушение норм законодательства о налогах и сборах не связано с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей, оно привлекается к от­ветственности не как должностное лицо, а как, например, налогопла­тельщик.

Так, если руководитель предприятия уклоняется от уплаты налога с личных доходов, то он отвечает перед законом как налогоплательщик,


416 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения..


18.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 417


 


а не как должностное лицо. Если при этом он использует свое долж­ностное положение (например, дает указание бухгалтеру не докумен­тировать операцию), то данное обстоятельство может повлиять на ха­рактер и размер ответственности, но не на статус нарушителя налого­вого законодательства.

К ответственности за нарушения налогового законодательства фи­зические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так и не обладающие им, могут быть привлечены только при условии достиже­ния установленного законом возраста и вменяемости.

Как законодательство об административных нарушениях, так и уго­ловное законодательство предусматривают, что лицо может быть при­влечено к ответственности с 16-летнего возраста.

В отношении административных правонарушений в области нало­гов и сборов указанное правило установлено и в ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, и в п. 2 ст. 107 НК РФ, а в отношении налоговых преступлений — в ч. 1 ст. 20 УК РФ.

Существует мнение, что ответственность за нарушение законода­тельства о налогах и сборах целесообразно установить с 14-летнего возраста. При существующих же правилах открываются слишком ши­рокие возможности для проведения различных операций через мало­летних лиц в целях минимизации налогов и уклонения от ответствен­ности за налоговые правонарушения, для оформления на их имя не­движимости и т.п.1

С такой позицией трудно согласиться. К ответственности может привлекаться только лицо, способное в силу возраста осознавать про­тивоправность своих поступков. Налоговое законодательство довольно сложно для понимания. К тому же в средних учебных заведениях так и не приступили к преподаванию налогового права, хотя введение в учебные программы соответствующего курса предусмотрено пп. «в» п. 3 постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2119-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об основах на­логовой системы в Российской Федерации». Ответственность лиц, ук­лоняющихся от уплаты налога с участием лиц, не достигших возраста привлечения к ответственности, может наступать самостоятельно. Поэтому нет оснований для снижения установленного возраста при­влечения к ответственности за нарушения налогового законодатель­ства.

Способность человека отдавать отчет в своих действиях и руково­дить ими определяется не только возрастом. Другим признаком явля-

1 Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999. С. 505.


ется вменяемость, т.е. состояние психики, при котором человек может осознавать значение своих поступков, руководить ими.

Невменяемый не может нести ответственности за правонарушение, поскольку в совершении такого поступка не участвовало его сознание или воля (ст. 2.8 КоАП РФ; ст. 21 УК РФ).

Существует мнение, что вменяемость характеризует не субъекта правонарушения, а субъективную сторону, поскольку определяет психическое отношение лица к содеянному. Эта позиция нашла от­ражение в НК РФ. В соответствии со ст. Ill HK РФ способность лииа отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими ха­рактеризует субъективную сторону нарушения налогового законода­тельства.

Вряд ли можно согласиться с таким подходом. Субъективная сто­рона предполагает самооценку. В данном же случае речь идет об опре­деленных болезненных состояниях. Невменяемость характеризует че­ловека как здорового или больного.

Можно сделать вывод, что субъектом ответственности за наруше­ния налогового законодательства является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В установленных законом случаях субъект может характеризоваться дополнительными признаками (статус должностно­го лица и т.п.).

Субъектами ответственности за нарушения налогового законода­тельства выступают также организации. К организациям НК РФ отно­сит российских и иностранных юридических лиц, иностранные ком­пании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, международные организации, их филиалы и представительства.

Организации могут выступать субъектами ответственности не толь­ко в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. За наруше­ние обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ответственность несут банки, выполняющие кассовое обслу­живание бюджета.

Организации выступают субъектами только административной от­ветственности за нарушения налогового законодательства. Уголовное преследование юридических лиц, известное законодательству некото­рых зарубежных стран, в России не допускается. Однако необходимо учитывать, что привлечение организации к административной ответ­ственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ад­министративной, уголовной и иной ответственности, предусмотрен­ной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

14-111


418 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... - '..

18.3.4. Субъективная сторона нарушения налогового

законодательства '..' /

Субъективная сторона -— это психическое отношение лица к совев-
шаемому им правонарушению. Оно характеризуется прежде всегЪ кон­
кретной формой вины. •.,:-.:
«Без вины нет ответственности» — основополагающий принцип
юридической ответственности. Применимость этого принципа к of--'
ветственности за налоговые правонарушения не должна подвергаться"
сомнению. ",

Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 декабря 1996 г
№ 20-П (п. 5) указал, что налоговое правонарушение есть «предусмот­
ренное законом противоправное виновное деяние, совершенное
умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о на­
логовом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совёр-'!
шения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщик- '•
ка». Только при наличии вины в действиях налогоплательщика (долж­
ностных лиц налогоплательщика-организации) можно говорить о пра~••
вонарушении. "•;.-,;-

- Нельзя принять справедливое решение по делу без рассмотрений'''
вопроса о вине нарушителя закона. \-г2

Эти положения Конституционного Суда РФ учтены в части первой НК РФ и в КоАП" РФ. Статья 106 НК РФ устанавливает, что налоговым-' правонарушением является только виновное действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и иных лиц. В соответствии с '■ ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административными правонарушениями в облас­ти налогов и сборов, за совершение которых в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, признаются только виновные дей­ствия или бездействие должностных лиц организаций-налогоплатель-щиков, налоговых агентов, банков и других организаций. За заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, повлекших за­нижение или неуплату таможенных платежей, и за невнесение в уста­новленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с пере­мещением товаров через таможенную границу Российской Федерации при надлежащем таможенном декларировании, административная'от- ' ветственность по ч. 2 ст. 16.2 и по ст. 16.22 КоАП РФ наступает для физических и юридических лиц также только при наличии их вины в, совершении данного административного правонарушения. Поэтому при обнаружении в ходе проведения проверок нарушений налогового. законодательства налоговые органы в актах проверок и в протоколах об административных правонарушениях должностных лиц организа­ций должны фиксировать не только факты нарушения, называть на-..


18.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 419

рушенные законы, но и указывать обстоятельства, позволяющие судить 0'вине налогоплательщика и должностного лица организации-нало­гоплательщика в совершении правонарушения.

Если налогоплательщик — юридическое лицо, то в соответствии с п. 4 ст. 110 НК РФ его вина в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо его представителей, действия (бездействие) которых обусловили соверше­ние правонарушения. При заявлении юридическим лицом в таможен­ной декларации недостоверных сведений, повлекших занижение или неуплату таможенных платежей, юридическое лицо привлекается к от­ветственности в виде административного штрафа с конфискацией то­варов и (или) транспортных средств, явившихся предметами админи­стративного правонарушения, или без таковой либо в виде конфиска­ции предметов административного правонарушения в соответствии с "ч, 2 ст. 16.2 КоАП РФ. При неуплате юридическим лицом в установ­ленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с переме­щением товаров через таможенную границу РФ, юридическое лицо Привлекается к ответственности в виде административного штрафа на основании ст. 16.22 КоАП РФ. Вина юридического лица в совершении данного административного правонарушения определяется в соответ­ствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ как непринятие им всех зависящих от него мер по уплате в установленные сроки налогов и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ при наличии у него возможности для их своевременной уплаты.

Рассматривая вопрос о вине привлекаемого лица к ответственнос­ти, предусмотренной в НК РФ за налоговые правонарушения, необ­ходимо обратить внимание на: - • обстоятельства, исключающие вину;

• форму вины;

* влияние формы вины на вид и размер ответственности;

• обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

* порядок установления вины.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Лицо не признается "виновным в совершении налого­вого правонарушения, если его действия (бездействие) есть следствие стихийного бедствия иди других чрезвычайных и непреодолимых об­стоятельств (п: 1 ст. 111 НК РФ).

Практически это имеет отношение к бездействию, например к не­представлению деклараций, отчетов, других документов, необеспече­нию сохранности данных бухгалтерского учета и т.п.

НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, мо­гущих повлиять на поведение налогоплательщика или другого обязан-

14-


420 Глаза 18- Основания, виды и принципы ответственности за нарушения..Л

ноголица, однако указывает, что для освобождения от ответственности V:;
эти обстоятельства должны быть одновременно и чрезвычайным^ и...•
непреодолимыми. '."-■ л ;}'•'■}

Чрезвычайным можно признать событие, исключительное по свое- : му характеру,, не имеющее аналогов или же повторяющееся редко,'не. систематически, резко отличное от каждодневных явлений. Такое.со­бытие необязательно должно быть неожиданным. Напротив, его./:., можно предвидеть, ожидать', прогнозировать. Важно лишь, чтобы при';,' этом оно было непреодолимым. Это означает, что разумными усилия-.' -ми лица нельзя устранить наступление такого события или избежать •.'•■; его последствий.

Названная ситуация не присуща исключительно налоговому праву.
И другие отрасли права, регулирующие вопросы наложения взыска-.=
ний, в том или ином виде указывают на это обстоятельство как исклкь;.
чающее вину. >Я%г

Специфично для налогового права другое обстоятельство, исютю-Ov
чающее вину: выполнение налогоплательщиком или налоговым аген-;,.
том письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом,
или другим уполномоченным государственным органом, или додж-'-.?'
ностньши лицами в пределах их компетенции. --ф£р

Налогоплательщики имеют право на 'полную и точную информа-.?..;
цию о налоговом законодательстве, о предоставляемых им законами..,
правах и налагаемых обязанностях..;.;;;;;.

НК РФ в этом отношении выделяет право налогоплательщика на' получение текущей информации о законодательстве и право на полу­чение разъяснений по конкретным вопросам, возникающим в драк-.;. тике налогообложения.

Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать. : от налоговых органов информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обя­занностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также право получать от налоговых ор­ганов письменные разъяснения по вопросам применения законода­тельства о налогах и сборах.

Всю информацию налоговые органы обязаны предоставлять нало­гоплательщикам бесплатно.

Если нарушивший закон налогоплательщик действовал на основа­нии разъяснений или указаний налогового или иного государственного органа, то налицо так называемая юридическая ошибка, добросовестное заблуждение относительно смысла закона. Юридическая ошибка не


18.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 421

рассматривается как проявление умысла или неосторожности, по­скольку добросовестное заблуждение исключает осознание лицом про­тивоправности своих действий.

Не стоит путать заблуждение с незнанием закона. Последнее имеет место тогда, когда лицо вообще не знает о существовании надлежащим образом принятого и опубликованного закона, тогда как должно и объ­ективно могло знать о нем. Незнание закона не освобождает от ответ­ственности.

В случае заблуждения в понимании смысла закона вина лежит не на налогоплательщике, а на законодателе, принявшем неконкретный закон, допускающий разночтения, неоднозначность толкования и т.п. В постановлении от 8 октября 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О. ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» Конститу­ционный Суд РФ отметил, что «законодательные органы в целях реа-. "лизации конституционной обязанности граждан платить законно ус-... тановленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными, неопределенность норм в.'законах о налогах может привести к не согласующемуся с принципом Г правового государства (ст. I. Конституции РФ) произволу государст-;" венных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплатель-, тиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом (ст. 19 •'. Конституции РФ)».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.