КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы установления мер ответственности за нарушения налогового законодательства 7 страница
Нарушителями, привлекаемыми к уголовной ответственности, могут быть иностранные граждане, даже не проживающие на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК РФ). Такая ситуация вполне может возникнуть на предприятии с иностранными инвестициями, которой руководит менеджер-иностранец, изредка приезжающий в РФ. Как указывалось выше, уклонение от уплаты налогов может совершаться внесением искажений в документы налоговой и бухгалтерской отчетности. Формы бухгалтерских и отчетных документов утверждаются Минфином России и МНС России. Ответственность за их надлежащее заполнение, а значит и за достоверность содержащихся в них сведений несут руководитель предприятия, главный бухгалтер, а также непосредственный исполнитель документов. Это вполне логично, поскольку система бухгалтерского учета на предприятии построена так, что без ведома двух высших должностных лиц вряд ли возможно искажение отчетности. Иногда преступление может совершаться без участия низовых исполнителей, иногда даже без ведома генерального директора, но участие главного бухгалтера исключить невозможно, ко наиболее заинтересованное лицо — генеральный директор. При решении вопроса о привлечении к ответственности главного бухгалтера суду необходимо.учитывать специфику его подчиненного положения. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер обязан принимать к исполнению документы, даже если они, по его мнению, не соответствуют требованиям законодательства, но если на то имеется письменное указание руководителя предприятия, который в этом случае и несет всю ответственность. Таким образом, главному бухгалтеру законом предписано поступать в соответствии с приказом, несмотря на свое внутреннее убеждение в его неправомерности. И это снимает с него уголовную ответственность, 468 Глава 19. Уголовная ответственность за налоговые преступления 19.2. Ответственность за налоговые преступления по законодательству РФ 469
как и предусмотрено ч. 1 ст. 42 УК РФ. Уголовное преследование при этом можно вести лишь в отношении руководителя. Тот факт, что в ведение бухгалтерской и налоговой отчетности вовлечено много людей и каждый из них выполняет свою часть работы, во многом обусловливает их совместное вовлечение в махинации с отчетностью. Неудивительно, что пп. «а» ч. 2 ст. 199 специально предусматривает совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Часть 2 ст. 35 УК РФ указывает, что преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместных преступных действиях. При этом-в группе относительно легко выделяются все категории соучастников: исполнители, организаторы, подстрекатели и пособники. Те, кто организовывал преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ,, руководил его совершением, либо склонил к нему руководителя, главного бухгалтера или иных служащих организации-налогоплательщика, или содействовал совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 Кодекса. В роли исполнителей (тех, кто непосредственно вносил искажения в налоговую отчетность) выступают, как правило, рядовые работники, которые находятся в зависимом положении от организатора или подстрекателя. Впрочем, в зависимом положении могут оказаться и более высокопоставленные лица (например, генеральный директор по отношению к учредителям). Действия учредителей надлежит рассматривать в свете смягчающего обстоятельства, предусмотренного пп. «е» ч. 1 ст. 61 УК РФ: совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Подстрекателями и организаторами налоговых преступлений могут быть любые сотрудники коммерческой организации — от генерального директора до рядового служащего. Активную позицию в организации преступлений могут занимать также учредители, акционеры организации и другие лица. Привлекая лицо к ответственности в качестве подстрекателя, суду необходимо установить, что оно подталкивало испол-. кителя к совершению преступного действия. Например, если учредитель велел директору организации внести какие-либо изменения в налоговую отчетность, чтобы уменьшить налогообложение, то это следует рассматривать как подстрекательство. Но в указании изыскать способ снизить налоговые платежи состав преступления отсутствует, так как уменьшение налоговых обязательств может быть достигнуто и за счет непреступных действий. Широк круг яиц, которые могут быть пособниками преступления. При привлечении их к ответственности суду таюке следует учитывать психическое давление руководящих сотрудников на подчиненных, невольно ставших пособниками. В соответствии с ч. 5 ст. 33 УК Рф по-; собничеством считается содействие в совершении преступления. По- \ собником, как предусмотрено в законе, выступает то лицо, которое помогает виновному советами, указаниями, представлением информации, средств совершения преступления; устраняет препятствия либо заранее обещает скрыть преступника, следы преступления, средства его совершения. При этом пособник осознает, что его действия объективно способствуют противоправному деянию. Можно ли считать пособниками преступления консультантов, привлекаемых из специализированных фирм для разработки «оптимальных» схем уклонения от уплаты налогов? Представляется, что ответ должен быть утвердительным, если в выработанных рекомендациях предусматривается внесение заведомо ложных данных в документы бухгалтерской и налоговой отчетности. Если вопрос о внесении ложных данных будет направлен консультанту, то он, чтобы не быть привлеченным в качестве пособника,' обязан в своем ответе указать на уголовную наказуемость такого деяния. К сожалению, имеют место случаи, когда к совершению налогового преступления оказываются причастны должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Имеются примеры, когда директор, главный бухгалтер коммерческой организации и сотрудник налоговой инспекции заранее сговаривались об уклонении от налогов. При этом последний из корыстной или иной заинтересованности соглашался принять неверно составленную налоговую отчетность. Здесь мы тоже имеем пример совершения преступления организованной группой, причем директора следует считать организатором этого преступления, главного бухгалтера — исполнителем, а сотрудника налоговой инспекции — пособником. Коррумпированные должностные, лица могут привлекаться в том числе как подстрекатели или организаторы налоговых преступлений. Действия недобросовестных служащих налоговых органов должны квалифицироваться как соучастие в совершении преступления, т.е. по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 194, 198, 199 УК РФ, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности — то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 290, 292 УК РФ). 470 Глава!9. Уголовная ответственность за налоговые преступления 19.2. Ответственность за налоговые.преступления по законодательству РФ 471
При этом в действиях должностных лиц могут содержаться составы других преступлений, предусмотренных УК РФ — служебный подлог, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями. За них виновным предстоит отвечать отдельно по совокупности составов преступления. Условием привлечения к ответственности по дополнительным статьям служит корыстная или инзя личная заинтересованность. Закон не разъясняет, что следует понимать под иной личной заинтересованностью. Этот термин может включать широкий перечень побудительных мотивов политического, личностного, этического характера. Крайняя размытость определения делает его применимым практически ко всему и лишает таким образом смысловой нагрузки. Особый субъект преступления, предусмотренного пп. «в» ч. 2 ст. 199 УК РФ — лицо, совершившее неоднократное уклонение от уплаты налогов с организаций. Не следует путать это преступление с деяниями натогового рецидивиста — лица, ранее осужденного за налоговые преступления. Такой субъект предусмотрен в пп. «б» ч. 2 ст. 199, и определение его такое же, как и в ст. 198: у этого лица есть неснятая судимость по ст. 194, 198, 199. Понятие неоднократности иное. Судебная практика (п. 11 постановления Пленума ВС РФ) истолковывает его действия как совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 199,'два и более раза, независимо оттого, был ли он осужден за ранее совершенное деяние, являлся исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным ■преступлением или покушением на преступление. Основанием для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 199 УК РФ, как сказано в постановлении, является также совершение ранее виновным лицом деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 1622 УК РСФСР по признаку «сокрытие порученных доходов (прибыли) или иных объектов, налогообложения в особо крупных размерах». Уклонение от уплаты налогов с организаций не может квалифицироваться как совершенное неоднократно, если судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята, а также если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном Законом порядке освобождено от уголовной ответственности. Суть постановления Пленума ВС РФ ясна — создать правовое орудие для борьбы с «ползучим уклонением от налога», когда в каждый период нарушитель незаконно уменьшает свои нштоговые обязательства, хотя и не настолько значительно, чтобы констатировать особо крупный размер уклонения. Однако нельзя не заметить принципиальной ошибки в позиции высшего судебного органа. Само понятие «неоднократность» раскрывается в ч. 2 ст. 16 УК РФ' как совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью одной статьи УК РФ. Однако в соответствии со ст. 49 Конституции, РФ лицо не может считаться преступником, а его деяние — преступлением, пока это не установлено вступившим в законную силу приговором суда. Следовательно, если лицо не было осуждено за ранее совершенное преступление или судимость не была снята или погашена в установленном Законом порядке, неоднократности совершения преступлений не существует. Поэтому лицо, уклонявшееся от уплаты налогов на протяжении нескольких налоговых периодов, не может быть привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 199 УК РФ, если оно не осуждалось по этой же статье. В этом случае неоднократность уклонения влечет только возрастание суммы неуплаченного налога, но не изменение квалификации преступления. ' Субъектный состав преступления, предусмотренного ст. 194, в тех случаях, когда уклонение.допускают физические липа, аналогичен субъектному составу ст. 198, а если уклонение от уплаты таможенных платежей совершается организациями — составу ст. 199. 19.2.3. Субъективная сторона налогового преступления Налоговые преступления всегда существовали только в виде умышленных деяний. Известны примеры в некоторых странах (особенно в глубокие периоды истории), когда умысел на сокрытие налога предполагался и виновный должен был доказывать, что неуплата налога — результат ошибки. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 194, 198, 199 УК РФ, также может проявляться только в* виде умысла, поскольку неосторожными признаются лишь те преступления, для которых соответствующие статьи Особенной части Кодекса допускают эту форму вины (ст. 24 УК РФ). Субъективная сторона преступления может иметь интеллектуальное и волевое выражение. Интеллектуальное — осознание,субъектом общественной опасности своего деяния и предвидение его вредных последствий, волевое — отношение к их наступлению. При совершении умышленного преступления лицо осознает опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления их опасных последствий; в случае, если субъект желал, чтобы такие последствия наступили, он действовал с прямым умыслом, а если только допускал возможность причинения вреда или относился к этому безразлично, -— с косвенным. При совершении налоговых преступлений субъект должен осознавать, что его действия неправомерны, что они повлекут за собой не- 472 Глава 19. Уголовная ответственность за налоговые преступления ^9£°^н^ Дел о налог, преступлениях и назначения наказания 473
верное исчисление суммы налога, и, тем не менее, должен желать именно неверного исчисления. Закон не исключает также совершения налоговых преступлений с косвенным умыслом, но подобные ситуации вряд ли будут встречаться часто. При расследовании преступлений, предусмотренных ст. 198, 199 УК РФ, доказывание именно субъективной стороны вызывает наибольшие затруднения. Требуется доказать, что лицо знало положения налогового законодательства, знало правила ведения бухгалтерского учета, но сознательно нарушало их, и внесенные им искажения сделаны умышленно, а не в результате арифметической ошибки или неправильного понимания нормативных актов. Так, если гражданин искренне полагал, что он не обязан подавать декларацию о доходах, в то время как эта обязанность у него есть, он не должен быть привлечен к ответственности за отсутствием состава преступления. В каждом отдельном случае суду необходимо оценивать уровень знания подсудимым налогового законодательства, прежний опыт ведения им бухгалтерского учета и представления документов налоговой отчетности, чтобы составить представление о наличии умысла. 19.3. Уголовная ответственность за уклонение от налогов и незаконное предпринимательство Оба эти правонарушения зачастую взаимосвязаны. Субъекты, занимающиеся предпринимательской деятельностью без получения лицензии, вынуждены или скрывать свои доходы или отражать их как поступление от других, законных операций. Судебная практика квалифицирует действия виновного, занимающегося незаконной предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением лицензирования, и уклоняющегося от уплаты.налога с полученных им доходов, по совокупности ст. 171 и 198 УК РФ. Под предпринимательской деятельностью следует понимать систематическое получение лицом прибыли от использования имущества, реализации товаров (работ, услуг) (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). Основополагающим моментом служит именно систематичность. Поэтому если лицо время от времени заключает сделки, по которым получает определенные материальные выгоды (купля-продажа, выполнение работ и т.д.), это еще не означает ведения предпринимательской деятельности и не влечет обязанности регистрироваться в качестве предпринимателя, получать патент, лицензию и т.д. 19.4. Особенности рассмотрения %ел о налоговых преступлениях и назначения наказания Запутанность и неоднозначность налогового законодательства, техническая сложность способов совершения налоговых преступлений подчас не дает судам общей юрисдикции вникнуть в суть доводов, предъявляемых защитой и обвинением, и правильно их оценить. При разбирательстве дел такой категории нельзя обойтись без применения специальных знаний. Осознавая проблему, Верховный Суд РФ в постановлении Пленума № 8 дал соответствующие указания, однако содержащиеся в них выводы представляются сомнительными. Пункт 17 постановления гласит, что при рассмотрении дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, данные, подтверждающие наличие или отсутствие в действиях подсудимого состава преступления, наряду с заключением эксперта, могут.устанавливаться также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Приравнивание актов документальных проверок налоговых органов к экспертным заключениям представляет собой грубое нарушение • уголовно-процессуального законодательства. Экспертиза проводится специалистами соответствующих учреждений или иными специалис-■ тами, назначенными судом, следователем, прокурором (ст. 78 УПК РФ). Акты экспертизы независимы. В соответствии с ч. 3 ст. 67 УПК РФ эксперт не может принимать участия в производстве по делу, если он проводил ревизию, материалы которой послужили основанием, для возбуждения уголовного дела. Если "акт документальной проверки, проведенной налоговым органом, послужил основанием к возбуждению уголовного дела, его сотрудники, проводившие проверку, безусловно вправе представлять составленные ими документы, однако по своей доказательности природе они могуг относиться только к ст. 88 УПК РФ (документы), а не к ст. 78 (экспертиза). Для суда эти доказательства должны иметь не больший вес, чем показания обвиняемого. Стремясь сделать выносимые судами приговоры более обоснованными с правовой точки зрения, Верховный Суд РФ призвал суды и следственные органы при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198, 199 УК РФ, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении, приговоре обязательно указывать, какие конкретные нормы налогового законодательства, действовавшие на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым. При этом Верховный Суд РФ исходил из позиции, что 474 Глава!9. Уголовная ответственность за налоговые преступления 19.5. Борьба с налоговыми преступлениями за рубежом 475
уклонение от уплаты налогов связано с невыполнением виновным определенных норм налогового законодательства. Но, по нашему мнению, далеко не всегда совершение налоговых преступлений связано с нарушением конкретных нормативных актов. Зачастую это обыкновенный подлог документов, а уж на основании содержащихся в них сведений в полном соответствии с требованиями налогового законодательства выводятся заниженные цифры налоговых.обязательств. В описательной части постановлений и приговоров, где дается характеристика деяниям виновного и их последствиям, надлежит указывать, во-первых, правильные сведения о доходах, расходах, иных объектах налогообложения, которые надлежало отразить в отчетных документах; во-вторых — причины, по которым этого не было сделано; в-третьих — ущерб, причиненный бюджету искажением налоговой отчетности. Статьями 194, 198, 199 УК РФ в качестве санкций предусмотрены такие виды наказаний, как штраф, лишение права занимать определенную должность или вести конкретную деятельность, обязательные работы, арест, лишение свободы. Наибольшее затруднение у судов, как показывает практика, вызывает применение двух первых санкций. В соответствии со ст. 46 УК РФ штраф есть денежное взыскание, назначаемое в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Например, ч. 1 ст. 194 установлен штраф в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев. С учетом этого судам предлагается при назначении наказания в виде штрафа указывать в приговоре не только размер денежной суммы, подлежащей взысканию с осужденного, но и количество минимальных размеров оплаты труда или количество месяцев преступной деятельности с документально подтвержденным размером заработной платы или иного дохода осужденного за каждый из этих месяцев. Однако остается неясным, как поступать, если у подсудимого имеются одновременно и заработок, и другие доходы. Резонно предположить, что в этом случае штраф следует налагать с учетом тех доходов, которые скрывались или которые оказались необоснованно заниженными. Под периодом ведения преступной деятельности надо понимать совокупность тех налоговых периодов, в течение которых лицо уклонялось от уплаты налогов. • Санкция в виде лишения права занимать определенные должности \ или заниматься тем или иным видом деятельности назначается осуж-| денным по ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 199 УК РФ. ; В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение нрава занимать опреде- ленные должности может быть назначено только тем осужденным, ко-; торые занимают должности на государственной службе или в органах ] местного самоуправления. Лицам, выполняющим управленческие; функции в коммерческой или иной организации, может быть назна- I чено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, свя-j занной с выполнением этих функций. 1- Однако нет полной ясности, каким образом будет обеспечиваться I выполнение наказания в виде лишения права заниматься определен-i ной деятельностью для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях. Под этой деятельностью следует понимать руководство коммерческой организацией. Если лицо несмотря на наложенный запрет займет руководящий пост на каком-либо предприятии, те, кто допустили это, будут отвечать по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Ответственность для них наступит в том случае, если они осведомлены об ограничении прав осужденного лица. Однако уголовной ответственности самого лица, если оно займет руководящий пост, утаив факт наложения наказания, в ныне действующем Кодексе не предусмотрено. 19.5. Борьба с налоговыми преступлениями за рубежом I Не только в бедных странах, где налогоплательщики уклоняются | от налогов только из-за того, чтобы не впасть в нищету, но и в развитых | государствах проблема борьбы с налоговыми преступлениями весьма j акгуальна. Несмотря на известное выражение одного из судей Верхов-) ного Суда США Оливера У. Холмса: «Натоги —- цена, которую мы 1 платим за цивилизованное общество», даже самые законопослушные граждане США и стран Европы относятся к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем. к иным законам, считают, что выплачиваемые ими деньги идут на удовлетворение своекорыстных нужд бюрократии. Иногда это недовольство имеет политические формы. I В США существуют общественные движения, ратующие за отмену налогов, ссылаясь либо на их несоответствие Конституции, либо на экономическую неэффективность. Flo гораздо больше людей «борется» с налогами на практике, предпочитая дело словам. Поэтому налоговые \ преступления занимают особое место среди прочих правонарушений. 476 Глава 19. Уголовная ответственность за налоговые преступления 19.5. Борьба с налоговыми преступлениями за рубежом
В отличие от России, где нормы уголовного права традиционно сведены в единый кодекс, за рубежом положения о налоговых преступлениях зачастую содержатся в актах налогового законодательства. В США это раздел 26 Свода законов США, в основу которого лег Кодекс внутренних доходов, в Великобритании, Италии и Японии — отдельные налоговые законы, во Франции — Общий кодекс о налогах. Положение о налогах 1977 г. ФРГ содержит не только нормы уголовного права, но и правила уголовного процесса при рассмотрении дел по налоговым преступлениям. Для зарубежного законодательства характерно деление нарушений на преступления и проступки. Основу такого деления составляют суровость налагаемых санкций. Преступления, в отличие от проступков, влекут более тяжкие меры ответственности (лишение свободы, арест). Проступки представляют собой не столь опасные деяния, и за них полагаются незначительные наказания, вроде ареста на короткий срок или незначительный штраф. За рубежом политика в области применения уголовного законодательства имеет два направления — американское и европейское'. В США практикуется весьма жесткий подход к налогоплательщику, широкое применение уголовных мер, криминализация значительного числа составов. Преступлением, малозначительным, примыкающим к проступкам, считается несвоевременная подача декларации, если будет доказано, что обвиняемый умышленно опоздал с ее составлением. Внесение в декларацию заведомо ложных данных рассматривается как серьезное преступление и карается штрафом до 100 тыс. долл. (или 500 тыс. долл., если речь идет о корпорации) и тюремным заключением на срок до пяти лет. Кроме того, система штрафов отличается большой изощренностью. Например, за неполную уплату налога взыскивается 5% от неуплаченной суммы и 50% от суммы, которую нарушитель получил бы, положив деньги в банк под среднерыночный процент. Действительно, когда речь идет о неуплате крупных сумм, многие дельцы легко мирятся с взысканием незначительного фиксированного штрафа, ибо положив «сэкономленные» деньги в банк, они с лихвой наверстают потерянное. Европейское законодательство относится к неплательщикам мягче. Там по возможности стараются избежать судебных процедур, а штрафы заменяются доплатами к налогам, устанавливаемыми в. административном порядке. Но в случае повторного нарушения штрафы увеличи- 1 Козырин А.Н. Уголовно-правовая ответственность за нарушения уголовно!о законодательства: опыт зарубежных стран // Ваш налоговый адвокат. М: ФБК-Г1ресс, 1998. Вып. 1 (3). С. 139. ваются многократно. Применяется также конфискация имущества, приобретенного за счет средств, полученных в результате уклонения, запрещение заниматься коммерческой деятельностью, работать в государственных органах и т.д. Среди специфических мер воздействия следует указать право фискальных органов на преимущественную покупку товара, если в документах налоговой отчетности указана его явно заниженная стоимость. Коренное отличие зарубежного уголовного законодательства от российского заключается еще и в том, что к ответственности за налоговые преступления там может привлекаться юридическое' лицо. В вину корпорации вменяются действия ее служащих, если они действовали в рамках своих должностных обязанностей и преследовали интересы фирмы. При этом служащие не освобождаются от персональной ответственности, хотя точной идентификации виновного лица Не требуется. Даже если служащего оправдают, корпорация может быть осуждена. Оправдание для нее возможно при условии, если служащий при совершении преступления преследовал собственную выгоду. Любопытно, что Налоговый кодекс Российской Федерации испытал существенное влияние данной доктрины. Как известно, для привлечения к налоговой ответственности обязательным условием является вина нарушителя, и виной юридических лиц признается вина их руководителя. Не обойдены вниманием,законодателя и преступления работников налоговой администрации. Коррупция не обходит стороной даже благополучный Запад. Законодательство США предусматривает наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. долл. и лишения свободы на срок до пяти лет для служащих налоговых органов, которые намеренно неправильно рассчитывают или не собирают налоги, а также занимаются вымогательством или шантажом с использованием должностного положения. В ФРГ предусмотрено наказание для работников налоговых органов за разглашение или использование без специального разрешения сведений, представляющих собой налоговую тайну. Основной вид налоговых преступлений за рубежом, как и в России, — уклонение от уплаты налогов. Способы уклонения аналогичны — лишить органы налоговой администрации достоверной информации об объекте обложения. Соответственно преступными признаются непредставление декларации в налоговые органы (недекларирование доходов), несвоевременное декларирование, искажение информации, вносимой в налоговую отчетность. Игнорирование декларации о доходах влечет наказание лишь в тех случаях, когда налог с утаенного дохода превышает определенную сумму. Но.наиболее серьезным деянием считается искажение сведений, вносимых в декла- 47 8 Контрольные тесты Контрольные тесты ■ 479
рацию. С этим явлением ведется беспощадная борьба. Например,;Во Франции и в США соответствующие статьи построены таким образом, что позволяют расценивать как законченное преступление даже попытку внести заведомо ложные данные в налоговую отчетность. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Выберите правильный или наиболее полный ответ1 1. Взыскание пеней с налогоплательщика, не уплатившего налог полнос а) наказанием; б) компенсационной мерой; в) наказанием или компенсационной мерой в зависимости от размера 2. Ответственность за нарушения налогового законодательства — это:. а) самостоятельный вид юридической ответственности; б) совокупность различных видов юридической ответственности. 3. За нарушения налогового законодательства могут'применяться меры: а) административной ответственности; б) административной и уголовной ответственности; в) административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответ
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |