КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы установления мер ответственности за нарушения налогового законодательства 3 страница
Вполне возможна ситуация, когда налогоплательщик, обративший-.. ся с запросом относительно содержания закона о налоге в налоговый. или финансовый орган, не получает ответа. В этой ситуации он может обратиться к консультантам, юристам, аудиторам. Как быть, если на-• логоплателыцик, действуя в соответствии с разъяснениями этих спе-: циалистов, все же окажется нарушившим закон о налоге? Представляется, что вина исключается в любом случае нарушения закона вслед-- ствие юридической ошибки. В ст. Ш НК РФ указано, когда добросовестность заблуждения нре-зюмируется:Достаточно лишь доказать, что налогоплательщик или налоговый агент действовал на основании письменных указаний и разъяснений уполномоченного государственного органа или должностного. лица. В остальных случаях необходимо доказывать и факт добросовест-. ности. Ключевым моментом при этом, как представляется, может быть обращение с запросом в налоговый орган и неполучение ответа. Нарушение налоговым органом своих обязанностей, предусмотренных ст. 32 НК РФ, и соответственно нарушение при этом права налогоплательщика на информацию не может повлечь наложения санкций на 422 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... 18.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 423
налогоплательщика. Иное означало был нарушение ст. I и 19 Конституции РФ, на что указал КС РФ. Имеются примеры применения в судебной практике положений о юридической ошибке. Так, при рассмотрении Президиумом ВАС Рф одного из дел (постановление Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1998 г. № 3059/98) было установлено, что организация не включила в облагаемый НДС оборот полученные суммы авансовых платежей, за что налоговая полиция наложила штрафы. Налогоплательщик заявил, что он руководствовался письмом Госналогслужбы России, согласно которому НДС в данном случае не начисляется. Суд установил, что письмо не соответствует Закону, не зарегистрировано в Минюсте России и не должно применяться. Однако Суд пришел к выводу, что «оно определенным образом ориентировало истца в отношении налогов с полученных им авансовых сумм». При таких обстоятельствах не имелось оснований для взыскания штрафа. В данном случае Суд учел, что налогоплательщик совершил ошибку в результате добросовестного заблуждения относительно смысла закона, его вина в нарушении налогового законодательства отсутствует. Поэтому ответственность за сокрытие или неучет объекта налогообложения на такого налогоплательщика не может быть возложена. Формы вины. Вина характеризуется двумя аспектами: интеллектуальным и волевым. Их сочетания образуют конкретные формы вины. Налоговое правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. Традиционно выделяют две формы умысла: прямой и косвенный умысел. Они характеризуются одинаковым интеллектуальным аспектом и различным волевым. При умышленной вине интеллектуальный аспект означает, что лицо, совершившее поступок, осознавало его противоправный характер. Иными словами, нарушитель законодательства знал о существовании закона, о том, как этот закон должен выполняться, какие действия ведут к его нарушению и каковы последствия нарушения. Волевой аспект состоит в том, что лицо желало при прямом умысле или сознательно допускало при косвенном умысле наступление вредных последствий своих действий (бездействия). Возможны ситуации, когда лицо, сознавая, что нарушает закон, действует «из лучших побуждений». Например, бухгалтер, сознательно допуская отступления от правил ведения учета, считает, что это приведет к более точному, правильному отражению хозяйственной, операции и определению ее результата. В такой ситуации он lie желает и не допускает наступления вредных последствий. Если эти последствия все же наступят, то говорить об умышленной форме вины нет оснований. Правонарушения, совершенные умышленно, наиболее опасны, поэтому налоговое законодательство устанавливает повышенные размеры взысканий именно за умышленные правонарушения. Так, согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке, влечет взыскание штрафа в • размере 20% от неуплаченной суммы налога. А те же действия,- совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога. Умысел учитывается и при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности за налоговые преступления. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает, что лицо может быть осуждено за уклонение от уплаты налогов только в том случае, если доказан умысел: налогоплательщик осознавал противоправный характер своих действий и непосредственно желал наступления вредных последствий в виде неполучения бюджетом сумм налогов; В отношении неосторожной вины традиционно выделяют две ее формы: небрежность и самонадеянность (легкомыслие). Однако НК РФ предусматривает неосторожную вину только в форме небрежности. В этом случае лицо, совершившее правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия), хотя должно' было и могло осознавать. Например, бухгалтер, включая в состав затрат на производство товаров.(работ, услуг) сумму процентов по кредиту, израсходованному на приобретение основных производственных фондов, действует противоправно. Если его действия объясняются тем, что он недостаточно внимательно изучил Положение о составе'затрат, то налицо небрежность. Бухгалтер обязан знать содержание необходимых нормативных актов. Вина в форме небрежности проявляется также в том, что лицо осознает противоправный характер своих действий (бездействия), но не осознает вредности их последствий, хотя должно было и могло осознавать. Когда бухгалтер сознательно допускает отступление от правил ведения учета, считая, что это приведет к более точному и правильному отражению в учете хозяйственной операции и ее результатов, но при этом ошибается, то его действия рассматриваются как проявление небрежности. Законодатель не указал в НК РФ в качестве формы неосторожной вины самонадеянность (легкомыслие). В этом случае лицо осознает противоправность своих действий, предвидит вредный характер их последствий, но рассчитывает на предотвращение этих последствий. 424 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... Возможно, что авторы проекта Кодекса просто не увидели ситуаций в которых могла бы проявиться эта форма неосторожной вины. Однако такие ситуации не исключены. Например, бухгалтер, относя на затраты производства проценты по кредиту, израсходованному на приобретение основных средств, понимает противоправный характер своих действий, но полагает, что ущерба для бюджета не будет, так как все равно предприятие понесло убыток, налог не исчисляется. Если будет установлено, что результат деятельности все же положительный, получена налогооблагаемая прибыль, налог подлежит уплате, то налицо самонадеянность бухгалтера-в силу занимаемой должности он должен был правильно определить хозяйственные результаты. Поэтому неучет этой формы неосторожной вины в НК РФ — явный пробел. Он должен приводить к тому, что при обнаружении этой формы вины лицо будет освобождаться от ответственности, поскольку отсутствием вины в установленных ст. 110 НК РФ формах признано отсутствие вины вообще. Виновным признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или неосторожно. При решении вопроса о привлечении лица к ответственности, предусмотренной в НК РФ за налоговые правонарушения, эти термины могут пониматься только в том значении, в каком их употребляет НК РФ. Это следует из п. I ст. И НК РФ. Вина и ее формы в КоАП РФ. В КоАП РФ вина физического лица определяется как психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. В ст. 2.2 КоАП РФ предусмотрены традиционные формы вины физического лица, а именно: прямой и косвенный умысел; неосторожность — самонадеянность и небрежность. Особо подчеркнем, что вина юридического лица определяется в КоАП РФ совершенно иначе, чем в НК РФ. Определение вины юридического лица в КоАП РФ напрямую не связано с виной конкретных физических лиц, которые своими непосредственными противоправными действиями или бездействием обусловили совершение юридическим лицом административного правонарушения. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица в нарушении налогового законодательства, ответственность за которое предусмотрена в ч. 2 ст. 16.2 и в ст. 16.22 КоАП РФ, определяется как непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению соответствующих правил и норм налогового я таможенного законодательства при наличии у него возможности для их соблюдения. Так, вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.22 КоАП РФ, определяется как неуплата в установленные сроки налогов и сборов в связи с перемещением товд- 18.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 425 ров через таможенную границу РФ при наличии возможности для их своевременной уплаты. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговые правонарушения. К рассмотрению формы вины и обстоятельств, исключающих вину, тесно примыкает вопрос об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность за налоговые правонарушения. Им посвящена ст. 112 НК РФ-Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность. Любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Однако НК РФ устанавливает два случая, когда ответственность обязательно должна быть смягчена. Во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Например, из-за болезни родственника налогоплательщик несет большие затраты на медицину и лекарства, поэтому уклоняется от уплаты налога, чтобы сберечь деньги на эти цели. Вина такого налогоплательщика имеется, правонарушение совершено. Однако наказание за него должно быть уменьшено. Во-вторых, смягчающим обстоятельством признается совершение нарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Это особенно важно иметь в виду бухгалтерам, которые, с одной стороны, обязаны подчиняться приказам руководителя предприятия, а с другой они остаются субъектами ответственности. Бытует мнение, "что выполнение распоряжения руководителя, влекущее нарушение налогового законодательства, не может быть основанием, исключающим ответственность, а лишь смягчает ее. Однако есть и другой взгляд на эту проблему. Главный бухгалтер обязан выполнять положения Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.)1. Закон предусматривает, что в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по проведению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций (п. 4 ст. 7). Следовательно, при наличии незаконного распоряжения руководителя перед бухгалтером возникает дилемма: какой закон нарушить ~- о налоге или о бухгалтерском учете. Поскольку Закон о бухгалтерском учете четко указывает бухгалтеру правила поведения, то, нарушая Закон о налоге, ! СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369. Глава JS. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения 18.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 427
бухгалтер действует в соответствии с другим законом, т.е. правомсрнс Четкое указание, что вся полнота ответственности лежит на руководи теле, исключает применение мер ответственности к бухгалтеру В отношении обстоятельств, отягчающих ответственность НК Ра Предусмотрено, что ответственность отягчает совершение налога вого правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Помимо обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность при индивидуализации наказания, должны учитываться мотив и цель лица. Они так же, как и форма вины характеризуют психическое отношение лица к совершаемому им правонарушению, но относятся к факультативным признакам субъективной стороны нарушения на- \ лотового законодательства. Ни в одной статье НК РФ не указано что мотив или цель могут влиять на квалификацию деяния. Поэтому'ощ могут учитываться только при определении конкретного размера взыскания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за ' административные правонарушения в области налогов и сборов, прсдус- ' мотрежые КоЛПРФ. КоАП РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность. Любые обстоятельства могут быть признаны судьей или должностным лицом таможенной) органа, рассматривающим дело об административном правонарушении в области налогов-и сборов, смягчающими ответственность даже если они не предусмотрены в КоАП РФ. В ст. 4.2 КоАП РФ устанавливается ряд случаев, когда ответственность обязательно должна быть смягчена. Рассмотрим некоторые из них. В отношении обстоятельств, отягчающих ответственность, КоАП РФ ограничивает усмотрение судей и должностных лиц таможенных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов. Только те обстоятетъ-ства, которые прямо предусмотрены самим КоАП РФ в ст. 4.3 могут признаваться отягчающими. Такие обстоятельства учитываются как отягчающие ответственность лишь в случае, если они не предусмотрены^ качестве квалифицирующего признака соответствующего административного правонарушения в области налогов и сборов (ч. 2 ст." 4.3 КоАП РФ)- КоАП РФ предоставляет возможность судьям и должностным лицам таможенных органов при назначении административного наказания за нарушения налогового законодательства не признавать отягчающими ответственность обстоятельства, предусмотренные в ка- честве отягчающих административную- ответственность в ст. 4.3 КоАП РФ. Б качестве обстоятельства, отягчающего предусмотренную в КоАП уф ответственность за нарушения налогового законодательства, в ст. 4.3 КоАП РФ указывается, в частности, повторное совершение административного правонарушения в области налогов и сборов лицом, ранее (не менее одного года) подвергнутым административному наказанию за однородное административное правонарушение. Подобное положение предусмотрено и в НК РФ. Однако срок, в течение которого лицо считается ранее подвергнутым ответственности, в НК РФ и в КоАП РФ исчисляется по-разному. В ст. 112 НК РФ этот срок составляет 12 месяцев и исчисляется с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. В ст. 4.-6 КоАП РФ. такой срок составляет один год и исчисляется со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. В п. 2 ст. 112 НК РФ повторность определяется как вторичное совершение аналогичного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в той же статье НК РФ. "В п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторность понимается как вторичное совершение однородного, т.е. любого административного правонарушения в области налогов и. сборов, ответственность за которое предусмотрена в КоАП РФ. Совершение правонарушения группой лиц является не отягчающим административную ответственность обстоятельством, а квалифицирующим признаком административных правонарушений в области налогов и сборов, предусмотренных в ст. 15.3—15.9, 15.11, 16.2 и 16.22 КоАП РФ. Порядок установления вины. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда (ст. 108НКРФ). Презумпции виновности налогоплательщика не существует. Это означает, что налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность доказывать вину налогоплательщика лежит на налоговых органах. Налоговый кодекс- РФ предусматривает также, что все неустранимые сомнения виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК РФ). Презумпция невиновности (ст. 1.5КоЛПРФ). Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ, реализуется при ус- 428 Глава 18, Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... тановлении вины лица в совершении административного правонарушения и означает следующее. Во-первых, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Такой же подход используется в п. 2 ст. 109 и в ст. ШНКРФ. Во-вторых, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи или должностного лица таможенного органа, рассмотревших дело о нарушении налогового законодательства. Вина лица в нарушении налогового законодательства, ответственность за которое предусмотрена в КоАП РФ, доказывается в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Данный порядок регламентирован в разделе IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях». Лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. В-третьих, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность доказывать вину лица в совершении административного правонарушения в области налогов и сборов возлагается на судью или должностное лицо таможенного органа, которые в соответствии с КоАП.РФ уполномочены рассматривать такие дела. В-четвертых, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, толкуются в пользу этого лица. Аналогичные положения о порядке установления вины лица в совершении налогового правонарушения предусмотрены в п. 6 ст. 108 НКРФ. 18.3.5. Освобождение от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах Нарушитель налогового законодательства освобождается от ответственности, если к моменту вынесения решения о наложении взыскания истек срок давности привлечения к ответственности. Установление такого срока преследует цель исключить применение наказаний за деяния, утратившие актуальность за давностью лет. 1 S.3. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах 429 Для. применения института давности необходимо установить не только размер срока давности, но также определить: с какого момента начинается течение срока давности; какие обстоятельства прекращают течение срока давности; какие периоды не учитываются при исчислении срока давности., Кодекс РФ об административных правонарушениях указывает три момента для определения даты начала срока давности: день совершения недлящегося правонарушения, день обнаружения длящегося правонарушения и день принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ст. 45 КоАП РФ). В п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности вынесения постановления по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов установлен в один год. По истечении этого срока лицо не может быть привлечено & административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренной в КоАП РФ. В НК РФ, по сути, установлен один вариант: начало течения срока давности зависит от момента совершения правонарушения. В тех случаях, когда этот момент можно конкретно определить, начало течения срока — это день фактического совершения нарушения. Когда же дату нарушения можно лишь соотнести с тем или иным налоговым периодом, то срок давности исчисляется со дня, следующего за днем окончания соответствующего налогового периода. Материальные составы налоговых правонарушений предусматривают наличие недоимки в качестве обязательного признака правонарушения. Недоимка может быть выявлена только по окончании налогового периода. Поэтому до истечения этого периода нельзя сделать вывод о правонарушении. Этим объясняется то, что исчисление срока давности со следующего дня после окончания налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ. Составы этих правонарушений предусматривают учет налогового периода. Срок давности исчисляется в соответствии с общими правилами исчисления сроков, установленными ст. 61 НК РФ. Налоговый кодекс РФ не предусматривает никаких оснований для прерывания течения срока давности. Таким основанием не может быть и возбуждение уголовного дела. В ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено основание для приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности: с момента удовлетворения ходатайства должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение налогового законодательства, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица до момента поступления материалов дела судье или должностному лицу таможенного органа, который уполно- 430 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... ^±^^J^o^mjj^meilslu законодательства о налогах и сборах 431
мочен рассматривать дело но месту жительства лица, привлекаемого ц ответственности. Согласно п. 3 ст. 108 НК РФ ответственность за нарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это нарушение не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Следовательно, при возбуждении уголовного дела по фактам выявленных нарушений налогового законодательства нет законных оснований для привлечения лица к ответственности, установленной НК РФ. Если же расследование уголовного дела по каким-либо основаниям -будет прекращено, то на течение срока давности для привлечения к административной ответственности за налоговое правонарушение это не окажет никакого влияния.' Эта норма направлена на пресечение практики необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Уголовное преследование в налоговой сфере должно применяться лишь в крайних случаях и при наличии убедительных оснований. Если же уголовное дело возбуждается лишь как средство давления на неплательщика, без каких-либо процессуальных перспектив, то это может привести к тому, что при затянутых сроках следствия лицо вообще избежит какой-либо ответственности из-за истечения срока давности. Решение о привлечении к ответственности за нарушения налогового законодательства, вынесенное в течение срока давности привлечения к ответственности, может быть обращено к исполнению только в течение срока давности взыскания налоговых санкций. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков исключительно в судебном порядке (п. 7 ст. П4 НК РФ) путем предъявления налоговым органом соответствующего иска. Подать такой иск налоговый орган должен до истечения шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта проверки. Исчисление срока начинается не с момента принятия решения, а с момента составления акта проверки. Это правило стимулирует налоговые органы не затягивать принятие решения по фактам, отраженным в акте проверки. Указанный срок — пресекательный, т.е. он не подлежит восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа1. 1 См.: п. 20 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налошвою кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 8. : Начало течения срока взыскания санкций определяется по-особо- | му при отказе в возбуждении уголовного дела: срок исчисляется со дня ! получения налоговым органом соответствующего постановления. Речь I идет о случаях, когда уголовное дело возбуждено до вынесения реше- \ ния налоговым органом либо же после вынесения решения, но до ис~ | течения срока давности взыскания санкций. В этих случаях налоговый ) орган в силу п. 3 ст. 10S ЯК РФ не имеет возможности взыскивать ] санкции. \ Когда же уголовное дело прекращено, то обстоятельства, препят- ствующие взысканию, отпадают и должно быть продолжено исчисление прерванного срока. Однако законодатель предусмотрел не продолжение исчисления срока, а отсчет срока вновь. Такой выбор неудачей. Поскольку уголовное дело по одним и тем же фактам может возбуждаться многократно, то и исчисление срока давности взыскания санкций может начинаться заново не один раз. В результате по прошествию времени роль и значение наложенного взыскания могут существенно измениться. Нельзя исключить ситуации, когда уголовное дело возбуждается уже после истечения шестимесячного срока взыскания санкций. Прекращение такого дела не означает, что срок взыскания санкций отсчи-тывается повторно. В данном случае пропущенный однажды срок уже лишил налоговый орган права взыскания санкций. 18.4. Система и составы нарушений законодательства о налогах и сборах Конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливаются в ряде нормативных актов. Это часть первая НК РФ, КоАП РФ. В законах', посвященных отдельным налогам, отражаются специфические виды ответственности за налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые преступления установлена УК РФ. В приводимом ниже описании конкретных видов'правонарушений учтены основные составы, которые не связаны.с конкретными налогами, а устанавливаются, для того, чтобы пресечь деяния, вредоносные для налоговой системы в целом. Не все из этих составов предусмотрены действующим российским законодательством, что скорее нужно оценить как пробел, чем как намеренное решение законодателя. Изучение этих составов позволит также закрепить знания об обязанностях участников налоговых отношений. 432 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... 18,4. Система и составы нарушений законодательства о налогах и сборах 433
18.4.1. Правонарушения против системы налогов Эти правонарушения направлены ыа незаконное установление, ввод в действие и взимание налогов. Законно установленные и введенные в действие налоги являются правомерным изъятием из права собственности. Соответственно незаконные налоги представляют собой покушение на собственность юридических и физических лиц, и взимание таких налогов должно пресекаться различными методами, в том числе и применением мер ответственности к лицам, принимающих незаконные решения об установлении и введении в действие незаконных налогов, и лиц, исполняющих эти решения. Незаконное освобождение от уплаты налога также является наказуемым правонарушением, так как, с одной стороны, приводит к недополучению средств бюджетом, с другой — создает неравные условия хозяйствования налогоплательщиков, подрывает основы конкуренции. К этой группе могут быть отнесены следующие составы правонарушений: • незаконное установление и/или введение налогов, т.е.. издание * незаконное взимание налогов, т.е. прямое или косвенное понуж ■ незаконное освобождение от уплаты налогов, т.е. полное или частичное освобождение налогоплательщика от выполнения обязательств по уплате налога путем предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица либо с нарушением установленных законом оснований и процедур.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |