Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы установления мер ответственности за нарушения налогового законодательства 4 страница




Ни НК РФ, ни КоАП РФ не предусмотрели ни одного состава правонарушения против системы налогов. В этом усматривается дань традициям, когда отношения гражданина и государства в налоговой сфере не рассматривались как отношения равных субъектов. Подчи-


i ненное положение гражданина исключало саму мысль об ответствен-| ности государства за неправовые действия в сфере налогообложения. j Возможна была только ответственность отдельных чиновников за! должностные правонарушения. Между тем в НК РФ и в КоАП РФ } вообще не устанавливается мер ответственности должностных лиц, в | том числе должностных лиц налоговых органов. В отношении послед-! них в НК РФ содержатся лишь отсылочные нормы. Так, п. 1 ст. 35 НК | РФ определено, что за неправомерные действия (бездействие) долж-• ностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов I несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогично решен вопрос об ответственности служащих налоговой полиции (п. 2 ст. 37 НК РФ).

Отсутствие какой-либо реальной ответственности должностных лиц, устанавливающих и взыскивающих незаконные налоги и сборы, служит причиной частого превышения органами исполнительной власти компетенции в налоговой сфере. Установление такой ответст­венности послужило бы реальной гарантией прав налогоплательщи­ков.

В зарубежных законодательствах произвольное взимание налогов нередко рассматривается как преступление против собственности граждан. «Любое взимание средств — прямое или косвенное, не ут­вержденное действующими законами — в каком бы виде и для какого бы назначения они не взимались, категорически запрещается под стра­хом привлечения к ответственности служащих, взимающих эти сред­ства» — говорится в ст. 1 французского Закона о финансах1.

18.4.2. Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков

Никто не работает лишь для того, чтобы уплачивать налоги. Пред­приятия прежде всего — производители товаров (работ, услуг), а затем уже налогоплательщики. Налогообложение не должно подрывать свою собственную основу — бизнес. Это правило должно применяться не только на уровне налоговой политики государства, но и на уровне прак­тической реализации налогового законодательства. Еще А. Смит в ка­честве одного из ключевых требований к системе налогов выдвинул I необременительность уплаты налогов.

I Ряд правонарушений против прав и свобод относится к числу дояж-I костных (например, злоупотребление властью или служебным поло­жением, превышение власти или служебных полномочий и др.). Но

i Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 369-


434 Глава 3 8. Основания, виды и принципы ответа ценности за нарушения...

есть и специфические правонарушения, которые целесообразно выде­лить в отдельные составы.

■ Налоговый кодекс РФ достаточно подробно регулирует процедуры налогового контроля, устанавливает ограничения вмешательства нало­говых органов в производственную деятельность и личную жизнь на­логоплательщиков. В частности, п. 1 ст. 103 НК РФ определено, что" при проведении налогового контроля не допускается причинение не­правомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налого­вому агенту иди их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Пункт 4 ст. 102 НК РФ устанавливает, что разглашение должностными лицами налоговых ор­ганов сведений, составляющих налоговую тайну, влечет ответствен­ность, предусмотренную федеральными законами.

Уж если законодатели сочли необходимым установить в НК РФ
ответственность свидетелей, экспертов и переводчиков (ст. 128, 129
НК РФ), то необходимость установления ответственности должност­
ных лиц за невыполнение предусмотренных Кодексом обязанностей
очевидна. Поэтому необходимо было бы предусмотреть ответствен­
ность за:, '

* незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности на-'
лого плательщика,
т.е. незаконный отказ должностным лицом надо-,
гового органа в постановке на налоговый учет, незаконное приоста­
новление операций налогоплательщика по счетам в банках или иных
кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на иму­
щество налогоплательщика, а также незаконное проведение долж­
ностным лицом диалогового органа контрольных действий приемами
и способами, существенно затрудняющими выполнение налогопла­
тельщиком его обычных деловых операций, незаконное требование
к расширению видов и объемов учетных действий и- отчетных до­
кументов;

отказ от консультирования паи непредставление консультаций,
т.е. отказ должностного лица налогового органа предоставить налогоп­
лательщику или другому участнику налоговых отношений бесплатную
письменную информацию о порядке и условиях налогообложения, о
его правах и обязанностях либо непредоставление такой информации
в установленный срок;

в разглашение налоговой тайны, т.е. незаконное использование или передача другому лицу сведений, составляющих в соответствии с за­конодательством налоговую тайну, ставших известными должностно­му лицу налогового органа или иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных или должностных обязанностей.


ISA Система и составы нарушений законодательства о налогах и сборах 435

18.4.3. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика

Выполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов гарантируется не только установлением ответственности, за нарушения

■ налогового законодательства, но и системой мер, направленных на
предотвращение правонарушений, создание условий, препятствующих
или затрудняющих совершение правонарушений. Это специальные
требования к учету налогоплательщиков, к открытию банковских сче­
тов, ограничение в использовании наличных денег, запрет на совер­
шение определенных юридически значимых действий до уплаты нало­
га, установление обязанности представлять косвенную декларацию о
доходах и т.п. Выполнение различными лицами этих обязанностей
также должно обеспечиваться мерами ответственности.

Из предусмотренных НК РФ и КоАП РФ составов правонарушений

■ к указанной группе можно отнести следующие:

нарушение налогоплательщиком и должностным лицом организа­
ции-налогоплательщика установленного законом срока подачи заявления
о постановке на учет в налоговом органе
(ст. 116 НК РФ; ч. 1 ст. 15.3
КоАП РФ). Эти сроки определены ст. 83 НК РФ; ;

* уклонение от постановки на учет в налоговом органе, т.е. ведение
организацией или предпринимателем деятельности без постановки на
налоговый учет, ответственность за которое установлена для налогоп­
лательщиков в ст. 117 НК РФ, а для должностных лиц организаций-
налогоплательщиков — в ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ.

Не исключены случаи уклонения от постановки научет как способа уклонения от уплаты налогов. При таких обстоятельствах ответствен­ность должна наступать за уклонение от уплаты налогов. Одновремен­ное применение мер ответственности и за действие (уклонение от ре­гистрации), и за результат этого действия (неуплата налогов) неправо­мерно, так как никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение;

' нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ; ст. 15.4 КоАП РФ). Ответственность установлена за нарушение налогоплательщиками и должностными ли­цами организаций-налогоплательщиков обязанности в десятидневный срок со дня открытия или закрытия счета в банке или иной кредитной организации сообщить об этом налоговому органу (п. 2 ст. 23 НК РФ). Весьма близки к налоговым нарушения требований законодатель­ства, регулирующего наличное денежное обращение. Необходимо учи­тывать, что одна из задач введения ограничений на операции с налич­ностью — воспрепятствование уклонению от налогообложения. Ти-


436 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения...


18.4. Система и составы нарушений законодательства о налогах и сборах 437


 


личные нарушения таких ограничений — незаконные расчеты, т.е. рас­четы наличными денежными средствами с нарушением установленных законом ограничений, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога; нарушение кассовой дисциплины, т.е. нарушение установленного законом порядка оприходования, хранения и использования наличных денежных средств, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога. Админи­стративная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена для организаций и их должностных лиц (руководителей, главных бухгал­теров) в ст. 15.1 КоАП РФ.

Помимо указанньЕХ составов, выполнение обязанностей налогоп­лательщиков должно гарантироваться посредством установления сан­кций для прочих участников налоговых отношений, нарушающих тре­бования НК РФ.

Так, выполнение лицом обязанности представлять налоговому ор­гану документы, содержащие сведения о другом налогоплательщике, должно быть гарантировано установлением ответственности за несвое­временное представление информации о налогоплательщике, т.е. пропуск установленного нормативными актами срока для представления в на­логовый орган документов, касающихся третьего лица-налогоплатель­щика, если обязанность представлять такие документы определена за­коном; ответственности за уклонение от представления информации о налогоплательщике, т.е. за умышленное длительное невыполнение за­конного требования налогового органа о представлении документов, касающихся третьего лица-налогоплательщика, или отказ представить такие документы, либо предоставление заведомо недостоверных све­дений.

Ответственность за такие действия установлена для организаций ст. 126 НК РФ, а для физических лиц — ст. 15.6 КоАП РФ. Ответст­венность банков за непредставление информации определена в ст. 1351 НКРФ.

Полное и своевременное выполнение налогоплательщиком своих обязанностей зависит и от государственных органов,.иных лиц, кото­рые в силу требований НК РФ должны предоставлять налоговым ин­спекциям информацию, существенную для налогообложения. Так, со­гласно ст. 85 НК РФ органы, регистрирующие организации и физи­ческих лиц-предпринимателей, обязаны в установленный срок, сооб­щать налоговым органам о всех зарегистрированных лицах. Органы, учитывающие и регистрирующие недвижимое имущество, подлежащее налогообложению, обязаны информировать налоговые инспекции о фактах регистрации такого имущества и о его владельцах. Нотарналь-


ные органы обязаны ставить в известность налоговые инспекции о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения. Выполнение этих требований должно быть гарантировано установ­лением ответственности за несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога, т.е. пропуск ус­тановленного нормативными актами срока для представления в нало­говый орган документов, фиксирующих юридические факты, являю-щиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, иной ин­формации, на основании которой проводится налогообложение, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклоне­нии от уплаты налога.

Отдельный состав —уклонение от представления информации, необ­ходимой для исчисления налоговым органом налога, т.е. умышленное дли­тельное невыполнение законного требования налогового органа о предоставлении документов, фиксирующих юридические факты, яв­ляющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, иной информации, на основании которой проводится налогообложение, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклонении от уплаты налога.

Налоговый кодекс РФ в ст. 129! установил ответственность указан­ных выше лиц за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение сведений налоговому органу. Вместе с тем в ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за аналогичное правонару­шение, а также за представление в налоговые органы сведений в не­полном объеме или в искаженном виде.

К ряду лиц налоговое законодательство предъявляет требования воздержаться от совершения юридически значимых действий в отно­шении налогоплательщика без подтверждения им определенных фак­тов, значимых для налогообложения.

Например, ст. 86 НК РФ позволяет банкам открывать счета ор­ганизациям, предпринимателям, нотариусам, частным детективам и охранникам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Поэтому ст. 132 НК РФ установлена ответ­ственность банков, а я. 1 ст. 15.7 КоАП РФ — их должностных лиц за нарушение указанного правила. Систематическое нарушение этого требования может повлечь и наложение взысканий, предусмотрен­ных законодательством о банковской деятельности, например отзыв лицензии.

Аналогичные требования могут содержаться и в законах о конкрет­ных налогах и сборах. Например, согласно Закону РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке на­следования или дарения» лица, проживающие за пределами России-


438 Глава 18. Основания, виды и принципы ответствен но.сти за нарушения...

ской Федерации, уплачивают налог до получения ими документа...о '/, праве собственности на имущество. Выдача такого документа без.•••'• предъявления квитанции об уплате кшюга не допускается. Нотариаль-ные органы обязаны затребовать у.клиента квитанцию и сделать запись;'' об уплате налога. Однако налоговым законодательством не установлена ответственность за нарушение этого правила. Поэтому такое наруще~ ' ' ние может повлечь только те последствия, которые предусмотрены-за- - '•': конодательством о нотариате. Однако было бы целесообразным уста- : '-'■ новить в НК РФ ответственность за незаконную выдачу документа, т.е. •='"•' выдачу документа, имеющего юридическое значение, с нарушением Л' установленного законом требования проверить факт предварительной '..-.уплаты налога лицом, получающим документ, если эти действия не... -могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от уплаты налога.. •',;- •.

18.4.4, Правонарушения против исполнения доходной части;:

бюджетов. -•'•. '%'. '

Поступления средств в бюджеты зависят не только от выполнения.:;Л'
обязанностей налогоплательщиками. Существуют и другие лица, ко- Л\.'
торые принимают непосредственное участие в процессе начисления,"^:..;,
сбора и перечисления в бюджет налогов. Это прежде всего налоговые Л!.-/';
агенты, а также юридические лица, ведущие кассовое исполнение до-Л-Л
ходной части бюджетов (банки). Как показывает практика, далеко не • Л
всегда эти участники налоговых отношений строго придерживаются1 >.-'-
требований законодательства. Допускаемые ими правонарушения д'о-//'.\:
статочно серьезны и требуют установления специальных мер ответст-ЛЛ
венности. Л; Л5

Налоговые органы выявили многочисленные факты задержки бан- Л
ками исполнения платежных поручений на уплату налогов предпрй- '.'"''
ятий и граждан. Соответствующие суммы списывались банками со сче­
тов налогоплательщиков, но не перечислялись на бюджетные счета, а
использовались в качестве кредитных ресурсов. Так же некоторые
банки поступали и с платежными требованиями налоговых органов о
списании в бесспорном порядке со счета налогоплательщика сумм не- •';
доимок. Такая практика, безусловно, незаконна. -. •••':'

НК РФ установил ответственность за неисполнение или ненадле­жащее исполнение обязанностей, возложенных Кодексом на банки (ст. 86). О важности установления такой ответственности свидетель'ст- -вует тот факт, что указанные вопросы выделены в отдельную главу Кодекса (гл. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»), а ответственности должностных лиц банков за необес--


18.4. Система и составы нарушений законодательства о налогах и сборах 439

печение надлежащего исполнения возложенных на банки обязаннос­тей посвящены ст. 1-5.7—15.9 КоАП РФ.

Статьей 133 НК РФ установлена ответственность банков за нару­шение срока исполнения поручения налогоплательщика или налого­вого агента перечислить сумму налога или сбора, а ст. 135 НК РФ — за неправомерное неисполнение банком в установленный Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пеней. В обоих случаях с нарушителя взыскиваются штрафные про­центы (в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки). Админи­стративная ответственность должностных лии банков за аналогичные правонарушения предусмотрена в ст. 15.8 КоАП РФ.

Ответственность применяется, конечно, в том случае, если банком не перечислены средства при наличии их на счете налогоплательщика. Однако обнаружились факты, когда банки не зачисляли поступившие в пользу клиента средства на. его счет, а без зачисления переводили их по указанным клиентом адресам. При этом оставались неисполненны­ми инкассовые поручения налоговых органов о взыскании недоимок. Во избежание таких нарушений НК РФ установил ответственность за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия де­нежных средств на счете налогоплательщика, если в банке находится инкассовое поручение налогового органа (и. 2 ст. 135 НК РФ).

Ответственность налоговых агентов установлена ст. 123 НК РФ за -неправомерное нелеречясление (неполное перечисление) сумм нало­га, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

18.4.5. Правонарушения против контрольных функций налоговых

органов

Наличие действенной системы контроля за соблюдением налого­вого законодательства — это непременное условие функционирования налоговой системы в целом. Поэтому любые незаконные противодей­ствия налоговым органам, ведущим контроль за соблюдением налого­вого законодательства, представляют достаточно серьезную угрозу для налоговой системы и требуют соответствующей реакции. Субъектами таких правонарушений выступают непосредственно налогоплательщи­ки и налоговые агенты (поэтому составы, имеющие отношение к кон­тролю, но адресованные другим лицам (например, несвоевременное представление информации о налогоплательщике), помешены в дру­гие параграфы данной главы).

В ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена общая норма об админи­стративной ответственности граждан и должностных лиц организаций


440 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения...


18.4. Система и составы нарушений законодательства о налогах и сборах 441


 


за неповиновение законному распоряжению или требованию долж- '■•'■
постного лица органа государственного надзора (контроля), а равно / :'
воспрепятствование выполнению этим должностным лицом служеб­
ных обязанностей. В соответствии с указанной нормой КоАП РФ за "■"■''■
любое неповиновение законному распоряжению или требованию' •
должностного лица налогового органа или за воспрепятствование вьь-
полнению им служебных обязанностей при проведении налогового У--?'
контроля к гражданам и должностным лицам применяются меры" ад- \-*%;
министративного наказания в виде предупреждения или администра-.;;,;У
тивного штрафа. ' *:;':'••",:'

НК РФ и КоАП РФ установлена также ответственность и за про-'.....,
тиводействия, которые налогоплательщик или налоговый агент и их'; ^
должностные лица могут оказать должностным лицам налоговых ор­
ганов при проведении ими документальной проверки. Наказуемым яв-. -;С
ляется непредставление в установленный срок налогоплательщиком..1.:;1,:
(налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений,;,:.;Гя
предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 /• -
НК РФ; ч. I ст. 15.6 КоАП РФ). ■.: '^g

Противодействия законным действиям налоговых органов могут '„)$%£
быть выражены в различных формах: :.\Й1Й

воспрепятствование контрольным действиям, т.е. умышленное :.'"':"Г,ц создание должностными лицами организаций или лицом, занимаю-..•%'" щимся предпринимательской деятельностью без образования юриди-. ffl'-.-, ческого лица, условий, существенно затрудняющих или делающих не- '.vr.' возможным проведение по постановлению налогового органа мер до-..;•.; кументального или фактического контроля; •;"//>

неповиновение законному требованию или распоряжению долж-...?;./, постного лица налогового органа, т.е. длительное невыполнение или не­надлежащее выполнение законного требования или распоряжения • должностного лица налогового органа об устранении или предотвра­щении нарушений налогового законодательства, если эти действия не могут быть квалифицированы как иные нарушения налогового зако­нодательства;

оскорбление должностного лица налогового органа, т.е. публичное... оскорбление должностного лица налогового органа в связи с его дея­тельностью по исполнению служебных обязанностей, если эти дейст­вия не влекут уголовной ответственности;

насилие или угроза применением насилия, или повреждением иму­щества в отношении должностного лица налогового органа (а равно его близких), выполняющего возложенные на него законом обязанности, в целях воспрепятствования его законной деятельности, или принуж-


дения к изменению ее характера, или из мести за выполнение служеб­ного долга, если эти действия не влекут уголовной ответственности;

незаконное воздействие или вмешательство, т.е. неправомерное воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо нало­гового органа с целью воспрепятствовать выполнению им контрольных действий либо повлиять на принимаемое им решение, если эти дейст­вия не могут квалифицироваться как иное правонарушение и/или не влекут уголовной ответственности.

Ответственность за подобные действия установлена в ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

18.4.6. Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой

отчетности

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете бухгалтерский (фи­нансовый) учет лежит в основе налогового учета, которым определя­ются необходимые показатели и данные для составления деклараций, расчетов и других отчетных документов. Налоговый учет носит расчет­ный характер, так как использует данные бухгалтерского учета, но не связан с операциями на его счетах.

Цели бухгалтерского учета шире, нежели формирование данных для составления налоговой отчетности. Но в законе отсутствуют кон­кретные составы правонарушений в области бухгалтерского учета. Этот пробел в определенной степени ликвидирован НК РФ и КоАП РФ, которые установили ответственность за те нарушения в области бух­галтерского учета, которые влияют на выполнение налогоплательщи­ком его обязанностей.

Статьей 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нару­шение организацией правил учета доходов и расходов, других объек­тов налогообложения. Под таким нарушением Кодекс понимает от­сутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или отсутствие регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или непра­вильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хо­зяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщи­ков.

Таким образом, использованное в НК РФ понятие «грубое нару­шение правил учета» объемлет как нарушение порядка организации бухгалтерского учета (т.е. отсутствие системы отражения на счетах бух­галтерского учета проводимых налогоплательщиком хозяйственных


442 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения...


18.4. Система и составы нарушений законодательства о налогах и сборах 443


 


операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета), так и нарушение порядка ведения учета (т.е. нарушение правил отражения хозяйственных операций в бухгалтер-. ских регистрах), нарушение, порядка обеспечения достоверности дан­ных бухгалтерского учета (т.е. невыполнение или ненадлежащее вы­полнение обязанностей по документированию хозяйственных опера­ций и хранению бухгалтерских документов), нарушение порядка со-' ставления отчетности.

Размер санкций за эти правонарушения зависит от повторяемости
деяний и их последствий.;

В статье 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответ­ственность для должностных лиц организаций за грубое нарушение ими правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтер­ской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных доку­ментов. В данной статье под грубым нарушением правил ведения бух­галтерского учета и представления бухгалтерской отчетности пони-. мается:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на
10%;- •■... '

■ искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчет-".;/£,;
ности не менее чем на 10%.. •

Конечно, по смыслу указанных статей ответственность установлена не за само нарушение правил составления декларации, а за представ­ление в налоговый орган декларации, составленной с нарушением пра­вил.

'Наказуемо также нарушение срока представления налогеплатель-. щиком налоговой декларации. В зависимости от длительности НКРФ выделяет простой и квалифицированный пропуски срока, которые, можно назвать уклонением от представления декларации. Квалифи­цированный пропуск означает непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней со срока, установленного законодательством. В этом случае устанавливается более высокий штраф (ст. 119 НКРФ).

Статьей 15.5 КоАП РФ установлена административная ответствен­ность должностных лиц организаций,за нарушение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета организации. Состав данного административного правонарушения един, и ответственность. должностного лица организации по КоАП РФ не различается в зави­симости от срока непредставления налоговой декларации в налоговый орган в отличие от ответственности по НК РФ.


18.4. 7, Правонарушения против обязанности по уплате налогов

Основная обязанность налогоплательщика — полная и своевре­менная уплата налогов. Способы уклонения от уплаты налогов различ­ны и по отношению к каждому конкретному налогу специфичны.

Уклонения от уплаты налогов — наиболее часто встречающаяся и наиболее опасная группа налоговых правонарушений. Суть этих пра­вонарушений состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком' обязательств перед бюджетом. Общественная1 опасность уклонения от налогообложения, однако, не сводится только к недополучению бюджетом средств и росту его дефицита. Уклонение от налогообложения подрывает основы "рыночной конкуренции, ста­вит недоимщика в более выгодное положение по сравнению с добро­совестным налогоплательщиком. Кроме того, недоплата налога одним лицом компенсируется другими налогоплательщиками: государству приходится увеличивать ставки или прибегать к новым видам налого­обложения.

Существуют различные причины, побуждающие налогоплательщи­ка уклониться от налога. П.М. Годме выделяет моральные, политичес­кие, экономические и технические причины1.

Ослаблению моральных критериев в отношениях налогоплательщи­ка и государства нередко способствует сам законодатель. Налоговые законы не всегда соответствуют основным принципам законодатель­ства _ всеобщности, постоянству и беспристрастности, что снижает -их престиж и авторитет. Кроме того, в случае установления высокой ставки налога налогоплательщик воспринимает ее как выражение по­давления и считает себя вправе ей сопротивляться. Эти обстоятельства приводят к тому, что «для многих украсть у казны не значит украсть»2.

Политические причины уклонения от налога связаны1 с регулирую­щей функцией налогов: посредством их государство проводит соци­альную и экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, уклонением от уплаты налогов оказывают определен­ное противодействие намерениям государства.

Экономические стимулы уклонения от налогообложения, как пра­вило, являются определяющими. Налогоплательщик сравнивает эко­номические последствия уплаты налога и применения санкций. Есте­ственно, чем выше ставка налога и меньше размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.