КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
JT^- Id»». -50 «.)»10%]
т отметить, что некоторые государства в отношении налога ством ег v твах м6ТОд негативного освобождения также имеет пГрТзновидности -без прогрессии и с прогрессией. п «негативном освобождении без прогрессии убытки, которые бЫТЬВп1погоессией убытки, понесенные налогоплательщиком вне го- CTaBfnvfflHiicTPaTMBHHM Судом Австрии2. Резидент Австрии имел не-Н0С шое имущество в Германии и понес убытки в связи с его исподь-движим ^оответсТБИИ с международным соглашением доходы от 308аНЯгимого имущества могли облагаться только в государстве его недвижь ния т е в ГерМаНИи. Тем не менее в соответствии с на-местона- заКодадательств0м Австрии убытки, понесенные за граней могли быть учтены при исчислении ставки налога на другие 1 frlevA Principles of International Tax. A Multinational Perspective. L., 1996. P. 221. 2 Там же- Р- 227- доходы. Административный Суд признал за налогоплательщиком такое право. Пример расчета налога с использованием негативного освобождения с Прогрессией. Установлен тариф ставок: до 100 единиц дохода — 10%; свыше 100 единиц дохода — 20%. Налогоплательщик получил доход в 150 единиц от деятельности в стране своего резидентства, а от деятельности за границей понес убыток в 30 единиц. Определим среднюю ставку налога (с учетом убытка):, Условный доход — 150 ед. — 30 ед. — 120 ед. Налог с условного дохода — 100 ед. * 10% + 20 ед. * 20% = 14 ед. Средняя ставка — 14 ед.: 120 ед. * 100% = 11,66%. Фактический доход, полученный в стране резидентства, будет облагаться налогом по средней расчетной ставке: 150 ед. * 11,66% - 17,49 ед. Налог без учета освобождения составил бы 20 ед. (100 ед. * 10% + 50 ед. х * 20%). Налог с учетом негативного освобождения без профессии составил бы Нед. (100 ед. * 10% + 20 ед. * 20%). ■ Очевидно, что методы и позитивного, и негативного освобождения без прогрессии более выгодны для налогоплательщиков, чем методы освобождения с прогрессией. Законодательство некоторых государств (например, Нидерландов) предусматривает так называемый глобальный метод освобождения (overall method)1. Его суть состоит в том, что резидент может вычесть убытки, понесенные в одном государстве своего нерезидеитства, из прибыли, полученной в другом государстве нерезидеитства, для определения своей «иностранной» прибыли. Суть метода кредита состоит в том, что в государстве резидентства налогоплательщика для определения налогооблагаемой базы учитываются все части объекта налогообложения, возникшие как в государстве резидентства, так и вне его. Затем из налогового оклада, исчисленного со всего объекта налогообложения, вычитается сумма налога, уплаченная за границей. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налогового оклада с данной части объекта налогообложения, подлежащей уплате в государстве резидентства по соответствующему объекту налогообложения, возникшему за границей. Таким образом, разница между методами устранения многократного налого- 1 Ogley А. Указ. соч. 380 Глава 17. Международное многократное налогообложение 17.2. Способы устранения многократного налогообложения 381
обложения состоит в том, что метод освобождения применяется к объекту налогообложения, а метод кредита — к налоговому окладу, Национальное законодательство России предусматривает метод кредита для устранения многократного налогообложения прибыли юридических лиц и доходов физических лиц. При этом используется разновидность метода кредита — кредит с ограничением. Согласно п. 3 ст. 311 НК РФ суммы налога, выплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации. Пример исчисления налога с использованием метода кредита с ограничением. Российская организация получила прибыль от деятельности в РФ 1 млн руб., а от деятельности за границей — 500 тыс. руб. Там с нее был удержан налог в размере 200 тыс. руб. Валовая прибыль составила 1500 тыс. руб., налог — 500 тыс. руб, (1500 тыс. руб. х 30%). Из этой суммы может быть вычтен налог, уплаченный за границей, но в определенной части. Рассчитаем эту часть. По законодательству РФ с прибыли, полученной организацией за границей, налог составляет 150 тыс. руб. (500 тыс. руб. * 30%), В соответствии с законом зачет предоставляется в пределах рассчитанной суммы. В итоге организация должна заплатить в бюджет РФ 350 тыс. руб. (500 тыс. руб. — 150 тыс. руб.). Необходимо отметить, что налог на имущество предприятий в Российской Федерации построен на смешанном принципе, т.е. его предмет для резидентов составляет имущество, находящееся как в России, так и за границей. Тем не менее законодательство не устанавливает какого-либо метода устранения многократности международного налогообложения этого объекта. Поэтому российские юридические лица могут избежать многократного обложения объекта налогом на имущество, возникшее у них за границей, только при наличии соответствующего международного соглашения. В отличие от национального законодательства международные соглашения направлены на устранение многократного налогообложения во всех трех указанных ситуациях. Обобщение содержания налоговых соглашений позволяет сделать вывод, что этой цели служат три ах института:
• институт определения резидентства; • институт ограничения налоговой юрисдикции государств; • институт методов устранения многократного налогообложения. С помощью института определения резидентства договаривающиеся государства решают проблему одновременной полной налоговой обязанности лица, т.е. национальные законодательства нескольких государств признают налогоплательщика резидентом и соответственно он несет неограниченную налоговую ответственность перед каждым из них. В соглашениях устанавливаются критерии, в соответствии с которыми лицо признается резидентом только одного из договаривающихся государств. Институт ограничения налоговой юрисдикции государств представляет собой совокупность коллизионных норм, которые полностью или частично отсылают решение определенных вопросов к законодательству одного из договаривающихся государств. Этот институт в основном служит для решения второй ситуации из перечисленных выше. Ряд соглашений ограничивает налоговую юрисдикцию договаривающихся государств в отношении как нерезидентов, так и резидентов. Обобщение содержания соглашений позволяет в упрощенном виде представить систему налогообложения в табл. 17.1. Как видно из табл. 17.1, налоговая юрисдикция государств ограничивается по шедулярной системе, которая предполагает выделение определенных частей одного и того же объекта налогообложения и установление разных правил их налогообложения. Важное правило соглашений состоит в том, что перечень объектов налогообложения, которые могут облагаться государством нерези-дентства налогоплательщика, является исчерпывающим. Это правило обычно содержится в статье «Другие доходы», которая устанавливает, что доходы резидента, не упомянутые в иных статьях соглашения, подлежат налогообложению только в государстве его резидентства. Одна из наиболее важных шедул для компаний-нерезидентов — прибыль от коммерческой (предпринимательской) деятельности. Международные соглашения устанавливают принципиальное правило, что прибыль компании от коммерческой деятельности в государстве нерезидентства может подлежать в нем налогообложению только в случае, если эта деятельность ведется через постоянное представительство компании в этом государстве. Глава 17. Международное многократное налогообложение
17.2. Способы устранения многократного налогообложения Указанное правило налоговых соглашений фактически вводит определенный формальный признак определения территориальной характеристики активных доходов компаний-нерезидентов. Этот формальный признак — наличие или отсутствие постоянного представительства (если компания получает активные доходы через постоянное представительство в государстве., то объект налогообложения возникает на территории этого государства). Международные соглашения, как правило, устанавливают более узкое понятие постоянного представительства по сравнению с национальным законодательством путем специальных оговорок. В оговорках определяются конкретные виды деятельности, которые не приводят к образованию постоянного представительства: строительство объекта в течение определенного времени (от 6 до 36 месяцев); содержание постоянного места исключительно в целях рекламы, хранения товаров и др.; прочая деятельность подготовительного и вспомогательного характера. Особого внимания заслуживают шедулы, связанные с международ-, ными перевозками (сообщением). В целях налогового права международная перевозка — это любая перевозка исключительно между пунктами, расположенными на территории разных государств. С точки зрения национального законодательства деятельность нерезидента по международной перевозке, как правило, квалифицируется как деятельность через постоянное представительство. Международные же согла-. шения устанавливают специальное регулирование. Причем необходимо учитывать, что налогообложение данного вида деятельности регулируется тремя типами международных соглашений: • общими соглашениями об избежании двойного налогообложе • общими соглашениями в области того или иного вида междуна-. родных перевозок (например, Соглашение СССР и Франции от 20 апреля 1973 г. о международном автомобильном сообщении1); • специальными соглашениями по устранению двойного налогообложения международных перевозок определенным видом транспорта (например, Соглашение СССР с Ирландией от 17 декабря 1986 г. об устранении двойного налогообложения авиатранспортных предприятий и их служащих2). Как правило, объекты налогообложения, возникающие в связи с международными перевозками (прибыль транспортных предприятий, ! См.: Сборник международных договоров по устранению двойного налогообложения. М.: СПАРК, 1995. С. 498. 2 Там же. С. 467-469. Глава 17. Международное многократное налогообложение 17.3. Унификация налоговых систем
доходы их работников, прибыль при отчуждении транспортных' 17.3. Унификация налоговых систем Глобализация современной экономики, расширение международных хозяйственных связей, участие в многосторонних операциях все большего числа стран приводят к необходимости постоянного внесения изменений в налоговые системы государств. Различия налоговых систем государств влияют на внешнюю- конкурентоспособность любой страны, в том числе и России. Если исключить объективные факторы (например, географический), то показатель * 'Как правило, этот критерий используется в транспортных соглашениях. 2 См., например: п. 1 ст. б Конвенции СССР и Испании от 1 марта 1985 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества*. 3 См.: ст. 5—7 Закона РФ от 18 октября 1991 г, № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1426. ' внешней конкурентоспособности страны определяется способностью ее.хозяйственного комплекса производить поступающие в международный оборот товары и услуги (при условии соответствующего их. Качества и соответствия общепринятым стандартам) с меньшими из-'• держками, чем другие страны. .. На стоимость всех факторов производства оказывает влияние и налоговая политика — при этом тем большее, чем больше величина на-'.;, лотового бремени в стране. Изменяя свою налоговую политику и раз-: меры налоговых ставок, страны конкурируют между собой в борьбе за \ место производимых ими товаров (работ, услуг) на мировом рынке. Очевидно, что при прочих равных условиях страна с меньшим надо-. говым бременем получает преимущество, поскольку ее товаропроизводители могут поставлять свою продукцию на мировой рынок по более;. низким ценам, чем конкуренты. По многим видам товаров и услуг конкуренция на мировых рынках :■ настолько усилилась, что простого понижения налоговых ставок уже, недостаточно, и страны-экспортеры начинают применять так называв-. мое негативное налогообложение (в форме выплаты целевых экспортных субсидий) и прямое поощрение экспорта капитала, способствую-:. щее закреплению своих производителей на важнейших мировых товарных рынках. ■Положение России в этом смысле в высшей степени невыгодное — низкое качество товаров и высокие налоговые ставки. Проблема ос-' ложняется также возникающим при совершении международных сде-. лок двойным налогообложением'. Экономическая нецелесообразность двойного налогообложения в современных условиях совершенно оче-; видна: оно препятствует движению капиталов из одной страны в другую, что не соответствует общим тенденциям глобализации международных экономических отношений. В результате капиталы вливаются в те страны, где при прочих равных условиях условия налогообложения • оптимальны. Главная задача унификации налоговых систем — координация налоговой политики государств, сближение принципов и методов налогообложения, установление одинаковых налоговых ставок, т.е. придание налоговым системам единообразия, а в идеале — создание идентичных налоговых систем. Цель унификации налоговых систем в свете глобализации мировой экономики —- создание единого рынка со здоровой конкуренцией, без предоставления преимуществ каким-либо отдельным участникам международного хозяйственного оборота, со всеми характеристиками, присущими развитым рыночным системам., включая справедливое 13-111 386 Глава 17. Международное многократное налогообложение 17.3. Унификация налоговых систем
распределение фискального бремени между государствами и налогоплательщиками разных стран. Основные направления унификации — унификация прямых налогов, унификация налоговых систем в отношении косвенных налогов а также универсальная унификация налоговых систем (схема VI—12), Схема VI—12 УНИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
Унификация косвенного налогообложения Унификация косвенного налогообложения. Наиболее яркий пример унификации косвенных налогов дает Европейский союз, в рамках которого ведется интенсивная работа по гармонизации налогового законодательства. В первую очередь необходимо отметить создание Таможенного союза; принятие и исполнение Шестой Директивы Совета от 17 мая 1977 г. об унификации законов государств-членов в отношении налогов с оборота, которой созданы единая система налога на добавленную стоимость и единообразная база исчисления НДС. Унификация прямого налогообложения. Задачу унификации прямого налогообложения выполняют соглашения об устранении двойного налогообложения, основанные на Типовой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об устранении двойного налогообложения 1977 г. (с.изм. 1992 г.). Этот документ способствует постепенной унификации подходов государств с различными правовыми системами к урегулированию вопросов налогообложения, придавая единообразие международным договорам. Перспективная цель ОЭСР — заключение единого договора об избежании двойного налогообложения между странами-участницами, однако до этого еще далеко. Кроме того, ОЭСР — это «клуб богатых», участники этой организации -— наиболее экономически развитые государства, поэтому ее деятельность охватывает лишь небольшое число стран — 29. . Россия не является членом этой организации, но при заключении двусторонних соглашений использует Модель ОЭСР, способствуя таким образом унификации налоговых систем. В Европейском союзе установлен средний уровень налога на корпорации в пределах 30—40%, хотя национальные ставки могут значительно различаться. Интересный способ унификации налогообложе- ния — применение специального статуса европейской компании, который присваивается организациям, ведущим предпринимательскую деятельность одновременно в нескольких странах. Этот статус дает компаниям право на определенные налоговые льготы в странах ЕС. - Универсальная унификация налоговых систем. На достижение этой цели направлен проект.Основ мирового налогового кодекса, подготовленный Уордом М. Хасси и Дональдом С. Любиком, участниками, Международной налоговой программы Гарвардского университета 1993 г. Идея создания ОМНК родилась в связи с потребностями развивающихся стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, в определенной модели законодательства, которая позволит создать эффективную налоговую систему, учитывающую отличия этих стран от экономически развитых капиталистических государств. В Основах содержится 591 статья (с комментариями). Статьи объединены 8 пять разделов: «Подоходный налог», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налоги на имущество», «Налоговая администрация». Одной из основных задач унификации авторы проекта считают создание единой базы всех налоговых законов для того, чтобы потребности в налоговых поступлениях могли быть оценены с единой точки зрения, а также для обеспечения доступа к этой базе всех налогоплательщиков и работников налоговых органов. Наилучшим способом решения такой задачи авторы считают создание одного закона, к которому в соответствии с национальными особенностями принимались бы поправки, что позволит определять содержание закона в любой момент, обращаясь лишь к одному источнику. Большая работа в настоящее время ведется также в направлении всеобщей унификации общих принципов и условий налогообложения с келью борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией стран. Выражается такая конкуренция, как правило, в следующем. • В стране либо вообще не устанавливается налог на определенный номинальна. • Лица, определенным образом связанные с этим государством льготы. • Для получения льгот требуется лишь формальное, а не реальное экономическое присутствие компании в стране. • Налогооблагаемый доход исчисляется в соответствии с принципами, отличными от международно признанных. • Устанавливаются определенные ограничения на обмен информацией (повышенные требования к банковской тайне и т.п.). 13" 388 Контрольные тесты Контрольные, тесты 3S9
Налоги, взимаемые таким образом, следует считать искажающщш т.е., воздействуя на участников хозяйственного оборота, они побужда-ют Их принимать решения, отличающиеся по своей эффективности от решений, принятых при прочих равных условиях. Взимание таких налогов характерно в первую очередь для офшорных зон, однако есть подобные налоговые режимы и в неофшорных юрисдикциях (Бельгия Франция, Испания, Португалия и др.). В настоящее время государствами прилагаются огромные экономические, политические и правовые усилия, направленные на устранение недобросовестной конкуренции путем унификации условий налогообложения, пока еще не получившие формального закрепления. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Выберите правильный или наиболее полный ответ1. 1. В территориальных налогах иностранным элементом может быть: а) только объект налогообложения; б) только субъект налогообложения; в) только предмет налогообложения. 2. Международное налоговое право объединяет нормы: а) внутригосударственного и международного права; б) различных отраслей международного права; в) различных подотраслей международного права. 3. Коллизионные нормы международного налогового права содержатся: а) в национальном налоговом законодательстве; б) в национальном налоговом законодательстве и в международных нало в) в международных налоговых соглашениях. 4. Международное налоговое соглашение вступает в силу для Российской а) с момента вступления в силу закона о ратификации соглашения; б) с момента обмена ратификационными грамотами; в) в порядке и в сроки, предусмотренные соглашением. 5. Если международное налоговое соглашение противоречит Конституция а) Конституция РФ; б) международное соглашение. 6. Принцип «lex specialis» в международном налоговом праве означает, что: 1 Ответы к контрольным тестам см. на с. 591. I а) позднее принятый национальный налоговый закон имеет большую юри- дическую силу, чем международный договор; б) международное налоговое соглашение имеет булыпую юридическую силу по сравнению с позднее принятым национальным налоговым законом. 7. Заключение международного договора: а) ограничивает конституционные права законодательной власти догова б) не ограничивает таких прав. 8. Налоговая юрисдикция государства в отношении резидентов действует: а) только в пределах территории государства; б) как в пределах территории государства, так и за ее пределами. 9- Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они: а) получены из источников в первом государстве; б) получены через расположенное в первом государстве постоянное пред в) в обоих случаях. 10. Формальные требования (например, регистрация): а) имеют значение для возникновения постоянного представительства; б) не имеют такого значения. 11. Постоянное представительство иностранного лица в России возникает а) существования места деятельности этого лица в России; б) постоянства деятельности в России; в) ведения через постоянное место предпринимательской деятельности; г) при соблюдении условий б) и в); д) при соблюдении условий а), б) и в). 12. Строительная площадка образует,постоянное представительство: а) с момента начала работ (при отсутствии соглашения); б) по истечении 12 месяцев с момента начала работ; в) в зависимости от положений международного соглашения; г) в случаях а) и в). 13. Если иностранное юридическое лицо действует в другом государстве а) имеющее постоянное представительство в этом другом государстве; б) не имеющее постоянного представительства. 14. Лицо является зависимым агентом другого лица: а) если оно не имеет независимого статуса; б) действует от имени и в интересах принципала; в) имеет и обычно использует полномочия на заключение контрактов от г) если одновременно выполняются условия а), б) и в). 390 Контрольные тесты Контрольные тесты
15. Постоянное представительство иностранного лица в другом государ. •• - а) подготовительной;.:£х;; б) вспомогательной; ';•/ в) в обоих случаях. ••/'•••' СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ' Л:-;;. 1. Богуславский М.М. Международное экономическое право. М.: Междуна-'"^ родные отношения, 1986. •?•'.. 2. Веральский М. Проблемы международного финансового права // Советское"'' государство и право. 1967. № 1. 3. Загряцков М. Проблема двойного обложения в послевоенной литературе //''■'' 4. Запольский СВ. Налогообложение как предмет правового регулирования,-" 5.' Кашин В.А. Международные налоговые соглашения. М., 1983. -'Ш^-: 6. Кашин В.А. Методы устранения двойного налогообложения" и их значение Л.' для зашиты интересов России // Финансы. 1997. N° 5. >>:■;•/• 7. Кашин В.А. Налоги в международных экономических отношениях // Фи- ■■;,'• нансовая газета. 1993. № 32—33. <:^, 8. Кашин В.А. Налоговые соглашения России. М., 1998. ■ 9. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран. М., 1993. ''•''■:?.■
10. Конное О.Ю. Институт постоянного представительства в налоговом праве: \ Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева (сер. «Библиотека налогового '*'.' юриста»). М.: Академический правовой университет, 2002. "т'У 11. Лисовский В. И. Международное торговое и финансовое право. М., 1974. V 12. Лисовский В.И. Международное финансовое право. М., 1964. /vi;=; 13. Лисовский В.И. Правовое регулирование международных экономических отношений. М., 1984. ■'■'■'''/'■ 14. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе Рос- V • сии. М., 1997. 15. Макс Ф.,_Чанс К. Концепция постоянного представительства согласно Ий-' струкции ГНС РФ № 34 и международным принципам налогообложе- -ния // Налоговый вестник. 1996. № 7. 16. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М., 1994. 17. Мюллврсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982. ■■■-'. 18. Надь Т. Проблемы международного финансового права // Советское государство и право. 1967. № 1. 19. Назаренко А.Т. О нормах правового регулирования международных фи-' нансовых отношений. Вопросы советского финансового права. М., 1971.. 20. Налоги в иностранных государствах. М., 1926. 21. Налоговое бремя в СССР и иностранных государствах (очерки теории и методологии вопроса) / Сост. П.П. Гензель. М., 1928. 22. Яешатаева Т.Н. 1С вопросу о правовых системах, регулирующих международные отношения // Российский.ежегодник международного права 1993-1994 гг. СПб.,.1995. ' 23. Падейский Н Двойное обложение как международная финансово-правовая проблема // Вестник финансов. 1929. № 11—12. 24. Падейский Н. Проблема двойного обложения и интересы советских хозор-ганов, действующих за границей // Вопросы торговли. 1929. №. 9—10. •' 25. Падейский Н. Проблема обложения в международных торговых догово- '•"• ■ pax//Вестник финансов. 1927. № 12. : 26'. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отно- .. ' шения. М., 1994. 27. Ровинский Е.А, К вопросу о предмете международного финансового права // Вопросы советского финансового права. М., 1967. 28. Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. № 2. 29. Ровинский. Е'.А., Черепахин A.M. Международное регулирование двойного налогообложения // Советское государство и право. 1975. № 6. 30. ТоАстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М., 2001. '-. 31." Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1994. 32. Adams J.P.R., WJialleyJ. The International Taxation of Multinational Enterprises in Developed Countries. L., 1977. • 33. Ahvorlh J.S. The Finance, Investment & Taxation Decisions of Multinationals. ' '. Oxford, N.Y., 1988. 34.' Baker Ph. Double Taxation Conventions and International Tax law. L., 1994. 35. Carrol M. Prevention of International Double Taxation & Fiscal Evasion. Ge~ ' ' neva, 1939. 36. Colloquy on international Tax Avoidance & Evasion. Strasbourg, 1980.
37. Contributions to International cooperation in Tax Matters: Treaty Shopping, Thin Capitalization, Cooperation between Tax Authorities. N.Y., UN, 1988. 38. Crundy M. World of International Tax Planning. Gambridge, 1984. 39. Davies D.R. Principles of International Double Taxation Relief. L., 1985. 41. Essays on International Taxation. Deventer; Boston, 1993. 42. Holm P. Essays on International Trade & Tax Policy in Vertically Related Mar-" kets. Helsinki, 1994. 43. International Cooperation in Tax Matters: Report of the Ad Hoc Group of ■ Experts." N.Y., UN, 1990. 44. International Tax Glossary. Amsterdam, 1992.
45. International Taxation: Problems Persist in Determining Tax Effects of Intercompany Prices. US Senate. Washington, 1992. 46. Knechtle A. Basic Problems in International Fiscal Law. Deventer, 1979. 47. Pagan J.C., -Wilkin J.S. Transfer Pricing in a Global Economy. Amsterdam, 1995. 48. Pestafaw A. Suggestions for Improvement of International Treaties to Avoid Double Taxation. The Hague, 1957. 49. Raad С Van. Nondiscrimination in International Tax Law. Kluwer, 1986. 392 Контрольные тесты 50. Report Presented by the GeneralMeeting of Government Experts on Double Taxation & Tax Evasion. 1928. 51. Rutsel S.J.M. The Jurisdiction to Tax in International Law; Theory & Practic of Legislative Fiscal Jurisdiction. Beventer; Boston, 1989. .52. Sarel M. Relative Preces: Economic Growth & tax Policy. Washington, 1995 53. ScaarЛ.А. Permanent Establishment. Deventer; Boston, 1991. 54. Sellgman. Double Taxation & International Fiscal Cooperation. N.Y., 1928 55. Sorenxen P.B. Issues in the Theory of International Tax Coordination. Helsinbj. 1990. .56. Terra В., Wattel P. European Tax Law. Deventer; Boston, 1993. 57. Trends in International Taxation. Paris. OECD, 1985, Раздел VII Глава 18 ОСНОВАНИЯ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 18.1. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения налогового законодательства Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения. Такие меры могут быть правовосстано'вительньши и карательными. Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение налогоп- * яателыциком его обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты. К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней. В постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню или компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога»1. Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при' условии, что их размер установлен не произвольно, а соответствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовремя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ориентируясь на обес- I СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197. Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... 18.1. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения... 395
ценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные об. стоятельства, например то, что государство из-за недополучения иад0. гов вынуждено прибегать к заимствованиям и уплачивать проценты ц0 займам. Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют исключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций. В противоположность право восстановительным карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложения дополнительных выплат (штрафов), но и в применении иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонарушения — преступления — установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др. Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства г- это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Ответственность за нарушения налогового законодательства — совокупность различных видов юридической ответственности. Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности: гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную. Гражданская ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера. Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения. Меры дисциплинарной ответственности применяются за нарушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом кодексе Россий- ской Федерации1, а для должностных лиц налоговых органов, которые являются государственными служащими, — в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.). Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей причинен ущерб предприятию, то он несет материальную ответственность за этот ущерб. Применение мер дисциплинарной и материальной ответственности может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюдения этого законодательства. Так, если.главный бухгалтер организации нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, предусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАЛ РФ (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основаниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результате уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми и налоговым правом не регулируются. За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры административной или уголовной ответственности, ■ Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований. О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений. Причина взглядов на налоговую ответственность как самостоятель Например, ст. 10 НК РФ сформулирована таким образом, что позволяет сделать ошибочный вывод о противопоставлении налоговой ответственности административной и уголовной ответственности. Однако в этой статье речь идет не о видах ответственности, а о порядке производства по делам о налоговых правонарушениях. Из статьи следует, что производство по правонарушениям, предусмотренным НК ! СЗ РФ, 1995. № 31. Ст. 2990. 396 Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения... РФ, ведется по правилам, закрепленным в гл. 14, 15 НК РФ. Что ка- : • сается производства по нарушениям налогового законодательства, от,>.• ветственность за которые установлена Кодексом РФ об админиетра- ''''■' тивных правонарушениях или Уголовным кодексом Российской Федерации, то производство по ним ведется по правилам, закрепленным • соответственно в КоАП РФ и УПК РФ. Термин «налоговая ответственность» был применен законодателем.1 Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» применя-', / Взыскания, установленные НК РФ (раздел VI «Налоговые право- Т"; При привлечении организации-налогоплательщика к администра-.;. - тивной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица — законные представители организации (п. 1 ст. 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области налогов и сборов на основании ст. 15.3—15.9, 15.11 КоАП РФ. Согласно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений в таможенной декларации, повлекшее занижение или неуплату таможенных платежей, и в соответствии со ст. 16.22 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ при надлежащем таможенном декларировании являются административными правонарушениями и влекут наложение административных наказаний, предусмотренных в санкциях ч. 2 ст. 16.2 и ст. 16.22 КоАП РФ. В этом случае субъектами ответственное- : 18.2. Принципы юрид. ответственности за нарушения налогового законодательства 397 . fij выступают виновные в совершении, данных правонарушений- физи-; ческие и юридические лица. Характерная черта административной ответственности — приме-, пение административного наказания в качестве меры ответственности. К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа. Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено. Эти меры сводятся к. применению типичного административного наказания — штрафа. Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях, установленном КоАП, и т.п.) характеризуют не штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его применения. Специфических черт «финансового» или «налогового» штрафа, не позволяющих отождествить его с административным, нет1. "
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |