КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международных налоговых соглашение 1 страница
15.4.2. Инкорпорация международных налоговых соглашении В различных государствах по-разному решается вопрос о порядке инкорпорации международных налоговых соглашений в национальную правовую систему. Можно выделить три основных подхода к решению Глава 15. Понятие международного налогового права данного вопроса1. Первый подход заключается в том, что международное налоговое соглашение становится частью национальной правовой системы с момента его заключения (в Бельгии и Нидерландах). Согласно второму подходу для инкорпорации требуется специальное одобрение какого-либо государственного органа, как правило, парламента (в ФРГ и Италии). Третий же подход заключается в том, что для инкорпорации международного налогового соглашения в национальную правовую систему требуется принятие специального закона ^.Великобритании и Дании). Это деление достаточно условно, что отчетливо видно на примере инкорпорации международных договоров в Российской Федерации. Порядок инкорпорации в России определен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»2. Согласие на обязательность международного договора может выражаться в форме ратификации, утверждения, принятия и присоединения. Из Закона, однако, следует, что Российская Федерация может выразить свое согласие на обязательность для: нее между-; народного налогового соглашения только путем его ратификации..Ра-. тификации согласно Закону подлежат международные договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законами РФ, а меж-.' дународные налоговые соглашения всегда устанавливают иные правила, чем предусмотрены законом. Согласно ст. 106 Конституции, РФ ратификация международных договоров имеет форму федерально-, го закона. Таким образом, считается, что в каждом случае Российская Федерация выразила свое согласие на обязательность для нее международного налогового соглашения с момента вступления в силу федерального закона о его ратификации, т.е. по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если самим федеральным законом или актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок3. Однако международное налоговое соглашение вступает в силу в Российской Федерации не с момента вступления в силу закона о ратификации, а в порядке и в сроки, предусмотренные самим соглашением или согласованные между договаривающимися сторонами. Именно в эти сроки материальные и процессуальные нормы международного налогового соглашения начинают действовать, т.е. выполняться Российской Федерацией. Ратифицированное международное 15.4. Источники международного налогового права 349 налоговое соглашение подлежит официальному опубликованию по.Представлению МИД России в Собрании законодательства Российской Федерации. 15.4.3. О юридической силе международных налоговых соглашений • Национальные правовые системы различаются в зависимости от /того, приобретают ли ратифицированные международные договоры бульшую юридическую силу, чем законы, или нет. Поэтому для того, чтобы выявить влияние национального законодательства на конкретное налоговое соглашение, необходимо определить правовой статус, международных договоров в данной стране. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Эту норму повторяет и ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». ',. Из этих положений можно сделать два вывода: * о примате международных договоров над национальными законами; * о том, что международные договоры в Российской Федерации по своей юридической'силе занимают второе место после Конституции РФ1. В случае расхождения с национальным законом международный договор не отменяет противоречащую ему норму закона, а делает из нее исключение для определенного случая. Это характерно,для международных налоговых соглашений, где, например, устанавливаются более низкие ставки налогов'. Некоторые авторы считают, что правильнее говорить о приоритете договорных норм, а не об их примате, и что приоритет международного договора носит скорее характер приоритета специального закона перед общим законом (общий принцип права — lex specialis)1. ■ В ст. 7 части первой НК РФ также говорится о том, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные пра-
J См.: Baker Ph. Double Taxation Conventions and International Tax Law. L., 1994. P. 46. 2 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757. > См.: статья 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опуб 1 Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. 2 Там же. 350 Глава 15. Понятие международного налогового права 15.4. Источники международного налогового права 351
вила и нормы, чем предусмотрены Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Необходимо также подчеркнуть следующее. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» "положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для применения положений иных международных договоров (т.е. тех, которые требуют издания дополнительных внутригосударственных актов) должны приниматься соответствующие правовые акты. Ни один из действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения не требует издания каких-либо внутригосударственных актов, поэтому положения этих договоров действуют прямо и непосредственно, независимо от положений внутреннего законодательства и подзаконных актов. Таким образом, международный налоговый договор имеет в Российской Федерации большую юридическую силу, чем закон, и будет иметь приоритет как над более ранним, так и над более поздним противоречащим ему законодательством (схема VI—5). Схема VIS ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА АКТОВ S РФ Конституция РФ Федеральный конституционный закон Международное соглашение федеральный закон Проблемы возникают тогда, когда международному Соглашению (в том числе налоговому) не придается большая юридическая сила, что имеет место в-Великобритании и США. Налоговое соглашение, инкорпорированное в законодательство, имеет равную силу'с другими национальными законами. В этих государствах соблюдают принцип lex posterior derogat legi priori, т.е. закон, инкорпорировавший договор, дьггеснит ранее принятые национальные законы, регулирующие те же \ отношения. Соответственно законы, принятые после инкорпорации международного соглашения, будут иметь "большую юридическую силу, чем закон, инкорпорировавший международный договор. Многие страны придерживаются концепции lex specialis, т.е. там в первую очередь действуют специальные нормы (в отличие от общих). Так как международные налоговые соглашения всегда регулируют налоговые отношения с иностранным элементом, то они имеют более ; специфический характер, чем общие налоговые законы. В результате такие налоговые соглашения имеют большую юридическую силу, чем позднее принятые национальные налоговые законы, не регулирующие международного налогообложения (например, в ФРГ). Это правило применяется до тех пор, пока не вступит в силу'национальный закон, напрямую отменяющий положения международного налогового соглашения. Заключение международного договора не ограничивает конституционных прав законодательной власти договаривающихся государств, в частности, тех из них, которыми государства пользуются на основании своего суверенитета. Это относится прежде всего к правам органов законодательной власти на "принятие и введение в действие любого налогового закона в рамках их компетенции. Органы законодательной власти свободны принимать и вводить в действие законы, противоречащие положениям ранее заключенного международного договора, но в действительности этого не происходит. Дело в "том, что налоговое соглашение договаривающихся сторон должно соответствовать основным принципам международного права. Статья 26 Венской конвенции 19-69"г. содержит международно признанный и в целом соблюдаемый принцип pacta sunt servanda. Каждое договаривающееся государство обязано выполнять обязательства, взятые им на себя в результате.заключения международного соглашения. " Государство должно придерживаться принципа добросовестного выполнения международных обязательств (в соответствии со ст. 26 Венской конвенции 1969 г.). Если эти. два международно-правовых принципа будут игнорироваться, международное право потеряет эффективность и единственным способом решения проблем и споров станет применение силы. В отношении конфликта между законом договаривающегося государства и заключенным им международным договором ст. 27 Венской конвенции устанавливает, что сторона не может ссылаться на положения своего внутреннего права для оправдания невыполнения положений международного договора. Таким образом, международное право 352 Глава 15. Понятие международного налогового права 15.4, Источники международного налогового права 353
признает договоры имеющими большую юридическую силу, чем национальные законы, при любых обстоятельствах. В международных договорах редко закрепляются правила, по которым должны разрешаться возможные конфликты с национальным правом. Обычно такие правила содержатся в законах договаривающихся государств (т:е. либо государство признает приоритет международного права, либо оно следует принципам lex posterior или lex specialis). Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения содержит положения о согласительной процедуре. К ней прибегают, в частности, в тех случаях, когда налогоплательщик иди группа налогоплательщиков считают, что подвергаются дополнительному налогообложению из-за несоответствия национальных законов положениям международного договора. Договаривающиеся государства могут в этом случае согласиться на определенные действия в целях разрешения конфликтных ситуаций. 15.4.4. Международные отношения и налоговое бремя Особый интерес представляет- вопрос о соотношении международных налоговых соглашений и национального законодательства по налоговому бремени. В одних государствах принята концепция, согласно которой нормы международного налогового соглашения могут увеличивать налоговое бремя по сравнению с национальным законодательством. В других государствах, наоборот, международные налоговые соглашения могут только уменьшать обязательства налогоплательщиков по сравнению с национальным законодательством. Та или иная концепция в одних странах определена законодательством (Дания), в других — решениями высших судебных органов. Концепция ослабления налогового бремени международным договором была, в частности, сформулирована Верховным Налоговым Судом ФРГ в решениях от 12 марта 1980 г. и от 12 января 1981 г.1: «Международный договор не предусматривает оснований для увеличения размера налоговых обязательств, если национальное законодательство этого не предусматривает». Иную позицию занял Верховный Суд Нидерландов в решении от 12 марта 1980 г.2. По рассмотренному делу налогоплательщик квалифицировался как резидент Нидерландов по национальному законодательству, но как нерезидент Нидерландов по соглашению Нидерландов с Бельгией. На этом основании, по мнению нидерландского налогового органа, налогоплательщик лишился права уменьшать базу налога 1 См.: Федеральный налоговый вестник соответственно 1980/531 и 1981/517. 2 Налоговые вести Нидерландов, 19S0/I7O. на доходы на сумму процентов по кредиту (mortgage), полученному на приобретение недвижимости на территории Бельгии. Согласно национальному законодательству налогоплательщик имел право уменьшать базу налога на доходы на эти проценты. Однако в соответствии с международным договором доходы от недвижимого имущества, расположенного на территории Бельгии, могли облагаться только в Бельгии. Налогоплательщик в обоснование своей позиции утверждал, что его налоговые обязательства были бы меньше, если бы международного договора вообще не существовало, и что международный договор не может увеличивать налоговое бремя. Тем не менее Верховный Суд Нидерландов отверг эти доводы и установил, что «нет никаких оснований для того, чтобы международный договор не мог увеличивать налоговое бремя, так как на основании статьи 60 Конституции он является частью правовой системы Нидерландов». В Российской Федерации данный вопрос не решен ни законодательством, ни судебной практикой. Так, неопределенность в вопросе о налоговом бремени может возникать в тех случаях, когда соглашение об избежании двойного налогообложения предусматривает максимальный размер ставки налога, которую соответствующая сторона соглашения может применить к тому или иному доходу. Например, Соглашение от 15 февраля 1980 г. между Союзом ССР и Королевством Норвегии об избежании двойного налогообложения доходов и имущества1 устанавливает, что дивиденды, выплачиваемые юридическим лицом — резидентом одного договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в первом государстве, а начисляемый налог в этих случаях не должен превышать 20% от валового размера дивидендов. По национальному законодательству России дивиденды, получаемые иностранными юридическими лицами, облагаются по ставке 15%. В одном из писем Госналогслужба России довела до сведения налогоплательщиков ставку в размере 20% среди «действующих ставок налогообложения отдельных видов доходов», установленных в международных соглашениях2. Представляется, что в данном конкретном случае международное соглашение истолковано Госналогслужбой России неправильно. Указанная выше норма соглашения с Норвегией как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, оцениваемому во взаи- 1 Действующие межправительственные и межгосударственные соглашения СССР с другими странами по вопросам налогообложения. М., 1984. Вып. I. 2 Письмо Госналогслужбы России от 31 мая 1995 г. № ЮУ-6-06/308 «О ставках налогообложения, установленных в соглашениях об избежании двойного налогообложения» // Налоговый вестник. 1995. № 9. 52-111 354 Глава 15, Понятие международного налогового права 15.5. Режимы налогообложения субъектов иностранного права 355
мосвязи с иными его положениями, состоит из двух частей: коллизи- • •' • Очевидно, что во избежание подобных ситуаций целесообразно ус- • тановить в НК РФ правило о презумпции уменьшения налогового бре- j мени налогоплательщика в соответствии с международным договором. •/ 15.5. Режимы налогообложения субъектов иностранного права, К субъектам иностранного права в налоговых отношениях приме-?• ■. национальный режим; ~. ••;•';;"• - режим недискриминации;.. —«v * режим наибольшего благоприятствования; '.3. ■ режим взаимности. С|л; Рассмотрим эти режимы на примере налогообложения субъектов \%, 15.5.1. Национальный режим,; >f Национальный режим применяется наиболее широко, предполага- = V1 ет равенство субъектов иностранного и национального права в области -• налогообложения. Равенство проявляется в двух аспектах: непосредст-,.;'• венно в налоговом статусе субъектов иностранного права, т.е. в их. правах и обязанностях как налогоплательщиков, и в наиболее важных элементах конкретных налоговых обязательств. Концепция равенства субъектов иностранного и национального права в налоговом статусе отражена в части первой НК РФ. Так, в ст. 21 и 23 при перечислении прав и обязанностей налогоплательщиков не делается различия между субъектами национального и иностранного • • права. Это означает, что субъекты иностранного права всех категорий (нерезиденты и ненациональные лица) имеют те же права и несут те же обязанности, что и субъекты национального права всех категорий. (резиденты и национальные лица). Данное правило распространяется на права и обязанности налогоплательщиков как в сфере, материально-правовых, так и в сфере процессуальных налоговых отношений. Например, и российские, и иностранные субъекты имеют одинаковое • -\ материальное право использовать налоговые льготы и обязаны встать на учет в налоговых органах. Одним из наиболее важных проявлений национального режима в налоговом статусе является то, что субъекты иностранного права могут . использовать те же способы защиты своих прав и интересов, что и субъекты национального Права, а именно: не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, , обжаловать решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц, требовать соблюдения налоговой тайны и возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или.незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Национальный режим налогообложения субъектов иностранного права проявляется и в наиболее важных элементах конкретных нало- . говых обязательств. Это прежде всего такие элементы юридического состава налогов, как объект и предмет налогообложения (естественно, с учетом принципа территориальности), налоговая база и масштаб н-а- ■ лога, единица налогообложения, ставка налога, методы налогообложения и учета налоговой базы, налоговые льготы. . Дело в том, что именно эти элементы в наибольшей мере определяют степень налогового бремени. Так,' применительно к налогу на ' прибыль организаций все указанные элементы налогового обязательства одинаковы как для российских организаций, так и для иностранных юридических лиц, ведущих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства. В зависимости от национальной принадлежности налогоплательщика "различаются такие элементы налогового обязательства, как порядок -и сроки уплаты налога, порядок исчисления налога, а также налоговый период, т.е. те элементы, которые меньше всего определяют степень налогового бремени. Зачастую такие различия в некоторых элементах налоговых обязательств обусловлены организационно-техническими и контрольными возможностями налоговых органов. Так, если физические лица, проживающие в России, уплачивают налог с имущества, переходящего в порядке наследования, после получения у нотариуса свидетельства о праве на наследство, то физические лица, проживающие за пределами России, — до получения этого документа. 15.5.2. Режим педискриминацш Этот режим предполагает, что каждое государство обладает правом на предоставление субъектам его национального права со стороны государства-партнера таких условий налогообложения, которые не хуже 12ж 356 Глава 15. Понятие международного налогового права 15.5. Режимы налогообложения субъектов иностранного права 357
условий, предоставляемых этим государством субъектам национально- -: Российское законодательство закрепляет принцип недискримина-. ции как общий принцип налогового права, который в равной степени : •• применим ко всем категориям налогоплательщиков независимо от го-' v..-сударственной принадлежности. Так, НК РФ устанавливает, что *На-;й~{ логи и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно V: применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религи- :Н озных и иных подобных критериев» (абз. 1 п. 2 ст. 3), а также запрещает ■ «устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, надо-'.';•'. говые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства фи.- -: зических лиц или места происхождения капитала» (абз. 2 п. 2 ст.. 3). •••.^ Более конкретные нормы о недискриминавдш в налоговых отно- ''Щ\ шениях с иностранным элементом устанавливаются в соглашениях об "Щ избежании двойного налогообложения. Наиболее общий и самый pac--';«;b пространенный вид запрещаемой дискриминации формулируется в со- '■% глашениях как возложение одним Договаривающимся Государством на. $:\ национальных лиц (или резидентов) другого Договаривающегося Государ-/V^ ства налоговых и связанных с ними обязательств, иных или более обреме~'?"-Х нительных, чем налоговые и связанные с ними обязательства, которые у возлагаются или могут возлагаться на национальных лиц (или резидентов) - =;. первого Договаривающегося Государства или третьего государства при ";- тех же условиях. . Соглашения устанавливают и иные виды запрещаемой налоговой,Т' дискриминации. При этом отдельные соглашения запрещают дискри-."'.: минацию не только субъектов иностранного права, но и субъектов на- '••';•• ционадьного права, состоящих в определенных гражданско-правовых отношениях с субъектами иностранного права. Например, многие соглашения запрещают дискриминацию национальных компаний (компаний-резидентов), в уставном капитале которых участвуют субъекты • иностранного права. Также следует отметить, что применяемые в Российской Федера-ции режим недискриминации и национальный режим налогообложения субъектов иностранного права находятся в тесной взаимосвязи. Во-первых, и тот, и другой являются, по сути, отраслевым выражением, с одной стороны, конституционно-правовых принципов равного налогового бремени и равенства в налоговой сфере, а с другой стороны —.. ряда принципов международного публичного права. Во-вторых,-данные режимы фактически предопределяют друг друга. Так, нормы, составляющие содержание национального режима,.фактически создают •;. условия для режима недискриминации путем установления равных прав и обязанностей налогоплательщиков независимо от государственной принадлежности и унификаций наиболее существенных элементов налоговых обязательств. Нормы же, составляющие содержание режима недискриминации, в свою очередь создают условия для национального режима путем запрета дискриминации не только относительно субъектов права других стран, но и относительно субъектов собственного (национального) права. 15.5,3. Режим наибольшего благоприятствования Режим наибольшего благоприятствования предполагает обязательство государства предоставлять государству-партнеру и субъектам его Права льготные, (наиболее благоприятные) условия по сравнению с теми, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. 15.5.4. Режим взаимности Режим взаимности предполагает предоставление субъектам иностранного права благоприятных условий налогообложения, если субъекты права предоставляющего государства пользуются аналогичными благоприятными условиями в данном иностранном государстве. Некоторые элементы этого режима прослеживаются и в законодательстве Российской Федерации. Так, в соответствии с ранее действовавшим'Законом «О подоходном налоге с физических лиц» взимание подоходного налога с иностранных физических лиц в Российской Федерации могло быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в.случае, если в соответствующем иностранном государстве то же самбе предпринято по отношению.к гражданам Российской Федерации1. Кроме национального законодательства, возможность применения режима взаимности предусматривается некоторыми международными.соглашениями об избежании двойного налогообложения. В частности, это предусмотрено в Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии от 18 января 1986 г. об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. Таким образом, налоговые отношения с участием субъектов иностранного права регулируются с учетом элементов нескольких экономических режимов (схема VI—6). 1 См.: п. 5 ст. 16 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц* // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 12. Ст. 591 (ныне утратил силу). 358 Глава [6. Регулирование налоговых отношений с иностранным элементом 16.1. Принцип территориальности в международном налоговом праве 359
Схема VJ-r-б РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ИНОСТРАННОГО ПРАВА
Глав а 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С-ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ 16.1. Принцип территориальности в межгувародном налоговом праве Одним из основополагающих принципов международного налогового права является принцип территориальности. В соответствии с этим принципом государство вправе взимать налог с нерезидента только в тех случаях, если у него возникает объект налогообложения на. территории данного государства или за границей, но в связи с деятельностью на территории данного государства. Принцип территориальности определяется международно-право-. вым принципом территориального верховенства государства над своей территорией. Территориальное верховенство — неотъемлемая часть государственного суверенитета, его материальное воплощение, которое' означает, во-первых, что власть государства, в том числе в сфере налогообложения, является высшей властью по отношению ко всем лицам, находящимся на его территории, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства. Исключения из принципа территориального верховенства могут иметь место только с согласия государства, которое может выражаться в заключаемых государством международных соглашениях и иными способами1. Необходимо отличать территориальное верховенство от юрисдикции государства. Территориальное верховенство выражает всю полноту налоговой власти государства во всех ее конституционных формах (законодательной, исполнительной и судебной), но только в пределах его территории. Юрисдикция же государства означает возможность устанавливать права и обязанности для лиц, определенным образом связанных с данным государством: гражданством (преимущественно в конституционных правоотношениях), экономическим взаимодействием (преимущественно в налоговых правоотношениях) и на основании иных критериев различных отраслей права.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |