КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы установления мер ответственности за нарушения налогового законодательства 10 страница
НК РФ предусматривает ограничения, связанные со сроками проведения выездной.проверки. ■ Проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (ст. 87 НКРФ). Арбитражная практика признает, что, несмотря на такую формулировку, налоговые органы вправе проверять и текущий налоговый период, т.е. и год, в котором проверка проводится1. Такое толкование представляется сомнительным, поскольку: во-первых, эта позиция приводит к тому, что год, в котором проводится налоговая проверка, является одновременно годом, «непосредственно предшествовавшим году проведения проверки», что не вполне согласуется с законами логики; во-вторых, понятие календарного года налоговым законодательством не установлено. Согласно ст. П НК РФ в таких случаях следует уяснить значение данного термина в других отраслях законодательства. Законодательство о бухгалтерском учете и бюджетное законодательство прямо предусматривают, что календарный год — это период с 1 января. по 31 декабря (см. ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете», ст. 12 Бюджетного кодекса РФ). Следовательно, текущий (не закончившийся на момент проведения проверки) год включаться в «три ка-■дендарных года» не может и по этой причине. • Проверка не может продолжаться более двух месяцев, хотя в исключительных случаях вышестоящим налоговым органом она может быть продлена до трех месяцев (ст. 89 НК РФ). Проверка может продолжаться более указанного срока, если у проверяемой организации есть филиалы или представительства: в этом случае срок проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала или представительства. В действительности же ст. 89 сформулирована так, что позволяет налоговым органам при желании проводить налоговую проверку фактически без ограничения времени и просто парализовать деятельность бухгалтерской службы налогоплательщика: в срок проведения проверки не засчитывается время, когда проверяющие не находятся на территории налогоплательщика, а также срок, в течение которого налогоплательщик собирает затребованные налоговым органом документы. Как видим, следуя буквальному толкованию ст. 89, достаточно налоговому органу требовать предоставления все новых и новых документов и заниматься их изучением вне территории налогоплательщика, и проверка может проводиться сколь угодно долго. Кодексом установлено ограничение предмета проверки: запрещается проведение выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период (ст. 87 НК РФ)!. Исключением из этого правила являются случаи: а) реорганизации (ликвидации) налогоплательщика и б) проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего предыдущую проверку. Нередки случаи, когда вышестоящий налоговый орган в порядке контроля назначает повторную проверку, но поручает ее проведение той же самой территориальной налоговой инспекции. Такие действия незаконны, а результаты повторной проверки в этом случае не могут служить основанием для начисления недоимки и санкций, поскольку ст. 87 прямо называет орган, который вправе проводить повторную проверку -— «вышестоящий налоговый орган». Противоположная позиция не соответствует и смыслу нормы: очевидно, что контролировать деятельность территориального налогового органа должен орган, вышестоящий по отношению к нему, а не сама контролируемая налоговая инспекция. Перед началом проверки проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения и ознакомить налогоплательщика (должностных лиц организации-налогоплательщика) с решением о назначении проверки. При отсутствии у проверяющих надлежаще оформленного решения либо служебных удостоверений налогоплательщик вправе от-
1 Например, проверка проводится в 2003 году. Как считает Высший Арбитражный Суд, в этом случае проверкой может быть охвачен и сам 2003 г., а не только 2000— 2002 гг. (см. п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации*) // Вестник ВАС РФ. 2001. № 7. 1 В ныне действующей редакции Кодекса эта норма дублируется в ст. 89 с добавлением слов «в течение календарного года». Представляется, что данное противоречие должно разрешаться с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ в интересах налогоплательщика, т.е. в пользу приоритета нормы ст. 87 Кодекса. 506 Глава 20. Налоговые органы 20.4. Функции, прайа и обязанности налоговых органов 50?
казать им в представлении документов и даже в допуске проверяющих в свои рабочие помещения или на свою территорию. Специальное правило установлено НК РФ для налогоплательщиков — физических лиц: доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения против воли проживающих в них лиц возможен только в случаях, предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ). В целях повышения эффективности проведения налоговой проверки законодательством установлены такие важные полномочия должностных лиц налогового органа, как право получения (истребования) документов и осмотра (обследования) помещений. Несмотря на то что ст. 31 НК РФ определяет эти полномочия отдельно от права проведения налоговых проверок, право истребования документов и осмотра помещений может использоваться только в рамках налоговой проверки, как об этом говорится в ст. 92 и 93 НК РФ. Лицо, к которому обращено требование о представлении документов для проверки, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ представления документов может повлечь применение мер ответственности, установленных ст. 126 НК РФ, а также выемку документов, процедура которой регламентируется ci. 94 НКРФ. Статья 93 предусматривает, что документы передаются налоговому органу в виде заверенных должным образом копий. Представляется, что эта норма направлена на защиту интересов налогоплательщика и " потому устанавливает лишь право налогоплательщика не представлять оригиналы документов (они могут быть ему необходимы в текущей работе), но не обязанность предприятия копировать документы и заверять копии. Бывают ситуации, когда налогоплательщику удобнее дать на проверку оригиналы: например, когда запрашивается слишком большое количество документов. НК РФ закрепил правила оформления результатов налоговых проверок. Необходимо, однако, иметь в виду, что эти правила относятся только к выездным проверкам. Завершение камеральных проверок законодательство не связывает с принятием ненормативных актов установленной формы. Если в ходе камеральной проверки обнаружены какие-либо ошибки налогоплательщика, налоговый орган уведомляет его об этом и при необходимости направляет требование об уплате доначисленной суммы налога. По окончании выездной проверки составляется справка о ее проведении, а выявленные нарушения фиксируются в акте налоговой проверки. Последний не является актом государственного органа, поскольку содержит лишь описание фактов хозяйственной деятельности на- логоплателыцика и выводы работников налоговой инспекции. Поэтому сам по себе акт проверки не создает для проверяемого лица никаких прав или обязанностей и не может рассматриваться как ненормативный акт налогового органа. Но в процессуальном плане такой акт может служить доказательством по делу: в случае возникновения судебного спора это один из основных документов, определяющих наличие или отсутствие обстоятельств,, имеющих значение для разрешения спора. В частности, ст. 53 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта государственного органа, возлагает на этот орган. Именно налоговый орган процессуальное законодательство обязывает обосновывать выводы, изложенные в акте проверки. Доказательствами могут быть признаны только те документы, которые получены (созданы) с соблюдением установленного порядка. Поэтому для выполнения этой своей функции акт проверки должен содержать все необходимые сведения и быть правильно оформленным. В вводной части акта выездной налоговой проверки указываются общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, в частности: номер акта проверки; наименование и ИНН проверяемой организации (Ф.И.О., ИНН индивидуального предпринимателя); место проведения проверки, дата акта проверки (дата подписания акта проверяющими); дата и номер решения налогового органа на проведение выездной налоговой проверки; вопросы проверки; проверяемый период деятельности налогоплательщика; дата на-чалаи окончания проверки; юридический адрес и адрес фактического местонахождения проверяемой организации (постоянного места жительства индивидуального предпринимателя); сведения о наличии лицензируемых видов деятельности; сведения о фактически выполняемых налогоплательщиком видах финансово-хозяйственной деятельности и др. Описательная часть акта проверки содержит изложение выявленных налоговых правонарушений или указание на их отсутствие (на практике встречается исключительно редко) и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения (постановления) по результатам проверки. Содержание описательной части акта должно отвечать следующим требованиям. * Объективность выводов. Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах. Выводы, излагаемые в акте, должны быть результатом объ- 508 Глава 20. Налоговые органы 20.4- Функции, права и обязанности налоговых органов
ективного и всестороннего изучения документации налогоплательщика и фактических обстоятельств, связанных с налогообложением. Недопустимы случаи, когда проверяющие во время проверки придерживаются «обвинительного уклона», основывают свои выводы лишь на части представленной документации, игнорируют объяснения налогоплательщика и документы, подтверждающие его позицию. * Полнота изложения. В акте не должно быть простой констатации " фактически уплаченных налогоплательщиком, и сумм, подлежащих уплате на основании данных проверки, и как результат указаны конкретные суммы налогов, недоплаченные в результате каждого из допущенных нарушений. Проверяющие должны установить и иные обстоятельства, необходимые для принятия правильного решения о доначислении сумм налогов и применения мер ответственности. В частности, должны быть указаны обстоятельства, исключающие применение мер ответственности (например, отсутствие вины), и обстоятельства, смягчающие иди отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. • Обоснованность выводов. Выводы, содержащиеся в акте провер Факты, изложенные в акте проверки, могут подтверждаться ссылками на заключения экспертов, протоколами опроса свидетелей, а также иными документами, составленными при проверке. - Четкость и доступность изложения. Выявленные нарушения должны быть сгруппированы по видам налогов и периодам деятельности налогоплательщика. Однородные нарушения могут быть изложены в виде таблиц или в иной форме (в виде приложений к акту проверки). Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность неоднозначного толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для понимания лицами, не имеющими специальных знаний в области, бух В итоговой части акта проверки содержится обобщение фактов, которые отражены в описательной части. Эта часть акта содержит:,,-. • сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки случаев недоплаты или переплаты налоговых платежей с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений; -•'■.--■-.-..-> • предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных мер, направленных на пресечение выявленных нарушений и возмещение ущерба, понесенного государством (взыскание недоимки по налогам^ пеней за несвоевременную уплату натогов и т.д.); • выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений и предложения по привлечению налогоплательщика к ответственности. Выводы и предложения должны содержать изложение состава совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на еоответетвуюище нормы Налогового кодекса РФ, а также предусмотренные этими Нормами размеры штрафов; ■ указания на обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответ Составленный акт налоговой проверки подписывают проверяющие Оформленный акт проверки вручается налогоплательщику или при отказе от его получения направляется ему по почте заказным письмом. Принятие решения по результатам налоговой проверки. Решение (постановление) как специальный ненормативный акт налогового органа принимается только по окончании выездной налоговой проверки. Согласно ст. 88 НК РФ по результатам камеральной проверки, выявившей недоплату налога, налогоплательщику направляется только требование 510 Глава 20. Налоговые органы 20.4. Функции, права и обязанности налоговых органов
об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Согласно ст. 101 НК РФ полномочиями по принятию решения (постановления) по результатам проверки обладают только руководитель налогового органа и его заместитель. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки (производство по делу о налоговом правонарушении) включает две стадии: . ■ рассмотрение материалов проверки, в том числе представленных налогоплательщиком письменных объяснений (возражений). В случае представления таких объяснений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц или представителей налогоплательщика; • собственно вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, либо, если принятие обоснованного решения по имеющимся материалам не представляется возможным, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. По смыслу этой нормы дополнительные мероприятия налогового контроля могут заключаться в дополнительной проверке тех обстоятельств, на которые ссылаются проверяющие в акте проверки, либо доводов, которые заявляет налогоплательщик в своих возражениях. Предметом этих мероприятий Не могут быть новые налоговые периоды или обстоятельства, которые не упоминаются в этих документах, в противном случае такие «дополнительные мероприятия» фактически означают продление срока проверки или даже новую выездную налоговую проверку, что противоречит ст. 89 НК РФ!. Решение должно содержать изложение выводов проверяющих и доводов налогоплательщика, результаты проверки этих доводов, решение о привлечении к ответственности с указанием конкретных нарушений и применяемых мер ответственности в соответствии с правовыми нормами. Налоговые органы нередко принимают решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, либо вовсе не описывая допущенное налоговое нарушение, либо ограничиваясь фразой вроде «в течение 1 Как справедливо указывает О.Р. Михайлова, «необходимость в таких мероприятиях возникает, если налогоплательщик с письменными объяснениями или возражениями представляет дополнительные документы. Изучение этих документов, их анализ и проверка содержащихся в них сведений, по существу, и являются дополнительными мероприятиями налогового контроля». См.: Михайлова О.Р. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля //Ваш налоговый адвокат. М., 2001. Вып. 3 (17} С. 14-15. проверяемого периода налогоплательщиком занижена облагаемая база - по налогу на имущество на сумму...» Подлежат ли такие решения отмене, если материалы проверки действительно указывают на наличие состава налогового правонарушения? Пункт 6 ст. 101 НК РФ предусматривает, что несоблюдение налоговым органом процедуры вынесения решения «может являться основанием для отмены решения налогового органа». Следовательно, нарушение процедурных норм не обязательно должно привести к отмене принятого по результатам проверки решения: нарушением процедуры считается и принятие решения без рассмотрения материалов проверки, и неуказание в решении одного из множества доводов, заявленных налогоплательщиком в свою защиту. Но очевидно, что подход к этим нарушениям должен быть различным. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо оценить характер допущенного налоговым органом нарушения, установить, насколько оно повлияло на объективность, обоснованность и законность принятого решения. Изложенной позиции придерживается и арбитражная практика. При этом в п. 30 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»1 уточняется, что в решении по результатам налоговой проверки «непременно должен быть обозначен его предмет, т.е. суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса». Таким образом, решение налогового органа, которое не содержит указания на существо допущенного нарушения, которым не установлены действия налогоплательщика, приведшие к нарушению налогового законодательства, должно быть отменено как необоснованное и не соответствующее ст. 101 НК РФ. На основании вынесенного решения налогоплательщику направляется требование об уплате сумм доначисленных налогов и пеней. 20.4.3. Полномочия по взысканию сумм налогов^ пеней и штрафов Полномочил налоговых органов по взысканию сумм налогов, пеней и штрафов —■• это полномочия, связанные с устранением ущерба, причиненного бюджету неуплатой налоговых платежей, и исполнением мер ответственности, примененных к налогоплательщику. Реализация згих полномочий происходит вне рамок налогового контроля, так как ' Вестник ВАС РФ. 2001. № 7. Глава 20. Налоговые органы 1.4. Функции, права и обязанности налоговых
представляет собой последствия нарушений, выявленных при налоговых проверках. В соответствии с законодательными нормами, действовавшими до принятия части первой НК РФ, полномочия по взысканию налогов и пеней — с одной стороны, и полномочия по взысканию штрафов —. с другой — практически не различались, процедура взыскания и тех, и других была одинаковой. Положение изменилось с конца 1996 г., когда Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П указал на неконституционность взыскания налоговых санкций в бесспорном (внесудебном) порядке. Эта позиция нашла свое отражение и в НК РФ. Полномочия по взысканию сумм налогов и пеней. Право взыскания недоимки по налогам и пеням установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взыскания конкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности по уплате налога (ст. 45—48 НК РФ). Правила взыскания пеней идентичны процедуре взыскания недоимки по налогам. Взыскание сумм налогов с организаций, по общему правилу, проводится в бесспорном порядке (т.е. без обращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок. Если взыскание проводится по результатам налоговой проверки, то под установленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указанный в требовании, когорос направляется налогоплательщику. Для списания сумм налогов со счета организации-налогоплательщика налоговый орган направляет в банк инкассовое поручение, которое должно быть исполнено банком не позднее следующего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднее двух последующих дней, если взыскание обращено на валютный счет налогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налогов списываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т.е. в третью очередь). В целях защиты имущественных прав банка НК РФ устанавливает ограничения, для списания средств с депозитных счетов: суммы налога с таких счетов не списываются до истечения срока депозитного договора. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика возможно лишь при недостаточности средств на его счетах или при отсутствии информации о его счетах. При таком взыскании имущество налогоплательщика реализуется на основании специального решения руководителя (его заместителя) налогового органа путем возбуждения'судебным приставом-исполнителем исполнительного производства в по- рядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»1. Налоговый кодекс РФ устанавливает очередность взыскания иму-щсетва: 1) наличные денежные средства; 2) имущество непроизводственного назначения (ценные бумаги, валютные ценности, легковой автотранспорт и т.д.);» 3) готовая продукция (товары); 4) сырье, материалы и основные средства, участвующие в производстве;
5) имущество, переданное по договорам иным лицам во владение, f пользование или распоряжение; 6) иное имущество. Смысл установления такой очередности заключается в предоставлении налогоплательщику возможности продолжать свою производст- ] венную деятельность несмотря на взыскание. Необходимо иметь в виду, что на имущество, переданное во владение, пользование или распоряжение другим лицам, взыскание обра-игается только после расторжения или признания недействительными; соответствующих договоров в порядке, установленном гражданским законодательством. Причем само по себе желание налогового органа обратить взыскание на данное имущество не может служить 'основанием для расторжения договора или признания его недействительным, поскольку ущерб, нанесенный бюджету, не может устраняться ущемлением прав добросовестных контрагентов налогоплательщика2. Недоимка по налогу с организаций взыскивается через предъявление иска в суд в следующих случаях: * решение о взыскании принято по истечении 60 дней с момента * вывод об имеющейся у налогоплательщика недоимке основан * СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591. з Данная позиция высказана и в постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ ]\% 41/9 от И июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 14). -111 Глава 20. Налоговые органы 20.4. Функдии. права и обязанности налоговых органов 515
определенных условиях) — как безвозмездная передача имущест-говоры займа — как оказание безвозмездных финансовых услуг, №' Дпооы о совместной деятельности - как реализация товаров (работ, ДОГ° ) и т д В таких случаях НК РФ обязывает налоговые органы взыскать доначисленные налоги в судебном порядке; - недоимка взыскивается с организации, являющихся по отноще-налогоплательщику зависимыми (дочерними) организациями, ™бп с организаций, которые по отношению к налогоплательщику' являются основными (преобладающими, участвующими). Лово1ьно широко распространена практика, когда предприятие, с „птооого налоговый орган пытается взыскать недоимку, не получает ыпучки от реализации продукции (работ, услуг) на свои банковские Т а направляет финансовые потоки в родственные организации К^'ультате инкассовое поручение, выставленное налоговым орга-мС может годами не исполняться из-за отсутствия средств на счете Н U ма ст 31 НК РФ предусматривает возможность предъявления налоговыми органами иска о взыскании суммы недоимки, пеней и, в с родственных юридических лиц1, если: а) недоимка числится ШТРялогоплательщиком более трех месяцев; б) на счета зависимых (до- Т\ш) или основных (преобладающих, участвующих) организаций одит выручка за реализуемые налогоплательщиком товары (работы услуги). С 1\Ш налогов и пеней с физических лиц взыскиваются налоговым ном исключительно путем обращения в суд с соответствующим °РГа м Иски к индивидуальным предпринимателям рассматриваются ИСК<битражном суде, а иски к физическим лицам, не имеющим такого в аро р^ ^ ^ общей юрисдикции.. В случае удовлетворения иско-статуса,>бований налогового органа взыскание выполняет судебный ппмгтав-исполнителъ в порядке, установленном для исполнительного водетва Очередность обращения взыскания на имущество нало-ПР°Иэтелыцика-физического лица установлена той же, что предусмотрена ддя взыскания' сумм недоимки с организаций.. Полномочия по взысканию сумм- налоговых санкций. Основные пра- взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ВИЛН)4 105 и 115 НК РФ. Кодексом предусмотрен судебный порядок СТ' екания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться "Т71д^Гобратить внимание, что согласно ст. 31 НК РФ в целях этой статьи поня- поженил ^т i» ««■ iv,w j J донном М>ш неприменимы 1 с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчик — организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющегося предпринимателем. Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104). Следствием неисполнения этой обязанности во всех случаях должно быть возвращение судом искового заявления по основанию, указанному в п. 1 ст. 108 АПК РФ: «несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком». После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов проводится в порядке исполнительного производства. Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав налогоплательщиков — срок давности взыскания санкции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и со-(лавления соответствующего акта. Этот срокявляется пресекательным, [ 1 е восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска налоговым органом'. 20.4.4. Полномочия в сфере контроля за наличным денежным обращением i Российским законодательством, как и законодательством боль-, шинства государствз предусмотрены специальные правила, регулирующие наличное денежное обращение. Эти правила установлены с целью! защи гы прав потребителей товаров и услуг, фискальных интересов го-I с> царства, обеспечения финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Поэтому судебная практика справедливо рассматривает право-| отношения в сфере контроля за совершением операций с наличными
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |