Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы установления мер ответственности за нарушения налогового законодательства 11 страница




денежными средствами в качестве административных2. I В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денеж-

| ! См.: п. 20 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от И июня 1999 г j № 41/9.

| - См., например: постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г.

I № 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 4; постановление Пленума ВАС РФ от 4 августа 1999 г. № 10 «О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществле­нии денежных расчетов с населением» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 9.


<51 g Глава 20. Налоговые органы


20.4. функции, права и обязанности налоговых органов 517


 


ных расчетов с населением»1 предприятия и предприниматели обязаны зарегистрировать контрольно-кассовые машины (ККМ) и использо­вать их при осуществлении расчетов с населением2. Использованию и регистрации подлежат только модели контрольно-кассовых машин, обладающие фискальной памятью и включенные в государственный реестр, публикуемый Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Несмотря на то что эти обязанности предприятий и предпринима­телей не относятся к собственно налоговым, органы МНС России на­делены значительными полномочиями по контролю в области налич­ного денежного обращения. Эти полномочия предоставлены им выше­указанным Законом. Органы МНС России:

• регистрируют ККМ, которые используются- при расчетах с на­селением;

• проводят контроль за соблюдением правил использования ККМ и за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях, про­водят проверки правильности выдачи чеков;

• налагают штрафы на предприятия и на физических лиц, винов­ных в нарушении порядка применения ККМ (ст. 6 Закона от 18 июня 1993 г. №5215-1).

При проведении таких проверок предметом контроля являются паспорт контрольно-кассовой машины, книга кассира-операционис­та, использованные контрольные ленты за отчетный период, ежеднев­ная кассовая книга или сводный кассовый (товарный) счет, расчетные и платежные документы по учету выручки и дохода3. В соответствии с п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при проведении денежных расчетов с населением4 контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в

I Ведомости СНД РФ и ВС РФ.!993. 27. Ст. 1018.

з Перечень отдельных категорий предприятий и предпринимателей, которые в ciiny специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могу г осущест­влять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. [993. № 32. Ст. 3017.

3 См.: Методические рекомендации по организации контроля за применением кон­трольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (yi-верждены Госналогслужбой России и ДНИ РФ 29 июля, 3 августа 1994 г, № НИ-6-14/281, ВЯ-1155).

4 Утверждено постановлением Совета Министров — Правительства РФ ог 30 июля 1993 г. № 745 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера­ции. 1993. № 32. Ст. 3017 (с изм. и доп.).


течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.

Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осу-

, ществяении денежных расчетов с населением» не устанавливает ни правил проведения налоговыми органами проверок правильности при­менения ККМ, ни порядка производства по делам о нарушении зако­нодательства о наличном денежном обращении. Данные вопросы ре­гулируются общими нормами Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также подзаконными актами, такими, как Мето­дические рекомендации по организации контроля за применением

' контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Госналогслужбой России и ДНП РФ 29 июля, 3 августа 1994 г. № НИ-6-14/281, ВЯ-И55)' и Методические рекомендации о порядке оформления результатов проверок, проведен­ных, налоговыми органами по соблюдению требований Закона РФ «О

; применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денеж-

* ньгх расчетов с населением» и принятию мер по взысканию штрафных
j санкций (утверждены письмом Госналогслужбы России от 27 июля
; 1998 г. № ВК-6-16/472)2.

i Проверка соблюдения предприятием или индивидуальным пред-

j принимателем законодательства о наличном денежном обращении | проводится на основании поручения, которое подписывается руково- \ дитслем налогового органа или его заместителем. Должностное лицо ] налогового органа, которое проводит проверку, предъявляет это пору-! чеиие вместе со своим служебным удостоверейием руководителю про-! веряемого предприятия или лицу, которое его замещает (п. 1.7 Мето- \ дических рекомендаций от 29 июля 1994 г.).

j Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения порядка налич-

) ныл денежных расчетов, это отражается в акте проверки. По существу | данный акт является протоколом об административном правонаруше-s нии и поэтому должен отвечать требованиям, предусмотренным гл. 28

* КоАП РФ. В частности, в акте должны быть указаны дата и место его
! составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего
; протокол (постановление); сведения о личности нарушителя, место,
j время совершения и существо административного правонарушения;
: нормативный акт, предусматривающий ответственность заданное ира-
' вонарушение; фамилии, адреса свидетелей, если они имеются; объяс-
. непие нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела
i (ст. 28.2 КоАП РФ).

1 Текст официально не опубликован.

2 Финансовая Россия. 1998. № 29.



Глава 20. Налоговые органы


20.5. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц 519


 


Как и акт налоговой проверки, акт проверю! соблюдения законо­дательства о наличных денежных расчетах служит одним из доказа­тельств в случае возникновения административного или судебного спора. Однако обстоятельства, изложенные в акте, могут и должны подтверждаться и иными доказательствами, например, документами бухгалтерского учета, актами контрольных закупок, свидетельскими показаниями, объяснениями должностных лиц проверяемого пред­приятия, документами предыдущих проверок (п. 1.9 Методических ре­комендаций 1994 г.; п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 сентября 1996 г. № 7 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о применении контроль­но-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населе­нием»1). Отсутствие ссылок на такие документы является основанием для отмены решений, принятых по данному акту2.

По результатам проверки налоговый орган вправе вынести поста­новление о применении штрафных санкций за нарушение порядка расчетов с населением. Такое постановление может быть вынесено в срок не более двух месяцев с момента обнаружения правонарушения (ст. 4.5. КоАП РФ).

В силу ст. 4.1. КоАП РФ при значении наказа должны учитывать­ся характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчаю­щие, ответственность. В случае возникновения судебного спора о применении ответственности за нарушение правил применения ККМ суд также обязан оценить соответствующие обстоятельства, что может привести к снижению судом размера санкций, наложенных на нарушителя3.

В течение 10 дней с момента вынесения постановления о приме­нении к предприятию или предпринимателю мер ответственности оно может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в арбитражный суд (ст. 30.1. КоАП РФ; п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 4 августа 1999 г. № 10 «О некоторых вопросах практики применения Закона Российской.Федерации «О применении ' кон­трольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»).

1 См.: Вестник ВАС РФ. 1996. № И.

2 См., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N° 1814/97.

3 Такой позиции придерживается и ВАС РФ. См.: п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 4 августа 1999 г. № 10.


20.5. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц

Необходимо разделять ответственность налоговых органов как го­сударственных организаций и ответственность их работников, по­скольку виды и порядок применения ответственности в этих случаях совершенно различны.

20,5.1. Ответственность налоговых органов

Несмотря на то что НК РФ содержит специальную статью об от­ветственности налоговых органов (ст. 35), а Закон «О налоговых орга­нах Российской Федерации» отводит этому вопросу отдельную главу (гл. Ш «Ответственность налоговых органов»), в обоих законодатель­ных актах предусмотрен лишь один вид ответственности налоговых органов — возмещение убытков, причиненных налогоплательщику не­законными действиями этих органов и их должностными лицами. Таким образом, нормы налогового законодательства не устанавливают какой-либо специальной ответственности налоговых органов, а, по сути, повторяют положение ст. 53 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного неза­конными действиями (бездействием) государственных органов.

Состав убытков и порядок их возмещения регулируются граждан­ским законодательством. Как явствует из ст. 15 ГК РФ,,убытки могут быть двух видов:

* реальный ущерб — расходы, которые лицо, чье право нарушено, -
произвело или должно будет произвести для восстановления нарушен­
ного права, утрата или повреждение его имущества;

• упущенная выгода — неполученные доходы, которые это лицо
получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его
право не было нарушено.

Поскольку иное не предусмотрено законодательством, при нару­шении прав налогоплательщика подлежат возмещению как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Налоговое законодательство не устанавливает особой процедуры предъявления требований о возмещении убытков, поэтому такие тре­бования должны предъявляться в порядке, предусмотренном граждан­ским законодательством. Однако налоговые органы не обладают ни источником их возмещения (денежными средствами, которые могут быть направлены на эти цели), ни соответствующей компетенцией (ни одним нормативным актом такое право налоговым органам не предо­ставлено). Поэтому даже в случае признания налоговым органом тре-


 



Глава 20. Налоговые органы


20.5. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц 521


 


бований налогоплательщика возмещение ему убытков возможно толь­ко через возбуждение искового производства1.

Ответчиками по делу о возмещении убытков могут быть Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного ор­гана (ст. 16 ГК РФ; п. 10 ст. 158 БК РФ). Убытки возмещаются за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35 НК РФ). Поэтому, строго говоря, рассматриваемую ответственность лишь условно можно считать ответ­ственностью налоговых органов; действительный субъект ответствен­ности — государство, на которое Конституцией РФ и Гражданским кодексом Российской Федерации возложена обязанность отвечать за незаконные действия всех своих органов, включая налоговые.

Предъявление иска о возмещении убытков, причиненных налого­выми органами, требует тщательной подготовки. Случаи удовлетворе­ния судами подобных исков весьма редки.

Обстоятельства, которыми истец обосновывает свои требования, должны доказываться самим истцом (п. 1 ст. 53 АПК РФ). Поэтому налогоплательщик, предъявляя иск о возмещении убытков, причинен­ных незаконным действием налогового органа, должен обосновать:

незаконность действия налогового органа, повлекшего убытки налогоплательщика (например, ссылкой на судебный акт, признаю­щий аналогичное решение налогового органа недействительным);

факт возникновения убытков в виде реального ущерба или упу­щенной выгоды. Так, если предприятие из-за незаконного действия налогового органа не смогло вовремя расплатиться с контрагентами, это не является убытками по причине отсутствия его расходов2; обычно весьма трудно доказать убытки в виде упущенной выгоды, так как тре­буется обосновать, что те или иные доходы налогоплательщик непре­менно получил бы, если бы не действия налоговых органов3;

размер причиненных убытков и то, что налогоплательщик сделал все, от него зависящее, чтобы убытки минимизировать. Например, если убытки вызваны отсутствием средств на счете вследствие их спи­сания налоговым органом, налогоплательщик должен доказать, что предпринимал различные действия по изысканию иных источников

1 Сообщения некоторых авторов о случаях добровольного возмещения налоговыми
органами причиненных убытков (см.: Воробьева В.Н. Рассмотрение налоговых споров
в 1997 году и причины удовлетворения судебными органами исков налогоплательщи­
ков // Налоговый вестник. 1998. № 4. С. 12), очевидно, касаются возмещения убытков
по решению суда в добровольном (непринудительном) порядке.

2 См.: постановление Президиума ВАС РФ от 4 марта 1997 г. № 4520/96.

3 Витрянский В. В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Граж­данский кодекс. М: МЦФЗР, 1995. С. 84.


(обращался в банки за получением кредита и т.п.). Мерами по предот­вращению и снижению убытков могут быть и обжалования незаконных действий налоговых органов в административном или судебном по­рядке;

причинно-следственную связь между незаконными действиями налоговых органов и убытками налогоплательщика. Отсутствие дока­зательства такой связи — наиболее частое основание для отказа в удов­летворении исковых требований о возмещении убытков1.

20,5.2. Ответственность должностных лиц налоговых органов

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О налоговых органах Россий­ской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответст­венности в соответствии с действующим законодательством. Как видим, норма Закона имеет отсылочный характер, и порядок приме­нения различных видов ответственности к должностным лицам нало­говых органов регулируется нормами других отраслей законодательст­ва.

Общий порядок дисциплинарной ответственности государственных служащих установлен ст. 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № П9-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» (с изм.).2 В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (совершения должностного проступка) на работника на­логового органа может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

■ замечания;

• выговора;

• строгого выговора;

*' предупреждения о неполном служебном соответствии;

• увольнения.

До решения вопроса о применении дисциплинарной ответствен­ности работник налогового органа может быть временно (но на срок не более одного месяца) отстранен от исполнения должностных обя­занностей.

i См например- постановления Президиума ВАС РФ от 15 сентября 1998 г. № 3430/98; от 22 апреля 1997 г. № 4459/96; от 12 марта 1996 г. № 7369/95. См.: Шубин ДА. Взыскание убытков, причиненных налоговыми органами // ФьК. 1999.

№ 9. С. 68.

2 СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990.



Глава 20. Налоговые органы


21.1. Финансовые органы: понятие, задачи, цели 523


 


Как наложение дисциплинарных взысканий, так и т-™-

- - „ *1 и[сшаиение от

исполнения служебных обязанностей проводится тем надоговы
ганом или тем руководителем, который имеет право назначать DaG°P~
ника на государственную должность. Так, применение мер дисщтли"
парной ответственности к начальнику московской территориаль "
инспекции — компетенция руководителя Управления МНС Ро Н°И
по г. Москве. ссии

Должностные лица налоговых органов подлежат материальной от ветственности за причинение ущерба организации, с которой они стоят в трудовых отношениях. Порядок привлечения к материальной ответственности регулируется законодательством о труде

Материальная ответственность наступает, как правило при нагл
чии следующих условий: ' 1"

' предприятию причинен действительный, реальный (прямот
имущественный ущерб; ^

• ущерб причинен работником при исполнении трудовых (слу­жебных) обязанностей; >

• работник виновен в причинении ущерба;

■ имеется причинная связь между действиями работника и при­
чиненным материальным ущербом.

За ущерб, причиненный организации, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере пря­мого ущерба, но не более своего среднемесячного заработка Случаи полной материальной ответственности оговорены специально

Применительно к деятельности налоговых органов наиботее зна­чимыми являются:

■ ущерб причинен преступными действиями работника налогово­
го органа, установленными приговором суда:

• имущественный вред причинен не при исполнении должност­ных обязанностей (например, в свободное от работы время работник по своей вине наносит ущерб служебной машине);

• ущерб причинен работником, находившимся в Нетрезвом состо­янии.

Работник налогового органа возмещает ущерб по распоряжению руководителя налогового органа в размере, не превышающем его сред­немесячного заработка. В остальных случаях меры материальной от­ветственности применяются предъявлением иска в суд общей юрис­дикции.

Уголовная ответственность к должностным лицам налоговых орга­нов применяется в общем порядке и на общих основаниях предусмот­ренных Уголовным кодексом РФ.


Основные составы преступлений, которые совершаются государст­венными служащими при исполнении должностных обязанностей, ус-' тановлены в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах мест­ного самоуправления». К их числу относятся:

' злоупотребление должностными полномочиями — использова­ние служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285 УК РФ);

• превышение должностных полномочий — совершение долж­
ностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий
и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов
граждан или организаций либо охраняемых законом интересов обще­
ства или государства (ст. 286 УК РФ);

; * получение взятки должностным лицом в виде денег, ценных

: бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за дей- [ ствия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц,

если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия
, должностного лица либо оно в силу должностного положения может
; способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее по-
', кровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ);
' • халатность — неисполнение или ненадлежащее исполнение

должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестно-; го или небрежного отношения к службе (ст. 293 УК РФ).

' Глава 21

ПОЛНОМОЧИЯ МИНФИНА РОССИИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

' 21.1. Финансовые органы: понятие, задачи, цели

В Российской Федерации финансовые органы обособлены от на-! лотовых органов, поэтому участие финансовых органов в налоговых отношениях ограниченно. Тем не менее такое участие необходимо, так ; как финансовые органы отвечают за подготовку и исполнение бюдже-! та, а налоги — важнейший доходный источник бюджета.; Под финансовыми органами понимаются:

• Министерство финансов Российской Федерации;

• министерства финансов республик, финансовые управления
, (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Мос-
- квы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов,
; районов, городов.


524 Глава 21. Полномочия Минфина России в налоговой сфере


21.2. Система и структура финансовых органов



 


Такой состав финансовых органов назван в качестве участников налоговых отношений в ст. 9 НК РФ.

Министерство финансов Российской Федерации — исполнитель­ный орган власти РФ, осуществляющий функции государственного управления в сфере финансовой деятельности. Отличительной чертой этого органа является комплексный характер его функций, охватыва­ющих все стороны финансовой деятельности государства1.

Основные задачи Минфина России:

* проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и ва­
лютной политики;

■ концентрация финансовых ресурсов;

* разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его ис­
полнения;

' разработка методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении, а также методологическое руководство бух­галтерским учетом и отчетность3.

В сфере налоговых отношений основная цель Минфина России — проведение эффективной налоговой политики путем прогнозирования налоговых поступлений и внесения предложений по совершенствова­нию системы налогов.

Необходимо учесть, что в структуре центрального аппарата Минис­терства финансов Российской Федерации функционирует организаци­онно обособленная система органов Федерального казначейства: Как правило, непосредственными участниками налоговых отношений (на­пример, при распределении регулирующих налогов между уровнями бюджетной системы) со стороны Минфина России выступают именно органы Федерального казначейства.

Основные задачи органов Федерального казначейства:

* кассовое исполнение федерального бюджета;

* управление доходами и расходами федерального бюджета;

* краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование по­ступления и расходования средств федерального бюджета;

* сбор информации о состоянии государственных финансов3.

В сфере налоговых отношений основной целью органов казначей­ства является своевременное и полное зачисление всех сумм налогов.

1 См.: Финансовое право. Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юристъ, 2000.
С. 85.

2 См,: п. 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. по­
становлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. 279 // СЗ
РФ. 1998. № П. Ст. 1288.

3 См.: п. 8 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации,,утв
постановлением Совета министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864


уплаченных в федеральный бюджет, на единый казначейский счет фе­дерального бюджета (кассовое исполнение бюджета по налоговым до­ходам). Для этой цели Федеральное казначейство располагает развет­вленной сетью территориальных органов по всей стране. Налогопла­тельщики перечисляют налоги на счета соответствующего отделения казначейства по месту своего нахождения. Отделение казначейства переводит все полученные суммы на единый счет федерального бюд­жета. Тем самым все налоговые доходы федерального бюджета консо­лидируются на одном счете.

Если налогоплательщик уплачивает регулирующий налог, который распределяется в долях между бюджетами различных уровней, отделе­ние казначейства, получившее платеж, делит сумму налога и переводит соответствующие доли на единый счет федерального бюджета субъекта. Федерации и (или) муниципального бюджета.

Цели и задачи финансовых органов субъектов Федерации и муни­ципальных образований в целом аналогичны целям и задачам Минис­терства финансов Российской Федерации с учетом уровня их.компе­тенции — это проведение бюджетной и налоговой политики на соот­ветствующей территории, разработка проектов и исполнение бюдже­тов, концентрация финансовых ресурсов субъекта Федерации или муниципального образования.

21.2. Система н структура финансовых органов

Система финансовых органов РФ строится на основе принципа бюджетного федерализма и самостоятельности бюджетов. В связи с этим финансовые органы субъектов Федерации не находятся в подчи­нении Минфину России. Финансовые органы муниципальных обра­зований также не подчинены каким-либо вышестоящим финансовым

органам.

Последовательная реализация принципа самостоятельности бюд­жетов (ст. 28 БК РФ) предполагает, что каждый бюджет обслуживается отдельной казначейской системой: для федерального бюджета — это система органов федерального казначейства, для бюджета субъекта Фе­дерации — казначейство субъекта Федерации и т.д. По смыслу ст. 215 БК РФ, устанавливающей правило казначейского исполнения бюдже­тов, на всех уровнях бюджетной системы должны создаваться органы исполнительной власти, являющиеся кассирами соответствующего бюджета.

Однако создание самостоятельных казначейств на местах не полу­чило развития. В качестве примера успешного создания регионального казначейства можно привести организацию городского казначейства


526 Глава 21. Полномочия Минфина России а налоговой сфере


21.2. Система и струкгура финансовых органов 527


 


Санкт-Петербурга в структуре комитета финансов1. В Москве на базе
департамента финансов Правительства г. Москвы также создана сис­
тема органов городского казначейства, призванная обслуживать испол­
нение бюджета г. Москвы2.. -

Большее развитие получило возложение функций по исполнению бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на органы Феде­рального казначейства РФ.

С точки зрения удобства для налогоплательщика централизация функций по кассовому исполнению всех бюджетов в единой системе органов Федерального казначейства позволяет упростить уплату нало­га. Распределение сумм регулирующих налогов между уровнями бюд­жетной системы в такой ситуации может целиком возлагаться на ор­ганы казначейства, а налогоплательщик не будет обременен выясне­нием вопроса о том, в каких долях в какие бюджеты должен поступать уплаченный им налог.

Тем не менее полностью освободить налогоплательщиков от обя­занностей по распределению налога не удастся. Участие налогопла­тельщика необходимо в том случае, если сумму надога," поступающую в региональный или местный бюджет, необходимо разделить между несколькими бюджетами одного уровня.пропорционально степени экономического присутствия налогоплательщика на соответствующей территории.

Так, в соответствии со ст. 284 НК РФ налог на прибыль организа­ций зачисляется:

- но ставке 7,5% — в федеральный бюджет;

* по ставке 14,5% — в бюджеты субъектов Федерации;

* по ставке 2% — в местные бюджеты.

В двух последних случаях начог уплачивается в бюджеты'тех субъ­ектов федерации и муниципальных образований, на территории кото­рых налогоплательщик ведет деятельность через обособленные подраз­деления, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (ст. 288 НК РФ). Очевидно, что распределить налог на прибыль между этими бюджетами удобнее самому налогоплательщику, т.е. только он обладает информацией о доле прибыли, полученной от деятельности в том или ином регионе.

Организационная структура Министерства финансов РФ и Феде­рального казначейства. Министерство финансов Российской Федера-

1 Иванова Н.Г. Бюджетный кодекс РФ и вопросы исполнения региональных бюд­
жетов. — http://www.wbase.duma.gov.ru.

2 Постановление Правительства г. Москвы от 7 декабря 1999 г. № 1122 // Всспшк
. мэрии г. Москвы. 2000. № 2.


ции состоит из центрального аппарата и территориальных органов. Последние могут создаваться в случае необходимости, не подменяя собой финансовые органы субъектов Федерации и местного самоуп­равления.

Центральный аппарат включает структурные подразделения и де­партаменты по основным направлениям деятельности Минфина Рос­сии1. В сфере налогообложения действуют Департамент налоговой по­литики, Департамент бюджетной политики, Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности. Департаменты ведут аналитическую работу, обобщают российский и международный опыт в области на­логообложения и бухгалтерского учета, разрабатывают проекты нор­мативных актов.

В структуру Минфина России входит также Федеральное казначей­ство, представляющее собой систему органов, организационно подчи­ненных Министерству.

Федеральное казначейство является единой централизованной сис­темой органов, состоящей из:

• Главного управления Федерального казначейства Минфина России;

■ территориальных органов Федерального казначейства по рес­публикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением горо­дов районного подчинения), районам и районам в городах2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.