КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управления и отделы 1 страница
Территориальные органы налоговой Федеральная служба налоговой полиции Структура органов системы налоговой полиции * Директор * Коллегия * Функциональные.подразделения полиции по субъектам Федерации —
1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114. 2 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1110. 3 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 39. Ст. 4590. .5.См,, например: Приказ ФСНП России от 17 января 2001 г. № 20 «Об утверждении Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции* предусматривал следующие уровни организации налоговой полиции. Центральный орган управления —• Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России). Статус этого органа при- 18' '548 Глава 24. Участие правоохранительных органов в налоговых отношениях 24.4. Полномочия правоохранительных органов в налоговой сфере 549
равнивался к статусу других федеральных органов исполнительной власти — министерствам, ведомствам, государственным комитетам и службам. Руководил налоговой полицией по принципу единоначалия директор ФСНП России, назначавшийся Президентом РФ. Структура центрального аппарата ФСНП России строилась по функциональному признаку. В нее входили: оперативные подразделения; следственные подразделения; информационно-аналитические службы; криминалистические лаборатории; подразделения физической защиты. Территориальные органы налоговой полиции — управления (отделы) ФСНП России по субъектам Федерации и местные органы налоговой полиции. Территориальные органы налоговой полиции по субъектам федерации подчинялись непосредственно центральному органу управления и имели аналогичную структуру. Начальники управлений (отделов). ФСНП России субъектов федерации назначались директором ФСНП России. Местные органы налоговой полиции создавались на всех уровнях административно-территориального деления (в городах, районах, районах городов). Они возглавлялись начальниками, назначаемыми руководителями управления или отдела ФСНП России по соответствующему субъекту Федерации. Согласно п. 3 Указа Президента от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» ФСНП России упраздняется с 1 июля 2003 года. Все имущество этой службы передается Государственному комитету РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Что же касается функций налоговой полиции, то они передаются. Министерству внутренних дел РФ. Указом предусмотрено создание в структуре Центрального аппарата МВД РФ Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, подчиненной министру внутренних дел. Таким образом, налоговая полиция прекращает свое существование в качестве мощной обособленной силовой структуры, подчинен-. ной напрямую Президенту РФ, и вливается в состав МВД России. • Иные правоохранительные органы (например, органы прокурату--ры) по российскому законодательству не наделены полномочиями по-участию в налоговых отношениях. 24.4. Полномочия правоохранительных органов в налоговой сфере Обязанности и права органов налоговой полиции и выполняющих ее функции органов МВД четко определены ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации и разделом Ш закона РФ «О федеральных.органах налоговой полиции». Как и для других органов исполнительной власти, права этих органов — это одновременно и их обязанности. Так, при обнаружении преступления соответствующий орган не только вправе, но и обязан возбудить уголовное дело. Обязанности можно разделить на следующие группы: 1) обязанности по выявлению, пресечению налоговых правонарушений, проводить дознание и предварительное следствие по делам о налоговых преступлениях, а также иных преступлениях, подследственных налоговой полиции1 (органам МВД, выполняющим ее функции); вести оперативно-розыскную деятельность; участвовать по запросу налоговых органов в налоговых проверках; 2) обязанности по охране налоговых органов'. обеспечивать безопасность деятельности налоговых органов и защищать их сотрудников; обеспечивать собственную безопасность; 3) обязанности по борьбе с коррупцией: выявлять факты коррупции в органах налоговой службы; выявлять факты коррупции в собственном ведомстве; 4) обязанности по взаимодействию: содействовать налоговым органам, прокуратуре и другим правоохранительным органам в выявлении налоговых правонарушений; исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, оказывать содействие в выполнении процессуальных действий; проводить сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозировать ситуацию в сфере налоговых правонарушений и на основе этого информировать высшие органы государственной власти и управления о тенденциях в обществе, связанных с сокрытием доходов и уклонением от налогообложения. На деятельность правоприменительных органов в налоговой сфере распространяется обязанность сохранения государственной, служебной, коммерческой тайны, тайны вкладов и неразглашения информации, полученной сотрудниками при исполнении своих обязанностей. 1 См.: ст. 151 УПК РФ. 550 Глава 24. Участие правоохранительных органов в налоговых отношениях 24.4. Полномочия правоохранительных органов в налоговой сфере 55!
Права также можно условно разделить на несколько групп: права по обнаружению налоговых преступлений и иных нарушений налогового законодательства; права по пресечению налоговых преступлений и иных нарушений налогового законодательства; права по расследованию налоговых преступлений; права по расследованию иных преступлений в сфере экономики; права по реагированию на выявленные нарушения налогового законодательства; права на применение мер принуждения. 24.4.1. Права по обнаружению налоговых преступлений и иных нарушений налогового законодательства Правоохранительные органы наделены широкими полномочиями по выявлению фактов, свидетельствующих о совершении деяний с признаками налогового преступления. Эти органы вправе вести оперативно-розыскную деятельность — гласно и негласно наводить справки, вести наблюдение, обследовать помещения, в ряде случаев прослушивать телефонные переговоры. К оперативно-розыскным мероприятиям относится и скрытое внедрение сотрудников в структуры предприятий и организаций. При проведении оперативных мероприятий основная цель,.стоящая перед правоохранительным органом,— собрать оперативную информацию для последующего возбуждения и расследования уголовного дела. ■ Поскольку большая часть мероприятий такого рода нуждается в скрытом, негласном проведении, правоохранительный орган может выступать не только!под собственным, но и под условным наименованием, а его сотрудники в целях конспирации могут использовать документы других федеральных органов, зашифровывающие их личности и принадлежность организаций, подразделений, помещений и транспортных средств к этому государственному органу. К правам, обеспечивающим получение первичной информации о нарушениях налогового законодательства, в том числе и не являющих-, ся преступлениями, следует отнести: право входить в любые помещения, используемые налогоплательщиками (в жилые помещения -— с последующим уведомлением про-курора); право вызывать граждан для получения объяснений и сведений по налоговым вопросам; право получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц любую информацию, необходимую для служебной деятельности; Право привлекать на конфиденциальной основе граждан-добровольцев к сотрудничеству для выявления правонарушений с выплатой лицам, предоставившим информацию, денежного-вознаграждения. Дискуссионным остается вопрос о праве правоохранительных ор Первоначально законодательство наделило налоговую полицию всеми правами налоговых инспекций. Однако во избежание дублирования функций двух ведомств НК РФ установил, что налоговая полиция вправе лишь принимать участие в проверке, проводимой налоговым органом по его запросу (пп. 4 п. 2 ст. 36 НК РФ)- Дополнительно п, 3 ст. 36 Н К РФ определяет, что при выявлении обстоятельств, требующих налогового контроля, а не уголовного расследования, налоговая полиция обязана в течение 10 дней передать материалы в налоговый орган для принятия соответствующих мер. Подход, согласно которому налоговая полиция не наделена полномочиями по выполнению процедур налогового контроля и тем более полномочиями по самостоятельному применению налоговых санкций, нашел подтверждение в п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от П июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Изданное после принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации Положение о Федеральной службе налоговой полиции вновь закрепило в числе ее функций и «документальное оформление выявленных фактов сокрытия доходов» (т.е. составление актов проверок), и использование прав, предоставленных должностным лицам налоговых органов. За изданием Положения последовало внесение соответствующих изменений в НК РФ. Пункт 2. ст. 35 НК РФ был дополнен пп. 5, наделяющим органы налоговой полиции правом проводить документальные проверки «при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления». При этом проверки, проводимые органами налоговой полиции, не считаются повторными, даже если проверяется деятельность налогоплательщика по тем налогам и за тот период, которые уже были предметом проверки налоговых органов. Поэтому, хотя повторные проверки запрещены (ч. 2 ст. 89 НК РФ), органы налоговой полиции фактически получили право перепроверить налогоплательщика «в целях, по 552 Глава 24. Участие правоохранительных органов в налоговых отношениях 24.4. Полномочия правоохранительных органов в налоговой сфере 553
основаниям и в порядке, установленных законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством» (п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»1). В отличие от контрольных мероприятий налоговых органов, проверки правоохранительных органов могут распространяться на любые периоды. Ограничение, по которому проверкой могут быть охвачены только три календарных года, предшествующие проведению проверки (ч. 1 ст. 87 НК), не распространяется на контрольные мероприятия в рамках оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Ограничением; давности обнаружения правонарушений принят срок давности привлечения к уголовной ответственности. Так, применительно к ст. 198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» срок давности привлечения к ответственности составляет 6 лет (пп. «б» п. 1 ст. 78 УК РФ). Порядок проведения органами налоговой полиции проверок налогоплательщиков, а также порядок оформления результатов контрольных мероприятий регламентировался «Инструкцией о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой пояиции»2. Вероятнее всего, органы МВД РФ, получив дополнительные права и обязанности упраздненной службы налоговой полиции, не будут проводить не свойственные им функции документального налогового контроля, сосредоточившись на проведении в сфере налогообложения оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия по уголовным делам. Правоохранительные органы, обнаружив данные о совершении преступления, обязаны возбудить уголовное дело и начать расследование. Если же налоговое нарушение не содержит признаков преступления, материалы должны быть переданы налоговым органам. 24.4.2. Права по пресечению налоговых преступлений и иных нарушений налогового законодательства К таким правам следует отнести: право требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также от физических лиц устра- 5 Вестник ВАС РФ. 2001. № 7. 2 Утв. Приказом ФСНП России от 25 июня 2001 г. № 285 // БНА. 2001. № 43. нения нарушения законодательства о налогах, контролировать выполнение этих требований; право вносить в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, в общественные объединения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых правонарушений; право возбуждать уголовные дела;. право составлять протоколы об административных правонарушениях. 24.4.3. Лрава по расследованию налоговых преступлений Правоохранительные органы вправе совершать любые следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, но исключительно при наличии уголовного дела, возбужденного по факту налогового преступления. В частности, сотрудники правоохранительных органов, ведущие дознание и предварительное следствие по. налоговым делам, вправе проводить выемку документов, проводить обыск и осмотр, назначать экспертизу, допрашивать лиц в качестве свидетелей, подозреваемых и обвиняемых и т.д. В России правоохранительные органы вправе самостоятельно расследовать налоговые дела в полном объеме с передачей дела в суд. Подобные полномочия присущи аналогичным органам не только в России, но и в некоторых других странах, например в Италии. Но в ряде стран принята иная точка зрения, согласно которой следственные полномочия налоговых полицейских ограничены с целью повышения объективности производства по делу. В Швеции все полномочия финансовой полиции сводятся к производству оперативно-розыскных, мероприятий, а расследование выявленных налоговых преступлений, ведут подразделения по борьбе с экономическими преступлениями иных правоохранительных органов. В Германии налоговая полиция земель передает уголовные дела для проведения окончательного рас-; следования органам прокуратуры. 24.4.4. Права по расследованию преступлений в сфере экономики Первоначально органы налоговой полиции РФ были наделены полномочиями расследовать только дела о налоговых преступлениях. С апреля 2000 г., согласно новой редакции ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, налоговая полиция получила полномочия тзо расследованию более двух десятков, различных составов экономических преступлений. Перечень этих составов определялся ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции Федерального за- 554 Глава 24. Участие правоохранительных органов в налоговых отношениях Контрольные тесты
кона от! О апреля 2000 г. № 53-ФЗ. К их числу относились,, в частности, дела о взяточничестве, коммерческом подкупе, о злоупотреблениях.при банкротстве и ряд других дел. Однако с вступлением в силу нового УП К РФ (с I июля 2002 г.) количество подследственных составов вновь сократилось, и в ведении налоговой полиции осталось только расслег дование налоговых преступлений. С ликвидацией налоговой полиции эти дела должны стать подследственными органам МВД РФ, в связи с чем следует ожидать внесения соответствующих изменений в ст. 151 УПК РФ. 24.4.5, Права по реагированию на выявленные нарушения налогового законодательства Как мы уже отмечали, если нарушение налогового законодательств ва не содержит признаков уголовного преступления (в силу малой зна-, -... чимости или отсутствия уголовной санкции за данное деяние), правоохранительные органы обязаны передать полученную информацию налоговым органам для проведения проверки и вынесения решения. :\ • Правоохранительные органы не могут самостоятельно применять штрафы за нарушения налогового законодательства, например за неуплату налогов. Однако они вправе сами применить меру ответственности в виде наложения административных штрафов на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и на физических лиц за препятствия в реализации прав, предоставленных правоохранительным органам (например, за игнорирование требований об устранении правонарушений или отказ предоставить документы). Применять санкции • вправе начальник соответствующего органа или его заместитель.. 24.4.6, Права на применение мер принуждения Для решения задач, стоящих перед правоохранительными органами. в целях обеспечения производства по налоговым правонарушениям, они вправе применять к физическим и юридическим лицам следующие меры принудительного характера: приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в бан применять огнестрельное оружие, специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ) и физическую силу; - применять административное задержание и другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, а именно: личный досмотр,....... досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов. • Следует помнить, что ряд дополнительных полномочий по применению мер государственного принуждения возникает у правоохранительных органов в случае расследования уголовных дел, возбужденных по фактам, свидетельствующим о совершении преступлений. При проведении следственных действий в порядке, определяемом уголовно-процессуальным законодательством, сотрудники, проводящие дознание и следствие, вправе, в частности, применять меры пресечения к лицам, обвиняемым в совершении преступлений, а в исключительных случаях и к подозреваемым в совершении таких преступлений. Уголовно-процессуальные меры пресечения включают подписку о невыезде, поручительство, заключение под стражу, залог. Таким образом, полномочия правоохранительных органов ФСНП России ориентированы преимущественно на выявление нарушений налогового законодательства и расследование уголовных дел по налоговым преступлениям. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Выберите правильный или наиболее полный ответ. 1. Законодательным актом, специально посвященным налоговым органам, а) Налоговый кодекс Российской Федерации; б) Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации»; в) Указ Президента РФ «О государственной налоговой службе Российской 2. В большинстве государств организация деятельности налоговых органов а) по административно-территориальному принципу; б) по видам налоговых платежей; в) по субъектному составу налогоплательщиков. 3. Разработка и издание инструктивных и методических указаний о поряд . а) МНС России; б) МНС России и Управлений МНС России по субъектам федерации; в) всех звеньев системы налоговых органов. 4. Индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговом а) если их деятельность подлежит налогообложению; 1 Ответы см. на с. 591. Контрольные тесты Контрольные тесты 557
б) независимо от того, подлежит их деятельность налогообложению или нет. 5. Понятия «контроль за соблюдением налогового законодательства» и'-^ а) равнозначны; б) неравнозначны — второе охватывает первое; в) неравнозначны — первое охватывает второе. 6. Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки: ■_-.' - а) всех без исключения предприятий, учреждений, организаций; б) всех предприятий, учреждений, организаций, за исключением самих в) только негосударственных предприятий, учреждений и организаций./-■'- 7. Виды налоговых проверок: а) документальная и камеральная; ' б) документальная, выездная и камеральная; 8. Без специального решения руководителя налогового органа проводятся:" •' а) любые налоговые проверки в рамках компетенции должностных лиц -налогового органа; б) выездные проверки; в) камеральные проверки. 9. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены:. -.;/'";. а) три года, предшествовавшие году проведения проверки; б) три года, включающие год проведения налоговой проверки; в) три года, предшествовавшие дате налоговой проверки. 10. Проведение выездных налоговых проверок запрещается: а) по одним и тем же видам налогов за уже проверенные налоговые пёт б) по одним и тем же видам налогов за уже проверенные налоговые пе в) по одним и тем же видам налогов за уже проверенные налоговые пе- ■ ■■ 11- Подписание акта проверки налогоплательщиком означает: а) подтверждение факта ознакомления с актом; б) подтверждение согласия с выводами, указанными в акте; :.< - - в) обязательство уплатить выявленную недоимку. ".-,.f 12. Ненормативным актом налогового органа, принимаемым по результа- -" а) акт проверки; б) решение (постановление) налогового органа; -:- в) оба названных документа. 13. Недоимка и пени с налогоплательщиков-организаций взыскиваются: б) в судебном порядке; в) в бесспорном порядке, за исключением случаев, прямо установленных 14. Недоимка и пени с налогоплательщиков — физических лиц взыскива а) в бесспорном порядке; б) в судебном порядке; в) в бесспорном порядке, за исключением случаев, прямо установленных 15. Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании нало а) независимо от причин пропуска срока; б) за исключением случаев, когда срок пропущен по уважительной при в) за исключением случаев, когда срок пропущен по уважительной при 16. Если налоговым органом нарушены права налогоплательщика: а) возмещению подлежит только прямой ущерб; б) возмещению подлежат прямой ущерб и упущенная выгода; в) убытки возмещению не подлежат. 17. Ответчиком по делу о возмещении убытков, причиненных налоговым а) соответствующий налоговый орган; б) соответствующий финансовый орган; в) Российская Федерация, субъект федерации или муниципальное обра 18. Налоговая полиция является: а) правоохранительным органом; б) налоговым органом; в) органом смешанной компетенции. 19. Налоговая полиция в Российской Федерации: а) структурное подразделение lyfflC России; б) независимый специализированный'государственный орган; в) ликвидирована с передачей функций МВД России. 20. Созданы ли в других государствах органы, налоговой полиции: а) созданы в ряде стран; б) созданы только в России; в) созданы во всех странах. 21. Акты, издаваемые правоохранительными органами: а) обязательны к исполнению всеми гражданами и юридическими лицами; б) носят рекомендательный характер; Контрольные тесты Список рекомендуемой литературы 559
в) обязательны для сотрудников этих органов. 22. По какому принципу была организована налоговая полиция; а) централизации и единоначалия;. "'' б) двойного подчинения; в) органы налоговой полиции на местах не подчинены федеральным ор 23. Федеральный правоохранительный орган, расследующий налоговые а) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации; б) Управление налоговой полиции МНС России;..:. в) Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлением 24. Могут ли правоохранительные органы проводить оперативно-розыск а) могут; б) не могут; в) могут при наличии возбужденного уголовного дела. 25. Проведение документальных проверок налогоплательщиков право а) основная функция; б) допустимо при наличии сведений, дающих основания полагать, что со в) не допускается. 26. Вправе ли правоохранительные органы в России расследовать уголов а) вправе; 6} не.вправе; в) вправе проводить только дознание. 27. Какими полномочиями по применению штрафных санкций обладают а) вправе применять санкции за нарушения налогового законодательства; б) вправе налагать административные штрафы за препятствование в реа в) не могут самостоятельно применять никаких санкций. 28. Вправе ли правоохранительные органы приостанавливать операции а) вправе; б) не вправе; в) вправе, но только по ходатайству налоговых органов. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Борисов А.В., Прозоров В.И. Все, что вы хотели знать о налоговой полиции, 2. Все начиналось с десятины / Пер. с нем.; Об'ш. ред. Б.Е. Ланина. М.: Про 3. Государственная налоговая служба. Н. Новгород, 1995. С. 9—61; С. 425— . 445. 4. Григорьев В.Н., Куперов И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности: Учеб.-практ. пособие. М.: ЮрИнфоР, 1998. 5. Комментарий Закона Российской Федерации «О федеральных.органах налоговой полиции* с постатейными материалами / Под ред. А.Н. Козыри-на. М.: Статут, 2000. 6. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред, А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998. (Гл. 5 «Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц». С. 117—136; Гл. 14 «Налоговый контроль». С. 232—303.) 7. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (пост-атейный)/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учеб. пособие. М.: М1ДФЭР, 1999. (Гл. 5 «Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц*. С. 133—155; гл. 14 «Налоговый контроль». С, 394—500.) 8. Коттке К. «Грязные» деньги — что это такое? Справочник по налоговому законодательству в области «грязных» денег /Пер. с нем. М.: Дело и Сервис, - 1998. 9. Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Фе 10. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника, 4-е изд., перераб. и доп. М.-' Финансы и статистика, 1998. (Гл. 5 «Правовой статус налоговых органов Российской Федерации. Взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов». С, 91 — 124.)
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |