Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По единым ставкам 4 страница





Налог на прибыль — шедулярный налог. До 2002 г. выделялись сле­дующие виды прибыли (доходов), которые облагались налогом по раз­ным ставкам:

• прибыль от основной (производственной) деятельности;

• доходы от участия в других предприятиях;

• доходы, (дивиденды, проценты) по ценным бумагам;

- доходы от видеопоказа, видеопроката и связанной с ними дея­тельности.

В дополнительные шедулы могла быть выделена прибыль от видов деятельности, облагаемых повышенным налогом по решению субъекта Федерации:

• прибыль от посреднических операций и сделок;

• прибыль от страховой деятельности;

■ прибыль от отдельных банковских операций и сделок.
Налоговым кодексом Российской Федерации количество шедул со­
кращено до трех:

■ прибыль от основной деятельности;

• дивиденды;

• доход от отдельных видов долговых обязательств.

С 2002 г. основная ставка налога установлена в размере 24%, из них ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, со­ставляет 7,5%, в региональные бюджеты — 14,5%* в местные бюдже­ты __ 2%. Законодательные органы субъектов Федерации вправе изме­нять налоговые ставки по сумме налога, подлежащей зачислению в их бюджет, только в сторону понижения, причем ставка не может быть понижена больше чем на 4%.

В отношении иных шедул ставки полностью определяются феде­ральным законодательством.

Так, по дивидендам применяются следующие ставки:

• 6% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских
организаций российскими организациями и физическими лицами —
налоговыми резидентами Российской Федерации;

•- 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от россий­ских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от ино­странных организаций.

К доходам от отдельных видов долговых обязательств применяется ставка 15%.

Федеральным законодательством установлены ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Россий­ской Федерации через постоянное представительство — 20%; от ис­пользования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов



Глава 11. Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации


11.2. Налоги, уплачиваемые юридическими лицами


 


или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с выполнением международных перевозок — 10%.

По ставке 0% облагается прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от ведения деятельности, связанной с выполне­нием им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1.

Плательщик определяет сумму налога самостоятельно на основа­нии данных специального налогового учета, ведение которого регла­ментировано гл. 25 второй части НК РФ. Налог рассчитывается, как правило, ежеквартально, В течение отчетного периода вносятся еже­месячные либо ежеквартальные авансовые платежи, размер которых определяется методом «от достигнутого».

Налоговым периодом считается 'год. В течение этого периода нало­
гооблагаемая прибыль и подлежащая уплате сумма налога исчисляются
нарастающим итогом. "->;;;

11.2.2. Налог на имущество предприятий -

Цель введения в налоговую систему России налога на имущество' предприятий — стимулировать производительное использование иму­щества предприятий, сократить излишние запасы сырья и материалов."

Налог начисляется на имущество предприятий-резидентов (в том:
числе на основные средства, производственные запасы, долговремент;
ные вложения, текущие вложения в какой-либо вид имущества), на­
ходящееся на их балансе, за исключением денежных" средств на счетах
и имущества, освобожденного от налогообложения. - ■;■

У нерезидентов налогом облагается имущество, расположенное на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Рос­сийской Федерации и в исключительной экономической зоне Россий­ской Федерации.

Среднегодовая стоимость облагаемого имущества в целях налого­обложения определяется сложением стоимостей имущества на начало каждого месяца и делением полученного результата на число месяцев.. Налоговая база определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе балан­са по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Льготы предостав­ляются в двух формах. Одни направлены на освобождение от налоге-обложения всего имущества некоторых категорий налогоплательщи­ков, например, предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, специализированных протезно-ор-

1 РГ. 2002. 13 июля..


топедических предприятий, религиозных объединений и организаций,

• национально-культурных обществ и др. Другие предполагают вычет из
среднегодовой стоимости имущества организаций балансовой стои­
мости некоторых его видов: земли, объектов жилищно-коммунальной
и социально-культурной сферы, объектов, используемых исключи­
тельно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской
обороны.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия установлен на федеральном уровне и не может превышать 2%. Кон­кретная ставка устанавливается представительными органами власти субъектов Федерации. Устанавливать индивидуальные ставки налога. для отдельных предприятий не разрешается'.

При отсутствии решения законодательного органа субъекта Феде-. рации об установлении конкретных ставок налога на имущество при­меняется максимальная ставка, установленная федеральным законо- '■' дательством.

Налоговым периодом определен календарный год, отчетным — квартал. Налог исчисляется нарастающим итогом, вносится в бюджет. поквартально и в конце года проводится его перерасчет.

11.2.3. Налог на операции с ценными бумагами

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается только при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Его плательщики —.юридические лица — эмитенты ценных бумаг. Объект калогообложе-

нця _ номинальная, сумм а выпуска ценных бумаг, заявленная эмитен­
том3.

Этот налог можно сравнить с регистрационной пошлиной, по­скольку его сумма уплачивается плательщиком одновременно с пред­ставлением документов на регистрацию эмиссии. Налог исчисляется в размере 0,8% номинальной суммы эмиссии, и ему непосредственно корреспондирует встречная услуга регистрирующего органа. Однако в случае отказа в регистрации эмиссии налог в отличие от государствен­ной пошлины Не возвращается.

Льготы по налогу на операции с ценными бумагами предоставля-

. ются в основном в форме изъятий. Например, не является объектом

обложения номинальная сумма ценных бумаг акционерных обществ,

1 См.: ст. 6 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество пред-
прнятий* // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. Ш 12. Ст. 599.

2 См.: Федеральный закон от 18 октября 1995 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений
в Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» // СЗ РФ. 1995. № 43.
Ст. 4011.


282 Глаза 11. Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации


11.3. Налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами 283


 


при первичной эмиссии ценных бумаг или при увеличении уставного капитала на сумму переоценки основных фондов, проведенной в со­ответствии с правительственными постановлениями. Освобождена от налога номинальная сумма выпусков государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов фе, дерации и муниципальных ценных бумаг. Налог также не взимается при выпуске облигаций, эмитируемых Банком России в целях реали­зации им денежно-кредитной политики.

11.3. Налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами

К этой группе относится ряд налогов, среди которых наиболее зна­чительными являются НДС, акцизы, налоги, поступающие в дорожные фонды, единый налог на вмененный доход, налог с продаж и земель­ный налог.

11.3.1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный многосту­пенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства ^реализации товаров (работ, услуг). В теории налогообложения он получил название универсального акциза. Взимание НДС построено натерриториалыгом принципе: налогообложению подлежат как резиденты, так и нерези­денты, совершающие на территории Российской Федерации операции, признаваемые объектами налогообложения. Правовая основа исчис­ления и взимания НДС изложена в гл. 23 второй части НК РФ1.

Система взимания НДС, используемая в России, не предусматри­вает непосредственного. определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, мате­риалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стои­мости: к стоимости реализованного товара и к стоимости производст­венных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам'иди инвойсным методом.

Налогоплательщик выписывает покупателю товара (работы, услу­ги) специальный (по установленной Правительством РФ форме) счет-фактуру, увеличивая цену товара (работы, услуги) на сумму налога, которая указывается отдельно. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при при-


обретении необходимых для производственных нужд товаров (работ, услуг) и выделенного в счете-фактуре поставщика. Разница вносится б бюджет.

Таким образом, продавец товара теоретически не несет экономи­ческого бремени, связанного с уплатой НДС при покупке сырья и.ма-териалов, так как покупатель его товара компенсирует эти затраты. Процесс переложения 'Налога завершается, когда товар приобретает конечный потребитель, поэтому НДС традиционно относят к косвен­ным налогам (налогам на потребление)'.

Добавленная стоимость не является объектом налогообложения. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг). Иными словами, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основе порождает обязанность налогоплательщика заплатить налог, т.е. служит объектом нал о гообл ожения.

К объектам налогообложения отнесены также передача на терри­тории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных непроизводственных нужд и выполнение стро­ительно-монтажных работ для собственного потребления.

Другой объект НДС — импорт товаров. Налог взимается таможен­ными органами на основе таможенной стоимости товара.

НК РФ устанавливает несколько ставок налога: нулевую, стандарт­ную, пониженную и расчетную. Пониженная ставка применяется при налогообложении основных продовольственных товаров и товаров дет­ского ассортимента по перечню, установленному в НК РФ. Налогооб­ложение проводится по расчетным ставкам налога при получении авансовых платежей, при удержании налога налоговыми агентами, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее перера­ботки.

На экспортируемые товары и услуги НДС взимается по нулевой ставке. Облагаются по нулевой ставке и услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортиру­емых товаров, транзиту иностранных грузов через территорию Россий­ской Федерации, а также услуги по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной терри­тории и под таможенным контролем.

Нулевая ставка применяется в отношении товаров и услуг, предна­значенных для официального пользования иностранными дипломати-


 


' СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.


1 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2001 г. № 3-П // СЗРФ. 2001. № 10. Ст. 996.


284 Глава 11. Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации


11.3. Налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами 285


 


ческими представительствами и их персоналом, включая проживаю­щих вместе с ними членов их семей.

Налогоплательщикам, применяющим нулевую ставку, возмещают­ся из бюджета суммы налога, уплаченные ими при покупке товаров (работ, услуг), использованных при производстве облагаемой по нуле­вой ставке продукции (товаров, работ, услуг). Возмещение происходит путем возврата или зачета уплаченных сумм налога на основании ре­шения налогового органа, в который налогоплательщик представляет отдельную декларацию.

Ряд товаров и услуг полностью освобожден от налогообложения, Ббльщая часть льготируемых услуг имеет социальную направленность: услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, ритуальные и медицинские услуги, квартирная плата, услуги городского пассажир­ского транспорта и др. Одно из обязательных условий применения льгот по НДС — наличие у налогоплательщика лицензии на занятие тем видом льготируемой деятельности, которая подлежит обязательно­му лицензированию.

В соответствии со сложившейся международной практикой не об­лагается НДС реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным граж­данам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Льгота предоставляется только на условиях взаимности: в случаях, если национальным законодательством аккредитующего государства уста­новлена аналогичная льгота в отношении российских граждан и орга­низаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным соглашением Российской Федерации.

Налог, уплаченный в связи с приобретением товаров (работ, услуг), необходимых для производства необлагаемых товаров или оказания необлагаемых услуг, либо компенсируется налогоплательщику из бюд­жета, либо включается в себестоимость продукции.

Сроки составления и представления в налоговый орган расчетов НДС, а также его уплаты зависят в основном от масштаба деятельности налогоплательщика. При больших оборотах налог уплачивается по ис­течении каждого налогового периода — ежемесячно, при незначитель­ных — реже. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квар­тала суммами выручки, не превышающими 1 млн руб., налоговым пе­риодом определен квартал. Для организаций и предпринимателей, у которых сумма выручки" за три последовательных календарных месяца не превысила в совокупности установленный налоговым законода­тельством размер (т.е. 1 млн руб.), предусмотрена возможность осво­бождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.


11.3.2. Акцизы

В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюд­жет однократно производителем подакцизного товара и теоретически перекладываются на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, имеют регрессивный характер. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число по­дакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши (юве­лирные изделия, легковые автомобили и т.п.) и товары, пользующиеся повышенным спросом, но недорогие в производстве (спиртные и та­бачные изделия, бензин и т.п.).

Экономическая роль акциза заключается в перераспределении до­ходов и препятствии образованию сверхвысокой прибыли. С этой же целью акцизами традиционно облагаются компании, добывающие ми­неральное сырье.

Глава 22 второй части НК РФ вводит две группы предметов нало­гообложения акцизами — подакцизные товары и подакцизное мине-р&пьное сырье. Перечень подакцизных товаров включает спиртосодер­жащую продукпию, табачные и ювелирные изделия, легковые автомо­били, автомобильный бензин и дизельное топливо. К подакцизному минеральному сырью относится природный газ.

Перечень подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, ставки акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на террито­рию Российской Федерации, едины на всей территории Российской Федерации и установлены в Налоговом кодексе РФ1.

Действующие ставки акцизов разделяются на специфические, ус­танавливаемые в твердых суммах, и адвалорные (процентные). Так, для ювелирных изделий и некоторых видов' подакцизного минерального сырья применяются адвалорные ставки, а для алкогольной и табачной продукции — специфические.

Объектами акцизов являются факты реализации (передачи) нало­гоплательщиком подакцизных товаров (в том числе и из давальческого сырья), а также импорт подакцизных товаров. В гл. 22 второй части НК РФ установлен накопительный метод учета налоговой базы: мо­ментом реализации подакцизных товаров и подакцизного минераль­ного сырья, за исключением моторного масла и природного газа, счи­тается день их отгрузки; моментом реализации моторного масла и при­родного газа — день поступления денежных средств на банковский счет или в кассу налогоплательщика. Сумму акциза плательщики оп-

1 СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.


286 Глаза Н. Основные нал от, взимаемые в Российской Федерации


И.З. Налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами 287


 


ределяют самостоятельно. При этом сумма акциза, как и НДС, в сче-.:>
тах-фактурах выделяется отдельной строкой. '.'•.••:.

В целях расширения экспорта готовой продукции и недопущения'*^
двойного налогообложения акциз не взимается либо возвращается -'-=
(возмещается) из бюджета в случае поставок большинства поднкциз- ''"'
ных товаров за пределы государств — участников СНГ. Не освобождав '•'-
ются от акцизов поставки на экспорт минерального сырья. -, •£>

Сроки уплаты налога и представления отчетности определяются '%"% зависимости от величины оборота по реализации соответствующего Щ товара и вида производимой продукции. Наиболее часто уплачивают':-/ акциз производители этилового спирта и ликеро-водочных изделий. "'-•-'

В качестве особой меры контроля за своевременным и полным вне-;
сением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка еле-"'
циальными марками акцизного сбора алкогольной продукции, табака -'
и табачных изделий, как производимых на территории Российской":
Федерации, так и ввозимых на ее таможенную территорию.. ", i'/f

В Российской Федерации акцизы отнесены к федеральным нало-'-./:-
гам, но они ежегодно распределяются в порядке межбюджетного регу-;1;;.;
лирования доходов между бюджетами разных уровней. В региональные.'-/
бюджеты может зачисляться от 50 до 100% сумм акцизов, собранных'f=
на территории субъектов Федерации'. /,/:;/

11.3.3. Налоги, поступающие в дорожные фонды Л

В эту группу входят налоги, установленные Законом РФ от 18 ок-/; •
тября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федера-//:;
тгии»2. Рассматриваемая группа налогов может зачисляться в бюджеты'-';;
субъектов Федерации и в целевые фонды, консолидируемые в соответ-, /'
ствующих бюджетах, — в Федеральный и территориальные дорожные - -
фонды. За счет средств этих фондов финансируются затраты, связан- -
ные с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством авто- -
мобильных дорог общего пользования. ■.,.-.

Налог на пользователей автомобильных дорог -— уплачивают -все--
юридические лица независимо от-фактического пользования автодо­
рогами. Базой для исчисления налога в зависимости от вида деятель-/./
ности налогоплательщика служит выручка, полученная от реализации
продукции (работ,-услуг), либо сумма разницы между продажной и..
покупной ценами товаров. -.


Налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно.владельцами автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов и других самоходных машин и механизмов'на пневмоходу при прохож­дении обязательного технического осмотра. Размер налога зависит от мощности двигателя автомобиля.,

Акцизы на реализацию легковых автомобилей уплачивают заводы-изготовители с соблюдением условий, установленных в гл. 22 «Об ак­цизах» второй части НК РФ.

11.3.4. Упрощенная система налогообложения. Налог на вмененный доход

В отношении доходов малого к среднего бизнеса применяются осо­бые налоговые режимы.

Первый из них, получивший название упрощенной системы налого­обложения, учета и отчетности, состоит в замене уплаты организацией совокупности установленных законодательством Российской Федера­ции федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятель­ности организации. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на такую систему, вместо налога на доходы от предпринимательской деятельности уплачивают стоимость патента на занятие данной дея­тельностью1.

Субъекты малого предпринимательства имеют право выбора упро­щенной системы налогообложения либо обычного налогового режима. Право применения упрощенной системы налогообложения уд остове™.ряет годовой патент, выдаваемый налоговыми органами. Запрет на применение упрощенного налогового режима установлен для органи­заций, занятых в производстве подакцизной продукции,.для кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов, профессио­нальных участников рынка ценных бумаг и др.

Стоимость патента в большинстве регионов зависит от вида дея­тельности и определяется представительными органами субъектов Фе­дерации. В некоторых регионах стоимЬсть патента зависит от срока занятия предпринимательской деятельностью и не связана с ее бвдом. Так, в Москве годовая стоимость патента для индивидуального пред­принимателя составляет величину, кратную определенному размеру минимальной месячной оплаты труда. Во второй год занятия предпри-


 


j См.: приложение 2 к Закону РФ от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год» // СЗ РФ. 2001. № 53. Ст. 5030.

2 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1426.


. ! См.; ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субьектоо малого предприниматель­ства» // СЗ РФ. 1996. № L Ст. 15.


288 Глава 11. Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации


11.3. Налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами 289


 


нимателъской деятельностью стоимость патента увеличивается. Начи­ная с третьего года и в последующие годы стоимость патента остается неизменной, обеспечивая стабильность условий предприниматель­ской деятельности1.

В ряде регионов право установления стоимости патента делегиро­вано местным органам власти, поскольку в этих регионах плата за па­тент полностью зачисляется в местные бюджеты. Законодательством субъекта Федерации лишь ограничивается нижний и верхний пределы годовой стоимости патента2.

Применение упрощенной системы налогообложения направлено на вовлечение в сферу налогообложения малого бизнеса, либерализа­цию обычных форм налогового контроля, которые не всегда действен­ны именно в этой сфере.

Второй вид особого режима налогообложения -— единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности., В отличие от упрощенной системы налогообложения применение налога на вмененный доход обязательно для налогоплательщиков, перечень которых установлен федеральным законом и законом субъ­екта Федерации, вводящим налог на своей территории. Плательщика­ми этого налога являются организации и индивидуальные предприни­матели, ведущие предпринимательскую деятельность в определенных сферах, к которым, например, относятся общественное питание, роз­ничная торговля, бытовые и парикмахерские услуги, розничная тор­говля горюче-смазочными материалами и др. С момента введения на­лога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Федерации с плательщиков-этого налога не взимаются основная часть налогов от предпринимательской деятельности и платежи в государст­венные внебюджетные фонды3.

Объектом налогообложения является так называемый вмененный доход — потенциально возможный валовой доход плательщика налога за вычетом необходимых затрат. Конкретный размер вмененного до­хода для различных видов деятельности устанавливается правовыми

1 См.: Закон г. Москвы от 16 октября 1996 г. № 29 «О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налого­обложения и отчетности» в редакции Закона г. Москвы от 25 апреля 2001 г. Н> 14 // Ведомости Московской городской Думы. 2001. № 6. Ст. 69.

з См.: ст. 3 Закона Ленинградской области от 12 мая 1996 г. № 16-03 «Об упрощен­ной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства на терри­тории Ленинградской области» в редакции Закона от 23 июля 2001 г. № 48-03 // Вест­ник Законодательного собрания Ленинградской области. 2001. Вып. 8.

3 См.: ст. I Федерального закона РФ от 31 июля 1998 г. 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности* // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3826.


актами представительных органов государственной власти субъектов федерации. Правительство РФ доводит до их сведения формулы реко­мендательного характера для расчета суммы единого налога, а также перечень их составляющих.

Федеральным законом установлена ставка налога в размере 15% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом, ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также корректирующих коэффициентов базовой доходности, которые ут­верждаются представительными органами субъекта Федерации.

Уплата налога производится ежемесячно в виде авансового пла­тежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Налоговые льготы и сроки уплаты налога устанавливаются на реги­ональном уровне. Суммы налога распределяются между бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Документом, свидетель­ствующим об уплате налогоплательщиком налога на вмененный доход, является специальное свидетельство. На каждый вид деятель­ности, облагаемый налогом на вмененный доход, и на каждое место ведения облагаемой налогом деятельности (палатку, магазин, пави­льон и др.) выдается отдельное свидетельство. Свидетельство дейст­вительно в том периоде, за который налогоплательщик уплатил еди­ный налог.

На федеральном уровне установлены основания и условия налого­обложения вмененного дохода организаций и индивидуальных пред­принимателей, занимающихся определенными видами деятельности, но право детализации налогового режима предоставлено законодатель­ным органам субъектов Федерации'.

Применение налога на вмененный доход, в основе которого лежит предполагаемая, а не реальная доходность налогоплательщика, наряду с упрощением порядка налогообложения направлено прежде всего на достижение определенных фискальных целей в той сфере экономики, где уклонение от налогов считается наиболее распространенным.

11.3.5. Налог с продаж

В налоговую систему России вновь введен налог с продаж, взимав­шийся непродолжительное время в конце 80-х гг. Его введение обу­словлено необходимостью обеспечения региональных и местных бюд-

! См.: Закон Московской области от 26 декабря 2000 г. № 104/2000-01 «О едином £

налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности 8 Московской об- (

ласти» // Вестник Московской областной Думы. 2001. № I.

10-111


290 Глава 1 1. Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации


11,3- Налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами 291


 


жетов дополнительными и регулярными источниками доходов для фи­нансирования социальных расходов.

Налог с продаж — яркий пример косвенного налога. Он взимается в сфере потребления, что сближает его с другими косвенными налога­ми — акцизами, НДС, таможенной пошлиной.

Налоговая техника, применяемая при взимании налога с продаж традиционна для косвенного налогообложения, но имеет и свои осо­бенности: налоговые отношения реализуются в сфере личного (семей­ного) потребления, юридический плательщик налога не совпадает с фактическим носителем налогового бремени, налог поступает в бюд­жет в результате совершения сделок купли-продажи товаров (работ, услуг), суммы поступающих в бюджет налогов автоматически увели­чиваются вместе с ростом цен и потребления.

Косвенным налогообложением государство сглаживает те возмож­ные негативные моменты, которые связаны с применением прямых налогов: потребитель товара либо услуги компенсирует продавцу сумму налога, заложенную в уплачиваемой цене, не сознавая себя вовлечен­ным в сферу налогообложения. Распространенная ранее точка зрения, что косвенное налогообложение характерно только для наименее эко­номически развитых стран, опровергается преобладанием таких нало­гов в доходах бюджетов большинства европейских стран. Эти страны отличаются высоким уровнем доходов населения и как следствие — более развитой сферой потребления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.