КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подзаконные нормативные акты о налогообложении 5 страница
8.2. Понятие налогового законодательства
При этом, конечно, не исключено, что законодатели и сами смогут ' ;у, В качестве гарантии выполнения данного правила НК РФ устанав- ':'■£■ Однако проблема до конца все-таки не решена. Налоговый кодекс J.k Принятые НК РФ правила об ограничении форм налогового зако- ';>;'•; нотворчества нельзя рассматривать только как моральное обязательст-:'• во законодателя, от которого он вправе отказаться в любой момент. В противном случае закон теряет свою ценность как обязательный для выполнения акт, вводится двойной ставдарт: нормы закона обязатель-. ны для одних лиц и не обязательны для других. Поэтому подобные нормы необходимо рассматривать как самообязывающие. Они обязательны для законодателя и подлежат правовой защите. Эта защита основана на конституционно-правовом режиме стабильных условий хозяйствования. Он предполагает, что предпринимателям заранее известно, как и в каких формах устанавливаются условия хозяйствования, в том числе условия налогообложения. Правовая защита должна состоять в признании не соответствующей Конституции РФ нормы, содержащейся в неналоговом законе. Несоответствие состоит в нарушении ст. 8 и 34 Конституции РФ, гарантирующих право на свободную предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Свобода предпринй-" мательства невозможна без свободы выбора, который зависит от уверенности относительно источников, устанавливающих права и обязанности. Но, с другой стороны, если принят неналоговый закон, содержащий норму о налоге, тот же принцип свободы экономической деятельности может послужить основанием для того, чтобы планировать деятельность на основе этой нормы. Предприниматель не должен сам «ревизовать» законодателя и определять, что какую-то норму закона он не обязан или не вправе выполнять. Приятным удивлением предпринимателя, узнавшего, что он пользовался льготой неправомерно, поскольку закон незаконен, вряд ли можно оправдать необходимость соблюдения конституционно-правового режима стабильных условий хозяйствования. Выход видится только в том, что норма о налогах, содержащаяся в неналоговом законе, не может не применяться автоматически. Такая норма должна быть обжалована в КС РФ, который может признать ее не соответствующей Конституции РФ и объявить недействительной с момента опубликования постановления КС РФ или с определенного момента после опубликования в будущем. 8.2.6. Кодификация налогового законодательства Объединение норм налогового законодательства в едином законодательном акте объясняется рядом причин и условий. Во-первых, налоговое законодательство нуждается в систематизации. Она возможна, поскольку существует внутреннее единство налоговой системы. Источником уплаты любых налогов выступает доход лица (реальный или предполагаемый). Необходимо установить четкую последовательность уплаты различных налогов. Так, по общему правилу, из поступившей выручки от реализации товаров (работ, услуг) в первую очередь уплачиваются косвенные налоги (НДС, акцизы). Затем рассчитываются и уплачиваются поимущественные налоги. Оставшаяся за вычетом этих налогов сумма служит базой для расчета налогооблагаемой прибыли. Чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, — источник остальных налогов. Налоги устанавливаются и взимаются на основании общих принципов налогообложения и сборов. Систематизация налогового законодательства способствует более полному и четкому воплощению этих принципов. Многие понятия, термины, применяемые при установлении того или иного налога, являются «общеналоговыми». Важно, чтобы они применялись единообразно во избежание ненужного усложнения, ка-зуистичности законодательства. Систематизирующий акт призван ис- - 234 1лава 8. Налоговое законодательство 8.2. Понятие налогового законодательства
ключить неоднородность, внутренние противоречия механизма нало- ""поТколВД понятие налоговой системы не сводится толькокс,,, Поскольку регулИрУет Фискальный правопорядок в делом. SSS^ установления федеральных, реги- Приэтом^ссмар проблемы возникновения и порядоквы- и=ия "oSS^I no уплате итогов, ^££?£££ гоплательшиков, формы и методы налоговго K™^;o™S_ ность за совершение налоговых нарушении и др. Это позва^у,а„ никам налоговых отношении получить полную П°СZ^P*^^^^ JSS» В вопросе о РеФЛ=-™ ХГс^Г»: ТР1ТТ.Г-ГПЯ необходимо найти баланс между потреониыш^ гт;"Го«^ =Д=П=^ это же обстоятельство оценивают в Поль У к°Я*[^0ЛНенш зако_ —==ГГ-^=^^™-ром теря,отся "T-irs=^^:xr~ отно™ РГли в Конствдции ФРГ, например, содержится специаль-„S™^ФинаГь™™Цв Конституции РФ отдельные г—ния ГосРяХя к налогообложение рдс=и = ы^одна»-. ппиимн того что практика налогообложения а и"ши1 f ГноТГлеГые призеры >-^£™?%%££ж «Сложившаяся ситуация придает новому ^^ и „н_штт максимально полно и последовательно раскрыть все у
04. Источники налогового права зарубежных стран. М., 1996. ципы российского налогового права»'. В связи с этим НК РФ - не просто отраслевой закон. Это один из важнейших документов российского права, формирующий отношение граждан к государству и праву вообще. «Кодекс объективно несет на себе конституционную нагрузку Через реальное налогообложение во многом воспринимаются декларации о демократизме государственного строя, о праве как выра-ств аны?ЮШеИ СПраведЛИВОСТИ' ° ценностях федеративного устройства В зависимости от объекта регулирования выделяют общие и специ Общие налоговые кодексы содержат материальные и процессуальные нормы, регламентирующие налогообложение в целом Такими кодек сами регулируются основы взимания налогов, права и обязанности налогоплательщиков, структура и правовой статус налоговых органов процедуры исчисления и уплаты налогов, порядок контроля за пра вильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, обжалование действий и решений налоговых органов и их долж ностных лиц, ответственность за нарушения налогового законодатель- ства. Примерами таких актов служат Кодекс внутренних доходов США, Налоговый кодекс Франции, Положение о порядке взимания налогов, сборов и пошлин, выполняющее роль Налогового кодекса ФРГ3. Специальные налоговые кодексы регулируют отдельные виды фискальных платежей. Например, в Алжире действуют несколько таких кодексов: Кодекс прямых налогов и приравненных к ним платежей, Кодекс платежей на товарооборот, Кодекс регистрационных сборов и Кодекс гербовых сборов. В "Бельгии применяется Кодекс налогов с доходов населения4- Налоговый кодекс РФ относится к общим налоговым кодексам. Часть первая НК РФ принята Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ5. Она состоит из семи разделов, в которых регулируются отношения, составляющие основу всей налоговой системы. Разделы включают в себя главы (20 глав)., главы — статьи (142 статьи). В разделе I «Общие положения» закреплены основные начала (принципы) налогообложения, источники правовых норм о налогах и сборах, основные понятия, система налогов и сборов. | Топорнин Б.Н. Налоговое право в правовой системе России // Налоговый кодекс. Сегодня и завтра. М.: ФБК-Пресс, 1997. С. 6. 2 Там же. С. 8. 3 См.: Фомина О.А. Указ. соч. С. 65—66. * См.: там же. С. 81—82. s 5 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. 236 Глава 8. Налоговое законодательство 9.1. Подзаконные нормативн ые правовые акты 237
Раздел II посвящен правам и обязанностям участников налоговых отношений — налогоплательщиков и налоговых агентов, а также их представителей. Основы правового статуса налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции рассматриваются в разделе Ш. В шести главах раздела IV — самого большого в Кодексе — устанавливаются общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговой отчетности и налоговому контролю посвящен раздел V. Виды налоговых нарушений и ответственность за их совершение установлены в разделе VI. Раздел VIi регулирует вопросы обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц. - В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Рос-, сийской Федерации»1 большинство положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации введено в действие с I января 1999 г. Частью второй НК РФ урегулирован порядок исчисления и уплаты конкретных налогов: федеральных, региональных, местных. Она при-' нимается и вводится в действие поэтапно, по мере принятия глав, посвященных каждому налогу. Эти главы объединены в разделы, объединяющие налоги одного уровня. Самостоятельный раздел посвящен регулированию специальных налоговых режимов; Налоговый кодекс РФ — основа налогового законодательства РФ. Остальное законодательство принимается только в соответствии с Кодексом. Статья Г части первой НК РФ устанавливает, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. ■Соответствие НК РФ — непременное требование к законодательству субъектов Федерации, нормативным правовым актам органов местного самоуправления (п. 4, 5 ст. 1 части первой НК РФ). Кодекс определяет, что ряд налоговых отношений может быть урегулирован исключительно НК РФ. Так, согласно п. 5 ст. 3 части первой НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются-, или отменяются настоящим Кодексом. Это означает, что не допускается установление, изменение или отмена конкретного налога законом, не вносящим изменений в сам Кодекс. С позиции ст. 3, в част- 1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3825. ности, не подлежат применению различные нормы о налогах (например, о предоставлении льгот), включенные в неналоговое законодательство. В ряде случаев НК РФ закладывает только основы правового регулирования тех или иных отношений, предусматривает необходимость принятия специального законодательства. Например, ст. 36 части первой НК РФ устанавливает, что федеральные органы налоговой полиции выполняют функции, определенные Кодексом, а также иные функции,'возложенные на них Законом РФ'«О федеральных органах ■налоговой полиции». Особое значение имеет НК РФ для таможенных платежей. Согласно ст. 13 части первой НК таможенная пошлина и таможенные сборы отнесены к федеральным налогам и сборам. Однако законодатели неходили из того, что к моменту принятия НК РФ уже имелось довольно обширное законодательство, регулирующее отношения по исчислению и уплате таможенных платежей: ТК РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе» и др. Поэтому ст. 2 части первой НК РФ определено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе проведения контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. Таким образом, в отношении таможенных платежей. НК РФ не закладывает основ, их исчисления и взимания. Задача НК РФ — привести таможенное законодательство в соответствие с общими принципами исчисления налогов и сборов. Глава 9 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА 9.1. Подзаконные нормативные правовые акты Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Значение этих актов было особенно велико на первом этапе становления российского налогового законодательства (1991 — 1998 гг.). «Из более чем тысячи правовых актов, регулирующих налоговые отношения, насчитывается всего 20 законов. Кроме них имеется 100 указов Президента Российской Федерации, 100 правительственных постановлений, а все остальные акты изданы различны- 238 Глава 9. Дополнительные источники налогового права ■■•.. ми ведомствами. Иными словами, в налоговом праве явно преобладают ■; i:/ Необходимость такого регулирования отчасти объяснялась низким ':t Недостатки законодательства восполнялись инструкциями. ".4;>- Статья 25 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской '••• Однако зачастую, и в большинстве случаев обоснованно, ведомст- ';-V; венные акты вызывают к себе негативное отношение: на практике ин-'$?! струкциями нередко искажается содержание законов, бюрократизиру- :м^ ется система отношений, ущемляются права и законные интересы на-.f§;-: логоплателыциков. Органы исполнительной власти должны быть етро-- 'У: ■ го ограниченны в своих юридических возможностях. Иначе и не может '": быть, так как закон предполагает использование принуждения для %'■: того, чтобы заставить налогоплательщика выполнить свою обязан- • -' -ность. Поскольку налог представляет собой нарушение свободы и •:. права собственности налогоплательщика; то проявление власти в:•, сфере налогов должно быть ограниченно. Важно помнить, что ведом-.* ■ ствениые инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков, их назначение — регламентировать наиболее совершенные и в меру разумной необходимости единообразные способы практической деятельности органов управления, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов. Поэтому совершенствование налогового законодательства должно -идти не по пути развития подзаконного нормотворчества, а по пути. совершенствования самих законов о налогах, установления таких ме- -' ханизмов преодоления пробелов в законодательстве, которые позволяли бы, не прибегая к изданию инструкций, на основании самого закона определять правильный вариант действий.
9Л. Подзаконные нормативные правовые акты Конечно, совсем обойтись при налогообложении без подзаконных нормативных актов невозможно. Это объясняется рядом причин. Во-первых, некоторые вопросы налогообложения требуют достаточно оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой. Например, введение сезонных таможенных пошлин актуально в течение короткого периода. Во-вторых, решение ряда проблем, имеющих технический характер, целесообразно поручить специализированным ведомствам, а не загромождать ими закон. Вряд ли правильно утверждать на законодательном уровне формы налоговых деклараций, расчетов и т.н. В-третьих, поскольку налогообложению присуща и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, ответственного за проведение социальной и экономической политики в той или иной области. Например, перечень товаров первой необходимости, облагаемых НДС по льготным ставкам, определяло Правительство РФ. НК РФ не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, отводит им исключительно подчиненную роль (схема Ш—6). Схема III—6
Акты органов специальной компетенции
.Принятые на основе делегированных полномочий
Обязательные для налогоплательщиков и других участников налоговых отношений
Внутриведомственные
! Топорный БМ. Налоговое право б правовой системе России // Налоговый кодекс. Сегодня и завтра. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. С. 6. ч Выделяют две категории подзаконных нормативных актов —' источников налогового права: акты, принятые на основе законодатель- 240 Глава 9. Дополнительные источники налогового права 9.1. Подзаконные нормативные правовые акты 241
ного делегирования, и акты, издаваемые в развитие законов и имеющие целью обеспечить их выполнение. Обе категории подзаконных актов издаются на основании и в соответствии с законодательством, не могут противоречить ему, изменять его или дополнять. НК РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации,'исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не ■могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4). Делегирование представительными органами власти своих исключительных законодательных полномочий органам исполнительной власти ограниченно. Часть первая НК РФ предусматривает два случая делегирования полномочий Федерального Собрания РФ Правительству РФ. ., Пунктом 1 ст. 53 части первой НК РФ предусмотрено, что в случаях, указанных в Кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ. В соответствии со ст. 59 части первой НК РФ Правительству РФ поручено установить порядок списания безнадежной задолженности по федеральным налогам и сборам. Правительство РФ полномочно принимать и другие нормативные акты, связанные с исчислением и уплатой налогов. Например, ст. 64 части первой НК РФ предусматривает возможность отсрочки или рассрочки платежа налога налогоплательщикам, чья деятельность носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ. Статья 131 части первой НК РФ уполномочивает Правительство РФ установить порядок и размеры выплат лицам, привлеченным к участию в деле о налоговом правонарушении (переводчики, эксперты и др.).. Нетрудно заметить, что в двух последних случаях речь идет не о делегировании законодательных полномочий, а о принятии Правительством РФ актов по вопросам, урегулирование которых не отнесено к исключительной компетенции Федерального Собрания РФ. Министерству финансов РФ НК РФ делегировано полномочие, направленное на восполнение пробелов в законодательстве, которые могут быть выявлены в будущем, связанное с определением понятия «источник дохода». Согласно п. 2 ст. 42 части первой НК РФ, если положения Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к до- ходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов РФ. Налоговый кодекс РФ не предусматривает никаких специальных мер парламентского контроля в отношении актов, принятых на основе делегированных полномочий. Эти акты вступают в действие без какого-либо одобрения Федеральным Собранием РФ. Полномочия Президента РФ в сфере налогообложения недостаточно определены. В период с 1991 по 1997 гг. Президент РФ принял 33 указа по вопросам налогообложения1. Однако такая практика прекратилась принятием части первой НК РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование определяет подзаконность нормотворческой деятельности Президента РФ. При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу Президент РФ может опережающе издать указ по этому вопросу2. Поскольку НК РФ четко определяет, какие вопросы налогообложения подлежат исключительно законодательному урегулированию, то нормотворческие возможности Президента РФ в сфере налогообложения строго ограниченны. Президент РФ правомочен издавать указы порученческого и организационного характера. Ими могут определяться основные направления деятельности налоговых органов, даваться распоряжения о разработке законопроектов, проведении конкретных мероприятий в рамках, определенных законодательством, и т.п. В соответствии с п. 3 ст. 31 части первой НК РФ Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения в пределах своих полномочий утверждают формы заявлений в налоговые органы о постановке на учет, расчетов по налогам и налоговых деклараций и устанавливают порядок их заполнения. Соблюдение налогоплательщиками требований нормативных актов, изданных по указанным вопросам, обязательно. Порядок заполнения налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам определяется инструкциями, издаваемыми МНС России по согласованию с Минфином России. В ряде случаев полномочия по изданию таких инструкций могут передаваться нижестоящим органам МНС России. Б этих инструкциях должна содержаться информация технического и методического характера, относящаяся именно к заполнению формы налоговой декларации (даны 1 См.: Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина М • 2 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1999. С. 281 ЩМ-: 242 Глава 9. Дополнительные источники налогового права 9.1. Подзаконные нормативные правовые акты
примеры исчисления налога, определены меры по контролю за про-,,' цессон исчисления и уплаты налога, разъяснена методика ввода закона;. в действие и т.п.). Важно помнить, что такие инструкции не могут ''. прямо или косвенно регулировать порядок исчисления и уплаты на-' -,■ логов, установленный законодательством. Помимо указанных актов МНС России полномочно издавать при- ~ казы, инструкции, методические указания в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сбо-; pax. Однако эти документы являются исключительно внутри вед омет- [■ венными актами, обязательными только для налоговых инспекций. Ссылками на эти приказы и инструкции нельзя обосновать выводы о;. правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков, по-'.'-> скольку эти акты не относятся к законодательству (п. 2 ст.,4 части ;' первой НК РФ). Органы налоговой полиции не обладают полномочиями по изда-.] нию обязательных для исполнения налогоплательщиками норматив-/;--; ных актов. Федеральная служба налоговой полиции РФ издает только.'.' внутриведомственные акты, обязательные для выполнения федераль-;, ными органами налоговой полиции, приказы, инструкции и указания, •> связанные с организацией оперативно-служебной деятельности (ст. 8 1 Закона РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах нало-"'--. говой полиции*). Налоговый кодекс РФ в целях предотвращения принятия подза Согласно ст. 6 ча.сти первой НК РФ нормативный правовой акт о '•' налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов. Например, если бы МНС России издало инструкцию о порядке заполнения налоговой декларации, не согласованную с Минфином России, то это было бы нарушением установленного п. 7 ст. 80 части первой НК РФ порядка издания таких инструкций. В отношении такой инструкции налогоплательщик может воспользоваться правом не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст. 21 части первой НК РФ). Не может соответствовать НК РФ и нормативный акт, отменяющий или ограничивающий права налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, либо полномочия налоговых органов, установленные Кодексом. ;. Например, акт губернатора области о запрете налоговым органам проверять определенное предприятие ограничивает полномочия налоговых органов, определенные ст. 31 части первой НК РФ, и, следовательно, является незаконным. Статьей 6 части первой НК РФ определено также, что подзаконный нормативный акт не может изменять определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе, и др. В обобщенном виде признаки несоответствия подзаконного нормативного акта закону указаны на схеме Ш—7. Схема 111—7 ПРИЗНАКИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ПОДЗАКОННОГО НОРМАТИВНОГО АКТА ЗАКОНУ
Нарушения материальных норм эаконодател нт-ия
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |