КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подзаконные нормативные акты о налогообложении 1 страница
Ш jgg Глава 7. Участники налоговых правоотношений 7.2. Иные участники налоговых правоо; ношений
Государственные органы, которые контролируют правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, но не полномочны при, нимать и взимать налоги, также не относятся к сборщикам. Например суды общей юрисдикции и арбитражные суды при приеме исковых заявлений и жалоб проверяют правильность исчисления государственной пошлины и полноту ее уплаты. Однако они не выступают сборщиками пошлины, поскольку она перечисляется плательщиком непосредственно в бюджет, а не на счет судебного органа. К тому же в соответствии с НК РФ сборщиками могут выступать только органы исполнительной, но не законодательной.и судебной власти. Функции сборщиков налогов выполняют, например, таможенные органы. Согласно ст. 120 ТК РФ таможенные платежи зачисляются на депозитный счет, таможни, а оттуда поступают в бюджет. Согласно Закону РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» органы местного самоуправления уполномочены принимать от физических лиц платежи налога за землю (ст. 18). Частью первой НК РФ не установлено прав, обязанностей и ответственности сборщиков налогов и сборов. Они устанавливаются законодательством, регулирующим исчисление и уплату конкретных налогов и сборов. Однако унификация правового положения сборщиков необходима. Неурегулированность основ правового статуса сборщиков может обернуться законодательными пробелами, в результате чего надлежащее выполнение обязанностей этой категории участников налоговых отношений не будет гарантировано. Теоретически возможно возложение функций сборщиков налогов и сборов на организации и физических лиц. Например, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установил, что плательщиками местного налога на рекламу являются лица, рекламирующие свою продукцию. В ряде регионов установлено, что обязанность собирать налог и перечислять его в бюджет возлагается на рекламные агентства. Выставляя счет за услуги, агентство увеличивает его на сумму налога на рекламу. В отношении этого налога рекламные агентства выполняют функции сборщиков. Некоторые фискальные платежи могут взиматься только посредством сборщиков. Так, сбор за парковку автотранспорта предполагает учет продолжительности стоянки. Учитывать время и взимать платежи могут только сборщики, поскольку другие участники налоговых отношений не наделены соответствующими полномочиями. Предусмотренный ст. 21 Закона об основах налоговой системы сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, вносится в виде процентной надбавки к плате за участие в игре. Лицо, принимающее ставки, выступает сборщиком этих платежей. Поскольку НК РФ исключил организации и граждан из числа сборщиков налогов и сборов, то механизмы взимания налогов и сборов должны быть приведены в соответствие с Кодексом. 7.2.4. Лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов К некоторым субъектам налоговое законодательство предъявляет требования воздерживаться от выполнения юридически значимых действий в отношении налогоплательщика (плательщика сбора) до уплаты им налога или сбора, исчисленного в соответствии с законодательством.. Например, судьи не вправе принять исковое.заявление, апелляционную или кассационную жалобу, если к этим документам не приложено платежное поручение на уплату государственной пошлины с отметкой банка об исполнении. Судья обязан вернуть иск или жадобу, если пошлина уплачена не в том размере или не по назначению, но он вправе предоставить рассрочку или отсрочку платежа. Контролировать уплату государственной пошлины обязаны и другие органы и лица, выполняющие юридически значимые действия в пользу ее плательщиков (нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и др.). Нотариусы выполняют контролирующие обязанности и в отношении налогов на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. При оформлении соответствующей сделки в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства нотариус обязан проверить факт уплаты ими налога. Без этого нотариальные действия не могут быть выполнены. В силу Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» органам дорожно-патрульной службы вменено в обязанность проверять факт уплаты'налога с владельцев автотранспортных средств при регистрации, перерегистрации или техническом осмотре автотранспортных средств. ,Налоговый кодекс РФ не указывает этих лиц в качестве участников налоговых отношений, что нужно рассматривать как упущение, а не как обдуманные действия законодателя. Вследствие этого невыполнение ими обязанностей по контролю в сфере налогообложения не может повлечь применения к нарушителям санкций, предусмотренных частью первой НК РФ. Однако такие действия могут рассматриваться как иное правонарушение (например, должностное) и повлечь другие неблагоприятные последствия. Например, у нотариуса, пренебрегающего указанными обязанностями, может быть отозвана лицензия.
,, * /Гшш обязанные информировать налоговые органы; °,, объектам налоговое законодательство вменяет в обя- ' ^о, переходяше^ * д0 увеДомлению налогового органа. Оно со- / Является на ода т насЛедства или сделку дарения. ". Ту стрировавшим ^ F ф уегаНавливает обязанность органов (учреж-/;-.. (п. 6 ст. 85). Haj3* ние или несвоевременное представление этой.,.. иНформаиии- обязанность представлять сведения налого-';- ' На Р^ лии возл ового ксШрояя за расходами грающая. Цедь;;Г воМу органу в рамк^ СООТветствия крупных расходов физичес-/,/ етавлятьорганизации..^ ^ части.первой НК РФ (недвижимость, Ц механические тр > *х) сделки с ним и права на него. Налоговый,, кодекс РФ оП^о^Хность за его нарушение (ст. 129' части пер, > -,, устанавливало^ войНКРФ)- ■.,/• 12Л ^^необходимые для исчисления налога и-а- -к законодательством случаях обязанность исчис-. ^ь нйЛог может оь шю фттесшх лиц. Информацию об зТо касается налш ■■ - ^ ^е необходимые сведения налоговый Р^^^иГтранспортнычсредстб. ков, строении, ip ^ aBj,KBaeT; что органы, регистрирующие- и учитывающие над..,. 192 Глава 7. Участники налогових правоотношений 7.2. Иные участники налоговых правоотношений 193
Для-контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Такие сведения налогоплательщики обязаны представлять самостоятельно. Однако и на банки возложена обязанность сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счета организации, предпринимателя иного самозанятого лица. Сведения направляются банком в налоговый орган, зарегистрировавший налогоплательщика, в пятидневный срок со дня открытия или закрытия счета (ст. 86 части первой НК РФ). 7.2.8. Лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (процессуальные лица) Мероприятия налогового контроля могут потребовать проведения специальных действий и процедур. К их совершению привлекаются лица, обладающие специальной квалификацией, — эксперты, специалисты, переводчики. Экспертом признается лицо, имеющее специальные познания в "науке, искусстве, технике или ремесле. Задача эксперта — подготовить заключение по вопросу, имеющему значение для налогообложения. Специалистом признается тот, кто обладает определенными профессиональными знаниями и навыками. В отличие от эксперта специалист лично участвует в контрольных мероприятиях. К примеру, при инвентаризации имущества для проведения" замеров может быть привлечен специалист. При расхождении учетных и фактических данных перед экспертом может быть поставлен вопрос о том, не вызвано ли расхождение естественной убылью имущества. Порядок привлечения лиц к выполнению обязанностей экспертов, специалистов и переводчиков, права этих лиц и их ответственность определены ст. 95—97, 129 части первой НК РФ. Граждане, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для налогообложения, могут быть вызваны налоговым органом в качестве свидетелей по делу о налоговом правонарушении. Важно отметить, что не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые получили эту информацию при исполнении своих профессиональных обязанностей и она относится к их профессиональной тайне1. В частности, адвокаты и аудиторы не могут давать свидетельские показания о фактах, ставших им известными в ходе оказания консультационных, правовых и других услуг. Иные лица вправе отказаться от дачи свиде- тельских показаний по основаниям, предусмотренным законодательством. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. НК РФ устанавливает ответственность свидетелей за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания. Лицо, вызванное в качестве свидетеля, наказуемо за неявку или уклонение без уважительных причин от явки в налоговый орган (ст. 128 части первой НК РФ). Еще одним участником контрольных мероприятий являются понятые. Ими могут быть любые граждане, не заинтересованные в исходе дела. Их задача —- удостоверить факт, содержание и результаты действий, проведенных в их присутствии (ст. 98 части первой НК РФ). 7.2.9. Банки Важные участники налоговых правоотношений — банки. Как хозяйствующие субъекты они являются налогоплательщиками и обладают соответствующим правовым статусом. Однако в силу специфики деятельности на банки возлагается ряд дополнительных обязанностей публично-правового характера. Порядок их выполнения не зависит от договоренности банка с клиентом, а всецело определяется законодательством. За невыполнение этих обязанностей установлены меры административной, а не гражданско-правовой ответственности. Эти обязанности связаны с особыми требованиями законодательства к порядку открытия банками счетов гражданам и организациям, ведения операций по этим счетам и др. В графическом виде они представлены на схеме II—9. Перечисление и зачисление средств, поступивших в уплату налогов на счет бюджета, — одна из стадий исполнения бюджета (ст. 218 БК РФ'). Это бюджетные, а'не налоговые отношения. Налогоплательщики не являются субъектами бюджетных отношений. Налоговое законодательство регулирует лишь отношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков обслуживающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачисления уплаченных сумм на бюджетные счета. Согласно ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными в соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством.
1 Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об угверждешга перечня сведений конфиденциального характера» // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127. ] Утвержден Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823. 7-111 194 Глава 7. Участники налоговых правоотношений НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога считается Схема II—д ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ КАК РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ЦЕНТРОВ
8 связи с открытием счетов организациям или физическим лицам
представить в срок, налоговому органу по его запросу справки по опера-. циям и счетам организаций или граж^ дан-предпринимателей
исполнить решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента исполнить решение налогового органа о взыскании суммы налога, сбора, пеней Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст.. 60 части первой НКРФ). 7.2. Иные участники налоговых правоотношений 195 . Ответственность за нарушение этого порядка банк несет не перед '"•клиентом, а перед государством. С банка, просрочившего перевод. средств, поступивших в уплату налога, взыскиваются неперечислен- ..• ные суммы, а также пени и штрафы. Руководитель банка может быть 'привлечен^к административной ответственности. Следовательно, законодатель рассматривает несвоевременное исполнение банком платежного поручения на уплату налога не как .' гражданско-правовое нарушение, за которое наступает ответственность перед владельцем счета, а как нарушение публично-правовое. . На банк возлагаются публичные обязанности по выполнению функций, связанных с перечислением средств на бюджетные счета. По- . рядок выполнения этих функций не регулируется соглашением банка с клиентом (налогоплательщиком), а определяется законодательством. Отношения налогоплательщика и банка по поводу уплаты налога.' являются публично-правовыми. В рамках этих отношений на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить.. налог, а на банк — провести этот платеж. Банк при этом действует не; как представитель налогоплательщика перед государством, а как пред-; ставитель публичных интересов государства, принимающий от пла-гтельщика исполнение публичной обязанности по уплате налога. Эта позиция подтверждена постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П!. КС РФ указал, что «в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование ста-• тьи 57 Конституции Российской Федерация в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет. сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаг ты и перечисления налогов в бюджет». Суд отметил также, что «налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов, на бюджетные счета ' Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 42. Ст. 521 1.
являются бюджетными... Таким образом, действующие налоговое и.;'' 7.2.10. Налоговые консультанты,:.,; В некоторых странах правовыми нормами регулируется деятель- '■?'. Предусматривается, что профессиональные услуги в области Нало- ! гообложения (консультирование, подготовка деклараций, представи-.-.; тельство, экспертиза и др.) могут оказывать только аттестованные' / лица, получившие специальный сертификат, лицензию и т.п. Важно отметить, что аттестация и лицензирование налоговых кон- •'; Важнейший принцип работы налоговых консультантов — незави Контролируют соблюдение этих требований профессиональные объединения консультантов. Они могут наложить на виновного различные взыскания, вплоть до отзыва лицензии, что влечет запрет заниматься налоговым консультированием. Налоговый консультант за ненадлежащее выполнение своих обязанностей несет гражданско-правовую ответственность перед клиентом. Законодательство может налагать на консультанта обязательство застраховать риск гражданской ответственности. Закон должен устанавливать гарантии независимости налоговых консультантов. Важнейшая из них — право на сохранение конфиденциальности сведений и документов, полученных в ходе профессиональной деятельности. Поэтому налоговые консультанты не могут быть, допрошены в качестве свидетелей по делам своих клиентов, у них не могут быть изъяты документы. Налоговые консультанты и их профессиональные объединения ведут и сопутствующую деятельность: организуют подготовку налого- Вопросы для самостоятельного изучения 197 вых консультантов, издают учебные и методические пособия, проводят просветительские мероприятия и т.д. В Российской Федерации вопрос о необходимости принятия закона о независимых налоговых консультантах только обсуждается. Вырабатываются принципы, организационные и другие нормы, которые предполагается положить "в основу различных законопроектов по данному вопросу. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ' 1. Изучите принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Подготовьте ответы на следующие вопросы. — Каково общее правило определения цены товаров (работ, услуг)? — Назовите четыре основных и один дополнительный критерии, позволяющие налоговым органам корректировать результаты сделок. — Какие два условия учитываются при определении рыночной цены товара (работы, услуги)? — В целях налогообложения учитывается рыночная цена спроса или предложения? — В чем отличие понятий «идентичные товары» и «однородные товары»? — Какие условия сделок учитываются при оценке сопоставимости? — Ограничен ли круг источников информации о рыночных ценах, учитываемых при налогообложении? — Какова очередность применения дополнительных методов определения рыночной цены? Почему установлена эта очередность? — Какие факторы учитываются при определении рыночной цены методом последующей реализации? 1 — Какие факторы учитываются при определении рыночной цены затратным методом? — В каком случае цена сделки не подлежит корректировке при любых При подготовке ответов используйте источники. 1. Налоговый кодекс РФ. Ст. 40. 2. С.Д, Шаталов. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Учеб. пособие. М.: МЦФЭР, 1999..С." 185—198. ' 3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М: Аналити-. ка-Пресс, 1999. С. 229-235. 2. Изучите основания и порядок признания лиц взаимозависимыми. Подготовьте ответы на следующие вопросы: — В каких целях налоговым законодательством вводится понятие «взаи Вопросы для самостоятельного изучения Щ- Вопросы для самостоятельного изучения 199
— Могут ли быть признаны взаимозависимыми физическое лицо и' орга-'; низация?;-.-,-' — Определите долю участия организации А в организации Е исходя из условий, показанных на графике. Стрелками обозначены отношения участия с указанием долей. / ■.; — Какими условиями связанр усмотрение суда при решении вопроса о При подготовке ответов используйте источники: - \ 1. Налоговый кодекс РФ. Ст. 20. - - •:• 2. Шаталов С Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Феде-! рации, части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999. С. 97—104. ••;? 3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части пер-";, вой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В. Брызгадина. М: Аналити-' ка-Пресс, 1999. С. 131-135. 3. Изучите порядок исполнения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков. Подготовьте ответы на следующие вопросы: — Необходимо ли предварительное письменное согласие налогового органа на открытие банком счета налогоплательщику?;. — В отношении каких лиц, открывающих счет, банк обязан удостоверить-. ся в постановке их на учет в налоговом органе? - ■■ — Какому налоговому органу банк обязан сообщить об; открытки1 пли закрытии счета? — В какой срок банк обязан направить налоговому органу сообщение об открытии или закрытии счета? — В отношении каких счетов действуют вышеуказанные требования? — Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего'исполнения банком обязанностей, связанных с открытием и закрытием счетов? При подготовке ответов используйте источники: 1. Налоговый кодекс РФ. Ст. 11, 86, 132. 2. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999- С. 97—104. 3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1999. С. 418-420, 577-479. .• 4. Изучите порядок исполнения банками поручений налогоплательщиков, ' '• плательщиков сборов, налоговых агентов по перечислению сумм налогов, сбо-'" ров. Подготовьте ответы на следующие вопросы: — Какая плата взимается банком за исполнение поручения перечислить • • налог, сбор? — В какой срок банк обязан выполнить поручение перечислить налог, • сбор? ■ : — В каком порядке банк перечисляет налога, сборы по поручениям на- • л о го плательщиков? — Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежа При подготовке ответов используйте источники: 1. Налоговый кодекс РФ. Ст. 60, 133. ■ 2. Гражданский кодекс РФ. Ст. S55. 3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |