КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налогоплательщик 3 страница
Подходы к определению точных количественных показателей дохода и прибыли содержатся не в налоговом законодательстве, а в законодательстве о бухгалтерских отчетах и балансах. Подсчет экономического потенциала плательщика не может зависеть от целей налого-' обложения. Это должен быть объективный показатель. Бухгалтерский учет — это система измерения, обработки и представления информации о хозяйствующем субъекте. В этой системе регистрируются в денежных единицах все сделки к" события, имеющие хотя бы в малой степени финансовый характер. При этом преследуется цель обеспечить внутренних и внешних потребителей финансовой информацией о хозяйствующем субъекте. На основе этой информации принимаются различные управленческие решения, связанные с планированием деятельности хозяйствующего субъекта, контролем за его деятельностью и ее оценкой. Пользователи бухгалтерской информации — это прежде всего собственники предприятия, которые посредством учетных данных определяют результаты своих вложений, их сохранность и др. Управленческий персонал предприятия на основе данных бухгалтерского учета судит о прибыльности предприятия, которая служит основой его инвестиционной привлекательности, и о ликвидности предприятия, т.е. о достаточности платежных средств для погашения долгов в установленные сроки. Менеджеры на основе этой информации узнают, какие выпускаемые предприятием товары наиболее прибыльны, какова себестоимость каждого вида товара, оправдались ли экономические расчеты и т.п. Поскольку именно эти лица несут ответственность за управление компанией и достижение стоящих перед ней целей, они являются основными пользователями бухгалтерской информации. Глава 6. Объекты налоговых правоотн о шений ___________ .- пользователи бухгалтерской информации — это прежде Внешние i ^ Кредиторы хозяйствующего субъекта, как действи-всего ИНБесТ°|>г10Тенциальные. Анализируя финансовые отчеты пред-тельные, так ъ аюТ вЫВОды о перспективах компании, о целесооб-пркятия, они ^ " оваНИЯ средств и предоставления кредитов, о воз-разности и«»е раиее сделанные вложения. можности у j^^ бухгалтерской информации являются также лица, для широК?Хб1Цая экономическую статистику, делают выводы макро- экодаТппоИзБОДСТВаиДр.). структуре f органы отраслевой компетенции- на основе бухгад- РегулирУ'0 и судят о соответствии деятельности хозяйствую- . терской ИНф0р1 йсТВуЮщим правилам и нормативам. Банки, страхо-; щих с>'бъеКТ0^ии инвестиционные институты, участники фондового вые организа ' ^ представляют государственным органам отчет-рьШка период овленным формам_ ность гш у органы являются лишь одним из потреоителеи учетных Налоговые ^ ^oWBQe прав0 не может претендовать на регули-данных. по те' коГ0 уЧета. Фискальные цели так или иначе, но ис-' рование оухг ^ финансового состояния хозяйствующего субъекта, казили бы ка" пользователей учетной информации были бы нару-ИнтересыДРУ^ J шены (схема Т^^ и веденИя хозяйствующим субъектом отдель-Излишне р ^^ налогового учета по правилам, установленным Ного самосг одательств0м. Во-первых, ведение двух параллельных налоговым за бх0ДИТСЯ СЛишком дорого. Во-вторых, принцип равного систем учета У,ени Требует учета при налогообложении фактической, налогового ор^^ ^^ которая является объективным экономи-платежеспосо зависящим от способов и методов ведения бизнеса, ческим ^aK^°fcTBa систем учета. Бухгалтерский учет развивается в на-а не от колИЧЬм0ЖНО более точного отражения результатов хозяйство-ПРаВЛеН^и ^обдо^ение проводится на основании данных именно бухгалтерского ^ ^^^^^ yqgTe (вернее __ 05 учете в целях нало-Когда г 1^ ПОДра3уМе11аК)т интерпретацию данных бухгалтерско- гообложения;, ^ задачам'-налогообложения. Налоговый учет" m учета пр*1№"кш , почетный характер, носиг^' ^ ведении налогоплательщиками налогового учета со-Требован* ^^ йТьрой НК РФ «Налог на прибыль организа- держится в гл. 6.3. Особенности определения налоговых последствий экономической деятельности 153 ций». Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Статья 313 Н К РФ определяет налоговый учет или систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу наЪс-нове данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном НК РФ. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, доли расходов, учитываемых в текущем налоговом периоде и в последующих периодах, сумму налоговой задолженности и другие данные. Показатели налогового учета являются налоговой тайной. Данные налогового учета систематизируются'в аналитических регистрах. Они ведутся в специальных формах на бумажных, машинных носителях, в электронной форме. Схема II—2 ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БУХГАЛТЕРСКОЙ
Внутренние
Управленческий персонал
Кредиторы Регулирующие органы отраслевой компетенции Налоговые органы 63. Особенности определения налоговых последствий экономической деятельности Вторжение налогового законодательства в сферу предпринимательства и бухгалтерского учета допустимо лишь постольку, поскольку пла- 3 54 • Глава б. Объекты налоговых правоотношений 6.3. Особенности определения налоговых последствий экономической деятельности 155
телыцик, будучи заранее информированным об условиях налогообложения, имеет возможность искусственно исказить результат экономической деятельности с целью сократить налоговые платежи. Цель регулирования в данном случае — воссоздание объективной картины платежеспособности налогоплательщика, установление равнонапря-женной налоговой обязанности для всех. При этом налоговое законодательство не устанавливает каких-либо норм, дублирующих нормы гражданского законодательства или законодательства о бухгалтерском учете, а устанавливает особые правила оценки результатов тех или иных сделок, корректировок в целях налога-обложения данных бухгалтерского учета. В тех случаях, когда есть основания подозревать, что результат деятельности занижен искусственно с целью уклонения от налогообложения (например, при реализации продукции до необоснованно низким ценам), налоговое право лишь возлагает на плательщика бремя доказывания объективности примененной цены. Если предусмотренные законом доказательства плательщиком не представлены, закон ис~. ходит из того, что результаты достигнуты. Размер выручки при этом определяется исходя из рыночных ц&и, т.е. с учетом условий хозяйст- ' вования аналогичных субъектов предпринимательства. Так, НК РФ устанавливает, что для целей налогообложения учитывается ценатоваров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Однако если сделка совершается между взаимозависимыми лицами, есть. основания полагать, что отношения участников сделки' могут оказать непосредственное влияние на ее условия и результаты. Под «подозрением» находятся товарообменные и внешнеторговые операции, а также сделки, по которым наблюдается значительное колебание уровня цеп на товар в пределах непродолжительного времени (более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам). Если цены указанных сделок существенно отличаются от рыночных цен идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен. При этом НК РФ устанавливает строгие правила такой оценки (ст. 40 части первой НК РФ), предусматривает возможность обжалования решения налогового органа! Типичным примером внесения корректировок в данные бухгалтерского учета является установление налоговым законодательством норм и нормативов включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемую при расчете налогооблагаемой прибыли. Напри- мер, расходы на организацию представительских мероприятий (деловые встречи с партнерами и т.п.) учитываются при исчислении балансовой прибыли в размере, одобренном руководителем или собственниками предприятия. Однако при исчислении налогооблагаемой прибыли эти расходы учитываются частично, в размере, не превышающем установленной нормы. Это объясняется возможностью необоснованного завышения этих затрат, влекущего уменьшение прибыли и, следовательно, налога. Проконтролировать такие затраты сложно. Методы контроля в этом случае неизбежно приводили бы к неоправданно глубокому вмешательству в деятельность налогоплательщика. Поэтому установление нормативов — своего рода компромисс между правом налогоплательщика учесть представительские расходы и правом налогового органа контролировать рбоснованность таких расходов. Многие авторы справедливо выделяют проблему незаконного ограничения гражданских прав в целях повышения собираемости налогов. В основе такой практики лежит порочная идея, что достаточно совершенное налоговое законодательство не исполняется из-за недостатков, присущих законодательству гражданскому, так что последнее нуждается в корректировках. Например, один из руководителей Минфина России отметил: «Намечается подготовить предложения о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации. Из- -вестно, что многие новые виды договоров, которые описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации; нарушают логику бухгалтерских правил и не ложатся на счета бухгалтерского учета. На практике приходится выдумывать какие-то особые ходы, чтобы отразить особенности тех или иных операций по вновь введенным договорам»1. Примером реализации этой идеи является Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»2. Этот Указ, в частности, ограничивает право сторон договоров комиссии, поручения, агентских договоров самостоятельно определять порядок расчетов и предписывает проводить расчеты способами, максимально открытыми для налогового контроля, хотя и неудобными (или нетипичными) для таких операций. Помимо того, что этот Указ нарушает п. 2 ст. 1 ГК РФ, устанавливающий, что ограничить гражданские права можно только федеральным законом, он исходит из неверной посылки адаптирования хозяйственной жизни к устоявшимся налоговым формам. Напротив, 1 Бухгалтерский учет. 1998. № 8. С. 5. 2 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4144. Глава б. Объекты налоговых правоотношений меняться должны эти формы, приспосабливаясь к процессам развития предпринимательской деятельности. Для налогообложения в первую очередь важен результат деятель-ности, а не способ достижения этого результата.. Результат хозяйствования — объективное явление. Налогообложение ориентировано именно на реальный результат, независимо от законности его получения. Во многих странах признано, что криминальные доходы подлежат такому же налогообложению, что и доходы от легального бизнеса1. Хрестоматийным является пример приговора к тюремному заюю-' ХХ< Пресса сообщала и о другом случае. Служба внутренних доходов;;!;,-■ Такой же подход применяется и к расходам налогоплательщика/": Проблема включения расходов в состав себестоимости продукции.";. возникает и в тех ситуациях, когда речь идет о признании сделок не-," ■ действительными. Известен ряд случаев, когда налоговые органы не '" i В Российской Федерации большинство специалистов склоняются к выводу, что ' при определении объекта налогообложения необходимо исходить из факта приобрети :. ния права собственности на доход (имущество). В случае грабежа или кражи престугь г '■ ник не приобретает права собственности на полученное. Кроме того, он и не думает скрывать доходы от налогообложения, а утаивает незаконно добытое от изъятия, уклоняется от наказания за общеуголовное преступление. Следовательно, если деньги ••• или имущество получены в результате совершения преступления (кража, грабеж, мошеннические действия и т.п.), при котором обвиняемый не приобрел на них права ' собственности, то объекта налогообложения и вытекающих из него обязанностей у обвиняемого не возникает. 2 Сегодня. 1998. 20окт. 6.3. Особенности определения налоговых последствий экономической деятельности 157 'учитывали в целях налогообложения затраты, понесенные по недействительным сделкам, основываясь лишь на формальном признании их. недействительными. Однако в результате признания сделки недействительной под сомнение ставится лишь основание платежа, но не сам факт платежа. ЕсЛи же расход понесен в хозяйственных целях (предусмотрен в нормативном акте, определяющем состав затрат, учитываемых при налогообложений), то признание сделки недействительной не влечет никаких налоговых последствий. Например, сделка субаренды помещений признана недействительной на том основании, что арендатор не имел права сдавать помещение в субаренду. Налоговая инспекция посчитала, что субарендатор незаконно включил в состав себестоимости уплаченные суммы арендной платы по недействительной сделке. На соответствующую сумму была увеличена налогооблагаемая прибыль, взыскан 'штраф за занижение прибыли. Такое решение неправомерно. Признание сделки.недействительной не означает оспаривания самого факта расходов, а также их производственного назначения. Даже если в результате произошла реституция, субарендатору возвращены затраченные им средства, то тем совершился самостоятельный факт хозяйственной жизни, который подлежит отдельному отражению в-учете (получение внереализационных доходов). ■Иное дело, когда речь идет о сделке, прикрывающей другую (т.е. о мнимой сделке). В данном случае поднимается вопрос об основании платежа, о производственном характере затрат. Решение этого вопроса существенно для налогообложения. Другой пример — проблема применения льгот. В ходе проверки налоговым органом было установлено,- что малое предприятие, ведущее строительство, применяло льготу по налогу на прибыль, однако не имело соответствующей лицензии. Проверяющие посчитали, что ■ отсутствие лицензии исключает использование льготы. При рассмот-' рении возникшего спора было определено, что наличие лицензии существенно для рассмотрения вопроса о действительности сделок. На.налоговые последствия это обстоятельство влияния не оказывает, поскольку закон связывает право на льготу с самой деятельностью- независимо от условий ее проведения'. 1 См. также решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 1998 г.' № ГКПИ 98-237 по делу о признании недействительным абз. 6 совместного письма Минфина России № 04-03-07 и Госналогслужбы России № ВЗ-4-03-31н от 10 апреля 1996 г." «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции». (58 Глава 6. Объекты налоговых правоотношений 6.4. Проблемы разграничения налоговых и смежных с ними отношений 159
6.4. Проблемы разграничения налоговых и смежных с ними отношений Пунктом 3 ст. 2 ГК РФ определено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Эта норма часто используется для того, чтобы обосновать отказ в применении той или иной статьи ГК РФ к урегулированию отноше-ний между налогоплательщиками и налоговыми органами. Однако не все отношения этих субъектов являются налоговыми. Между ними возникают и фажданско-правовые отношения. ■ Существенное отличие налоговых отношений от гражданских проводится по составу участников: государство как властный субъект — непременный атрибут налоговых отношений. Те отношения, в которых государство не проявляет властной компетенции, не могут быть отнесены к налоговым. Нельзя отнести к налоговым отношения по возмещению налогоплательщику вреда, причиненного незаконными решениями и деяниями налоговых органов и их должностных лиц. В данных отношениях государство не проявляет себя как властный субъект. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Возмещение причиненного ущерба — универсальный гражданско-правовой способ защиты нарушенных прав. В связи с этим конкретизация принципа, закрепленного в ст. 53, — основные правила, определяющие порядок, условия и пределы имущественной ответственности за причиненный вред, содержатся в гражданском законодательстве, и в первую очередь — в Гражданском кодексе Российской Федерации. Отношения по возмещению ущерба основаны не на властном подчинении, а на равенстве участников. Эти отношения возникают, изменяются и прекращаются по воле налогоплательщика. Как справедливо отметили А.Л, Маковский и С.А, Хохлов, «государство недемократическое (авторитарное, тоталитарное, фашистское и т.п.) всегда стремится к тому, чтобы и в случаях неправомерных действий власти не допустить ответственности перед потерпевшими на равных, т.е. по правилам гражданского законодательства, и либо не отвечать перед ними вообще, либо обусловить такую ответственность целым рядом ограничений (по процедуре, основаниям,,размеру, срокам и т.п.). Напротив, демократическое государство, каковым в соответствии с Конституцией (ст. 1) являет- ся Российская Федерация, может оставаться в отношениях со своими гражданами и организациями в рамках публичного права (в том числе налогового, таможенного и т.п.) до тех пор, пока оно, его органы и должностные лица действуют правомерно. Имущественные последствия неправомерных действий государства по отношению к своим гражданам и организациям должны рассматриваться по правилам гражданского законодательства, по нормам ГК РФ, за теми изъятиями из этого принципа, которые прямо установлены законом. Иными словами, государство, если оно хочет считаться демократическим, должно отвечать за имущественный вред, неправомерно причиненный им своим «подданным», как равный перед равным, и последнее правило статьи 2 ГК РФ (п. 3) не может эту ответственность исключить»1. В связи с этим представляется необоснованной позиция, занятая Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, о неприменении ст. 395 ГК РФ в случае незаконного взыскания налогов. Эта статья предусматривает уплату процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения -за счет другого лица. Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ указали, что «в случаях, когда разрешаемый, судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условий, что это предусмотрено законодательством. Поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (статья 395)»2. Уплата процентов является особой мерой гражданско-правовой ответственности и носит компенсационный характер. Потерпевшая сто- 1 Маковский А.Л., Хохлов С.А. Вводный комментарий к Гражданскому кодексу // 2 П. 2 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 160 Глава 6. Объекты налоговых правоотношений Глава 7. Участники налоговых правоотношений ,161
рона может требовать их уплаты вместо доказывания понесенного';:! убытка1. Если такая сторона — налогоплательщик, то его требование-;-• об уплате процентов за необоснованное пользование его средствами'""-адресовано государству не как властному, а как равному субъекту."". -Ц?; Поскольку это обстоятельство долгое время не признавалось нд •'-' Другой пример ситуации, когда потребовалось определить характер ^:-отношений с участием государства, — конфликт, возникший по вопро-:^; су применения ст. 855 ГК РФ, которая устанавливает очередность спи-•;'-.' сания средств с банковских счетов должника при их недостаточности -••':; для удовлетворения требований всех кредиторов владельца счета. Ста- '" тьей определено, что списание по платежным документам, предусмат~-"Ч ривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, производится в '% четвертую очередь, после удовлетворения требований ряда других лщг'Д! Госналогслужба России, Минфин России и Банк России усмотрели'•;'; противоречие в том, что Законом «Об основах налоговой системы Рос---й сииской" Федерации» установлено, что платежные поручения предпри-;'-^ ятий на перечисление налогов в бюджет исполняются банками в перво-:.;(л очередном порядке (ст. 15). При разрешении этого противоречия пред- А;' почтение отдано налоговому закону на том основании, что п. 3 ст. 2 ПС ■''••■ РФ установлено, что к имущественным отношениям, основанным на 'К административном или ином властном подчинении одной стороны дру-" г гой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодатель- •:-" ство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством2. ;г'г На это письмо Государственная Дума остро отреагировала двумя.: постановлениями3, где, в частности, указала, что ст. 855 ГК РФ регу- ь лирует финансовые отношения в части установления очередности спи-. ' сания денежных средств со счетов клиентов банков, и в случае противоречия норм налогового законодательства ст. 855 ГК РФ применяется указанная статья Кодекса. ' Об этом см.: Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1.998 г. № I3/L4 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами^ // Вестник ВАС РФ. 1998. № II. С. 7-14. 2 Письмо Минфина России, Госналогслужбы России и Банка России от 22 августа 3 Постановление Государственной Думы от П октября 1996 г. № 682-Л ГД «О по При общей поддержке позиции Думы необходимо указать на ошибочность аргументации: ст. 855 ГК РФ" не регулирует финансовых от-• ношений. Она решает не проблемы взаимоотношений налогоплательщика и государства, а проблемы взаимоотношений кредиторов налогоплательщика. Если между плательщиком налогов и государством существуют отношения, неравенства, власти-подчинения, то между государством и иными кредиторами таких отношений нет, они все в одинаковом положении кредиторов должника. Даже если законодатель отдает предпочтение какому-либо одному кредитору, то это обстоятельство не ставит кредиторов в отношения власти-подчинения. Кредиторы остаются независимыми один перед другим, не связанными личными, имущественными или административными отношениями. При таких обстоятельствах следует признать, что ст. 855 ГК РФ не регулирует финансовых отношений, а разрешает имущественные проблемы между равными субъектами, т.е. регулирует гражданские отно-. шения. Смежными с налоговыми являются бюджетные отношения. И налоговое, и бюджетное право — подотрасли финансового права. Государство — обязательный участник финансовых отношений — проявляет себя как субъект публичного права. Поэтому разграничение налоговых и бюджетных правоотношений — непростая задача. Обе эти подотрасли регулируют вопросы формирования доходов публичной власти. Налоговое право регулирует отношения по уплате налогов и сборов, а бюджетное — отношения по зачислению средств, поступивших, в уплату налогов, на бюджетные счета. Глава 7 УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Участниками налоговых правоотношений выступают субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. Права и обязанности составляют основу правового статуса участников налоговых правоотношений и служат основанием для выделения их категорий. Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают прежде всего в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков, налоговых агентов. Банки как расчетно-кассовые центры выполняют ряд возложенных на'них функций, связанных с налогообложением. Законодательство может налагать отдельные обязанности, связанные с налогообложением, и надру-гае категории лиц. 6-и-! Глава 7. Участники налоговых пртоот^шт^
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |