Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факультативные




СВЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Основные

—Встать на налоговый учет

Платить налоги и сборы:

• правильно исчислять;
. уплачивать в полном

Сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения

объеме; ■ уплачивать своевре­менно;

• уплачивать в установ­
ленном порядке


 


полная информация о содержании
и размере претензий __________

__ ■ право представлять доводы
_____________ и доказательства __________ „__ ■

\ получение профессиональной помощи

Одной из задач налогового планирования является организация дея­тельности налогоплательщика, позволяющая ему максимально использо­вать льготы, предусмотренные законами. Налоговый кодекс РФ устанав­ливает, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодатель­ством о налогах и сборах, в том числе получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит (ст. 21 части

первой НК РФ).

Выражением этого права является и закрепленное в п. 7 ст. 3 части первой НК РФ правило о том, что. все неустранимые сомнения, про­тиворечия и неясности актов законодательства о налогах и сборах тол­куются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой налогов. Это основные обя­занности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъяв­ляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей. Это факультатив­ные обязанности налогоплательщиков (схема П--8).


 

Вести в установленном порядке учет доходов, расходов, объектов налогообложения

Хранить документацию, связанную с налогообло­жением

Представлять налоговые декяарациии необходимые сведения

Представлять налоговым органам документы и информацию

Устранять выявленные нарушения______________

Не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов

Обязанность платить налоги и сборы. Конституционной обязаннос­тью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Это — обобщенное требование. Оно разделяется на четыре со­ставные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обя­занность правильно исчислять налог; во-вторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме; в-третьих, уплачивать налог своевременно; в-чет­вертых, уплачивать налог в установленном порядке.

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что налогопла­тельщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, -если такая обязанность предус­мотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НКРФ). Налогоплательщики-организации ведут учет объектов налогообложе­ния на счетах бухгалтерского учета. Они исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бух-


178 Плава 7. Участники налоговых правоотношений


7.1. Налогоплательщики 179


 


галтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержден­ных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связан­ных с налогообложением. Плательщики на/юга на прибыль организа­ций обязаны вести налоговый учет.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов, который ведется в порядке. определяемом Минфином России и МНС России. Как правило, они обязаны вести специальную книгу учета доходов и расходов.

Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, также обязаны вести учет необходимых для налогообложения данных, но могут делать это в произвольных формах. Для исчисления ими по­доходного налога используются также данные учета предприятий — источников выплаты доходов (ст.' 54 части первой НК РФ).

Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в налоговые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны пред­ставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст.-23 части первой НК РФ). Порядку заполнения и пред­ставления деклараций посвящены ст. 80 к 81 части первой НК РФ.

Налогоплательщик обязан представить декларацию на бланке ус­тановленной формы. В определенных.законом случаях декларация может быть подана на дискете или на ином носителе, допускающем

компьютерную обработку.

Налогоплательщик обязан также представить декларацию в уста­новленный законом срок. По выбору налогоплательщика декларация может быть представлена в налоговый.орган лично или по почте. В • последнем случае датой представления декларации является дата при­нятия "отправления почтой.

Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы нало­гоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности пра­вильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бес­платно. Для правильного их заполнения издаются инструкции. Нало­говый.кодекс РФ предоставляет право.издавать инструкции по запол­нению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по мест­ным налогам исключительно МНС России по согласованию с Мин­фином России. Только в отдельных - случаях, требующих особого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декла­рации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установления еди-


нообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местно­го бюрократического творчества. НК РФ особо подчеркнул, что нало­говые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и упла­той налогов.

Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы декла­раций (п. 1 ст. 32 части первой ИК РФ).

Независимо от правильности заполнения декларации налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе нало­гоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указанием даты принятия. В случае отправки декларации по почте подтверждением ее представления служит опись вложения с указанием даты отправки.

Б тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговой декларации. В этом случае на налогоп­лательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным /шцам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавли­ваются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретйом налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных за­конодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствий с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков упла­ты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется ис­ключительно на основе закона и не может быть объектом соглашения. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Безнадежной.считается задолженность, взыскание которой оказа­лось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Она списывается в порядке, установленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо испол­нительными органами субъектов Федерации и местного самоуправле­ния (в отношении региональных и местных налогов соответственно) (ст. 59 части первой НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в


ISO Глава 7. Участники налоговых правоотношений


7.1. Налогоплательщики 181


 


порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, р'ассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихийные бедствия, тех­нологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования, налогоплательщик может оказаться не в состоянии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип справедливости, требующий учета платежеспособности лица, предопределяет право налогоплатель­щика в указанных и подобных им случаях претендовать на изменение сроков платежа налогов.

Данное право налогоплательщика связано с определением сроков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачивать на­логи в установленные сроки независимо от того, определен ли этот срок непосредственно законом или же соглашением, принятым на ос­нове и во исполнение закона.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денеж­ные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установлен­ном законодательством. Это означает, что до истечения установленно­го законом срока уплаты налога налогоплательщик должен представить в обслуживающий его "банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные денежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности отделения банка — в кассу органа местного управления либо почтового отделения.

По общему правилу налог уплачивается в рублях, но в определен­ных случаях — в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно

к каждому налогу.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. Б случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие на­рушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятель­но (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо же они могут быть выявлены в результате контрольных действий налого­вых органов.

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обя­зательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности


определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вручения ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности в декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.); он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую деклара­цию, заплатить недостающую сумму налога и пеней, В таком случае меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации не применяются' (ст. 81 части первой НКТФ).

Налоговые органы выявляют нарушения налогового законодатель­ства в ходе проверок, других контрольных действий. Если проверкой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправле­ния в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять закон­ные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений-законодательства о налогах и сборах (пп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обязаны контролировать выполнение указан­ных требований (ст. 32 части первой НК РФ).

Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультативные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы.,Если обязанность платить налоги и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанностью перед обще­ством и государством в целом, то факультативные обязанности уста­навливаются законами и реализуются во взаимоотношениях налогоп­лательщиков с налоговыми органами. Эти обязанности устанавлива­ются для того, чтобы обеспечить условия эффективной реализации налоговыми органами своих функций, прежде всего контрольных.

Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных НК РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС • России.

Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика, на основа­нии информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также но­тариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и тщ.) обратиться в налоговый орган с заяв­лением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предприни­мателей, также учитываются налоговыми органами в качестве нало-



Глава 7. Участники налоговых правоотношении


7.1. Налогоплательщики


1!


 


гоплателыциков. Однако от граждан не требуется никаких действий.
Налоговый учет проводится на основе сведений органов, регистриру­
ющих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рожде­
ния и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обя~.
зан незамедлительно известить его об этом. ' Г

По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина." Однако НК РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обя-'. занность провести дополнительную регистрацию и в других террито-" риалькых налоговых органах. Организации обязаны встать на налого- '• вый учет также и по местонахождению их филиалов, представительств.

Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как органша-
ций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего
им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих на­
логообложению. И в этих случаях регистрация организаций проводит-
ся на основе подаваемых ими заявлений, а физических лиц — на основе
информации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего
имущества..'.-_"

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивает­ся единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о нало­гоплательщиках группируются в Едином государственном реестре на-' логопл ательщ ико в.

Своевременное и правильное выполнение налогоплательщиками обязанностей по налоговой регистрации достигается применением санкций за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от него (ст. 13 6 и 117 части первой НК РФ).

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о су­щественных изменениях своего положения. На налогоплательщика воз­лагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его налоговому органу об изменениях своего положения, существенных для налогооб­ложения.

НК РФ возлагает на налогоплательщиков-предпринимателей и ор­ганизации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкрот­ства, ликвидации иди реорганизации. Эта информация предоставля­ется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по соб­ственной инициативе. Установлены сроки представления указанной


информации и ответственность за невыполнение данных требований: закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением

Выполнение налоговым органом контрольных функций возможно
. только при наличии документов, позволяющих проверить правиль-
ность исчисления и своевременность уплаты, налогов налогоплатель
щиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщиков обязан-
, ность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других
.документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов под-
- ■ тверждающих суммы полученных доходов и понесенных расходов уп­
лаченных налогов. - '

НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться на­логоплательщиком в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу

; данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода к кото-

: рому относится конкретный документ.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» устанавливает пятилетний срок хранения бух­галтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение

:- требовании их сохранности установлена только НК РФ Сет!2П ия,-™
первой НК РФ). ■ v части

Обязанность представлять налоговым органам документы и информа­цию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налого-

. вого органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплатель­щиком, так.и третьими лицами.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку впра­ве истребовать у проверяемого налогоплательщика документы' необ­ходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных копий долж­ны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст 93

• части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непоед-
ставление в установленный срок влечет наложение штрафа (с/126
части первой НК РФ). v* l u

Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся У него документы, содержащие сведения о другом налогоплательщике ■. Статья части первой НК РФ устанавливает обязанность налогопла­тельщика предоставлять налоговому органу необходимую информа­цию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Кодексом Статьей.126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ пред­ставить такие документы, уклонение от их представления, представле­ние документов с заведомо недостоверными сведениями.


184 Глава 7. Участники налоговых правоотношений


7.2. Иные участники налоговых правоотношений 185


 


Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловливают обязанность представить документы. Поэтому указанное требование остается декларативным.

Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной деятельнос­ти должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В частности, должностные лица налогового органа при Проведении выездной проверки имеют право доступа на территорию или в поме- ' щение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ.

7.2. Иные участники налоговых правоотношений 7.2.1. Налоговые агенты

Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательст­вом возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды. Иногда вместо понятия «налоговый агент» используется синонимичное понятие «фискальный агент».

' На частных лиц обязанности налоговых агентов российское зако­нодательство возлагает в нескольких случаях.

Во-первых, организации и предприниматели, выплачивающие до­ходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму подоходного налога с физических лиц, а в Пенсионный фонд Российской Федерации — сумму взносов. '

Во-вторых, при выплате хозяйственным обществом процентов или дивидендов учредителю (акционеру) — юридическому лицу налог на доход удерживается также у источника выплаты.

В-третьих, организация, выплачивающая иностранному юриди­ческому лицу сумму доходов от источников в РФ, обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц.

В-четвертых, налог на добавленную стоимость с иностранных юри­дических лиц, реализу'ющих-на территории РФ товары (работы, услу­ги), также удерживается российскими организациями, ведущими рас­четы с этими лицами.

Нетрудно заметить, что введение института налогового агента обу­словлено простыми причинами. В.отношении.иностранных"лиц не


существует другого надежного способа обеспечить - гарантированное поступление в бюджет'причитающихся с них сумм налогов. Что каса­ется взимания налогов с граждан у источника выплаты доходов, то необходимо учесть, что далеко не все способны разобраться в налого­вом законодательстве и правильно рассчитать сумму платежа. Бухгал­терия организации — источника выплаты справится с этим лучше. Взимание налога у источника выплаты дохода обеспечивает равномер­ные поступления в бюджет. Сравнительно ограниченное число нало­говых агентов легче проконтролировать, чем армию налогоплательщи­ков. Взимание налога у источника выплаты дохода уменьшает возмож­ности уклониться от. налогообложения.

Существенным является условие, в соответствии с которым обя­занности налоговых агентов распространяются только На суммы, вы­плачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплатель­щику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лично, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом.

При невозможности удержания налога (например, в том случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в де­нежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента огра­ничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно со­общить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. Сообщение подается в налоговую инспекцию, где налоговый агент состоит на учете. Этот налоговый орган информирует налоговую инспекцию по месту регистрации на-" логоплателыцика.

Таким образом, в подобных случаях на налогового агента не возла­гается обязанности ни перечислять в бюджет налог за свой счет, ни требовать с налогоплательщика 'уплатить налог агенту или непосред­ственно "в бюджет до момента выплаты причитающейся ему суммы.

"Необходимо учитывать, что возложение на предпринимателей и организации функций налоговых агентов — дополнительное обреме­нение. Такое возложение фискальных обязанностей на частных лиц не должно повлечь расходования ими значительных ресурсов. В против­ном случае к платежам, которые эти лица уплачивают как налогопла­тельщики, добавляются расходы на содержание штата, привлеченного для выполнения обязанностей налогового агента. К тому же следует учесть расходы на обеспечение этих сотрудников рабочими.местами, оборудованием, транспортом и др. Все это увеличивает тяжесть нало­гообложения. Кроме того, это бремя ставится в зависимость от внеш­них факторов (таких, как стоимость аренды офиса и т.п.). Это чревато


 


136 Глава 7. Участники налоговых прааоотношений


7.2- Иные участники налоговых правоотношений 287


 


нарушением принципа равного налогового бремени. Поэтому только в тех случаях, когда удержание налога может происходить автомати­чески, сопутствовать обычным действиям источника дохода, допусти­мо обременять частных лиц обязанностями налоговых агентов.

Налоговые органы контролируют исполнение организациями и предпринимателями обязанностей налоговых агентов. Проверяемся насколько правильно и своевременно исчисляются, удерживаются и перечисляются налоги, ведут ли агенты учет.выплаченных налогопла­тельщикам доходов и удержанных налогов, представляют ли налого­вым органам информацию о выплаченных суммах, удержанных и не-удержанных налогах.

Если налоговый орган выявит факты неисполнения или ненадле­жащего исполнения обязанностей налогового агента, организация или предприниматель могут быть подвергнуты санкциям. Статья 123 части первой НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 20% суммы неудержанного или неперечисленного налога.

7.2,2. Представители налогоплательщиков и налоговых агентов

Возраст лица не влияет на его статус налогоплательщика. Так, обя­занным заплатить подоходный налог может быть ребенок, получивший доход. Такие лица участвуют в налоговых отношениях через законных представителей — родителей, попечителей и др. НК РФ Не определяет субъектов, которые признаются законными представителями физичес­ких лиц. Ими признаются лица, выступающие в качестве представи­телей физических лиц в соответствии с гражданским законодательст­вом РФ (п. 2 ст. 27 части первой НК РФ).

Налогоплательщиков-организации в налоговых отношениях пред­ставляют лица, уполномоченные на то законом или учредительными документами организации. Их действия (бездействие) признаются дей­ствиями (бездействием) этой организации (ст. 28 части первой НК РФ). Поэтому при нарушении законодательства о налогах и сборах вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния которых вызвали правонарушение (п. 4 ст. 110 части первой НК РФ).

Помимо представительства по закону НК РФ допускает и предста­вительство по назначению. Налогоплательщик может уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в нало­говых органах и перед другими участниками налоговых отношений.

Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на вы­полнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано права


быть его представителями по назначению. К ним НК РФ относит долж­ностных лиц налоговых и таможенных органов, органов налоговой по­зиции, судей, следователей и прокуроров.

В некоторых странах установлен запрет для таких лиц представлять интересы налогоплательщиков и в течение ряда лет после оставления должности'. НК РФ подобных ограничений не ввел.

Уполномоченным лицам налогоплательщик должен выдать дове-' рениость. Она оформляется в порядке, установленном' гражданским законодательством РФ. Доверенность, выданная физическим лицом представителю, должна быть удостоверена нотариально (п, 3 ст. 29 части первой НК РФ).

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Поэтому они тоже могут воспользоваться услугами представителей.

7.2-3. Сборщика налогов и сборов

От налоговых агентов следует отличать сборщиков налогов и сбо­ров. Ими называют лиц, ведущих прием средств от налогоплательщи­ков и перечисление их в бюджет (ст. 25 части первой НК РФ). Статья 9 части первой НК РФ к функциям сборщиков относит не только взимание налогов и сборов, но и контроль за их уплатой.

Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные ими органы и должностные лица. Следовательно, организации и физические лица функции сборщиков налогов выполнять не должны.

Главное отличие сборщиков налогов и сборов от других участников налоговых отношений состоит в том, что сборщики ведут прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисле­ния), зачисляя их суммы на свой' счет или в свою кассу.

Налоговые органы, в отличие от сборщиков, налоги не взимают, а только контролируют правильность их исчисления, полноту и своевре­менность уплаты. Налоговые агенты не контролируют правомерности действий налогоплательщиков, а сами выполняют обязанности по ис­числению, удержанию и перечислению налогов. Банки как расчетно-кассовые центры также не контролируют выполнение налогоплатель­щиками их налоговых обязанностей, а лишь исполняют платежные поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органрв.

1 Шаталов С Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999. С. 132.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.