Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подзаконные нормативные акты о налогообложении 2 страница




4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части пер­вой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналити­ка-Пресс, 1999. С. 296^299, 548-552.

5. Шаталов С.Д, Комментарий к Налоговому кодексу Российской Феде­рации, части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999. С. 294—298, 579—582.

5. Изучите порядок исполнения банками решений налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов сумм налогов, сборов, пеней.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

— В каких случаях принудительное взыскание сумм налогов, сборов, пеней обращается на денежные средства на счетах налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов, налоговых агентов?

— Какой документ направляется в банк налоговым органом? Какие рек­визиты должен содержать этот документ?

-- В каких случаях банк должен отказаться исполнить решение налогового органа о взыскании сумм налогов, сборов, "пеней?

— Может ли банк при недостатке средств на счете налогоплательщика для погашения недоимок и пеней исполнять какие-либо платежные поручения налогоплательщика в первоочередном порядке?

— Укажите счета, с которых не производится принудительного взыскания сумм недоимок и пеней.

— В какие сроки банк обязан исполнить решение налогового органа о принудительном взыскании сумм недоимок и пеней?

— Какую ответственность несет банк за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности исполнить решение налогового органа о принуди­тельном взыскании сумм недоимок и пеней?

При подготовке ответов используйте источники:


200 Вопросы для самостоятельного изучения


Контрольные тесты



 


L Налоговый кодекс РФ. Ст. 46, 60, 135.

2. Гражданский кодекс РФ. Ст. 855.

3 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. № 200-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции».

4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части пер­вой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналити­ка-Пресс, 1999. С. 253-258,353-556.

5 Шаталов С Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Феде-рации части первой (постатейный). М: МЦФЭР, 1999. С. 227-238, 584-587.

6. 'Гаджиев Г.Л., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик -государство Правовые позиции Конституционного Суда Российской Феде­рации: Учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. С. 136-149.

6. Изучите порядок исполнения банками решений налоговых органов о
приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов.

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

— По чьим счетам в банках операции не могут приостанавливаться реше­ниями налоговых органов?

— Какие операции по счетам банк обязан прекратить при получении со­ответствующего решения налогового органа?

— Чем отличаются полномочия налоговых органов по приостановлению операций по счетам организаций от соответствующих полномочий в отноше­нии граждан-предпринимателей?

— Какова процедура принятия и обращения к исполнению решешш на­логового органа о приостановлении операций по счету?

— В каком порядке банк исполняет решение налогового органа о приос­тановлении операций по счету?

— Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежа­щего исполнения банком решения налогового органа о приостановлении опе­раций по счету?

При подготовке ответов используйте источники: 1. Налоговый кодекс РФ. Ст. 31 (п. 5), 76, 134.

2 Шатачов С Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Феде­рации части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999. С. 360-365, 582-583.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий / Под ред. В.И. Слома. М.: Статут, 1998. С. 197-201, 361-362.

7. Изучите порядок исполнения банками обязанностей по раскрытию ин­
формации налоговым органам.

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

— Какую информацию банки обязаны раскрывать налоговым органам?

— В отношении каких лиц действует обязанность банков по раскрытию

информации?

— В каких случаях и в каком порядке банки представляют налоговым

органам соответствующие сведения?


— Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежа- -цдего исполнения банком обязанностей по раскрытию информации? При подготовке ответов используйте источники:

1. Налоговый кодекс РФ. Ст. 86 (п. 2), 1351.

2. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Феде­рации, части первой (постатейный). М: МЦФЭР, 1999. С. 420, 588—590.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Выберите правильный или наиболее полный ответ.1

1. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных
лиц налогоплательщики:

а) имеют право не выполнять;

б) обязаны выполнить, но имеют право обратиться с жалобой в вышесто­
ящий налоговый орган или с иском в суд (арбитражный суд);

в) обязаны выполнить, но имеют право на обжалование, а также на ком­
пенсацию убытков.

2. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в том, что:

а) налогоплательщики подчинены налоговым органам;

б) налоговые органы имеют право действовать властно-обязывающим об­
разом;

в) налогоплательщики подчиняются требованиям законодательства о на­
логах и сборах.

3. Договор о налоговых льготах между налогоплательщиком и финансовым
органом может быть заключен в случаях:

а) предусмотренных НК РФ;

б) и на условиях, предусмотренных НК РФ;

в) когда это не приводит к уменьшению доходов федерального бюдже­
та РФ.

4. Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:

а) оно имеет строго определенный состав участников;

б) законодательство устанавливает признаки субъектов налога, а не их пер­
сональный состав;

в) законодательство устанавливает условия определения суммы налога, а..
не его размер.

5. Отличительным признаком..налогового обязательства от гражданско-
правового является:

а) односторонний характер;

б) гарантированность;

в) только положительное содержание.

6. Налоговый учет — это:

а) система учета информации о хозяйствующем субъекте;

1 Ответы к контрольным тестам см. на с. 591.



Контрольные тесты


Контрольные тесты



 


б) подраздел бухгалтерского учета;

в) система интерпретации данных бухгалтерского учета..

7 Отношения, в которых государство не проявляет властной компетенции:

а) не могут быть отнесены к налоговым;

б) относятся к налоговым;

в) могут быть отнесены к налоговым в предусмотренных законодательст­
вом случаях.

8. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного
незаконными действиями налогового органа, являются:

а) финансово-правовыми;

б) налоговыми;

в) гражданско-правовыми.

9. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являю гея:

а) юридические лица;

б) юридические лица, их филиалы;

в) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения,
составляющие бухгалтерский баланс и имеющие отдельный счет.

10. Консолидированным налогоплательщиком называют:

а) лицо, уплачивающее два и более налогов;

б) группу лиц, уплачивающих налоги по совокупным результатам своей

деятельности;

в) лицо, уплачивающее налоги в два и более бюджетов.

11. Признание лиц взаимозависимыми влечет:

а) необходимость представления совместной налоговой декларации;

б) оценку результатов сделок между ними, с учетом особых правил;

в) применение специальной шкалы налогообложения.

12 Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков:

а) форма собственности;

б) место учреждения (инкорпорации);

в) вид деятельности.

13. Налоговые органы представляют налогоплательщикам письменные
разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах:

а) за согласованную плату;.

б) за плату по тарифам, устанавливаемым МНС России;

в) бесплатно. '

14. Незаконные акты и требования налоговых органов налогоплательщик:

а) вправе не выполнять;

б) обязан выполнить, а затем имеет право обжаловать в вышестоящий

налоговый орган;

в) обязан выполнить, а затем имеет право обжаловать в вышестоящий на­
логовый орган или суд (арбитражный суд).

15. Взыскание налога, доначисленного вследствие признания сделки при-
• творной или мнимой, возможно:


а) по решению налогового органа;

б) по решению суда;

в) по решению налогового органа или суда.

16. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:

а) не допускаются;

б) допускаются, если, эти помещения используются для-индивидуальной
и предпринимательской деятельности;

в) допускаются только на основании постановления суда или прокурора.

17. Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью:

а) не обязаны вести учет доходов;

б) ведут учет доходов в произвольной форме;

в) ведут учет доходов по установленной форме.

- 18. Декларация должна быть представлена в налоговый орган налогопла­тельщиком:

а) только лично;

б) только по почте;

в) лично или по почте.

19. По общему правилу инструкции о заполнении деклараций по регио­
нальным налогам вправе издавать:

а) только МНС России по согласованию с Минфином России;

б) только соответствующие региональные органы МНС России;

в) только соответствующие региональные органы МНС России по согла­
сованию с финансовыми органами субъекта федерации.

20. При обнаружении ошибок в подаваемой налогоплательщиком декла­
рации налоговый орган:

а) вправе отказать в принятии декларации;

б) вправе отказать в принятии декларации и потребовать исправлений;

в) обязан примять декларацию и указать на ошибку.

21. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых орга­
нов может быть:

а) размер платежа налога;

б) срок уплаты налога;

в) порядок уплаты налога.

22. Налог считается уплаченным:

а) в момент зачисления суммы платежа на соответствующий бюджетный
счет;

б) в момент отражения факта платежа в учетных регистрах налогового ор­
гана;

в)'в момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения n?i уп­лату налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика.

23. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы
перерасчет налоговых обязательств производится:,

а) за период, в котором допущена ошибка;

б) за текущий период, в котором выявлена ошибка;



Контрольные тесты


Список рекомендуемой литературы 205


 


в) за период, в котором допущена или выявлена ошибка, — в зависимости от обстоятельств.

24. Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимате­
лей:

а) не подлежат постановке на учет в налоговых органах;

б) обязаны встать на налоговый учет;

в) регистрируются налоговыми органами.

25. Организации обязаны встать на налоговый учет:

а) по месту своего нахождения, месту расположения обособленных под­
разделений, недвижимого имущества, транспортных средств, основных фон­
дов;

б) по месту своего нахождения, месту расположения обособленных под­
разделений, недвижимого имущества, транспортных средств;

в) по месту своего нахождения, месту расположения обособленных под­
разделений, недвижимого имущества.

26. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета
и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в тече­
ние:

а) трех лет;

б) четырех лет;

в) пяти лет.

27. В случае получения налогоплательщиком дохода в натуральной форме
налоговый агент обязан; '

а) удержать налог;

б) потребовать от налогоплательщика внесения суммы налога в кассу
агента;

в) сообщить необходимые данные налоговому органу.

28. Главный бухгалтер организации полномочен представлять ее в отно­
шениях с налоговыми органами:

а) в силу занимаемой должности; " б) на основании доверенности или соответствующей записи в учредитель­ных документах;

в) на основании норм законодательства о бухгалтерском учете и отчет­ности.

29. Прием и взимание налогов выполняют:

а) сборщики налогов;

б) налоговые органы;

в) сборщики налогов и налоговые органы.

30. Обязанности контролировать правильность исчисления и полноту уп­
латы некоторых налогов, информировать налоговые органы о фактах, суще­
ственных для налогообложения, возложены на:

а) судей;

б) нотариусов;

в) организации и лица, регистрирующие имущество.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вшпрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. М.: МЦФЭР, 1995.

2. Витряпский В.В. Парадоксы нормотворчества // Экономика и жизнь. 1996, № 48.

3. Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в Российской Фе­дерации. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997.

4. Kapaceea M.B. Финансовое правоотношение. Воронеж: Изд-во Воронеж­ского гос. ун-та, 1997.

5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1999.

6. Курбатов А.Я. Основные формы взаимодействия гражданского и налогово­го законодательства // Хозяйство и право. 1996. № 6.

7. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. 360 с.

8. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков: 2001. 584 с.

9. Химтева И.И. Налоговое право: Учебник. М.: БЕК, 1997.

10. Щёкин Д.М. Налоговые последствия недействительных сделок // Ваш на­
логовый адвокат. 1999. № 2 (8).


8.1. Понятие и виды источников налогового права 207


Раздел HI

ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Г л а в а 8 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

8.1. Понятие и виды источников налогового права

Под источниками права понимают формы выражения норм деист-''.' вующего права.

Система источников налогового права'в структурном отношении'-;
делится на две части: источники, имеющие внутригосударственную v
природу, и между народно-правовые источники. ;'-;

В налоговом праве определяющую роль играют внутригосударствен-.? ные (национальные) источники. К ним относят законы, подзаконные !: правовые акты, судебную практику (решения органов конституцион­ной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай.

Роль и значение этих источников налогового права в разных странах неодинаковы. Основным источником налогового права являются за-. коны, среди которых доминирующее положение занимает Основной ' закон — Конституция.

В регулировании налоговых отношений высока роль подзаконных нормативных актов. В различных странах объем подзаконного регули-"' рования налоговых отношений разный. Однако эти акты издаются на основе и во исполнение законов, имеют подчиненный характер.

Судебная практика официально признается источником права, в. том числе налогового, в англосаксонских странах. В странах конти- -. нентальной правовой системы признано, что суд не творит, а приме- " няет право. Однако и здесь судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай — сложившееся в практике обыкновение, став­шее юридически обязательным — в налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основном в сферах, не имеющих прямого отно­шения к исчислению и уплате налогов (порядок прохождения налого­вых законопроектов в парламенте и т'.п.).


Определенное влияние на налоговые отношения оказывает и юри­дическая доктрина — научные труды и теории в области налогового права. Однако необходимо рассматривать ее не как самостоятельный источник права, а как одну из основ развития источников налогового Права.

Международно-правовые источники налогового права представлены дву- и многосторонними договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения.

Системе источников налогового права свойственно единство, ос­новой которого служат отношения субординации ее элементов. Суб­ординация исключает конкуренцию различных источников в регули­ровании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права ос­новным принципам налогообложения, закрепленным или выте­кающим из Конституции; соответствии подзаконных нормативных актов законам.

Международные интеграционные процессы приводят к унифика­ции источников налогового права. Она затрагивает как содержание правовых норм, так и форму их выражения. В странах с разными сис­темами национального права все большее значение приобретают зако­ны и международные договоры {схема. Ш— I)1.'

Схема III— 1

Внутригосударственные
Правовой обычай
Законы

ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

 

  Международно-правовые  
             
Дву-и многосторонние договоры   Решения международных судов
             
Судебная практика

Подзаконные

нормативные

акты

1 См.: Фомина О.А. Источники налогового права зарубежных стран. М., 1996. С. 10.


208 Глава 8. Налоговое законодательство


8.2. Понятие налогового законодательства 209


 


8.2. Понятие налогового законодательства

Традиционно в советской теории государства и права понятием «законодательство» охватывались акты различных государственных ор­ганов, в том числе органов исполнительной власти, имевшие норма­тивный характер. Однако принципиальная концепция, лежащая в ос­нове формирования налогового законодательства Российской Федера­ции — создание системы законов о налогах прямого действия, исклю­чающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая воз­можность неоднозначного толкования тех или иных положений, со­здает необходимые условия для подлинной защиты прав налогопла­тельщиков.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Конституционный Суд Рф отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. На­логи, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными»1. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определя­ет, что право устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате — компетенция представительных органов мест­ного самоуправления. Свои полномочия в налоговой сфере представи­тельные органы местного самоуправления реализуют только в соответ­ствии с федеральными законами. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «конституционное требование об установ­лении налогов и сборов только и исключительно в законодательном по­рядке представляет собой один из принципов правового демократичес­кого государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкцио­нированного вмешательства исполнительной власти»2.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 941 -По делу
о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской
области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламен­
тирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в
названные регионы» // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1909.

2 Пункт 3 постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П
«О проверке конституционности статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля
1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля
1997 г.». // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.


На этих конституционных положениях базируется и НК РФ. Со­гласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законода­тельными (представительными) органами власти субъектов Федера­ции. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Таким образом, акты органов исполнительной власти не включены в законодательство о налогах и сборах.

В действительности, налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако необходимо учитывать, что только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнитель­ные органы местного самоуправления, а также органы государствен­ных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты до вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случа­ях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 части первой НК РФ).

Однако насколько свободен законодатель в установлении таких случаев? Как широко он может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти? От ответа на этот вопрос может зависеть судь­ба всего законодательства о налогах,.поскольку «выветривание» зако­нов сводит их значение на нет.

Законодательная ветвь власти формируется в рамках системы раз­граничения компетенции государственных органов. Эта система пере­станет функционировать, если законодательный орган по какой-либо причине не будет выполнять свои функции. Этим будут подорваны гарантии реализации гражданских прав и свобод.

Гарантией реализации прав налогоплательщика является реальное разделение права облагать налогом и взимать его. Поэтому законода­тель не вправе отказаться от выполнения своих функций, в том числе широким делегированием полномочий. С позиции Конституции РФ наделение законодательного органа правом устанавливать налоги озна­чает также и обязанность законодательного органа самостоятельно ре­визовать это право.



Глава 8. Налоговое законодательство


8.2. Понятие налогового законодательства



 


Конституционный Суд РФ подтвердил эту точку зрения и указал в ттпстановтении от 11 ноября 1997 г. № 16-П, что «наделение законо-льного органа Российской Федерации конституционными полно-данями устанавливать налоги означает также обязанность самостоя­тельно реализовать эти полномочия».

В силу указанных причин право представительного органа делегир­овать свои полномочия по установлению и определению существен­ных элементов налоговых обязательств небезгранично. Представитель­ный орган не может делегировать органу исполнительной власти, право установление налога или сбора в целом. Только отдельные элементы Н оидического состава налога могут быть установлены органами испол­нительной власти на основе прямого указания об этом в законе о кон-ноМ налоге. При этом закон должен указать основные характерис­тик которые будут лежать в основе решения органа исполнительной

власти.

Утверждение налогов законом - не только средство ограничения

опномочий исполнительной власти, но и необходимый инструмент

ановления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачи-

У°ть налоги Только законодательная форма введения денежной по-

Винности в максимальной степени исключает взаимосвязь уплаты на-

с решением налогоплательщика о целесообразности такого 'шага.

Л°Г«Облекая решения по вопросам налогообложения в форму закона,

^дарственная власть пресекает попытки обсуждения налоговых опе^

ний на предмет их целесообразности, поскольку режим законности

полагает безусловное исполнение законов. Для граждан, настаи-

ПРС гиих на нецелесообразности тех или иных налоговых норм, остается

Лиственная возможность для конструктивных политических дейсг-

\ _ добиваться внесения через парламент изменений, дополнений

В текст налогового закона, либо требовать его отмены. При этом до тех

ор пока норма не будет изменена или отменена, налогоплательщик

обязан неукоснительно ее выполнять»1.

Конституционный Суд РФ отметил, что «налог - необходимое уе-

существования государства, поэтому обязанность платить нало-

закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, рас-

ГИ' -граняется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного

ПРе°бования государства... С публично-правовым характером налога и

W ^дарственной казны и с фискальным суверенитетом государства

связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и

i Г ыоин А Н- Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрмт, 1993. С. 78.


принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств»\

Таким образом, законодательную форму установления налоговых ■ обязательств можно рассматривать как своего рода компромисс публич­ной цели взимания налогов и частного характера источников налога. На­рушение равновесия одинаково пагубно и для налогоплательщиков, и для бюджета. Для налогоплательщиков потому, что ведет к произволь­ному лишению их части собственности, для бюджета потому, что чре­вато нестабильностью бюджетных поступлений, пагубно сказывается на выполнении государством его социальных функций. Так, в поста­новлении от 1 апреля 1997 г. № б-П Конституционный Суд Россий­ской Федерации указал, что средства, полученные в результате взима­ния сбора, введенного Правительством РФ с превышением полномо­чий, не предусмотрены доходной частью бюджета, что ставит под со-. мнение правомерность их расходования Правительством РФ (абз. 8 п. 2). Незаконно собранные средства, по общему правилу, должны быть возвращены плательщикам. В результате этого остаются нереа­лизованными какие-то запланированные программы. Законодатель- -ная форма установления налога в этом смысле выступает гарантией формирования доходной части бюджета в соответствии с намеченными показателями.

Вопрос о налоговом законодательстве — это не только вопрос о видах нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих уре!улироваиию именно актами конкретного вида. По форме налого­вое законодательство — совокупность актов законодательных (пред­ставительных) органов; по содержанию налоговое законодательство — совокупность норм, регулирующих вопросы налогообложения и сбо­ров, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных (пред­ставительных) органов власти.

Можно предложить следующее определение." Налоговое законода­тельство — совокупность норм, содержащихся в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов Федерации, актов представительных ор­ганов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сбо­ров, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникнове­ния, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответ­ственность за нарушения налоговых обязательств (схема Ш—2).

'< См.: абз. 2, 4 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от |7декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. № I. Ст. 197.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.