КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подзаконные нормативные акты о налогообложении 2 страница
4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1999. С. 296^299, 548-552. 5. Шаталов С.Д, Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999. С. 294—298, 579—582. 5. Изучите порядок исполнения банками решений налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов сумм налогов, сборов, пеней. Подготовьте ответы на следующие вопросы: — В каких случаях принудительное взыскание сумм налогов, сборов, пеней обращается на денежные средства на счетах налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов? — Какой документ направляется в банк налоговым органом? Какие реквизиты должен содержать этот документ? -- В каких случаях банк должен отказаться исполнить решение налогового органа о взыскании сумм налогов, сборов, "пеней? — Может ли банк при недостатке средств на счете налогоплательщика для погашения недоимок и пеней исполнять какие-либо платежные поручения налогоплательщика в первоочередном порядке? — Укажите счета, с которых не производится принудительного взыскания сумм недоимок и пеней. — В какие сроки банк обязан исполнить решение налогового органа о принудительном взыскании сумм недоимок и пеней? — Какую ответственность несет банк за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности исполнить решение налогового органа о принудительном взыскании сумм недоимок и пеней? При подготовке ответов используйте источники: 200 Вопросы для самостоятельного изучения Контрольные тесты
L Налоговый кодекс РФ. Ст. 46, 60, 135. 2. Гражданский кодекс РФ. Ст. 855. 3 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. № 200-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции». 4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1999. С. 253-258,353-556. 5 Шаталов С Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Феде-рации части первой (постатейный). М: МЦФЭР, 1999. С. 227-238, 584-587. 6. 'Гаджиев Г.Л., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик -государство Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. С. 136-149. 6. Изучите порядок исполнения банками решений налоговых органов о Подготовьте ответы на следующие вопросы. — По чьим счетам в банках операции не могут приостанавливаться решениями налоговых органов? — Какие операции по счетам банк обязан прекратить при получении соответствующего решения налогового органа? — Чем отличаются полномочия налоговых органов по приостановлению операций по счетам организаций от соответствующих полномочий в отношении граждан-предпринимателей? — Какова процедура принятия и обращения к исполнению решешш налогового органа о приостановлении операций по счету? — В каком порядке банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету? — Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счету? При подготовке ответов используйте источники: 1. Налоговый кодекс РФ. Ст. 31 (п. 5), 76, 134. 2 Шатачов С Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 1999. С. 360-365, 582-583. 3 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий / Под ред. В.И. Слома. М.: Статут, 1998. С. 197-201, 361-362. 7. Изучите порядок исполнения банками обязанностей по раскрытию ин Подготовьте ответы на следующие вопросы. — Какую информацию банки обязаны раскрывать налоговым органам? — В отношении каких лиц действует обязанность банков по раскрытию информации? — В каких случаях и в каком порядке банки представляют налоговым органам соответствующие сведения? — Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежа- -цдего исполнения банком обязанностей по раскрытию информации? При подготовке ответов используйте источники: 1. Налоговый кодекс РФ. Ст. 86 (п. 2), 1351. 2. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). М: МЦФЭР, 1999. С. 420, 588—590. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Выберите правильный или наиболее полный ответ.1 1. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных а) имеют право не выполнять; б) обязаны выполнить, но имеют право обратиться с жалобой в вышесто в) обязаны выполнить, но имеют право на обжалование, а также на ком 2. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в том, что: а) налогоплательщики подчинены налоговым органам; б) налоговые органы имеют право действовать властно-обязывающим об в) налогоплательщики подчиняются требованиям законодательства о на 3. Договор о налоговых льготах между налогоплательщиком и финансовым а) предусмотренных НК РФ; б) и на условиях, предусмотренных НК РФ; в) когда это не приводит к уменьшению доходов федерального бюдже 4. Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что: а) оно имеет строго определенный состав участников; б) законодательство устанавливает признаки субъектов налога, а не их пер в) законодательство устанавливает условия определения суммы налога, а.. 5. Отличительным признаком..налогового обязательства от гражданско- а) односторонний характер; б) гарантированность; в) только положительное содержание. 6. Налоговый учет — это: а) система учета информации о хозяйствующем субъекте; 1 Ответы к контрольным тестам см. на с. 591. Контрольные тесты Контрольные тесты
б) подраздел бухгалтерского учета; в) система интерпретации данных бухгалтерского учета.. 7 Отношения, в которых государство не проявляет властной компетенции: а) не могут быть отнесены к налоговым; б) относятся к налоговым; в) могут быть отнесены к налоговым в предусмотренных законодательст 8. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного а) финансово-правовыми; б) налоговыми; в) гражданско-правовыми. 9. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являю гея: а) юридические лица; б) юридические лица, их филиалы; в) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, 10. Консолидированным налогоплательщиком называют: а) лицо, уплачивающее два и более налогов; б) группу лиц, уплачивающих налоги по совокупным результатам своей деятельности; в) лицо, уплачивающее налоги в два и более бюджетов. 11. Признание лиц взаимозависимыми влечет: а) необходимость представления совместной налоговой декларации; б) оценку результатов сделок между ними, с учетом особых правил; в) применение специальной шкалы налогообложения. 12 Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков: а) форма собственности; б) место учреждения (инкорпорации); в) вид деятельности. 13. Налоговые органы представляют налогоплательщикам письменные а) за согласованную плату;. б) за плату по тарифам, устанавливаемым МНС России; в) бесплатно. ' 14. Незаконные акты и требования налоговых органов налогоплательщик: а) вправе не выполнять; б) обязан выполнить, а затем имеет право обжаловать в вышестоящий налоговый орган; в) обязан выполнить, а затем имеет право обжаловать в вышестоящий на 15. Взыскание налога, доначисленного вследствие признания сделки при- а) по решению налогового органа; б) по решению суда; в) по решению налогового органа или суда. 16. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения: а) не допускаются; б) допускаются, если, эти помещения используются для-индивидуальной в) допускаются только на основании постановления суда или прокурора. 17. Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью: а) не обязаны вести учет доходов; б) ведут учет доходов в произвольной форме; в) ведут учет доходов по установленной форме. - 18. Декларация должна быть представлена в налоговый орган налогоплательщиком: а) только лично; б) только по почте; в) лично или по почте. 19. По общему правилу инструкции о заполнении деклараций по регио а) только МНС России по согласованию с Минфином России; б) только соответствующие региональные органы МНС России; в) только соответствующие региональные органы МНС России по согла 20. При обнаружении ошибок в подаваемой налогоплательщиком декла а) вправе отказать в принятии декларации; б) вправе отказать в принятии декларации и потребовать исправлений; в) обязан примять декларацию и указать на ошибку. 21. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых орга а) размер платежа налога; б) срок уплаты налога; в) порядок уплаты налога. 22. Налог считается уплаченным: а) в момент зачисления суммы платежа на соответствующий бюджетный б) в момент отражения факта платежа в учетных регистрах налогового ор в)'в момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения n?i уплату налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. 23. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы а) за период, в котором допущена ошибка; б) за текущий период, в котором выявлена ошибка; Контрольные тесты Список рекомендуемой литературы 205
в) за период, в котором допущена или выявлена ошибка, — в зависимости от обстоятельств. 24. Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимате а) не подлежат постановке на учет в налоговых органах; б) обязаны встать на налоговый учет; в) регистрируются налоговыми органами. 25. Организации обязаны встать на налоговый учет: а) по месту своего нахождения, месту расположения обособленных под б) по месту своего нахождения, месту расположения обособленных под в) по месту своего нахождения, месту расположения обособленных под 26. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета а) трех лет; б) четырех лет; в) пяти лет. 27. В случае получения налогоплательщиком дохода в натуральной форме а) удержать налог; б) потребовать от налогоплательщика внесения суммы налога в кассу в) сообщить необходимые данные налоговому органу. 28. Главный бухгалтер организации полномочен представлять ее в отно а) в силу занимаемой должности; " б) на основании доверенности или соответствующей записи в учредительных документах; в) на основании норм законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. 29. Прием и взимание налогов выполняют: а) сборщики налогов; б) налоговые органы; в) сборщики налогов и налоговые органы. 30. Обязанности контролировать правильность исчисления и полноту уп а) судей; б) нотариусов; в) организации и лица, регистрирующие имущество. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вшпрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. М.: МЦФЭР, 1995. 2. Витряпский В.В. Парадоксы нормотворчества // Экономика и жизнь. 1996, № 48. 3. Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в Российской Федерации. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997. 4. Kapaceea M.B. Финансовое правоотношение. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997. 5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1999. 6. Курбатов А.Я. Основные формы взаимодействия гражданского и налогового законодательства // Хозяйство и право. 1996. № 6. 7. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. 360 с. 8. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков: 2001. 584 с. 9. Химтева И.И. Налоговое право: Учебник. М.: БЕК, 1997. 10. Щёкин Д.М. Налоговые последствия недействительных сделок // Ваш на 8.1. Понятие и виды источников налогового права 207 Раздел HI ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА Г л а в а 8 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 8.1. Понятие и виды источников налогового права Под источниками права понимают формы выражения норм деист-''.' вующего права. Система источников налогового права'в структурном отношении'-; В налоговом праве определяющую роль играют внутригосударствен-.? ные (национальные) источники. К ним относят законы, подзаконные !: правовые акты, судебную практику (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай. Роль и значение этих источников налогового права в разных странах неодинаковы. Основным источником налогового права являются за-. коны, среди которых доминирующее положение занимает Основной ' закон — Конституция. В регулировании налоговых отношений высока роль подзаконных нормативных актов. В различных странах объем подзаконного регули-"' рования налоговых отношений разный. Однако эти акты издаются на основе и во исполнение законов, имеют подчиненный характер. Судебная практика официально признается источником права, в. том числе налогового, в англосаксонских странах. В странах конти- -. нентальной правовой системы признано, что суд не творит, а приме- " няет право. Однако и здесь судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений. Правовой обычай — сложившееся в практике обыкновение, ставшее юридически обязательным — в налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основном в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате налогов (порядок прохождения налоговых законопроектов в парламенте и т'.п.). Определенное влияние на налоговые отношения оказывает и юридическая доктрина — научные труды и теории в области налогового права. Однако необходимо рассматривать ее не как самостоятельный источник права, а как одну из основ развития источников налогового Права. Международно-правовые источники налогового права представлены дву- и многосторонними договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения. Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов. Субординация исключает конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствии подзаконных нормативных актов законам. Международные интеграционные процессы приводят к унификации источников налогового права. Она затрагивает как содержание правовых норм, так и форму их выражения. В странах с разными системами национального права все большее значение приобретают законы и международные договоры {схема. Ш— I)1.' Схема III— 1
ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА
Подзаконные нормативные акты 1 См.: Фомина О.А. Источники налогового права зарубежных стран. М., 1996. С. 10. 208 Глава 8. Налоговое законодательство 8.2. Понятие налогового законодательства 209
8.2. Понятие налогового законодательства Традиционно в советской теории государства и права понятием «законодательство» охватывались акты различных государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, имевшие нормативный характер. Однако принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства Российской Федерации — создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков. Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Конституционный Суд Рф отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными»1. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что право устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате — компетенция представительных органов местного самоуправления. Свои полномочия в налоговой сфере представительные органы местного самоуправления реализуют только в соответствии с федеральными законами. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти»2. 1 Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 941 -По делу 2 Пункт 3 постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П На этих конституционных положениях базируется и НК РФ. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Таким образом, акты органов исполнительной власти не включены в законодательство о налогах и сборах. В действительности, налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако необходимо учитывать, что только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты до вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 части первой НК РФ). Однако насколько свободен законодатель в установлении таких случаев? Как широко он может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти? От ответа на этот вопрос может зависеть судьба всего законодательства о налогах,.поскольку «выветривание» законов сводит их значение на нет. Законодательная ветвь власти формируется в рамках системы разграничения компетенции государственных органов. Эта система перестанет функционировать, если законодательный орган по какой-либо причине не будет выполнять свои функции. Этим будут подорваны гарантии реализации гражданских прав и свобод. Гарантией реализации прав налогоплательщика является реальное разделение права облагать налогом и взимать его. Поэтому законодатель не вправе отказаться от выполнения своих функций, в том числе широким делегированием полномочий. С позиции Конституции РФ наделение законодательного органа правом устанавливать налоги означает также и обязанность законодательного органа самостоятельно ревизовать это право. Глава 8. Налоговое законодательство 8.2. Понятие налогового законодательства
Конституционный Суд РФ подтвердил эту точку зрения и указал в ттпстановтении от 11 ноября 1997 г. № 16-П, что «наделение законо-льного органа Российской Федерации конституционными полно-данями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовать эти полномочия». В силу указанных причин право представительного органа делегировать свои полномочия по установлению и определению существенных элементов налоговых обязательств небезгранично. Представительный орган не может делегировать органу исполнительной власти, право установление налога или сбора в целом. Только отдельные элементы Н оидического состава налога могут быть установлены органами исполнительной власти на основе прямого указания об этом в законе о кон-ноМ налоге. При этом закон должен указать основные характеристик которые будут лежать в основе решения органа исполнительной власти. Утверждение налогов законом - не только средство ограничения опномочий исполнительной власти, но и необходимый инструмент ановления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачи- У°ть налоги Только законодательная форма введения денежной по- Винности в максимальной степени исключает взаимосвязь уплаты на- с решением налогоплательщика о целесообразности такого 'шага. Л°Г«Облекая решения по вопросам налогообложения в форму закона, ^дарственная власть пресекает попытки обсуждения налоговых опе^ ний на предмет их целесообразности, поскольку режим законности полагает безусловное исполнение законов. Для граждан, настаи- ПРС гиих на нецелесообразности тех или иных налоговых норм, остается Лиственная возможность для конструктивных политических дейсг- \ _ добиваться внесения через парламент изменений, дополнений В текст налогового закона, либо требовать его отмены. При этом до тех ор пока норма не будет изменена или отменена, налогоплательщик обязан неукоснительно ее выполнять»1. Конституционный Суд РФ отметил, что «налог - необходимое уе- существования государства, поэтому обязанность платить нало- закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, рас- ■ ГИ' -граняется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного ПРе°бования государства... С публично-правовым характером налога и W ^дарственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и i Г ыоин А Н- Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрмт, 1993. С. 78. принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств»\ Таким образом, законодательную форму установления налоговых ■ обязательств можно рассматривать как своего рода компромисс публичной цели взимания налогов и частного характера источников налога. Нарушение равновесия одинаково пагубно и для налогоплательщиков, и для бюджета. Для налогоплательщиков потому, что ведет к произвольному лишению их части собственности, для бюджета потому, что чревато нестабильностью бюджетных поступлений, пагубно сказывается на выполнении государством его социальных функций. Так, в постановлении от 1 апреля 1997 г. № б-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что средства, полученные в результате взимания сбора, введенного Правительством РФ с превышением полномочий, не предусмотрены доходной частью бюджета, что ставит под со-. мнение правомерность их расходования Правительством РФ (абз. 8 п. 2). Незаконно собранные средства, по общему правилу, должны быть возвращены плательщикам. В результате этого остаются нереализованными какие-то запланированные программы. Законодатель- -ная форма установления налога в этом смысле выступает гарантией формирования доходной части бюджета в соответствии с намеченными показателями. Вопрос о налоговом законодательстве — это не только вопрос о видах нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих уре!улироваиию именно актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство — совокупность актов законодательных (представительных) органов; по содержанию налоговое законодательство — совокупность норм, регулирующих вопросы налогообложения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных (представительных) органов власти. Можно предложить следующее определение." Налоговое законодательство — совокупность норм, содержащихся в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов Федерации, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств (схема Ш—2). '< См.: абз. 2, 4 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от |7декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. № I. Ст. 197.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |