Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция правового статуса женщины в Тунисе




«Равноправие женщины – важнейший показатель степени демократизации общества. Проблема женской эмансипации универсальна, ибо в той или иной степени она стоит в каждой стране. Но в государствах мусульманского, в том числе арабского мира, она имеет исключительно важное социальное и политическое значение.»[89]

Тунис — это, пожалуй, единственная страна в современном арабском мире, где женщины обладают подлинным равноправием с мужчинами. «По данным медиакомпании Thomson Reuters на 2013 год, Тунис занимает 6 место из 22-х по правам женщин среди арабских стран, а на международном уровне - 46 место из 148 стран по половому равенству.»[90] Тем не менее, достижение столь высокого уровня — это результат серьезных преобразований в законодательстве, которые стали возможны во многом благодаря женскому движению.

«Основным толчком к развитию данного движения стало влияние французской колонизации. Когда Тунис был французской колонией, женщины в этой стране были завуалированы, необразованны и занимались домашним хозяйством. Но Тунис еще до обретения независимости (в первой половине ХХ в.) перенял многие прогрессивные европейские идеи, в том числе и идеи женской эмансипации. Однако женское движение в Тунисе того времени затронуло небольшую часть женского населения, целью которой было достижение личной независимости, а не стремление к политическому или экономическому участию.

Во время движения за независимость стала выдвигаться и идея и полового равенства, например, в начале XX века многие девочки по инициативе своих родителей стали получать образование. После достижения Тунисом независимости в 1956 г. власти молодой республики приняли решение проводить активную политику, нацеленную на достижение гендерного равноправия и слом устаревших общественных традиций.

Новое законодательство Туниса максимально приблизило тунисских женщин к положению женщин в Европе, предоставив мусульманкам, по крайней мере, юридически, все гражданские и политические права (была отменена полигамия, принудительный брак, женщины Туниса получили политические права и пр.) Новая конституция Туниса (1959 г.) давала женщинам новые права, позволяющие им работать в нетрадиционных секторах (медицина, армия, машиностроение), а также возможность открывать банковские счета и вести бизнес. В 1962 году женщины получили право выбирать, сколько они хотят иметь детей, а в 1965 году были легализованы аборты, которые можно проводить до срока 3-х месяцев. Несмотря на многочисленные позитивные изменения в законодательстве Туниса в области решения гендерного вопроса, общество было во многом не готово к подобным переменам.

В 1987 г. произошла так называемая «жасминная революция» (смена власти в Тунисе, совершённая бескровно, в результате которой по медицинским основаниям был смещён первый президент Тунисской Республики Хабиб Бургиба), ознаменовавшая собой корректировку новым руководством страны политического курса развития.

Новое руководство в первое время тесно сотрудничало с исламистскими силами, что вызвало недовольство в тунисском обществе. Многие видели в активизации сотрудничества с исламистами сворачивание многих прогрессивных реформ или даже их отмену (в частности отмену Кодекса). Общественное мнение заставило Бен Али и его команду официально подтвердить неприкосновенность Кодекса и начать кампанию, направленную не только на поддержку политики предыдущего режима в области решения гендерной проблемы, но и на расширение прав и возможностей тунисских женщин.

Так, в 1992 г. и 1993 гг. в Кодекс личного состояния, Уголовный кодекс и в Закон о гражданстве были внесены существенные поправки, расширившие права и возможности женского населения страны.

Политика, проводимая Бен Али, содействовала расширению уровня представительства женщин в политической сфере и привела к тому, что Тунис, по сравнению с другими арабскими странами, смог достичь очевидных успехов в решении гендерного вопроса и стал, по сути, лидером арабского мира в это области.»[91]

«В 1945 г. был образован Союз тунисских женщин (СТЖ) (Национальный союз тунисских женщин), который продолжает функционировать и в настоящее время. Его деятельность охватывает все сферы жизнедеятельности тунисских женщин, а главными задачами организации являются улучшение положения женщин и ликвидация всех форм гендерной дискриминации в отношении них. НСТЖ действует на национальном и региональном уровнях, кроме того, он активно занимается и международной деятельностью.

В 2002 году женщина получила право принимать гражданство мужа-иностранца и детей. До 2009 года женщины немусульманки не имели право наследовать имущество мужа-мусульманина.

До 2011 года в стране проводилась антихиджабная политика, начиная с 1981 года, когда был ратифицирован закон № 108, запрещающий женщинам носить платок в государственных учреждениях. В 1985 году этот запрет распространился на все учебные заведения.

В 2007 году в честь 50-летия со дня реализации кодекса о личном статусе были созданы 2 новых законопроекта: первый увеличил жилищные права женщин, второй установил минимальный возраст 18 лет для брака мужчины и женщины, несмотря на то, что к этому времени средний возраст женщины для вступления в брак составлял уже 25 лет, а для мужчины — 30.

После событий революции 2011 года был отменён закон о половом равенстве, так как среди представителей власти преобладали религиозные консерваторы - они значительно урезали права женщин в стране и ограничили влияние феминисток. Были опасения, что в будущем женщины потеряют свой голос и возможность участвовать в публичной сфере после установления в стране законов шариата.»[92] «Но в январе 2014 года Национальная ассамблея Туниса подписала новую статью к Конституции Туниса, которая наделила женщин и мужчин одинаковыми правами.

В двадцатой статье, которая была одобрена 6 января 2014 года, сказано о том, что женщины обладают такими же правами, как и мужчины, а также несут ту же правовую ответственность. За обновленную статью проголосовало 159 членов ассамблеи. При этом в ее состав входит 169 человек.

В Тунисе действует феминистическая политика, главным образом, чтобы поддерживать хороший имидж в Европе. И такая пропаганда в местных СМИ приносила свои плоды. Однако на деле права женщин не особо выделяются на фоне соседних стран, таких как Марокко. В частности, в Тунисе всё ещё сохраняется патриархальное угнетение женщин, а также разные ограничения, накладываемые на женские университеты.»[93]

А.А. Безручко*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.