Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус женщины в исламе




Большинство современных правоведов констатируют, что нормы Шариата не гарантируют равенство прав мужчин и женщин, что существует явная дискриминация в реализации прав женщин в вопросах наследственного права, инициативы бракоразводного процесса и некоторых других вопросов. Однако стоит заметить, что стереотипное мнение о женщине как об абсолютно бесправном существе ошибочно, так как мусульманское право предоставляет определенные права и возможности для их реализации.

Согласно исламским учениям женщина считается более уязвимой по сравнению с мужчиной, возможно именно поэтому предписания религиозных исламских источников расцениваются как умаляющие достоинство женщины, поэтому, в первую очередь, объектами нашего внимания будут условия заключения и прекращения брака.

Брак – один из важнейших институтов ислама. Источники мусульманского права устанавливают четкий порядок личных прав и обязанностей супругов, законный режим имущества супругов, бракоразводный процесс.

Вопреки мнению исследователей, женщина должна дать согласие на брак, она имеет право отказаться от союза, а отец или опекун не имеют право принудить ее выйти замуж против собственной воли[96] Одно из обязательных условий заключения брака – свадебный подарок (махар), который жених обязан преподнести невесте вне зависимости от ее согласия на него. Если свадьба состоялась, то махр становится собственностью жены, и никто не имеет право использовать этот дар кроме нее, даже в случае развода муж не вправе истребовать свадебный подарок обратно. Женщина, как и мужчина, правоспособна и имеет свободно распоряжаться своим имуществом, а муж, в свою очередь, должен беречь имущество жены и не имеет права распоряжаться им без ее согласия

Исламская религия не приветствует развод, однако такая процедура закреплена в нормах Шариата и представляет длительный и сложный процесс, как для мужчины, так и для женщины. Существуют две основные формы расторжения брака: талак и хуль. Если инициатор развода мужчина, то бракоразводный процесс будет именоваться талаком. Коран гласит, что «талак разрешен лишь дважды». Первый и второй талаки могут быть отменены и дают сторонам право восстановить брачные отношения. Такая форма имеет преимущество, ведь данное условие дает возможность на изменение решения, а значит, ведет к сохранению семьи[97].

При разводе женщина обязана получить от мужа прощальный подарок, а именно денежную компенсацию, и, на мой взгляд, это ставит мужчину в невыгодное положение, которое должно дать стимул к переосмысливанию собственных действий.

Если бракоразводный процесс начался по инициативе супруги, то используется хуль, то есть такая форма расторжения брака, когда женщина, желает по какой-либо причине расстаться с мужем, предлагая ему часть собственности. И нужно заметить, что женщина будет считаться разведенной без учета его желаний3.

Из всего вышесказанного нужно отметить, что количество разводов в государствах с официальной исламской религией значительно меньше4.

Подробнее остановимся на применении физической силы к женщине, так как это одна из актуальных проблем для ислама.

Известный эксперт в области ислама Леонид Сюкияйнен утверждает, что в исламском обществе существует точка зрения, что муж может ударить женщину в случае ее непослушания. Ученый утверждает, что данный феномен существовал еще в доисламские времена, а позднее нашел отражение в Коране. «Забитое положение женщин в некоторых странах объясняется не исламом, а традициями и обычаями местных народов. Более того, положение женщин всегда становилось лучше, они получали больше защиты, когда законы Шариата соблюдались строже».

В мировом сообществе существует еще одна точка зрения на жестокое обращение с женщинами, а именно, председатель Российского общества исламоведов профессор Тауфик Ибрагим полагает, один и тот же глагол в арабском языке имеет много значений и может переводиться совершенно по-разному: «бить», «отвернуть», «выразить недовольство».

Поэтому исследователь предполагает, что утверждения о допустимости рукоприкладства основываются на неточном переводе исламских священных текстов[98].

К сожалению, применения грубой физической силы по отношению к женщинам чаще всего становится объектом нарушения

Стоит остановиться и на правомочия женщины в отношении наследства. История показывает, что в доисламский период женщина была лишена права наследования, а иногда она и сама становилась объектом наследования, но с утверждением ислама женщина получила право быть наследницей. Женщина вправе наследовать половину доли имущества, причитающегося мужчине, так как мужчина несет ответственность за полное содержание своей семьи, а женщина не имеет никаких финансовых обязательств и не обязана содержать себя, так как она на законном основании получает материальное обеспечение от мужчины - мужа, сына, отца или брата, а при их отсутствии - обязанности ее содержания возлагаются на государство.[99]

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что мусульманское право на пути своего исторического развития, поддерживая различные течения и правовые школы, сформировало достаточно строгие предписания ислама, которые в значительной мере закрепостили положение женщин, однако нам нужно признать, что многие предписания Шариата на сегодняшний день устарели и не могут быть применяться сегодня без значительных изменений.

Стоит заметить, что в настоящее время мусульманские страны предпринимают определенные попытки по разрешению злободневной проблемы в отношении прав женщин. Например, начиная с 2006, проводятся конференции исламских министров, на которых принимаются программы по улучшению правового положения женщин в мусульманских странах, что свидетельствует о попытке государства решить данную проблему.

Д. С. Евстигнеева*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.