Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный законодательный процесс




Тема законодательного процесса как никогда, актуальна именно сегодня, на пути формирования гражданского общества, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы, экономического роста и повышения благосостояния населения. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы негативно сказываются на всей правовой системе.

Законодательный процесс— упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

Законодательный процесс, протекает в определенных формах и может быть разбит на этапы, иными словами, это - совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность ФС РФ.

Как правило, выделяются следующие общие стадии законодательного процесса: внесение законопроекта (законодательная инициатива); рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах; принятие закона; промульгация (подписание закона главой государства); опубликование закона.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся: преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации Российской Федерации и Государственной Думой Российской Федерации в связи с отклонением СФ РФ принятых ГД РФ законов; повторное рассмотрение ГД РФ и СФ РФ законов, отклоненных Президентом РФ;

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в ГД РФ определены и установлены статьей 104 Конституции РФ. Согласно статье 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

 

А.А. Балтаева*

Депутатская неприкосновенность в Российской Федерации.

Проблема депутатского иммунитета возникает в связи со злоупотреблением правом депутатской неприкосновенности. В течение последних лет Государственной Думе приходилось несколько раз рассматривать законопроекты об ограничении депутатской неприкосновенности, инициаторами которых были депутаты ряда фракций. Однако проекты были отклонены в связи с тем, что большинство депутатов отказалось от участия в голосовании. Данная проблема чаще привлекает внимание рядовых избирателей. Так как они считают, что депутатская неприкосновенность освобождает депутата от ответственности. 84% голосовавших уверены, что отмена депутатской неприкосновенности положительно скажется на борьбе с коррупцией. Противоположного мнения придерживаются всего 7% респондентов откуда данные? Таковы результаты исследования, проведенного всероссийским центром изучения общественного мнения. Однако ведущей особенностью статуса является то, что депутат является это представитель народа, выражающий его интересы в парламенте.

Неприкосновенность депутатов закреплена в статье 98 Конституции РФ 1993 г. Неприкосновенность является главной правовой гарантией деятельности депутата. По содержанию эта гарантия наиболее высокого уровня, чем гарантия неприкосновенности личности. Она имеет публично-правовой характер, служит публичным интересам, не является личной привилегией, обеспечивает повышенную охрану личности, ограждает от необоснованных преследований, способствует самостоятельности и независимости деятельности парламентария.[190] Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации неприкосновенность предоставляется на весь срок их полномочий. Они не могут быть привлечены к административной или к уголовной ответственности. Согласно Конституции РФ, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления. Также не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы. [191]

Положительными чертами депутатской неприкосновенности является то, что депутат имеет свободу слова и действий, то есть для достижения целей высказывает свое мнение, тем самым призывая к чему-либо народ.

Вопрос о лишении парламентариев неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ. Он может получить согласие на привлечение к административной или уголовной ответственности и на задержания. Кроме случаев, когда задержание происходит на месте преступления. Представление об аресте и обыске члена совета Федерации или депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату Федерального собрания. Палаты рассматривают данное представление в соответствии с регламентом палаты и принимают по нему решение. Далее они обязаны сообщить о решение Генеральному прокурору трехдневный срок. В случае необходимости палаты могут потребовать от Генерального прокурора дополнительные материалы. В рассмотрении вопросов в Совете Федерации и в Государственной Думе имеют право участвовать соответственно член Совета Федерации и депутат Государственной Думы. В трехдневный срок суд, следователь или орган дознания обязан сообщить о прекращении дела или о вступившем в силу приговоре суда.

Перед тем как привести примеры лишения депутатской неприкосновенности, хочу отметить, что за всю свою историю Государственная Дума лишь несколько раз давала согласие Генеральному прокурору на снятие депутатской неприкосновенности.

Первый кто был лишен данной гарантии – Сергей Мавроди (6 октября 1995 года). В отношении него было возбуждено уголовное дело в связи с финансовыми махинациями в бытность его главной компании «МММ». Вторым был лишен «иммунитета» депутат от Дагестана Надир Хачилаев (18 сентября 1998 года). В отношении него было возбуждено уголовное дело за организацию вместе с братом беспорядков в столице Дагестана Махачкале в мае 1995 года. В июне 2000 года Хачилаев был приговорен к полутора годам, но амнистирован, а 1 августа 2003 года его застрели в Махачкале. 1 ноября 2001 года по запросу Генеральной прокуратуры частично был лишен депутатской неприкосновенности независимый депутат Государственной Думы Владимир Головлев. Уголовное дело в отношении Головлева, по данным Управления информации и общественных связей Генеральной прокуратуры РФ, было возбуждено в 1996 году в связи с его деятельностью в Челябинской области и расследовалось областной прокуратурой. Тогда Государственная Дума согласилась с ходатайством Генеральной прокуратуры о проведении следственных действий в отношении Головлева, однако не дала согласия на его арест. [192]

Последним было рассмотрено дело о лишении неприкосновенности депутата Митрофанова А. В.. В августе 2013 года Мещанский суд Москвы вынес приговор о лишении свободы двух граждан по делу о крупном мошенничестве. Суть дела заключалась в том, что данные фигуранты дела пообещали бизнесмену повлиять на решение арбитражного суда в его сторону, получив за это 2,2 млн рублей. Алексей Валентинович Митрофанов оказался свидетелем передачи взятки, но он воспользовался своей депутатской неприкосновенность. Так как всех участников сделки задержали на месте, кроме Митрофанова. Сразу после происшествия депутат уехал за рубеж на лечение. По этой причине дело о лишении его депутатской неприкосновенности перенесли на 23 сентября 2014 года. В этот же день РИА Новости г. Москва сообщили: «Государственная Дума сняла депутата с его поста главы по информационной политике, поскольку он уже три месяца не появлялся в Парламенте».

Итак, ученые, изучая проблемы неприкосновенности депутатов, большое внимание уделяют анализу концептуальных положений данного института как неотъемлемого элемента статуса любого парламентарии. На сегодняшний день тенденция развития института неприкосновенности депутата остается актуальной. И ее основным направлением является расширение мер ответственности и видов следственных действий. В решении вопроса об отмене неприкосновенности необходимо искать «золотую середину». Депутаты не должны беспокоиться того, что из-за их политических убеждений может быть развернуто преследование, поэтому им необходим иммунитет. Нельзя полностью ликвидировать институт неприкосновенности, так как тогда снизится эффективность работы Государственная Дума и вся российская законодательная власть в целом.

 

Е.И. Белоусов*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.