КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественная экологическая экспертиза как форма общественного контроля
Под понятием «экологическая экспертиза» законодатель понимает установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду[596]. Существует государственная и общественная экологическая экспертиза. И если при первом варианте проверочных действий сущность процедуры ясно описана в законе, то при столкновении со вторым вариантом возникает несколько проблем. Первое упоминание об общественной экологической экспертизе в российском законодательстве возникло в законе РСФСР 19.12.1991г. «Об охране окружающей природной среды». Основными принципами ее стали гласность и участие общественности, а также то, что положения данной экспертизы вступают в силу только после ее утверждения органами, ответственными за проведение государственной экологической экспертизы. Именно с появлением этого закона общественная экспертиза стала рассматриваться как одна из форм общественного контроля. С появлением ФЗ «Об экологической экспертизе» порядок и условия проведения общественной экологической экспертизы были конкретизированы. Однако проблем, возникающих при практической организации и проведении экспертизы, стало лишь немного меньше. Раскроем некоторые из них. Правовое регулирование данной формы общественного контроля характеризуется фрагментарностью[597]. Вследствие отсутствия четких юридических требований институт общественной экологической экспертизы не получил широкого применения. С целью уменьшения административных барьеров ФЗ от 18.12.2006г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в ФЗ №174-ФЗ, сократившие перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе. В частности, проектная документация объектов капитального строительства, которая являлась одним из главных объектов экспертизы, исключена из данного перечня. Произошла подмена экологической экспертизы экспертизой проектной документации. Она предусмотрена нормами Градостроительного Кодекса, который не предусматривает участия общественности в данном мероприятии. Ст.21 вышеупомянутого ФЗ№ 174-ФЗ приравнивает объекты государственной экспертизы к объектам общественной, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. В связи с этим возникает вопрос: что можно отнести к сведениям, составляющим коммерческую тайну? Разумеется, практически у каждой организации есть локальные акты, содержащие перечень закрытых сведений. Соответственно, при наличии в проектной документации информации, составляющей коммерческую тайну, сильно ограничивается возможность доступа к экологическим аспектам проверяемой деятельности[598]. ФЗ №174-ФЗ раскрывает основные идеи и условия проведения общественной экологической экспертизы, не затрагивая при этом, какими именно нормативными и ненормативными актами должен регулироваться сам ход экспертизы. Целесообразно полагать, что законодатель подразумевал применение к процедуре общественной экологической экспертизы нормативных документов, регулирующих проведение государственной. Перечень этих документов утвержден Приказом Госкомэкологии. Актуальным является вопрос о статусе наблюдателя при проведении экспертизы. Согласно ст.22 ФЗ №174-ФЗ, общественные организации, осуществляющие ее, имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий, а также в обсуждении заключений общественной экологической экспертизы. При этом ни один нормативный акт не регулирует права и обязанности наблюдателей. Остается только предполагать, что входит в их обязанности, имеют ли они право голоса и возможность обжаловать действия экспертов. Проведение общественной экологической экспертизы возможно только при государственной регистрации заявления общественной организации об ее проведении. Данное заявление рассматривает орган местного самоуправления. Итогом рассмотрения должна являться либо регистрация, либо соответствующий отказ. Однако законодатель не определяет порядок самой регистрации, кроме того, что неразрешенное в течение 7 дней заявление считается автоматически зарегистрированным. ФЗ «Об экологической экспертизе» содержит положение о том, что заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта РФ. Проблема: исключает ли проведение общественной экспертизы обязательное проведение государственной? Разумным считаем то, что государственная экспертиза в любом случае останется обязательной – исходя из того, что в нормах закона, регламентирующих ее проведение, отсутствуют положения о возможности ее замещения общественной экологической экспертизой. Общественный контроль – один из институтов гражданского общества. Общественная экологическая экспертиза является формой общественного контроля. Так как государство в целом следует курсу на развитие взаимодействия с институтами гражданского общества, низкая роль общественного экологического контроля противоречит этой политической тенденции. Институт общественной экологической экспертизы появился относительно недавно, и многие объясняют недосказанности и неопределенности закона именно этим. Логично предположить, что именно отсутствие четко регламентированного и законодательно закрепленного порядка проведения данного мероприятия заставляет государственную экологическую экспертизу превалировать над общественной. В заключение, согласимся с мнением Таталиной А.В[599], о том, что появление нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения между органами государственной власти, заказчиками планируемой деятельности, органами местного самоуправления и общественностью, усилило бы положение общественной экологической экспертизы как института общественного контроля.
В.Н.Капицкий*
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |